Теория самодетерминации
Self-determination theory являет собой психологический подход, который объясняет мотивацию человека. Она рассматривает проблематику причин поступков. Ее создателями являются два американца – Райан и Деси. Они выделяют несколько основных идей подхода:
- основой внутренней мотивации являются три базовых потребности – человеку необходимо чувствовать себя комфортно (это касается наличия еды, туалета, личной гигиены), безопасно, принадлежать к группе (это может касаться личной жизни либо трудовой, общественной деятельности индивида);
- существует несколько вариантов внешней мотивации, которые отличаются друг от друга и при этом могут контролировать поведение;
- чрезвычайно значимым является социальный контекст – он влияет на эффективное/неэффективное функционирование индивида.
Основной термин – самодетерминация – в рамках этой теории рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора варианта действий, независимо от влияния внутриличностных процессов и того, что происходит вовне.
Ученые утверждают, что постоянный рост можно обеспечить тремя факторами:
Компетентностью
Для человека важно получение новых знаний и выработка навыков.
Связью. Он стремиться быть причастным к какой-либо группе людей.
Автономностью
Для него принципиален контроль собственного поведения и самостоятельный подбор целей для достижения.
В психологии встречается термин «Принцип самодетерминации». Он относится к области психофизиологии. Он устанавливает, что действие зависит не от влияния внешней среды, а от живого организма. С помощью данного принципа ученые выделяют особенности детерминизма в деятельности человека.
Проявление самодетерминации
Теория самодетерминации рассматривает человека в качестве активного деятеля, который способен эффективно использовать свойства биологического, психологического и социального характера. Они необходимы для достижения поставленных целей и применяются даже в условиях ограничений, которые накладывает текущая ситуация.
Все это связано с тем, что для человека характерны 3 основные психологические потребности, являющиеся врожденными по своей природе:
- потребность в самодетерминации (автономии),
- потребность в компетентности,
- потребность в близких отношениях с окружающими.
Первая потребность состоит в стремлении человека к самостоятельному контролю своих действий и поведения, а также становление как независимый инициатор. Ее удовлетворение тесно связано с двумя остальными и не достигается без них.
Например, при проведении экспериментальных исследований подростки с высоким уровнем самодетерминации отметили, что их отношения с матерью и отцом доверительные и дружеские, а сами родители всегда проявляют интерес к их деятельности, предоставляя им при этом достаточное количество свободы.
Самодетерминация представляет собой не только потребность, но и качественную характеристику человеческого поведения. Она включает способность человека осуществлять выбор, чувствуя самого себя, а не подкрепления, стимулы или внешние силы. При этом именно человек, включая его убеждения, желания и стремления, выступает как источник и причина поведения. Здесь успех или неудача в действиях могут быть объяснены эффективностью саморегуляции, что отражает большое значение внутреннего локуса контроля и воли при обеспечении самодетерминации поведения.
Отличительная особенность самодетерминации в историях взрослых людей состоит в гибкости в процессе управления и взаимодействия между собой и окружением. Здесь человек может так выстраивать собственное поведение в конкретных условиях, что действовать приходится в зависимости от предъявляемых требований, достигая при этом поставленной цели.
Самодетерминация взрослых включает как осуществляемый человеком контроль своего окружения или результатов действий, так и выбор вариантов прекращения данного контроля. Ее становление влияет на формирование внутренней мотивации, являющейся базовой основой автономного, неадаптивного поведения.
Развитие самодетерминации у взрослых
Самодетерминация является основной врожденной склонность, ведущей организм к вовлеченности в интересующее поведение. Последнее чаще всего обладает преимуществами для развития умения осуществлять гибкое взаимодействие с социальными субъектами и средой.
В качестве эмпирических критерий самодетерминации выступают:
- спонтанность,
- креативность,
- интерес и личностная значимость в качестве причин для действий,
- чувства и ощущение себя свободным,
- определенные психолингвистические индикаторы (например, глаголы «должен» и «хочу», преобладающие в речи).
