- Как помочь подростку повысить самооценку?
- Личный пример родителей
- Общение, поощрение, похвала
- Список достижений
- Спорт
- Хобби, как источник вдохновения
- Хвалите
- Особенности в юношеском возрасте
- Признаки низкой самооценки ребенка
- Признаки того, что ребенок не справляется с ожиданиями родителей или окружающих:
- Причины неуверенности в себе у детей
- Советы психологов
- Причины завышенной самооценки
- Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)
- Родное плечо
- Что такое самооценка подростка?
- Возможные причины тревожного поведения
- События, которые могут привести к тревожным последствиям:
- «Ты самая красивая на свете»
- Особенности адекватной самооценки
- Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку
Как помочь подростку повысить самооценку?
Достигая подросткового возраста, ребята все еще остаются детьми, со всеми вытекающими последствиями. Они не могут самостоятельно оценить свои способности, а также склонны к преувеличению. Даже малейший пустяк кажется им неисправимой ошибкой природы, сломавшей юную жизнь буквально в самом начале. Именно поэтому им так необходима помощь отца и матери, а возможно и детского психолога.
Важно: Даже одного сомнения в низкой самооценке ребенка достаточно для того чтобы предпринять определенные меры сразу же. Не стоит ожидать, что подросток справится сам
Желательно на начальной стадии предпринять определенные шаги и поднять уверенность подростка.
Личный пример родителей
Все познается в сравнении, а уж у подростков тем более. Они уже не дети и для того, чтобы их донести до них определенную точку зрения, необходим наглядный пример. Отец или мать могут рассказать ребенку о том, с какими трудностями столкнулись они в процессе взросления и как преодолели возникшие препятствия
Более того, необходимо заострить внимание на результате. Уважение, престижная должность, материальный достаток даются недаром, а только когда человек действует, трудится
Но не стоит пугать подростка проблемами, лучше обрисовать привлекательную перспективу и предложить на выбор несколько поэтапных инструкций. Задача не кажется такой сложной, если ее разбить на сегменты и показать приз. К тому же, ребенок оценит, что ему предоставляется право выбора между несколькими вариантами и ему хотят просто помочь.
Общение, поощрение, похвала
Даже взрослые нуждаются в похвале, а уж подростки тем более. Конечно, не стоит их хвалить за все свершения и поощрять материально, но определенную систему ценностей стоит выработать на основе тех же оценок, даже при повышении только на 1 балл, уборку комнаты либо помощи маме на кухне.
Но не стоит забывать, что помимо поощрений ребенок нуждается и в простом общении, которое подтверждает, что им интересуются как личностью. Да, возможно, современная мода и не нравиться родителям, а музыка режет слух, но право на личные вкусы есть и у детей. Поэтому не критикуем увлечения детей, а интересуемся, что их привлекает в той же музыкальной группе, жанре фильмов либо же формате одежды.
В процессе общения родителям не стоит забывать о том, что их личные ожидания от детей могут не совпадать с мнением подростков. Не все хотят стать юристами и экономистами, есть масса и других достойных профессий. Почему бы не пройти несколько тестов на выявление предрасположенности к отдельным видам деятельности? Ребенку будет интереснее заниматься усиленно по некоторым школьным предметам, если он поймет, что получит в результате.
Также не нужно критиковать внешность ребенка. Не все рождаются красавцами, но быть интересным можно и другими способами. Сейчас есть масса косметических средств, специальные упражнения для корректировки фигуры и наращивании мышечной массы. Можно подобрать интересную прическу, макияж и особенный гардероб для девочки и она будет выглядеть стильно, и индивидуально.
Список достижений
У каждого ребенка свои ожидания, таланты и возможности, поэтому не стоит ставить перед подростком глобальную задачу. Лучше всего обрисовать, что определенные заслуги в учебе или спорте могут привести к осуществлению мечты. Далее разбиваем тернистый путь к великому свершению на небольшие задачи и формируем наглядное пособие в виде плаката. С одной стороны, можно изобразить цель, к примеру, дорогую машину, а с другой — помешать информацию о достижениях.
