- Особенности возникновения страхов у подростков
- Основные причины страхов
- Природные фобии
- Социальные страхи
- Почему эти «плохие» чувства остаются в памяти надолго? Что такое незавершенное действие?
- Техника «Рисуем свой страх»
- «Правила игры» страха, которые нужно нарушать
- Методы борьбы с боязнями
- Диагностика
- Что делать, если тебе сказали, что проклинают: испугаться или действовать?
- Советы психолога, как избавить ребенка от страхов
- Принципы работы в группе
- Эффективные методики
- Заключительный этап занятий
- Рациональная проработка
- Страхи ума
- Программа по нейтрализации детских страхов
Особенности возникновения страхов у подростков
У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения
Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу
Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.
Основные причины страхов
Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.
Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.
Подростки очень подвержены влиянию социума
Природные фобии
Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:
- Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
- Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
- Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.
В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.
Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи
Социальные страхи
По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.
Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:
- на чувстве престижа,
- на стремлении к авторитету среди сверстников,
- на отношении учителя к самому подростку.
Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.
Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс.
Почему эти «плохие» чувства остаются в памяти надолго? Что такое незавершенное действие?
Лучшая профилактика последствий стресса и для взрослых, и для детей — дать свободно поговорить о том, что произошло, выразить свои чувства и мысли, дать волю спонтанным, пускай даже противоречивым, реакциям и переживаниям.
Психологи знают: необходимо, чтобы ребёнок или взрослый мог свободно «излить душу» (так раньше выражались поэты), раскрыть то, что его волнует, найти форму для того, что, возможно, смутно мелькнуло в уме, сердце или импульсом пробежало в теле во время стрессового эпизода. Необходимо внимательное отношение к небольшим фрагментам памяти, чтобы «незавершенные, временно остановленные» действия получили свою идентификацию и свое место для «развертывания и завершения» (естественно, в форме игры, рассказа или фантазийного представления). Должны быть восстановлены спонтанность распознавания, выражения своих чувств, доверительное отношение к миру и надежда на то, что мир примет эти чувства, отнесется к ним приветливо. Не станет сообщать: «Твои чувства неправильные», а, наоборот, даст поддержку словами и действиями в определенном (феноменологическом) ключе. Ситуацию можно считать завершенной, когда такая комплементарная поддержка откроет путь для выражения (выплеска) чувств. Во многих случаях пострадавший не формулирует свои мысли и не дает места чувствам, так как нет человека, воспринимающего (слушающего) эти чувства. Или, наоборот, опасается отвержения, осуждения со стороны тех, кто рядом, и потому сохраняет внешнее спокойствие ради лояльности.
Обучение
Елена Юрьевна Петрова
12–13 октября 2020
Вебинар
ВЕБИНАР: Работа с последствиями психологической травмы
3 800 руб.
Участвовать
Пример такого феноменологического сообщения для взрослого мы приведем ниже. Может быть, форма покажется читателю слишком наивной, но ситуация стресса, часто — не тот случай, где уместны сложные философские размышления или парадоксальные предложения. Например, друг или близкий может подтвердить: «Да, ситуация была сложная», сказать, что, да, человек был в сильном стрессе или злился в тот момент. То есть, дать уважение и ПРИЗНАНИЕ опыта человека на уровне его феноменологии чувств, побуждений, импульсов, пережитых во время сложной стрессовой ситуации (травмы). Друг воздержится от ложной тактики утешения: «Просто забудь и не думай об этом: все уже позади» или «не надо так бояться и переживать, ведь все кончилось хорошо!». Такие реплики кажутся поддерживающими и успокаивающими, а по своей структуре сообщают человеку: «Твои чувства неправильные, замени их». Удивительно, как часто в стрессовой ситуации близкие люди путают поддержку и «затыкание спонтанного чувства»! Если ситуация была действительно сложной, лучше, чтобы ребенок или взрослый выразил в спокойной и доброжелательной обстановке то, что реально в тот стрессовый момент пережил.
Техника «Рисуем свой страх»
Цель: символическое растворение страха, преодоление грустных переживаний, снижение эмоционального накала.
Алгоритм
Сделайте 2–3 глубоких вдоха-выдоха. Вспомните и сконцентрируйтесь на своем страхе, оцените его интенсивность по шкале от 1 до 10.
Возьмите карандаши и быстро начинайте рисовать. Пусть рука просто скользит по бумаге и рисует все, что приходит в голову.
Страх можно нарисовать по-разному, нет единых правил, как он «должен» выглядеть. И у каждого он будет ассоциироваться с чем-то своим, личным.
