- Формы общения со сверстниками
- Формы общения дошкольников со сверстниками
- Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
- Общение как необходимое условие развития личности дошкольника
- 2.2 Исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка с помощью методики «Кактус»
- Как выстраивается общение дошкольников с окружающими
- Некоторые особенности личностного общения
- 2.1 Исследования межличностных взаимоотношений в малых контактных группах с помощью методики социометрии
Формы общения со сверстниками
Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок — общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.
Особенности общения со сверстниками:
1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.
По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.
2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.
С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.
3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.
Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.
В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:
В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.
В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.
Формы общения со сверстниками
1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)
Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье
При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе
2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)
Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)
3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)
Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.
Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.
Формы общения дошкольников со сверстниками
В период от 3-х до 7-ми лет наблюдаются формы общения со сверстниками, которые последовательно актуализируются от младшего к старшему дошкольному возрасту:
- Эмоционально-практическая
- Ситуативно-деловая
- Внеситуативно-деловая
Общение младших дошкольником побуждается эмоциями или практическим действием. Малыши могут просто подбежать друг к другу с радостной улыбкой, и это уже знак к тому, что им интересно общаться
Не так важно, как надолго увлечет их общение. Ценна эмоциональность контакта
Совместные действия малышей еще кратковременны. Они могут слепить рядом куличики или покатать машинки. Могут продемонстрировать, как далеко они бросают мячик или съезжают с горки. Однако эмоционально-практическая форма общения являет собой почву для формирования инициативности в общении.
В среднем дошкольном возрасте активно развивается деловое общение детей. Это связано с прогрессом сюжетно-ролевой игры. Дошкольники уже играют не просто рядом, а вместе, выбирая более сложные сюжеты, распределяя роли, договариваясь о правилах.
Проявляются некоторые деловые качества, но они привязаны к ситуациям. Например, ребенок может выступать строгим контролером в игре в соответствии с выбранной ролью, но несмело вести себя в обычных контактах.
Внеситуативные отношения позволяют сместить внимание с действий партнера по общению на саму личность. Неожиданно для себя дошкольник начинает видеть в партнере по игре собеседника, личность со своими интересами и предпочтениями
Другое дело, что открывшиеся качества личности могут как понравиться, так и оттолкнуть. Как мальчик, так и девочка, могут заявить о своем вчерашнем приятеле, что больше с ним не играют, потому что он берет без разрешения чужие игрушки, обижает других и пр.
Поведение сверстников служит своеобразным зеркалом, позволяющим ребенку увидеть самого себя со стороны. А заметить нюансы мимики и высказываний, которые раньше ускользали от внимания, помогает дошкольнику развивающийся социальный интеллект.
Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.
Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.
Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.
Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.
Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.
Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.
Общение как необходимое условие развития личности дошкольника
Общество сверстников для дошкольника – это зеркало, в котором он видит свое отражение. В разные годы ребенку посильно видеть только некоторые качества своих партнеров: «она добрая», «он жадина», «тот мальчик дерется», «эта девочка опять грустная»… Тем не менее, благодаря подобным отражениям дошкольник больше понимает самого себя. Он определяет, какими достоинствами и качествами обладает сам, сравнивая себя со сверстниками.
Среди ровесников дети повторяют нравственные суждения, которые сами неоднократно слышали от взрослых. Ничто так не помогает осознанию, как проговаривание вслух. Поучая сверстников, дети постигают истинный смысл нравственности: что можно, чего нельзя, как можно поддержать товарища, а что принесет обиду.
Конечно, в детском общении много категоричности и мало предупредительности. Однако к концу дошкольного возраста детям открывается ценность личностных качеств, что является главным достижением общения старших дошкольников со сверстниками.
2.2 Исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка с помощью методики «Кактус»
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Целью является исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Таблица 1. Результат методики «Кактус»
1.Астредшова Лидия:
у ребёнка прослеживается агрессия, стремление к лидерству. Дошкольник экстраверт, открыт для общения.
2.Белый Даниэль:
ребёнок не агрессивный, прослеживается неуверенность. Дошкольник интроверт. Стремится к одиночеству.
3.Бузо Влад:
у ребенка прослеживается стремление к лидерству, демонстративность, открытость, есть небольшая тревожность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
4.Вербицкая Полина:
у ребёнка прослеживается импульсивность, женственность. А также проявляется эгоцентризм, стремление к лидерству. Ребёнок открыт для общения. Дошкольник экстраверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
5.Галюк Ульяна:
прослеживается эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите.
6.Гладышев Владимир:
прослеживается высокая степень агрессивности, эгоцентризм, стремление к лидерству. Открытость, есть тревожность. Дошкольник экстраверт.
7.Гранкина Анастасия:
прослеживается неуверенность, есть тревожность. Дошкольник интроверт. Очевидное стремление к домашней защите.