Спорт
Регулярные физические занятия не только способствуют укреплению здоровья, но и тренируют целеустремленность. Также спорт помогает избавиться от многих комплексов. Если мальчик невысокого роста получит разряд по карате, вряд ли он будет бояться ходить по улицам впоследствии либо чувствовать себя ущербным.
Хобби, как источник вдохновения
В каждом есть нотка творчества, кто-то любит оригами, вышивку бисером или конструирование моделей самолета. Не обязательно быть профессионалом для того, чтобы получить удовольствие от занятия интересным делом. Почему бы не создать подростку условия для отдыха в процессе сотворения личного шедевра и почувствовать себя значимым.
Хвалите
Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы — стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.
Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.
За что хвалить? Например, когда ребенок:
- сделал что-то, требующее усилий;
- выполнил какую-то работу;
- проявил качество, которое мы ценим;
- сделал то, о чем мы просили;
- справился с чем-то;
- был приветлив и отзывчив;
- проявил мужество.
А также во множестве других ситуаций.
Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.
Особенности в юношеском возрасте
Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов. Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз
Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку. В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт
Поэтому советы должны быть очень корректными.
Признаки низкой самооценки ребенка
Маленькие дети и дошкольники рассматривают себя, как элемент семьи, и авторитет родителей для них важнее, чем вся информация, приходящая извне.
К 12 годам они накапливают опыт общения, учатся критически мыслить и сомневаться. Теперь сверстники и учителя влияют на них больше, чем близкие люди, количество требований резко возрастает.
Признаки того, что ребенок не справляется с ожиданиями родителей или окружающих:
- Малыш держится в стороне от других детей, скрещивает ноги, группируется, не смотрит в глаза взрослым.
- Не переносит критику, не умеет проигрывать, часто плачет вместо того, чтобы отстаивать свою правоту.
- Отказывается быть первым в играх и соревнованиях, не выступает инициатором чего-либо.
- В больших группах не высказывает свое мнение, пока к нему не обратятся напрямую – уверен в собственной бесполезности, боится быть осмеянным.
- Дошкольник или подросток без причины агрессивен. Так он пытается защитить себя от нападения.
- Отсутствует интерес к собственному внешнему виду – ребенок может быть неопрятным, ходить в одной одежде несколько дней, забывать про чистоту волос и ногтей.
- Ребенок говорит тихо, непонятно. Строит короткие предложения, может оборвать речь из-за недостаточного внимания к нему.
- Слишком жесток к себе, подолгу переживает из-за собственных ошибок, не верит в возможность успеха.
- Дети постарше пытаются повысить самооценку с помощью издевательств над младшими и слабыми.
У ребенка может обнаружиться один, несколько — или сразу все эти признаки. Нельзя сказать точно, относятся ли они к низкой самооценке, или сигнализируют о других проблемах.
Чтобы исключить ошибку, следует изучить окружение ребенка.
Причины неуверенности в себе у детей
Дети трехлетнего возраста имеют такую характерную черту, как эмоциональный эгоцентризм, который проявляется в их четкой убежденности в том, что они являются центром всего. У ребенка развивается чувство неуверенности, когда всяческими действиями и словами его в этом разубеждают. Исходя из этого, можно выделить три основные причины потери ребенком уверенности в себе:
Недостаток любви.
Дети раннего возраста нуждаются в определенном объекте привязанности, которым зачастую является кто-то из родителей, и постоянном проявлении любви к себе. Если он не ощущает, что его любят, ему постоянно не хватает внимания, ребенок может чувствовать себя одиноким и покинутым. Эмоциональное отвержение родителями порождает в нем отчужденность к окружающим, тревогу и неуверенность в своих силах.
Запугивания.
Детские капризы и непослушание — неминуемый этап развития и воспитания, который нужно вовремя заметить и правильно скорректировать. Некоторые родители, не справляясь в такой ситуации, прибегают к манипуляциям и запугиваниям, которые для ребенка выглядят как агрессия и вызывают чувство отчуждения, недоверия и неуверенности в себе.