Можно опираться на один из вариантов прорисовки страха:
1. Образ страха
Попробуйте изобразить страх как предмет, существо, явление. Чтобы лучше представить его, можно задать себе вопросы:
— Как выглядит мой страх?
— На что он похож?
— Если представить страх в образе животного, то какое оно?
2. Ощущение в теле
Если вы умеете описывать словами и образами свои внутренние ощущения, говорите фразы типа «внутри все похолодело», «в теле пошел жар» и т.п. — нарисуйте эти самые ощущения. Можно изобразить их на схематическом рисунке тела, можно просто на белом листе.
3. Страшная ситуация
Попробуйте нарисовать саму пугающую ситуацию, то, что вас волнует и будоражит. Не обязательно пытаться создать художественный шедевр, достаточно схематично показать общую картину. Это под силу даже тем, кто упорно твердит, что он «далек от творчества».
4. Случай, который напугал
Можно нарисовать самый первый случай, который послужил началом страха.
Вспомните тот момент, когда стали бояться. Что всплывает из памяти? Зарисуйте это на бумаге.
5. Маска или кукла страха
Создайте объемный образ страха, поиграйте в него, чтобы понять, что воплощенный страх — не опасный, а, возможно, даже милый.
Выбрать способ рисования можно интуитивно, прорисовывая в первую очередь то, на что вы больше обращаете внимание или о чем говорите. Позже, если необходимо, можно попробовать и остальные способы, чтобы проработать страх с разных сторон
Скорее всего, в процессе рисования к вам придут какие-то эмоции. Могут идти слезы. Это значит, что начался процесс очищения, освобождения от негатива. Остановитесь, когда появится ощущение приятной пустоты внутри.
Посмотрите на свой рисунок. Как бы вы его назвали? Запишите.
«Правила игры» страха, которые нужно нарушать
Первое правило: страх ума можно сравнить с фильмом, который постоянно прокручивается в голове. Нарушить правила игры – это перестать смотреть этот фильм и начать действовать в реальности.
Второе правило: никакие рациональные аргументы не действуют в условиях страха. Нарушить правила игры – это выполнять иррациональные действия.
Третье правило: любой, даже самый маленький страх можно превратить в кошмар и панику. Нарушить правила – это взять себя в руки, ограничить зону личной ответственности, тем самым превратив страх в задачу, которую нужно решить.
Зная эти «правила игры» и научившись их нарушать, можно смело приступать как нейтрализации страхов.
Методы борьбы с боязнями
Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.
- Арт-терапию.
- Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
- Обучение релаксации.
- Прием седативных препаратов по необходимости.
- Витаминотерапия.
- Работа с педагогами и родителями.
Арт-терапия для детей и подростков
Диагностика
Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.
- При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
- Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
- Красный означает агрессию.
- Черный – депрессия.
- Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.
При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов
Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека
Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный — об упадническом настрое, негативных эмоциях.
Что делать, если тебе сказали, что проклинают: испугаться или действовать?
«Эссан, бывают такие манипулятивные ситуации, когда один человек, знакомый или не знакомый, говорит другому человеку: «Проклинаю». Что в таких ситуациях делать»? Я бы не сказал, что это совсем манипулятивная практика. Нужно смотреть, что происходит на самом деле. Многие наши ученики знают, что примерно года 2 назад мы предложили использовать метод «елочки», когда ты смотришь на себя со стороны. То есть елочка – это вы. Личность смотрит на эту елочку и контролирует происходящее. Тот, кто говорит, что проклинает, должен совершить определенные действия. Что он делает? Он вешает на эту елочку определенную структуру. Например, он повесит гирлянду либо он повесит блестящий шарик.
«Игрушки» могут быть очень красивыми. Такими красивыми, что вам не захочется их снимать. Чем дольше вы бездействуете, тем хуже вам становится. И ваша задача – не ждать, не терпеть, не страдать, не плакать, а взять эту структуру, отправить в поток света или в сферу, которая наполнена огнем. Этот огонь легко и быстро уничтожает игрушку-проклятие. Убрали проклятие и страх испарился, ибо вы понимаете, что вы не позволили, что бы кто-то взял и испортил вам вашу жизнь.
Есть другой вариант, когда просто говорят, что проклинают, а за словами никакого действия не следует. Однако не забывайте, что негативный посыл в виде разрушающих слов не всегда проговаривается. И поэтому страшно по-настоящему становится тогда, когда вам мило улыбаются и при этом что-то на вас вешают. Поэтому мы говорим, что нужно оценивать не только по словам, но и по делам. Не только по делам на материальном уровне, но и на энергоинформационном.
Мы говорим, что есть одна реальность и есть другая, и мы должны понимать, как они между собой сочетаются. Да, жизнь не простая, она сложная, но мы вас научим в этой жизни разбираться, чтобы она не была такой страшной. Приходите! Мы с вами поделимся простыми, понятными, доступными технологиями. О них мы расскажем на нашем бесплатном мастер-классе. В полной мере эти технологии вы сможете освоить на нашем тренинге по эмоциям.
Бесплатный мастер-класс «Страхи: как избавиться и забыть» мы проведем в прямом эфире в субботу 9 декабря в 20:00 мск. Зарегистрируйтесь, нажав на ссылку.
Советы психолога, как избавить ребенка от страхов
От того, насколько грамотно реагируют родители на жалобы ребенка, зависит его психическое здоровье. Нельзя относиться несерьезно к детским страхам, какими бы беспочвенными они не казались
Важно, чтобы малыш чувствовал, что его понимают. Ни в коем случае не ругайте и стыдите ребенка за трусость
Тревожные ожидания можно развеять спокойным анализом предмета страха, выражением твердой уверенности в определенности происходящих событий, авторитетным заявлением о полной безопасности ребенка. Объясните малышу причину его страха.
Например, в темноте трудно различить очертания даже хорошо знакомых предметов. Поэтому они кажутся чужими и угрожающими. Можно перебрать вместе все вещи в комнате и запомнить их местоположение. Или поочередно тушить и зажигать свет, чтобы продемонстрировать малышу, что предметы остаются на тех же местах в неизменном виде
Если у ребенка началась паника, постарайтесь отвлечь его внимание разговором, наблюдением за чем-нибудь, игрой
Уважайте растущую потребность малыша в самостоятельности. Произносите «нет» только в самых крайних случаях. Если ребенок думает, что он многое умеет и знает, он ощущает себя гораздо уверенней. Почаще устраивайте для малыша совместные игры со сверстниками. Именно в групповых играх приобретаются необходимые навыки общения, самозащиты, адекватной реакции на неудачу.
Имейте в виду, что совсем маленькие дети еще не способны в силу возраста контролировать свое поведение, поэтому словесные убеждения могут оказаться неэффективными. В таком случае работать со страхом лучше через игру, рисование, рассказывание специальных сказок. Не перегружайте ребенка информацией, не соответствующей его возрасту. Исключите просмотр фильмов и чтение книг со сценами насилия, особенно на ночь.
Принципы работы в группе
К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:
- принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
- формирование желания расти над собой;
- обучение навыкам общения;
- обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.
Эффективные методики
Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке. Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы. Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.
На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение. Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев
Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения
10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».
Игра «Разговор в кругу»
Заключительный этап занятий
Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.
Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах. Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими. Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.
Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.
Рациональная проработка
Для закрепления трансформации иррациональной боязни в адекватную форму, оценивают математическую вероятность реальной реализации фобий. Также представляют проявление существующего страха в его самой тяжелой и опасной форме. Кроме того, учитывают вероятность проявления всех собственных страхов одновременно. В итоге получается мизерный процент (не выше 5–10%), если человек не находится в зоне повышенного риска. Дополнительным доказательством того, что реальность проявления тревожности ничтожно мала, служит успешная деятельность страховых компаний, поскольку контрактные случаи очень редки.
Нужно понимать, что человек сам накручивает свое психологическое состояние, провоцируя неприятные ощущения, связанные с боязнью. Необходимо воспринимать страх, как важный импульс от подсознания. Сама природа дает вам своеобразного союзника, продуцирующего определенную выгоду при возникновении неприятной ситуации. Например, собака чувствует страх человека, поэтому вероятность атаки с ее стороны возрастает. Если воспринимает его, как лидера или превосходящего соперника, нападение маловероятно. Тем не менее носить специальные средства защиты при себе — будет нелишним.
Главное осознать, что проработка боязни, включая представление о возможном развитии событий, позволяет правильно настроиться и отреагировать на ситуацию, к которой подготовлен морально.
Страхи ума
Страхи ума искажают восприятие человека, вследствие чего он начинает взаимодействовать не с реально происходящими вещами, а с их трактовкой, основанной на предыдущем отрицательном опыте. Что-то плохое, произошедшее в жизни, проецируется на будущее, настраивая человека на неудачу, делая неуверенным в себе, вызывая панику.
Страх заставляет попусту растрачивать драгоценные ресурсы, ведь в этом состоянии принимают участие и ум и эмоции, и тело. И вместо того чтобы анализировать ситуацию и искать её решение, человек продолжает поддерживать свою иллюзию. К тому же, человеческое тело не разделяет страхи на реальные и мнимые, а учитывая то, что в мнимых страхах разрядка не осуществляется, напряжение аккумулируется и в дальнейшем выражается в психосоматике.
Нейтрализовать все страхи не представляется возможным, однако можно избавиться от многих из них и сделать свою жизнь более комфортной и спокойной. И для этого нужно осознать, что реальная физическая опасность заставляет организм реагировать соответствующим образом – защищаться, прятаться, убегать и т.д., а опасность, исходящая только от ума, может быть преодолена лишь с помощью «ручного управления».
Программа по нейтрализации детских страхов
Не нужно говорить малышу, что теперь, после рисования, вы уверены, что все страхи пропадут. Лучше скажите ему, что он отлично справился с заданием.
Если ребенок не уверен, как нарисовать тот или иной страх, можно подсказать ему, как его изобразить (но только в самых общих чертах). Помните, что тему смерти нужно исключить, потому что она наиболее трудна для понимания и изображения. После того как все страхи будут нарисованы, обязательно обсудите рисунки с ребенком. Хорошо, когда такое обсуждение проводится совместно с другими детьми, эффект подражания поможет каждому из них быстрее справиться со своими собственными страхами.
Покажите ребенку его собственный рисунок, с юмором опишите, что на нем изображено. А потом спросите, боится ли он теперь. Отрицание страха обязательно закрепите похвалой. Даже если страх сохраняется, он становится не таким сильным, так как малыш чувствует ваше понимание и поддержку.
Если страхи остались, предложите нарисовать их снова, но теперь пусть он изобразит себя небоящимся. Если в первом рисунке был изображен только объект страха, теперь ребенок рисует себя в момент противостояния ему. Такая позиция действует в качестве косвенного внушения и дополнительного стимула преодоления страха.
Заключительной темой рисунков может быть: «Кем я хочу стать». Это вносит оптимистическую нотку, придает уверенность в своих силах, помогает справиться с проблемами. Малыш рисует свое будущее, а в нем нет места страхам. Тем самым они нейтрализуются.
Достигнутые через рисование успехи в преодолении страхов необходимо закрепить в процессе игры. Поиграйте с ребенком в игру: «Кто расскажет лучшую сказку». Начните вы, придумав историю, в которой главный герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Затем попросите пофантазировать малыша. Пусть и он сочинит сказку, в которой герой легко справляется с трудностями и преодолевает боязнь. Главным действующим лицом в этой истории может быть как сам ребенок, так и вымышленный персонаж.
Если у малыша не получается, помогите ему. Причем помните о главном страхе, который мучит ребенка, и используйте его в сочиняемой сказке.
Воздействие такой истории на малыша можно усилить, инсценировав ее с помощью кукол и мягких игрушек, — и пусть ребенок сам распределит роли. Этот маленький спектакль можно дополнить масками, костюмами, песенками и стихами. Проигрывая один и тот же сюжет, связанный с преодолением страха, ребенок и сам перестает бояться, так как страх в большинстве случаев вызывает лишь неизведанное. А если он доподлинно разобрался, что представляет собой страх и как с ним можно бороться, ему становится уже не так страшно.
Когда ребенком проиграны условные истории, можно переходить к инсценировке реальных событий, которые случились с малышом или с тем человеком, которого он знает. Инсценировать также можно сценки из жизни. Например, предложите малышу сыграть в то, как вы укладываете его спать, он будет мамой, а роль малыша возьмите на себя (в роли малыша может выступить и мягкая игрушка или кукла). Объясните малышу, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы не испытывать страха. Ребенок же, почувствовав себя взрослым и взглянув на свои страхи со стороны, может просто рассмеяться, настолько забавно это выглядит. Даже глубоко укоренившийся страх легко побороть с помощью такого заключительного упражнения.
Как вы успели убедиться, проблема детских страхов весьма актуальна. И если ваш ребенок подвержен страхам и ночным кошмарам, ваша задача помочь ему справиться с ними и почувствовать уверенность в себе. Необходимо установить причину детских страхов и попытаться устранить ее. Если беспокойное состояние ребенка связано с напряженными отношениями в семье, то, чтобы он перестал бояться, вы должны наладить внутрисемейный мир, научиться быть доброжелательным с ним.