Детская совесть

Качества совести

В процессе взаимодействия с окружающими людьми у человека формируется несколько ключевых качеств совести, которые позволяют разделить это чувство на несколько видов.

Личная совесть

  • Каждый человек стремится соответствовать ожиданиям окружающих людей. Таким образом мы чувствуем свою значимость, становимся частью общества.
  • Когда наши поступки и мысли не соответствуют системе, мы начинаем испытывать угрызения совести. Личная совесть разделяет наши действия на плохие и хорошие.


О совести

Коллективная совесть

  • Коллективная совесть учитывает не личностные интересы, а благополучие группы людей. Правильными считаются нормы, которые учитывают интересы всех участников. Разделение на хорошее и плохое имеет второстепенное значение.
  • Коллективная совесть расставляет приоритетность в отношениях между людьми. К примеру, дети руководствуются правилами родителей, ученики следуют за учителем и т. д.

Духовная совесть

  • Такой вид совести отвечает за душевную гармонию, помогает обрести согласие с собой. Когда наши действия слажены, мы ощущаем новый прилив сил и четкое понимание своих дальнейших шагов.
  • Нечистая духовная совесть наполняет человека суетой и беспокойством.

Когда у ребенка зарождается совесть

До пяти лет ребенок только на словах знаком с этим понятием и толком не знает что же с ним делать. Совесть – это внутренний голос, который затевает спор если нарушить определенные моральные или этические правила.

Считается что до пяти лет детям чуждо это понятие. Они смотрят на мир исключительно со своей стороны. Малыш может запомнить правила хорошего тона и выучить где добро, а где зло, но само понимание что такое совесть приходит несколько позже. Совесть, как личное качество может возникнуть только благодаря воспитанию родителей, которые закладывают в ребенке ценности и моральные нормы, приемлемые в обществе и в собственной семье. И лишь к одиннадцати годам мозг ребенка настолько развит, что позволяет приобрести собственные ценности и делать выбор. На основе личных качеств и формируется понятие совести.

Конечно, можно и маленького ребенка трех лет научить сопереживать товарищу, который больно ударился. Он может даже отреагировать слезами, но это всего лишь реакция, которой вы его обучили, а не настоящее чувство.

Когда нужно объяснять

Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что такое совесть, на это состояние нужно обращать внимание ребенка. Начать можно с книжек, где все полярно — есть четко выраженное «хорошо» и такое же явное «плохо». Прочитав подходящую для разговора о совести книжку, следует обсудить ее с ребенком: «Главному герою стыдно… Он даже покраснел… Как думаешь, почему?.

А когда еще бывает стыдно? А тебе бывало стыдно? А когда стыдиться не стоит?»

Прочитав подходящую для разговора о совести книжку, следует обсудить ее с ребенком: «Главному герою стыдно… Он даже покраснел… Как думаешь, почему?.. А когда еще бывает стыдно? А тебе бывало стыдно? А когда стыдиться не стоит?»

И еще. Если родители поступили с ребенком нечестно (не выполнили обещания, не сдержали слова, накричали «ни за что»), не стоит вуалировать этот поступок усталостью, кучей проблем и т.д. Нужно просто ИЗВИНИТЬСЯ. Заставить себя проговорить «трудные» слова: «Я виноват перед тобой, мне стыдно. И оправдываться я не буду. Просто постараюсь больше не обманывать (или не огорчать, или не наказывать, не разобравшись в сути вопроса и т.д.)»

Почему это так важно? Да потому, что дети берут с родителей пример во всем. И если ребенок посчитает, что у его мамы и папы нет совести, то, скорее всего, решит, что и ему она тоже ни к чему. И уже почти невозможно будет объяснить такому человеку, что совесть — это не хвост ящерицы и, потеряв ее однажды, новую можно и не отрастить

И уже почти невозможно будет объяснить такому человеку, что совесть — это не хвост ящерицы и, потеряв ее однажды, новую можно и не отрастить.

