- Виды психотерапии.
- Когда нужна семейная психотерапия?
- Психологические расстройства в детстве.
- Детская психотерапия – это психологическое вмешательство специалиста, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей
- Детская психотерапия – это…
- Когда нужна детская психотерапия?
- Особенности психологии воспитания детей
- Виды арт-терапии для детей
- Мандалотерапия.
- Семейная психотерапия — это навсегда?
- Условия начала детской психотерапии
- Методы детской психотерапии
- Детская психотерапия
Виды психотерапии.
Детская психотерапия проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных примеров поведения, а также вспомогательные средства – настольные игры, учебные пособия, игрушки
Все внимание психотерапевта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует
Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия.
Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.
Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.
Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка
Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат
Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.
Когда нужна семейная психотерапия?
Можно предположить, что семейная терапия концентрируется исключительно на отношениях между супругами. На самом деле, она работает с широким спектром проблем. Стоит подумать об обращении к семейному психотерапевту, если:
- вам трудно договариваться и решать конфликты внутри пары (даже если вы не состоите в официальном браке);
- у одного из членов семьи эмоциональное или психиатрическое расстройство, которое влияет на отношения внутри семьи;
- у ребенка проблемы с социализацией, успеваемостью или здоровьем (особенно касается психогенных заболеваний);
- вы не можете найти общий язык с ребенком или подростком;
- состав семьи изменился: появился новый ребенок или, напротив, ребенок вырос и начал самостоятельную жизнь — всем членам семьи нужно адаптироваться к новым условиям;
- вы проходите через развод и создаете новые семьи;
- вы переживаете смерть одного из членов семьи.
Перечень не полный: у всех есть особенности, которые могут повлечь конфликты и недопонимание: вопрос бытовых привычек, религии, тонкостей воспитания. Общее у этих проблем только то, что они возникли внутри системы — и решать их тоже стоит не изолированно.
Представьте ситуацию: ребенок ведет себя агрессивно и не идет на контакт. Ответственные родители решили бы отвести его к детскому психологу. Но опытный психолог поймет, что агрессивное поведение не возникает само по себе — оно выступает реакцией на атмосферу в семье. Определить причину сразу невозможно: ребенок «зеркалит» кого-то из членов семьи, защищает свои границы, ревнует к сиблингу или тяжело переживает конфликты родителей? Чтобы разобраться, необходимо рассмотреть систему изнутри и пообщаться с каждым ее участником. Этим занимается семейная психотерапия. Давайте разберемся, как она работает.
Психологические расстройства в детстве.
Исследования, проведенные в США и других странах, показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.
Психологические расстройства у детей выявляют различными методами, в том числе с помощью разнообразных тестов, специально организованных бесед (интервью) и путем наблюдения за поведением ребенка. Важными источниками информации являются родители и учителя. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое (кондуктивное) расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, – например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком.
В отличие от взрослых, которые обычно сами обращаются за помощью, ребенка чаще всего отправляют к психотерапевту родители или учителя. Во многих случаях обращение к детскому психотерапевту связано с тем, что ребенок чем-то серьезно огорчает взрослых, нарушает правила поведения или плохо контактирует со сверстниками. У большинства таких детей обнаруживаются поведенческие проблемы либо импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания (см. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ). Подобные расстройства поведения ребенка тяжело сказываются на его ближайшем окружении
Напротив, дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь
Специалистам, занимающимся детской психотерапией, необходимо хорошее знание нормального хода психического развития. Многие из тех детских проблем, которые считаются расстройствами, обнаруживаются и у детей безо всяких отклонений. Разница может заключаться в степени выраженности проблемы, сопутствующих обстоятельствах или соответствии конкретного эмоционального состояния или поведения данной стадии развития. Уровень социальной адаптации ребенка должен оцениваться с учетом поведенческих вариаций в рамках нормального развития. Например, детские страхи в раннем детстве и в более поздние периоды различаются по своей природе, и наличие тех или иные страхов нормально для определенного возраста. Не менее важны и особенности семьи ребенка, в ряде случаев помощь требуется скорее родителям.
Детская психотерапия – это психологическое вмешательство специалиста, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей
Детская психотерапия – это…
Детская психотерапия – это психологическое вмешательство специалиста (клинического психолога, врача-психотерапевта, психиатра), направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей.
В детской психотерапии применяются различные психологические методы и методики, направленные на улучшение психологического здоровья ребенка.
Детская психотерапия отличается от взрослой, поскольку в ней необходимо учитывать возрастные особенности, этапы становления тех или иных психических функций, ориентироваться на нормы развития, а также условия развития, воспитания и обучения ребенка.
