Избалованный ребенок: как перевоспитать

Советы педагогов и психологов по перевоспитанию

Ребёнку необходимо объяснить, что другие люди так же имеют личные желания, потребности и собственное мнение, к которому следует проявлять уважение. Это нужно повторять малышу до тех пор, пока он окончательно не изменит тактику поведения.

Рассмотрим несколько полезных советов психологов и педагогов, к которым стоит прислушаться при воспитании ребёнка:

Во всех ситуациях необходимо сохранять спокойствие, т.е. не кричать, не повышать голос — ребёнок, зачастую, просто игнорирует такое поведение.
Не нужно впадать в крайности — проще договориться со своим ребёнком, но при этом не идти у него на поводу.
Если малыш капризничает, выпрашивая какую-то вещь, не стоит спешить удовлетворять его желание. Лучше сделать это в ответ на примерное поведение.
Все поступки взрослого, должны быть последовательны —  если сегодня что-то не разрешается, а завтра настроение переменилось, и запрет стал – доступным, от такого великодушия и нестабильного поведения воспитателя, – никаких положительных результатов ждать не стоит.
Учиться отказывать ребёнку в его капризах и желаниях, не реагировать на истерики, – тогда он поймёт, что не может больше манипулировать родителями и возможно изменит свое поведение.
Привлекать ребёнка к выполнению каких-то домашних дел, поручить ему 2-3 обязанности (лучше всего, которые он выберет самостоятельно). Например, если дома имеется четвероногий питомец (кошка, собака и др.), пусть ухаживает за ним, кормит, выводит на прогулку, следит за лотком и пр.
Прививание толерантности. Учить ребёнка делиться чем-либо (конфетами, игрушками) с другими детьми. Пусть малыш начнёт осваивать благотворительность в скромных  масштабах (накормить бездомное животное, уступил бабушке место в общественном транспорте, угостить друга мороженым и т.д.)

При таком подходе, внимание ребёнка будет плавно переключаться с центра «Я» на других живых существ, и со временем это поможет избавиться от чувства «Я — центр мира» и избалованности. Только не нужно в этом деле «перегибать палку».
Развитие кругозора

Надо стараться общаться с ребёнком на разные темы, посещать различные места отдыха, читать хорошие книжки, проводить как можно больше времени совместно.
Найти какое-то увлекательное занятие, записаться в развивающий кружок (разумеется, учитывая интересы не родителя, а ребенка).

 Заниматься воспитанием и перевоспитанием надо как можно раньше. При первых признаках избалованности, надо начинать «терапию» по избавлению малыша от вредных привычек.

Некоторые родители слишком балуют малышей, другие – напротив, слишком строги и могут сказать ребенку такие слова, которые заденут его психику. Что никогда нельзя говорить ребенку, как бы плохо он себя не вел? 7 фраз, разрушительных для психики ребенка – читайте и запоминайте.

О том, как выбрать аспиратор для ребенка, читайте тут.

Никто из родителей не мечтает о капризном и избалованном ребёнке, учитывая его возможный портрет в будущем.

Поэтому, если ребенок ведёт себя именно так, как было описано в данной статье, необходимо избрать какую-то тактику общения с ним, используя выше предложенные советы. Ведь пока у ребёнка только формируется характер, можно многое изменить в его поведении и отношении к окружающим.

Современные теории воспитания

В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.

В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:

  • психоаналитическая теория;
  • когнитивная теория;
  • поведенческая (бихевиористская) теория;
  • биологическая (генетическая) теория;
  • социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
  • гуманистическая психология.

Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.

Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.

Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Понятие «воспитание» связано с понятиями «становление», «формирование», «социализация».

Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения принятые в данном обществе или социальной группе нормы и правила поведения.

Становление личности – понятие, отражающее достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три важных признака:

– целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

– соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

– наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию. Суть его – в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Ребенок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. Основными приемами самовоспитания являются самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение.

Латентный (скрытый) характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и воспитанника, перед фактом явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки поведения характеризуют процесс «перевоспитания».

«Перевоспитание» – термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно удалять, уничтожать, подавлять, а положительные – вкладывать на место вытравленных.

К.Д. Ушинский указывал, что лучше дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. А.С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.

На сегодняшний день педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования. С этих новых позиций термин «перевоспитание» постепенно отходит в прошлое.

Советы педагогов и психологов по перевоспитанию

Да, не таких детей мы стремимся растить. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был здоровым, счастливым, успешным, имел если и не много, то хотя бы тройку верных друзей и обязательно семью. И если уж так случилось, что среди всех вышеописанных признаков избалованности вы узнали что-то такое, что есть в вашем малыше, спешите заняться перевоспитанием, хотя честно говоря, сделать это будет нелегко.

Объясните ребенку, что помимо него на земле живут и другие люди. Все они имеют свои мечты и желания, у них есть свое мнение, к которому если уж не прислушиваться, то хотя бы следует уважать.

Приведем здесь несколько ключевых советов психологов и педагогов, которыми следует руководствоваться при перевоспитании ребенка.

  1. Проявляйте спокойствие. Если вы будете кричать, повышать голос, то, скорее всего, ребенок вас не услышит, а если и услышит, то предпочтет проигнорировать.
  2. Начинайте перевоспитание как можно раньше. Как только вы заметили первые признаки избалованности своего чада, начинайте борьбу с его вредным привычками.
  3. При воспитании не впадайте в крайности, учитесь договариваться с ребенком, не стоит идти у него на поводу, но и самому переходить на истошный крик не надо.
  4. Все должно быть в меру.
  5. Проявляйте последовательность в своих поступках. Если сегодня вы запретили ребенку что-либо, а завтра в душевном порыве разрешили, то результата такое поведение не даст.
  6. Научитесь отказывать ребенку в его настырном выпрашивании чего-либо. Не реагируйте на истерики и капризы. Ваше «нет» должно быть четким.
  7. Приобщайте ребенка к домашним делам, пусть у него будет 2-3 обязанности. Например, если у вас есть четвероногий друг, пусть ребенок водит его на прогулку, кормит, следит за лотком, и прочее.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.