Отсутствие поддержки.
Ребенок постепенно осваивает окружающий мир и, попадая в новую обстановку, он испытывает некоторый стресс и даже страх. В такие моменты для него очень важна поддержка взрослого, которая может выражаться даже в простом присутствии рядом и физическом контакте. Отсутствие такой поддержки вызывает у него чувство покинутости, страх и стресс при этом усугубляются, что влияет на общее психологическое состояние.
Советы психологов
Одной из основных причин низкой самооценки подростков является неблагоприятная атмосфера в семье. Прежде чем критиковать ребенка либо учить чему-то — родителям необходимо разобраться в себе и обеспечить благоприятную обстановку дома.
Никто не любит сравнений с другими людьми, потому что, как правило, сопоставление не в пользу подростка
Зачем развивать комплекс неполноценности у ребенка, не лучше ли заострить внимание на имеющихся талантах. Успеха можно достичь и в банальной бухгалтерии и даже в комьютерных играх.
Экстремальные и активные виды спорта повышают самооценку подростков как у них лично, так и среди сверстников
Уличные танцы, сноуборд, велотрек, бальные танцы – вариантов может быть множество, взамен личностное развитие, снижение времени за компьютером и масса новых друзей.
Список положительных черт характера и талантов поможет поверить в себя и поднять самооценку подростку, особенно если родитель объяснит, что сейчас дают то же упорство, доброта, а также что эти качества могут принести в будущем. Такой подход заставит ребенка переоценить свою личность и почувствовать себя значимым.
Причины завышенной самооценки
Проблемы завышенной самооценки начинаются, как правило, в детстве, а именно, с нарциссизма родителей, когда мама и папа воспринимают ребенка как способ самоутверждения, эмоциональные потребности малыша в должной мере не удовлетворяются.
Еще одна распространенная причина завышенной самооценки – когда ребенок единственный в семье, особенно остро проблема проявляется, когда родители долгое время не могли родить малыша.
Избалованность в детстве – когда родители не могу правильно выстроить отношения с ребенком, потакают его пожеланиям, уделяют чрезмерное внимание и ставят интересы превыше своих, вероятнее всего, во взрослом возрасте такому ребенку придется столкнуться с завышенной самооценкой.
Многие люди с привлекательной внешностью имеют завышенную самооценку, поскольку красивые черты лица воспринимаются человеком как превосходство над другими людьми. Чаще внешность становится причиной высокой самооценки у женщины.
В некоторых случаях неправильное восприятие себя формируется под влиянием преподавателей, которые выделяют в коллективе учеников любимчиков или по другим признакам – материальное положение семьи, социальное положение родителей.
Отсутствие сложных испытаний в жизни формирует у ребенка, а затем и у взрослого завышенную самооценку.
Наличие у человека особенных талантов – таких людей часто превозносят, и под влиянием общественного мнения у него формируется высокая самооценка.
Хорошее материальное положение – когда человек финансово независим, его оценка себя и своих возможностей повышается.
Важно! Часто люди с завышенной самооценкой конфликтуют с теми, у кого восприятие себя и своих возможностей гораздо ниже
Важно! Часто люди с завышенной самооценкой конфликтуют с теми, у кого восприятие себя и своих возможностей гораздо ниже
Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)
В этом видео психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства» Марина Романенко подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.
Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:
Акцентируйте внимание молодого человека на том, что гораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам. Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
Ведите разговоры без поучающих интонаций
Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.
Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь?..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.
Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.
Родное плечо
Конечно, самое эффективное слово – родительское. Поэтому в случае замеченных тревожных признаков надо менять курс воспитания от критического на более равноправный:
просто советовать;
акцентировать внимание на том, что хорошо получается;
спросить у ребёнка его мнение при покупке какой-то одежды для него или других вещей;
научиться выслушивать его мысли;
дать ему возможность высказывать свое мнение;
совершать самостоятельные поступки, иметь собственные интересы.