Потребность в самодетерминации начинает развиваться с первых дней жизни. Уже с момента рождения для ребенка характерны естественные тенденции исследовать и манипулировать, а также проявлять любопытство. Все эти признаки присущи для конца 6 месяца как свободное «Я». К 9 месяцам их выражение происходит через абсолютное предпочтение новизны, в год это приводит к устойчивым попыткам уметь что-либо. Уже в более старшие годы признаки дифференцируются в различные специфические интересы.
В подобных тенденциях происходит проявление внутренней мотивации, поэтому признаки не могут требовать внешнего стимула или давления, возникая спонтанно. Это происходит в случае отсутствия препятствий со стороны социального контекста.
Внутренне мотивированная форма активности способна обеспечивать собственную награду как возбуждение, интерес и наслаждение (сопутствуют ей). Она представляет собой самоцель и не включает средства для достижения более отдаленных последствий.
Замечание 1
Понятие «самодетерминация» предложил и в деталях разработали американские ученые Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Базовые положения концепции они формулировали в отношении проблемы мотивации поведения личности в 80-е гг. 20 века.
Объясняя причины поведения человека, данная теория принимала к учету не только воздействия, которые оказывала окружающая среда, но и его собственные стремления и способность согласования внешних требований и имеющихся потенциальных возможностей для достижения поставленных целей.
Становление механизмов самодетерминации
Становление механизмов самодетерминации способно выступать в качестве особого, высшего уровня развития. Это характерно для всех живых организмов, которые обладают саморегуляцией. О нем судят по степени развития и характеру структурной организации потенциала личности.
Определение 2
Самодетерминация представляет собой способность человека выбирать и иметь свой выбор. Ее противопоставляют детерминации, которая является влиянием на поведение человека внешних сил.
Самодетерминацию также считают способностью к самостоятельному выбору направления саморазвития. Было постулировано наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. Если с детского возраста условия существования ребенка способствовали предоставлению ему свободы выбора активности, сферы интересов, то он вырастает здоровой и полноценной личностью с наличием широкого диапазона возможностей без наложения ненужных ограничений.
Целью концепции самодетерминации является определение факторов, питающих врожденный потенциал человека. Они способны определять рост, интеграцию и здоровье. Также сюда входит процесс исследования условий, помогающих здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ.
Самодетерминация преступности
Понятие нашло применение в криминалистике. Считается, что на преступность влияют не только наличие определенных социальных причин и условий, но и аналогичные антиобщественные акты. Тогда принято говорить о проявлениях процесса самодетерминации преступности. Он имеет четыре формы:
одно нераскрытое следователями преступление (и при этом успешно совершенное) способствует возникновению другого – благодаря этому появляются целые бандитские группировки, которые на постоянной основе убивают и грабят, это же способствует возникновению серийных маньяков.
Кто знает, может быть, Пичушкин и Чикатило не сумели бы «сделать себе имя», если бы их злодеяния были раскрыты уже после первых попыток или вовсе предотвращены при помощи действий социальных служб и психологов.
Этот же фактор относится и к рецидивистам, которые уже были осуждены, но после отбывания наказания все равно принялись за старое. Они больше ничего не умеют насколько виртуозно делать. Кроме этого, неудачей (т.е. поимкой) увенчалась не первая их попытка, поэтому они полагаются на удачу.
совершение «вспомогательные» деяний, что влечет за собой основные – согласно утверждению, за одним преступлением непременно последует другое.
Один из примеров – изнасилование, пытаясь скрыть которое преступник убивает и расчленяет жертву.
Также это касается незаконного приобретения оружия, которое предвосхищает возможное убийство.
- организованная преступность – группа криминальных элементов (имеющая определенную структуру и иерархию) совершает не одно, а целый комплекс противоправных деяний, т.е. для перепродажи автомобилей непременно потребуется подделка документов и подкуп власть имущих.
- правовая безответственность граждан при сложной криминогенной обстановке – если в государстве процветает преступность, и она остается безнаказанной, то граждане перестают доверять закону и легко склоняются к противоправным деяниям. То есть, такие условия создают еще больший рост преступлений.