Возрастные особенности

В период младшей школы дети внутренне знакомятся с чувством стыда за неэтичное поведение и страха за плохой поступок, особенно перед родителями и значимыми для них людьми, например, учителями из-за того, что их причислят к категории нехороших детей.

Совесть зарождается в душе ребенка подросткового возраста. С момента рождения Совести рождается Человек.

Один ребенок младшего школьного возраста при проведении психологической лекции-беседы сравнил совесть с внутренней сигнализацией. Потому что дети еще руководствуются чувством страха.

Подросток уже понимает, что сигнализирует о случившемся страх, а совесть должна не допустить бессовестного поступка, предотвратить его на этапе только зарождения мысли и желания его совершить.

Задача родителей – научить согласовывать свои поступки с совестью, слушать, а главное слышать свой внутренний голос чести, который должен заглушать призывы эгоистических желаний.

Если ребенок прошел «подготовительную» школу взращивания ростков совести, то в дальнейшем он сможет осуществлять самоконтроль – предварять свои недостойные действия, останавливать себя, когда только начинает задумываться о поступке во вред другому человеку.

Что должен понять ребенок

Объяснение ребенку раннего дошкольного возраста должно быть похоже на рассказ «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Поступки против законов совести:

  • против благополучия другого человека – это совершенное нехорошее дело;
  • против его спокойствия – это сказанное нехорошее слово;
  • против целого народа или даже всего человечества – это система нехороших слов и поступков.

Поступки по законам совести:

поступки с отрицательной частицей «не»: не злорадствуй, не злословь, не обманывай, не предавай, не обижай…

Их можно объединить в систему действий по принципу «не греши», при этом не перечисляя грехи, выделить главное: не желай зла ближнему своему.

Для более доходчивого объяснения нужно помочь ребенку транспонировать плохой поступок – «перенести» на себя: психологически представить то чувство, какое может вызвать у человека чья-то бессовестная выходка. Для этого надо прибегнуть к проигрыванию тестовых ситуаций с ролевыми замещениями и с ответами на вопрос: а что чувствую я, если со мной поступают аналогичным образом.

Объясните ребенку следующую особенность хороших поступков по совести, которую вам придется повторять неоднократно: не ждать взаимной отдачи, сиюминутного и незамедлительного ответного действия.

Совершить хороший поступок – это как посадить зернышко в почву: прежде чем пустить росток, оно должно укорениться.

Личный пример

Проведите собственное тестирование ваших собственных и семейных правил и установок:

  • Отказываетесь ли вы от личных желаний в пользу помощи кому-то, в частности, ребенку?
  • Отзываетесь ли вы на призывы и просьбы ребенка?
  • Уважаете ли вы чужое пространство, мысли, чувства? Не служите ли вы сами примером не считаться с чужими вещами, чужим мнением?
  • Не сталкивается ли он с оскорблением личности – своей или кого-то еще, особенно дорогого ему человека, в семье, где он должен получать защиту, поддержку и понимание, примеры уважения и снисхождения?
  • Приобщен ли он к труду, есть ли у него круг закрепленных за ним обязанностей? Видит ли он пример трудолюбия и ответственного выполнения родителями своих взрослых обязанностей?
  • Имел ли он опыт несения ответственности за свои поступки и невыполненные обязанности?

Ход НОД.

Самый лучший тот на свете,

Кто, как луч весенний, светел,

Кто поможет, руку даст,

Даст поплавать новых ласт,

Лыж, ни разу не надетых,

Откусить хоть полконфеты,

Вот какая красота-

Это чувство доброта.

Воспитатель:

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое хорошо, что такое плохо. И почему нужно поступать хорошо.

Я хочу задать вам вопрос: А вы знаете кто такой Творец? (ответы детей).

Тот, кто сотворил наш мир, природу, нас, всех животных. Он сделал это, потому, что очень добрый, и чтобы мир был тоже добрым.

Он дал нам всем правила для доброй жизни. Если человек выполняет эти правила, он поступает хорошо, а если нарушает- поступает плохо.