Ориентируясь на био-психо-социальную модель развития ребенка и учитывая системный характер его развития, детская психотерапия способствует изменениям, приводящим к условной норме поведение и эмоциональные реакции ребенка в социуме.
Запишитесь на прием по телефону +7 (915) 305 – 26 – 69
Когда нужна детская психотерапия?
Если ребенок достаточно выражено отличается от своих сверстников своим поведением или эмоциональными реакциями, необходимо обратиться к специалисту, который сможет определить причину и предложить план коррекционных мероприятий, направленных на улучшение состояния.
Консультация детского психотерапевта нужна, если:
- поведение ребенка кажется странным, неадекватным, агрессивным, пассивным или безразличным,
- ребенок неусидчив, чрезмерно активен (гиперактивность), невнимателен, рассеян,
- ребенку трудно находиться в коллективе, контактировать с окружающими,
- у ребенка выраженные отличия в умениях и навыках по сравнению со сверстниками,
- у ребенка наблюдаются – энурез, энкопрез, тики, детские страхи, синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) или минимальные мозговые дисфункции ММД, нервная анорексия или булимия, неврозы и неврозоподобные состояния, психопатоподобные приступы, спонтанные истерические припадки,
- при любом подозрении на отклонение от норм развития (которые можно проследить на сверстниках)
Детский психотерапевт установит возможные причины отклоняющегося поведения ребенка и поможет стабилизировать и восстановить его эмоциональные и поведенческие реакции.
Психологические расстройства детского возраста выявляются различными методами: тесты, интервьюирование ребенка, наблюдение за его поведением и реакциями, опрос родителей и взрослых.
Записаться на прием по телефону +7 (915) 305 – 26 – 69
Особенности психологии воспитания детей
Будучи ребенком, человек может столкнуться с различными проблемами персонального, семейного и общественного характера, например, со страхами, комплексами, проблемами со здоровьем, сложными взаимоотношениями с близкими родственниками, детьми и преподавателями. Для исправления и правильного развития личности малыша применяются методики детской психотерапии, которые совершенно отличается по структуре и тонкости от так называемой “взрослой психологии”.
Обосновывается это тем, что ребенок в силу возраста не является сформировавшейся личностью, имеет особенную реакцию на воздействие окружающей среды, которая выражается в чрезмерной чувствительности. Также ребенок может быть склонен к придумыванию несуществующих фактов, остро реагировать на происходящее или поддаваться внушению более сильных и авторитетных людей.
Помимо этого, невозможно не отметить роль тесных взаимоотношений, возникающих между матерью и ребенком с первых дней его существования. Этим объясняется то, что особое значение данной отрасли уделяется глубокой работе над отношениями матери и дитя, и чем меньше возраст ребенка, тем более значима для него связь с мамой.
Однако, если говорить о практике общения с детьми, подобную терапевтическую работу обычно проводят в специализированных местах, например, в центрах психотерапевтической помощи. В них созданы все условия для детей дошкольного возраста. Подобные центры дают возможность детям играть, творить своими руками из пластилина и глины, рисовать, в детских комнатах имеются игрушки в виде героев любимых детских мультфильмов. Конечно, к оборудованию таких уникальных и интересных помещений подходят с научной точки зрения сами врачи-психотерапевты. Для каждого случая подбираются уникальные методы терапии.
Применение тех или иных лечебных методик выявляется после анализа особенностей детского развития, характерного для каждого определенного возрастного этапа у детей. Период от рождения до трёхлетия называется соматовегетативным уровнем, в возрасте от четырех до семи лет – психомоторным уровнем, период от пяти до десяти лет, когда у ребёнка в связи с поступлением в школу меняется окружающая среда, называется аффективным уровнем, в подростковый период от одиннадцати до семнадцати лет – эмоционально-идеаторным. Каждому этапу развития ребенка характерны свои особенности развития нервно-психического состояния.
Виды арт-терапии для детей
Эти виды арт-терапии помогают детям раскрыть способности. Метод учит концентрироваться на одном занятии, быть внимательным к деталям, развивает воображение и нестандартное мышление. С помощью искусства, ребенок сможет выплеснуть свои эмоции, поделиться чувствами без слов. Лечимся с помощью самовыражения. Главное, эти занятия обожают дети. Им не станет скучно. Виды арт-терапии для детей разнообразны: от тканевой терапии до цветотерапии. Поэтому выбрать интересное занятие для ребенка не станет проблемой.
-
Это завуалированный способ передачи полезных навыков ребенку. Она формирует позитивное восприятие мира, развивает фантазию, логику, успокаивает. Она помогает победить страхи у ребенка. Посредством сказки, объясняют проблемы, тревожащие ребенка, но не напрямую. Различные жизненные ситуации переносятся на персонажей и рассматриваются возможные варианты решений. Так, иносказательным образом, получается решить проблемы ребенка, которые он боится озвучить. Узнать мнение детского психолога можно в статье: Сказкотерапия. Помощь для детей.
-
Принцип похож на сказкотерапию. Ситуации из жизни переносятся на персонажей и обыгрывается на предметах. Один из самых популярных видов арт-терапии для детей. Многие родители даже не догадываются, что играя со своими крохами, они проводят элементы курса прямо дома. Главное, выстроить правильный подход.
-
Новое слово в лечение психологических проблем. Подходит для деток постарше, чтобы выразить свои эмоции, рассказать о причинах беспокойства, показать видение мира. Поможет справиться с неуверенностью в себе, обрести спокойствие, выразить свои мысли. Она понравится детям, которые не любят рисовать, хотят получать картину максимально соответствующую реальности.
-
Увлекательный процесс, позволяющий ребенку реализовать свои идеи. Терапия знакомит со свойством материалов, созданию форм и их сочетаний. Например, 3 белых шарика становятся снеговиком. Можно создавать 3D фигурки или наносить пластилин на картон, создавая объемные картины. С помощью лепки развиваются тактильные ощущения, внимательность и терпение. Чтобы получить желаемый результат, нужно постараться.
-
Музыка влияет на человека. Даже взрослый человек, услышав колыбельную, невольно зевнет. Мы чувствительны к мелодичным звукам. Они способны усиливать эмоции, менять настроение и восприятие происходящего. Терапия основана не просто на прослушивании музыки. Дети могут петь, напевать буквы, создавать мелодию, постукивая по предметам.
-
Для такой терапии понадобиться немного: бумага, краски и кисточки. Подойдут восковые карандаши, фломастеры. Дайте больше свободы, никаких границ ― пусть рисует на ватмане или специальной доске. Можно выделить зону на стене: прикрепляйте ватман, а после терапии заменяйте на новый лист. Из-за психологических проблем или зажатости, первыми результатами терапии, бывают простые каракули. Все правильно. Цель терапии не создание шедевров или полноценных рисунков, а раскрытие себя.
-
Для проведения терапии понадобиться контейнер для песка, который можно будет разместить в комнате. Приготовьте формочки, ракушки, улитки и природные материалы: цветы и веточки. «Общение» с песком расслабляет, улучшает тактильное восприятие, мелкую моторику, концентрирует. Подробнее можно прочитать в интервью с песочным терапевтом.
-
Мандалотерапия.
Методика известна с древних времен. К.Юнг ― психолог, который открыл, что терапия действительно имеет эффективность. Принцип действия заключается в рисовании кругов. Здесь участвует бессознательный уровень ребенка. На основании рисунков, можно судить о его проблеме: ссоры в семье, усталость, трудности в общении.
Семейная психотерапия — это навсегда?
Семейная система становится здоровой, когда симптом, с которым они изначально обратились за помощью, больше не беспокоит. Это проявляется на эмоциональном и событийном уровне: прекращаются регулярные ссоры, дети и родители успешнее самореализуются.
При необходимости поддерживающий этап может растягиваться — например, если возникают дополнительные запросы. Но когда проблема решена, и результат всех устраивает, терапию можно прекращать.
Несмотря на быстрый эффект, семейная терапия позволяет добиться устойчивых долгосрочных изменений. Она позитивно влияет на каждого члена семьи:
- дает навыки активного слушания;
- помогает лучше чувствовать границы друг друга и эффективно выстраивать свои;
- повышает уровень доверия внутри семьи;
- помогает выработать стратегию поведения в конфликтных ситуациях;
- учит открыто выражать чувства и эмоции.
Семья — это совместное преодоление трудностей. Возможность услышать и понять друг друга есть всегда. Главное — вовремя сделать шаг навстречу.
Условия начала детской психотерапии
Перед тем, как назначать какое-либо лечение, необходимо проведение определенных действий и наличие некоторых условий:
- Сначала детский психотерапевт или детский психолог определяет проблему и разрабатывает план ее решения.
- Затем он согласовывает программу лечения как с родителями, так и с ребенком. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
- Психотерапия одного из членов семьи влияет на каждого, кто проживает в этой семье. Для того, чтобы улучшить межличностные отношения в семье, необходимо принятие факта лечения, а также доброжелательные намерения, без оценок или критики. Не только психотерапевт, но и родственники должны стараться принимать друг друга.
- Обозначение графика сеансов также играет большую роль.
- Необходимо поддерживать атмосферу, в которой ребенку будет комфортно. Например, если ребенок маленький, нужно, чтобы в открытом доступе были игрушки, раскраски, карандаши.
