Этапы психологического консультирования

4.3. Этапы консультирования

Консультативный
процесс представляет собой упорядоченно
сменяющие друг друга этапы.

Р.С. Немов предлагает
пять этапов:

1. Подготовительный
этап -20 – 30 минут. На этом этапе консультант
изучает документацию клиента, подбирает
литературу по проблеме, вырабатывает
план проведения консультации.

2. Настроечный этап
– 5 – 7 минут. Встреча клиента, установление
контакта.

3. Диагностический
этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов).
Проводится диагностика личности клиента,
наличия у него ресурсов для решения
проблемы, а также недостающих ресурсов.
Данный этап включает в себя также
исповедь клиента.

4. Рекомендательный
этап. На нем происходит, на основе
полученной информации, выработка
алгоритма разрешения проблемы. Поиск
алгоритма осуществляется
психологом-консультантом совместно с
клиентом и занимает по продолжительности
40 – 60 минут.

5. Контрольный этап
– 20 – 30 минут. Психолог-консультант и
клиент договариваются о способах
контроля за реализацией найденного
алгоритма. В случае необходимости может
быть назначена дополнительная встреча.

Ю.Е. Алешина выделяет
четыре этапа консультирования:

1. Знакомство с
клиентом.

2. Расспрос клиента,
формулирование и проверка консультативных
гипотез.

3. Коррекционное
воздействие.

4. Завершение
беседы.

Эклектическая
модель состоит из четырех этапов:

Первый этап. Начало
работы. Включает в себя такие компоненты,
как встреча клиента, знакомство,
установление контакта.

Второй этап. Сбор
информации. Цель данного этапа будет
заключаться в диагностике личности
клиента (беседа, наблюдение, тесты),
определении ресурсов клиента, прояснении
сути проблемы.

Третий этап.
Стратегический: определение возможных
решений проблемы, согласование плана
действий, определение способов контроля
за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап.
Реализация плана клиентом. Выполняется
клиентом самостоятельно, без участия
специалиста.

Каждому этапу
соответствуют свои техники и процедуры.

4.1. Требования к проведению консультирования

Одними из наиболее
важных факторов, влияющих на процесс
консультирования, являются месторасположение
здания и интерьер его. Нельзя размещать
консультацию рядом или внутри торговых
организаций, рядом с проезжей частью
или другими шумными объектами, с милицией
и т.п. Место, где размещается консультация
должно быть тихим, с удобной транспортной
схемой, внешний интерьер должен вызывать
приятные ассоциации у клиентов.

Обязательно должно
быть отдельное, изолированное, тихое
помещение, создающее иллюзию открытого
пространства. Стены его должны быть в
светлых тонах (учитывать требования
цветопсихологии), их могут украшать
картины, освещение мягкое, удобная
мебель, пол должен быть мягким, шторы
на окнах должны быть из светонепроницаемой
ткани и боковая подсветка. Классический
вариант – в распоряжении консультанта
находятся две комнаты: одна – для
диагностики, ведения документации;
другая – для консультативной беседы.

Расстояние между
консультантом и клиентом от 60 – 70 см до
100 – 110см, размещаться желательно в
креслах, под углом, между ними может
находиться журнальный столик.

В помещении, где
проводится консультация, могут находиться
часы в стороне от клиента, посторонних,
отвлекающих предметов не должно быть.

Такой вариант
оформления консультационного кабинета
является идеальным, но если таких условий
нет, то можно проводить консультацию и
в отдельной комнате.

Завершение консультации

Этап завершения беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет определяющее значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, “смазанное” завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.

Кроме того, некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального отреагирования и его завершение к концу беседы.

Бывает крайне полезно выделить по крайней мере десять минут для подведения итогов консультации – сжатого и точного суммирования содержания беседы и выражения совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. После суммирования проблем бывает полезно спросить клиента: “Что вы считаете вашей основной проблемой, над которой вы бы хотели поработать?” Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий в целом и договорённость о следующей встрече в частности.

Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить: “Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить?” Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности узнать насущную потребность клиента – подлинную причину обращения, о которой, возможно, он, до сих пор не осмеливался сказать напрямую

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. “Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?” или “Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? … В чем именно?” – вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требуется определённое мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожиданий – это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем.

Заключительная фаза беседы – это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому, помимо (или вместо) психологической помощи, клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т. д. либо тех или иных служб, например, группы анонимных алкоголиков или суицидологического центра. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту – это ещё одна задача конечной фазы первой консультации.

В заключение можно добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т. д.) наступает сразу после консультации

И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть навсегда безвозвратно утеряна

В целом первичная консультация должна проводиться в форме, предоставляющей клиенту основания для решения, готов ли он к прохождению курса консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector