Советы педагогов и психологов по перевоспитанию
Ребёнку необходимо объяснить, что другие люди так же имеют личные желания, потребности и собственное мнение, к которому следует проявлять уважение. Это нужно повторять малышу до тех пор, пока он окончательно не изменит тактику поведения.
Рассмотрим несколько полезных советов психологов и педагогов, к которым стоит прислушаться при воспитании ребёнка:
Во всех ситуациях необходимо сохранять спокойствие, т.е. не кричать, не повышать голос — ребёнок, зачастую, просто игнорирует такое поведение.
Не нужно впадать в крайности — проще договориться со своим ребёнком, но при этом не идти у него на поводу.
Если малыш капризничает, выпрашивая какую-то вещь, не стоит спешить удовлетворять его желание. Лучше сделать это в ответ на примерное поведение.
Все поступки взрослого, должны быть последовательны — если сегодня что-то не разрешается, а завтра настроение переменилось, и запрет стал – доступным, от такого великодушия и нестабильного поведения воспитателя, – никаких положительных результатов ждать не стоит.
Учиться отказывать ребёнку в его капризах и желаниях, не реагировать на истерики, – тогда он поймёт, что не может больше манипулировать родителями и возможно изменит свое поведение.
Привлекать ребёнка к выполнению каких-то домашних дел, поручить ему 2-3 обязанности (лучше всего, которые он выберет самостоятельно). Например, если дома имеется четвероногий питомец (кошка, собака и др.), пусть ухаживает за ним, кормит, выводит на прогулку, следит за лотком и пр.
Прививание толерантности. Учить ребёнка делиться чем-либо (конфетами, игрушками) с другими детьми. Пусть малыш начнёт осваивать благотворительность в скромных масштабах (накормить бездомное животное, уступил бабушке место в общественном транспорте, угостить друга мороженым и т.д.)
При таком подходе, внимание ребёнка будет плавно переключаться с центра «Я» на других живых существ, и со временем это поможет избавиться от чувства «Я — центр мира» и избалованности. Только не нужно в этом деле «перегибать палку».
Развитие кругозора
Надо стараться общаться с ребёнком на разные темы, посещать различные места отдыха, читать хорошие книжки, проводить как можно больше времени совместно.
Найти какое-то увлекательное занятие, записаться в развивающий кружок (разумеется, учитывая интересы не родителя, а ребенка).
Заниматься воспитанием и перевоспитанием надо как можно раньше. При первых признаках избалованности, надо начинать «терапию» по избавлению малыша от вредных привычек.
Некоторые родители слишком балуют малышей, другие – напротив, слишком строги и могут сказать ребенку такие слова, которые заденут его психику. Что никогда нельзя говорить ребенку, как бы плохо он себя не вел? 7 фраз, разрушительных для психики ребенка – читайте и запоминайте.
О том, как выбрать аспиратор для ребенка, читайте тут.
Никто из родителей не мечтает о капризном и избалованном ребёнке, учитывая его возможный портрет в будущем.
Поэтому, если ребенок ведёт себя именно так, как было описано в данной статье, необходимо избрать какую-то тактику общения с ним, используя выше предложенные советы. Ведь пока у ребёнка только формируется характер, можно многое изменить в его поведении и отношении к окружающим.
Современные теории воспитания
В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.
В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.
В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:
- психоаналитическая теория;
- когнитивная теория;
- поведенческая (бихевиористская) теория;
- биологическая (генетическая) теория;
- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
- гуманистическая психология.
Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.
Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.
Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Понятие «воспитание» связано с понятиями «становление», «формирование», «социализация».
Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения принятые в данном обществе или социальной группе нормы и правила поведения.
Становление личности – понятие, отражающее достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три важных признака:
– целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;
– соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
– наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.
Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию. Суть его – в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Ребенок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. Основными приемами самовоспитания являются самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение.
Латентный (скрытый) характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и воспитанника, перед фактом явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки поведения характеризуют процесс «перевоспитания».
«Перевоспитание» – термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно удалять, уничтожать, подавлять, а положительные – вкладывать на место вытравленных.
К.Д. Ушинский указывал, что лучше дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. А.С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.
На сегодняшний день педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования. С этих новых позиций термин «перевоспитание» постепенно отходит в прошлое.
Советы педагогов и психологов по перевоспитанию
Да, не таких детей мы стремимся растить. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был здоровым, счастливым, успешным, имел если и не много, то хотя бы тройку верных друзей и обязательно семью. И если уж так случилось, что среди всех вышеописанных признаков избалованности вы узнали что-то такое, что есть в вашем малыше, спешите заняться перевоспитанием, хотя честно говоря, сделать это будет нелегко.
Объясните ребенку, что помимо него на земле живут и другие люди. Все они имеют свои мечты и желания, у них есть свое мнение, к которому если уж не прислушиваться, то хотя бы следует уважать.
Приведем здесь несколько ключевых советов психологов и педагогов, которыми следует руководствоваться при перевоспитании ребенка.
- Проявляйте спокойствие. Если вы будете кричать, повышать голос, то, скорее всего, ребенок вас не услышит, а если и услышит, то предпочтет проигнорировать.
- Начинайте перевоспитание как можно раньше. Как только вы заметили первые признаки избалованности своего чада, начинайте борьбу с его вредным привычками.
- При воспитании не впадайте в крайности, учитесь договариваться с ребенком, не стоит идти у него на поводу, но и самому переходить на истошный крик не надо.
- Все должно быть в меру.
- Проявляйте последовательность в своих поступках. Если сегодня вы запретили ребенку что-либо, а завтра в душевном порыве разрешили, то результата такое поведение не даст.
- Научитесь отказывать ребенку в его настырном выпрашивании чего-либо. Не реагируйте на истерики и капризы. Ваше «нет» должно быть четким.
- Приобщайте ребенка к домашним делам, пусть у него будет 2-3 обязанности. Например, если у вас есть четвероногий друг, пусть ребенок водит его на прогулку, кормит, следит за лотком, и прочее.