- Выявление последствий, которые спровоцировали такое состояние ребенка необходимо для того, чтобы в будущем не допускать возвращения этого состояния в будущем после завершения психотерапии.
Методы детской психотерапии
Существует огромное множество методов детской психотерапии, которые помогают ребенку и его родителям решить проблему, с которой они обратились к специалисту.
Одной из самых эффективных практик детской психотерапии является игровая техника. Она комфортна для детей, помогает им снять напряжение, избавиться от агрессии и переживаний. Во время игры психотерапевт не только узнает о скрытых источниках появления проблем, но и может избавить ребенка от них без сильного давления на его психику.
Игровая техника на семейной психотерапии поможет родителям ребенка научиться играть с ним и понимать его желания.
Во время сеанса психотерапии используются игрушки, с которыми ребенок уже знаком. Это солдатики, машинки, кубики, куклы, конструкторы.
Но каждая игрушка предназначена для коррекции отдельной проблемы. Например, военные игрушки предназначены для коррекции агрессии, фигурки монстров – для коррекции фобий и страхов.
Существует несколько видов игровой терапии. Это структурированная методика, освобождающая методика и поведенческая методика.
Структурированная методика используется, если маленький ребенок часто конфликтует со своими ровесниками, проявляет агрессию, или напротив, закрывается в себе, отказывается от любого общения. Специалист задает разные ситуации, чтобы наблюдать за тем, как себя ведет ребенок, а затем скорректировать его действия в процессе. В итоге вырабатывается наиболее правильная модель поведения и умение взаимодействовать с окружающими.
Освобождающая методика предназначена для устранения страхов и отрицательных эмоций. Во время игры ребенку предлагается испытать запугивающие ситуации в комфортных условиях и взглянуть на них с другой стороны. Это позволяет снизить уровень напряжения, победить собственные страхи и фобии.
Поведенческая методика направлена на принятие самостоятельного решения в разных жизненных моментах. Это методика направлена на решение конфликтов с родителями, избавление от недопонимания.
К игровым техникам также можно отнести и сказкотерапию. Они помогает сформировать этические и моральные нормы, а также способствует развитию воображения у ребенка. Особенно действенны сказки с добрым концом. Они помогают настроить ребенка на то, что у него все будет хорошо. А высмеивание отрицательных героев помогает избавиться от дисгармонии и страхов.
Коррекция в игровой форме разнообразна и эффективна. Каждый психотерапевт применяет свои инструменты, которые, по его мнению, могут показать наилучший результат. У каждого специалиста есть свой ряд разработок, которые направлены на достижение главной цели – решение проблемы, с которой к нему обратились родители ребенка. К ним относится лепка из глины и пластилина, арттерапия, занятия с песком и многое другое.
Детская психотерапия
Определение 1
Детская психотерапия – это тип психологической помощи, оказываемой детям и подросткам, направленный на решение различных проблем, беспокоящих как самого ребенка, так и его родителей.
Наиболее частыми причинами обращения к детскому психотерапевту являются:
- проблемы, связанные с процессом обучения;
- трудности в коммуникации со сверстниками;
- нарушения эмоционального состояния ребенка – регулярные перепады настроения, повышенная тревожность, страхи, энурез, заикания, нервные тики, нарушения сна;
- конфликтные взаимоотношения в семье, развод, потеря близких родственников;
- нарушения поведения – агрессивность, непослушание, истерики.
Во время первых встреч маленького пациента с детским психологом специалист проводит диагностику. Встреча обычно проводится в присутствии родителей, после этого с ними определяется форма будущей работы с ребенком. К ним могут относиться индивидуальные занятия с ребенком, совместные встречи с родителями, семейная психотерапия.
Замечание 1
Вне зависимости от предложенной формы работы, фокус в детской психотерапии всегда направлен на ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей его психики.
Особенностью детской психотерапии является то, что здесь важно сотрудничество и параллельная консультативная работа с родителями. Целью детской психотерапии является оказание помощи ребенку в том, чтобы справиться с эмоциональными перепадами, овладеть чувством контроля , стать уверенным в себе и своих силах, стать более ответственным, доверять себе, научиться понимать себя и других, а также помощи родителям в том, чтобы научиться лучше понимать своего ребенка, знать его потребности, нужды и желания
Целью детской психотерапии является оказание помощи ребенку в том, чтобы справиться с эмоциональными перепадами, овладеть чувством контроля , стать уверенным в себе и своих силах, стать более ответственным, доверять себе, научиться понимать себя и других, а также помощи родителям в том, чтобы научиться лучше понимать своего ребенка, знать его потребности, нужды и желания.