А, еще наш Творец поместил внутри каждого человека доброго помощника. Этот помощник наша совесть. Совесть приносит человеку сообщение (весточку) о том хорошо поступает человек или плохо. Например, тебе подарили игрушку. Совесть подсказывает тебе: не жадничай – поделись с тем, у кого ее нет. Поделился-хорошо, ну а если чувствуешь жалко, сам буду играть – поступаешь плохо. Совесть как яркий огонек светит в душе человека. И если ты спросишь у своей совести хорошо ли ты поступаешь, то она обязательно даст тебе ответ, и ты почувствуешь, как тебе поступить.

А еще у совести есть 3 главных противника. Противник это тот, кто не хочет нам добра, противится тому, чтобы мы сделали что-то хорошое. Один из них всегда говорит – «Не хочу», второй – «Сделаю попозже», третий – «А почему это должен делать я?». И если нам удастся побороть в себе этих трех противников, то мы будем поступать хорошо и совершать хорошие поступки. И поверьте никакое хорошее дело не пройдет зря.

Давайте будем стараться делать что-то доброе и поступать хорошо.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам угадать несложные загадки. Если вопрос о вежливости и добре,вы все хором отвечаете:

«Это я, это я, это все мои друзья», а если вопрос вам не по душе – промолчите.

• Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?

• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?

• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?

• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».

• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись.

А, сейчас давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «Вокруг солнышка»

«Раз, два, три, четыре, пять —

Вместе мы пойдём гулять,

Ручки к солнцу потянулись,

Мы друг другу улыбнулись.

Быстро за руки возьмёмся,

И в кружочек соберёмся.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ребята, сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Угадай правильные ситуации».

Показ картинок на интерактивной доске. В каких ситуациях дети поступают хорошо, а в каких плохо.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

Дети, сегодня мы много говорили о том, что такое хорошо, что такое доброта. Посмотрели ситуативные картинки, в каких случаях дети поступали хорошо, а каких неверно.

А, сейчас я хочу предложить вам нарисовать солнце. И пусть у этого солнца будут столько лучей, сколько хороших и добрых поступков вы вспомните. У детей картинки на которых нарисованы три хмурые тучки (три противника совести).

Самостоятельная деятельность детей. Дети рисуют. Звучит песня с мультфильма про Леопольда «Если добрый ты».

После, все рисунки детей расставляются на выставку детских работ.

Воспитатель: А, сейчас я хочу вам подарить вот таких улыбающихся человечков, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Личный пример

Проведите собственное тестирование ваших собственных и семейных правил и установок:

  • Отказываетесь ли вы от личных желаний в пользу помощи кому-то, в частности, ребенку?
  • Отзываетесь ли вы на призывы и просьбы ребенка?
  • Уважаете ли вы чужое пространство, мысли, чувства? Не служите ли вы сами примером не считаться с чужими вещами, чужим мнением?
  • Не сталкивается ли он с оскорблением личности – своей или кого-то еще, особенно дорогого ему человека, в семье, где он должен получать защиту, поддержку и понимание, примеры уважения и снисхождения?
  • Приобщен ли он к труду, есть ли у него круг закрепленных за ним обязанностей? Видит ли он пример трудолюбия и ответственного выполнения родителями своих взрослых обязанностей?
  • Имел ли он опыт несения ответственности за свои поступки и невыполненные обязанности?


Помните: в воспитании детей главное правило – личный пример!

Предпосылки для формирования совести

В раннем дошкольном возрасте дети получают уроки из жизни и примеры главных составляющих любви и заботы: сочувствия, жалости, сопереживания по отношению к себе и другим, ощущают гамму ответных чувств – это происходит закладка базовых основ сострадания, дружбы и любви. Но ребенок должен не только испытывать ответные чувства благодарности, но и сам учиться дарить добро.

На этом возрастном этапе в маленьком человеке закладывается как эгоизм, так и альтруизм. А совесть сможет зародиться на хорошо удобренной любовью и уважением почве.

Только тот человек способен на проявления дружбы и любви, уступки и компромиссы, сочувствие и сопереживание, кто имеет чувство собственного достоинства и уважение к себе.