относиться к нему как к личности и всеми силами стараться его понять;
исподволь просто втянуть ребёнка в любой разговор, где позже можно коснуться и чего-то ранящего его самолюбие;
категорически забыть проводить какие-то параллели по любому поводу, особенно сравнивая с ровесниками.
Необходимо понять, насколько значительны для подростка понимание и поддержка. Он должен быть уверен, что, обращаясь к отцу или матери, найдёт всегда близкого по духу человека, который воспринимает его тревоги и проблемы как свои, без лишнего осуждения. Главное, сохранить психическое здоровье подростка.
Что такое самооценка подростка?
Подросток обычно не способен адекватно воспринимать самого себя и окружающий мир. Многое проходит через призму эмоционального настроя. Другими словами, внешняя среда, которая оказывает большое влияние на самооценку подростка, может быть воспринята неадекватно, что и скажется на самомнении ребенка. Что такое самооценка подростка? Это способность индивида оценивать самого себя, осознавать свою личность, относить свои проявления, поведение и качества характера к положительным или отрицательным характеристикам.
Подросток обычно формирует свою самооценку через призму того, что о нем говорят другие люди. В частности его интересует мнение ровесников, друзей, представителей противоположного пола, которым он желает нравиться, и авторитетов. Остальные источники критики или похвалы могут оказывать лишь косвенное влияние.
В зависимости от того, какой самооценкой подросток обладает, таких друзей он себе находит и таким образом ведет себя в коллективе людей. Более того, оценки окружающих людей и взаимодействие с ними сказывается на том, какой самооценкой начинает обладать подросток. Другими словами, самооценка влияет на поведение и ощущения подростка, который начинает общаться и взаимодействовать с людьми так, чтобы они еще раз подтвердили ему то, каким человеком он является. Это замкнутый круг, который возможно разорвать, если подросток поймет происходящее либо ему в этом помогут.
Таким образом, самооценка подростка является:
- Неустойчивой.
- Ситуативной.
- Подверженной воздействию внешней среды.
Возможные причины тревожного поведения
Дети до 3 лет думают, что мир существует для них. Уверенность в собственной исключительности покидает их постепенно, под давлением внешней информации, которая несет с собой негативный опыт.
События, которые могут привести к тревожным последствиям:
- В обществе сложилось мнение, что личные особенности ребенка являются его недостатками. Например, склонность к ожирению, низкий рост, необычный тембр голоса, родимые пятна, врожденные дефекты.
- Чрезмерно заботливые родители не позволили малышу вырасти самостоятельным, научиться преодолевать трудности, испытать триумф при освоении новых навыков.
- Невнимательные родители в своих заботах не уделяли время малышу, чем внушили ему уверенность, что он лишний и ненужный, его потребности только мешают окружающим достигать важных целей.
- Ребенку часто ставили в пример более успешных детей. Это научило его злиться на других, не верить в себя и добиваться хороших результатов не ради удовольствия, а для разовой похвалы.
- Токсичная атмосфера в школе – самая частая причина низкой самооценки. Неуважение, нежелание прислушаться к детским потребностям, запугивания и подавление индивидуальности для удобства учителя приводят к последствиям, лечить которые детям предстоит много лет.
Если в жизни ребенка происходило хотя бы одно из этих событий, то наблюдаемые особенности поведения действительно говорят о низкой самооценке. Работать с этой проблемой можно в любом возрасте. Подросток не меньше дошкольника нуждается в профилактике и лечении депрессивных состояний.
«Ты самая красивая на свете»
Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.
Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.
Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе
Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств
Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.
Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.
Особенности адекватной самооценки
Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:
- ответственность;
- способность высоко оценивать окружающих;
- уверенность;
- принципиальность;
- отстаивание собственных интересов.
Особенности поведения при адекватной самооценке:
- Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
- Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
- Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.
Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.
Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку
Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:
- Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
- Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
- Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
- Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
- Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
-
Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
- Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.
Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию
Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.
Способы правильного поощрения дошкольника:
- хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
- родители должны оценивать только поступки;
- использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
- давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;
Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!