8.Дидова Алина:
выраженная агрессия. Стремление к лидерству, демонстративность, женственность, чувство семейной общности.
9.Дручинина Полина:
у ребёнка прослеживается агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству. Дошкольник интроверт, стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
10.Замурий Мария:
явно выпаженная агрессия, импульсивность, стремление к лидерству, открытость. Прослеживается тревожность. Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.
11.Кирпичёв Иван:
ребёнок импульсивный, прослеживается эгоцентризм, стремление к лидерству, открытость выражается в необычности формы. Дошкольник интроверт, стремление к одиночеству.
12.Клюкин Артём:
прослеживается стремление к лидерству, демонстративности, тревожности. Дошкольник интроверт, стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
13.Колмыков Артём:
у ребенка явно выраженная агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, открытость. Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.
14.Кузнецов Дмитрий:
высокая степень агрессивности, эгоцентризма, стремление к лидерству. Дошкольник экстраверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
15.Нестеренко Варвара:
прослеживается неуверенность, тревожность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
16.Новоженова Елизавета:
прослеживается неуверенность, демонстративность, тревожность, женственность. Ребёнок экстраверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
17.Потёмкин Тимур:
прослеживается эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, открытость, женственность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
18.Поляков Илья:
выраженная агрессия, неуверенность. Дошкольник интроверт
Стремление к одиночеству.
19.Сазонова Анна:
выраженная агрессия, стремление к лидерству, скрытность, осторожность. Прослеживается тревога
Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.
20.Сапронова Анастасия:
прослеживается неуверенность, открытость, женственность. Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.
21.Сивак Дмитрий:
ребёнок агрессивный, проявляется зависимость, неуверенность, скрытность, осторожность, тревога. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
22.Федосеева Яна:
ребёнок импульсивный. Прослеживается тревога, стремление к лидерству, женственность. Ребёнок экстраверт.
23.Хромых Никита:
прослеживается открытость, оптимизм -изображение «радостных» кактусов. Дошкольник интроверт потому что изобразил только один кактус.
24.Шамраева Елизавета:
Стремление к лидерству, открытость выражается в необычности форм, оптимизм, женственность. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
25.Шаранов Артём:
Ребёнок агрессивный, импульсивный, прослеживается неуверенность, демонстративность. Дошкольник экстраверт.
Как выстраивается общение дошкольников с окружающими
Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М.И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:
- Ситуативно-личностная
- Ситуативно-деловая
- Внеситуативно- познавательная
- Внеситуативно-личностная
Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.
Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.
Некоторые особенности личностного общения
Стремление коммуницировать со взрослым в большой степени зависит от личностных ожиданий дошкольника. Если у ребенка преобладает положительный опыт предыдущих контактов с конкретными взрослыми, он тянется к ним. И наоборот, негативные впечатления перечеркивают желание общаться. Некоторые бабушки удивляются, почему внуки с такой неохотой идут к ним в гости. Они даже не замечают, как ревностно оберегают неприкосновенность своих полок, как строго одергивают ребенка, когда он нарушает привычный порядок в их квартире.
В личностном отношении дошкольник нуждается в теплых эмоциональных связях и в том, чтобы взрослые интересовались им самим, его занятиями и умениями. Ребенок ждет поддержки и сопереживания, он чувствителен к похвале. Это не значит, что следует захваливать детей. Но всегда найдутся достижения, которые стоит отметить.
Любопытно, но наблюдается следующее явление: любящие родители и бабушки-дедушки всегда находят повод поддержать и похвалить ребенка. Если же теплые чувства отсутствуют, ребенка чаще ругают и указывают на его промахи, чем поддерживают.
Детей привлекает положительная эмоциональная окрашенность отношений со значимыми взрослыми. Это тот благоприятный фон, на котором успешно реализуется познавательное и личностное общение.
2.1 Исследования межличностных взаимоотношений в малых контактных группах с помощью методики социометрии
Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Исследования проводились в группе возрастам 5 лет в городе Воронеж ул. Ленина детский сад №33. Количество детей в группе 25 человек из которых 13 девочек и 12 мальчиков. После получения результатов был проведён самостоятельный анализ.
Метод социометрии применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев.
Позволяет выявить:
1. Особенности систем неформальных отношений в группе;
2. Степень психологической совместимости конкретных людей;
3. Внутри групповые статусы участников процедуры;
4. Качество психологической атмосферы группы в целом.
Социометрия — способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. В данной методике задавался вопрос «Кого бы вы взяли играться с собой в домик?» Социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой групп.
St = ?RN — 1,
где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы; St — статус ученика.
«Основоположник социометрии — американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Морено, социометрия — способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамы — средства коррекции индивидуальных затруднений и дисгармоний.
В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, социальными работниками.
Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии» .