Тогда он сможет уважать и любить других. Закладывайте в нем эти важные личностные качества.

Ребенок должен испытывать уважение и доверие к себе в семье, не быть под гнетом давления, тотального контроля и категоричной критики. С его мнением должны считаться, он должен участвовать в принятии некоторых решений, быть вовлеченным в общее дело, а значит, чувствовать свою роль и значение, пусть даже пока небольшое.

Совесть распространяется и на прилежное качественное выполнение своих обязанностей, трудовых и учебных.
Поэтому очень важна роль приобщения ребенка к труду, к самостоятельности, а значит к собственным обязанностям и ответственности за их выполнение.

Консультации для воспитателей

Когда формируется совесть

Умение управлять желаниями   этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычкой   источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
В. А. Сухомлинский
Часто можно слышать от мам негодование такого содержания: «Как тебе не совестно?», «Совесть у тебя есть или нет?», «Где у тебя совесть была?». Но они забывают, что у малышей совесть еще молчит, они начинают слышать ее голос только к семи-восьми годам, и раньше этого возраста взывать к совести и кричать «Бес совестный!» не имеет смысла.
Совесть   сложное понятие, она формируется у ребенка продолжительное время. Не год и не два пройдет, прежде чем ребе нок начнет сознавать, что такое совесть. Для этого должен сформироваться понятийный аппарат, который дает возможность сравнивать и оценивать. Совесть требует от человека волевых решений, а такая способность также появляется не сразу (пример но в дошкольном возрасте).
Как пишет психолог и философ А.А. Милтс, совесть   это зеркало, в котором отражается, в какой мере в ребенке, в человеке утвердились доброта, честность, справедливость, в какой мере совесть затронула чувства, убеждения, волю, характер и подсознание. Совесть показывает, как идет нравственное развитие личности   моральное право оценивать и судить себя.
Известный русский ученый В.С. Соловьев считал, что первичной основой нравственности являются три человеческих чувства: стыд, жалость и доброжелательность. Именно в делах с малых лет, считал он, нужно развивать эти качества, которые потом постепенно перерастут в совесть ребенка. А.А. Милтс отмечает, что, когда ребенок сочувствует тяжелой и горькой судьбе маленькой девочки-сироты из сказки, когда он, разбив вазу, забивается в угол, сознавая, что поступил плохо, это только просто проявления эмоций. Но это начало, первые ростки, из которых в будущем вырастет совесть. Ведь совесть, пробуждаясь, уже дает возможность оценивать свои убеждения, поступки и их мотивы как ценность для «других».
Если ребенок все делает только из чувства страха, боязни наказания, а в сердце его нет желания помочь, то о развитии совести говорить рано. Писатель С. Соловейчик, размышляя об этом, пишет, что ребенок сначала воспринимает не общечеловеческую высшую мораль, а групповую мораль близких и уважаемых им людей, мораль «эталонной» группы. С точки зрения высшей морали стыдно воровать, а с точки зрения сельских мальчишек не залезть в чужой сад за яблоками   это признак трусости. Быть карьеристом с общечеловеческих позиций стыдно, а с точки зрения определенной группы лиц не делать карьеру   признак недееспособности.
Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх, и он отрицает воровство не потому, что боится, а потому, что внутренне не принимает этого   потому что совестно.
Для развития совести у ребенка в первую очередь нужно культивировать чувства доброты и сострадания. Чтобы ребенок видел и чувствовал эти качества в вас и окружающих. К маленьким детям первые ощущения совести приходят через доброту, любовь и сострадание к близким и к окружающему миру: животным, растениям, к старикам и больным и всем тем, кто требует от нас сочувствия.

Как зародить чувство совести в детях?

Рассмотрим несколько способов, как родителям воспитать чувство совести в своих детях:

Беседуйте с детьми о совести

  • Дети очень часто рассказывают родителям о поступках и поведении своих ровесников.  Такая беседа является хорошим поводом для обсуждения человеческих качеств.
  • Комментируйте поведение актеров при семейном просмотре фильма или обсуждении прочитанной книги.

Внимательно слушайте точку зрения своих детей

  • Всегда интересуйтесь точкой зрения своего ребенка. Дайте ему возможность самостоятельно разграничивать добро и зло.
  • Озвучивайте свою точку зрения. Подскажите как в различных ситуациях вести себя правильно.

Поощряйте детей за правильные поступки

  • Возьмите за правило хвалить ребенка за корректное поведение в обществе, за проявленное уважение, за соблюдение общепринятых правил.
  • К примеру, если вы целый день убирали, а ребенок за 5 минут навел бардак, ваш крик только усугубит ситуацию. А вот если его малейшая помощь будет замечена и поощрена вашей похвалой, то детская совесть перераспределит внутренние приоритеты.


Воспитание совести

Станьте примером для своих детей

  • Иногда родители несправедливы к своим детям. Научитесь признавать свои ошибки и просить прощения.
  • Расскажите, что ваша совесть подтолкнула вас исправить ситуацию.

Объясните, что совесть бывает разной

  • Внутри каждой семьи существует свой набор жизненных правил. Совесть двух разных людей может существенно отличаться. Есть определенные стандарты, которых нужно придерживаться.
  • Но люди совершают ошибки и нуждаются в корректировке своего поведения.

Чистая и нечистая совесть

  • Как понять, что такое совесть чистая и нечистая? Совесть не подразумевает конкретные действия человека. Чувство совести обеспечивает нам определенное состояние. Когда совесть нечистая, человек испытывает стыд и вину за определенные события.
  • Ежедневные ситуации подводят нас к угрызениям совести. К примеру, вы уделяете время подружкам, а не семье или покупаете себе вещь, когда в ней нуждаются ваши близкие, и т. д. В качестве оправдания могут выступать весомые обстоятельства или же простой эгоизм, забывчивость, невнимательность.
  • Чтобы совесть оставалась чистой, необходимо давать честную оценку своим поступкам, стремиться к нравственным идеалам. Человек с чистой совестью полноценно выполняет свои обязанности и не причиняет вреда окружающим своими действиями. Чтобы жить по совести, необходимо всегда учитывать интересы окружающих.


Чистая и нечистая

Совесть с позиции религии

Носителем законов общечеловеческой морали всегда являлась религия. В прошлом людям с детства доносилось понятие совести в основных религиозных принципах и постулатах.

Но в наше время религия утратила свое значение и влияние по ряду причин: развитие науки привело к распространению атеизма, а на постсоветском пространстве еще и в силу историко-политических событий, истинная же вера трансформировалась в следование традициям и ритуалам.

Если вы истинно верующий человек, вам не придется дополнительно объяснять ребенку, что есть совесть и как жить по ее законам – это жизнь по законам православия.

Понятие совести

Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.

Основы совести

Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям. Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию. Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.

Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью. Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину

Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение. Все это, формирует понятие совести у ребенка

Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия. По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди. Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.

Формирование совести

  1. изучение нравственных законов
  2. уметь отличать добро и зло, критически оценивать свои поступки
  3. не быть эгоистом
  4. совершать хорошие поступки.

Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений

Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки

Баш на баш

Если взрослым кажется, что ребенок растет бессовестным, часто поступает неправильно, потому что эта самая совесть спит в нем то ли богатырским, то ли вечным сном, это может значить только одно — малыш видит мало справедливости вокруг. С ним самим могут часто поступать не так, как хотелось бы. И он в ответ тоже считает нормой поступать по-своему. И вовсе необязательно, что дело происходит в неблагополучной семье.

Семья может быть «сверхблагополучной», но вот отношения в ней — оставляют желать много лучшего. Ну, например, ребенку часто что-то обещают, но не выполняют. И он начинает поступать также. Или родители часто решают какие-то вопросы на повышенных тонах. И дети могут запросто тоже начать кричать на взрослых. А на вопрос: «Тебе не стыдно кричать на маму?», ответ будет вполне логичным: «Нет, не стыдно, ведь вам же не стыдно делать тоже самое».

Другая причина того, что у ребенка формируется «искривленная совесть» — это постоянное сведение счетов между ним и родителем. Причем, «счет» этот, безусловно, начинают вести взрослые. Мама говорит ребенку: «Раз ты со мной так несправедливо (читай: не так, как надо мне) поступаешь, то и я с тобой буду также». Ничего о правде из такого «баш на баш» дети не узнают. Следовательно, и формирование совести будет происходить с задержкой, и идти совсем не тем путем, каким хотелось бы…

Возрастные особенности

В период младшей школы дети внутренне знакомятся с чувством стыда за неэтичное поведение и страха за плохой поступок, особенно перед родителями и значимыми для них людьми, например, учителями из-за того, что их причислят к категории нехороших детей.

Совесть зарождается в душе ребенка подросткового возраста. С момента рождения Совести рождается Человек.

Один ребенок младшего школьного возраста при проведении психологической лекции-беседы сравнил совесть с внутренней сигнализацией. Потому что дети еще руководствуются чувством страха.

Подросток уже понимает, что сигнализирует о случившемся страх, а совесть должна не допустить бессовестного поступка, предотвратить его на этапе только зарождения мысли и желания его совершить.

Задача родителей – научить согласовывать свои поступки с совестью, слушать, а главное слышать свой внутренний голос чести, который должен заглушать призывы эгоистических желаний.

Если ребенок прошел «подготовительную» школу взращивания ростков совести, то в дальнейшем он сможет осуществлять самоконтроль – предварять свои недостойные действия, останавливать себя, когда только начинает задумываться о поступке во вред другому человеку.

Совесть с позиции религии

Носителем законов общечеловеческой морали всегда являлась религия. В прошлом людям с детства доносилось понятие совести в основных религиозных принципах и постулатах.

Но в наше время религия утратила свое значение и влияние по ряду причин: развитие науки привело к распространению атеизма, а на постсоветском пространстве еще и в силу историко-политических событий, истинная же вера трансформировалась в следование традициям и ритуалам.

Если вы истинно верующий человек, вам не придется дополнительно объяснять ребенку, что есть совесть и как жить по ее законам – это жизнь по законам православия.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Эксперимент «на совесть»

Совесть – это то качество, которое отличает нас от животных. Еще в 70-е годы советский ученый – психолог Алексей Леонтьев провел интересный эксперимент, суть которого состояла в том, что трехлетнего ребенка усадили на стул, стоящий довольно далеко от стола. Так, чтобы ребенок никак не мог дотянуться до конфеты, лежащей на столе. Психолог просит мальчика взять сладость со стола, но так, чтобы не подыматься со стула. Малыш ерзает и тянет ручки, но достать до конфеты невозможно. Проходит время, и человек покидает помещение «по делам». Мальчик слазит со стула и забирает конфету со стола. Когда мужчина возвращается, то он хвалит мальчика и предлагает ему еще одну сладость и довольный ребенок идет домой.

Потом на тех же условиях эксперимент проводят над пятилетним ребенком, который получает то же задание. Как и в первом случае, психолог снова уходит и мальчик поднимается и забирает конфету. Экспериментатор возвращается и начинает хвалить мальчика, но тот отводит глаза и совсем не рад что его похвалили. А когда ему в награду предлагают вторую конфету, то тут и вовсе мальчик начинает рыдать. А вот семилетний ребенок уже не нарушает просьбы взрослого, и не пытается достать леденец.

Ребенок трех лет подвластен лишь биологическим побуждениям – если он хочет получить конфету, то он встанет и возьмет ее. Пятилетний малыш тоже съедает ее, однако здесь уже присутствует внутренняя борьба. Подчинение биологических мотивов социальными и тот конфликт, который при этом происходит и является признаком формирования личности.

Не стоит раньше времени навязывать понятие совести малышу, когда оно еще абсолютно ему чуждо. Ваш ребенок вырастет и обязательно поймет что это такое, главное научить его этому!

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.