Психодинамический подход в психологии. элементы психодинамического подхода

Содержание
  1. Методы, используемые в психоанализе
  2. Обзор
  3. Основополагающие понятия индивида и группы
  4. Специфика психодинамического подхода в социальной психологии
  5. Польза динамической психотерапии
  6. Историко-культурные основания психодинамического подхода
  7. Базовый постулат психодинамического подхода
  8. Развитие психоаналитического подхода
  9. Экзистенциально-гуманистическое направление (опытная модель).
  10. Методы, используемые в психоанализе
  11. Теория личности в психоанализе Фрейда
  12. Когнитивно-поведенческое направление.
  13. Психотерапевтические направления подхода
  14. Базовый постулат психодинамического подхода
  15. Основные психологические подходы
  16. Текущие события
  17. Основные психологические подходы
  18. Медицинская психотерапия на территории постсоветского пространства
  19. Медикаментозное лечение и психотерапия
  20. Общение с врачом-психотерапевтом
  21. Развитие психоаналитического подхода
  22. Психоанализ как зарождение подхода
  23. Психоанализ как зарождение подхода

Методы, используемые в психоанализе

Множественные, тяжелые, неуправляемые или плохо управляемые конфликты между компонентами личности Ид, Эго и Суперэго приводят к отклоняющимся от нормы чертам личности или влекут за собой психические расстройства.

Одной из важнейших функций Эго является образование защитных механизмов от чувства тревоги и чувства вины. Психологические механизмы защиты – бессознательная тактика психики, которая помогает защитить человека от неприятных для него эмоций. К ним относятся отрицание, вытеснение, замещение, интеллектуализация, рационализация, проекция, регрессия, реактивное образование, сублимация. Невротическую тревогу Фрейд рассматривал в качестве сигнала об угрозе, что бессознательные импульсы могут преодолеть защитные барьеры и достичь сознания.

В силу действия защитных механизмов затрудняется исследование области бессознательного. Поэтому главная особенность методов психоанализа – это направленность на преодоление защитных барьеров для достижения пациентом осознания конфликта между его сознанием и бессознательным.

В этих целях Фрейд разработал и использовал методы толкования свободных ассоциаций, сновидений, анализ проекций, ошибочных действий, например, оговорки, описки, переноса, работу с сопротивлением. Основной целью психологического воздействия является достижение большего уровня гармонии между Ид, Эго и Суперэго.

Обзор

В целом, психодинамика – это изучение взаимосвязи различных частей разума , личности или психики, поскольку они связаны с ментальными, эмоциональными или мотивационными силами, особенно на бессознательном уровне. Психические силы, задействованные в психодинамике, часто делятся на две части: (а) взаимодействие эмоциональных и мотивационных сил, которые влияют на поведение и психические состояния, особенно на подсознательном уровне; (б) внутренние силы, влияющие на поведение: изучение эмоциональных и мотивационных сил, которые влияют на поведение и душевные состояния.

Фрейд предположил, что психологическая энергия постоянна (следовательно, эмоциональные изменения заключаются только в смещениях) и что она имеет тенденцию к покою ( точечный аттрактор ) через разрядку ( катарсис ).

В психологии выбора партнера психодинамика определяется как исследование сил, мотивов и энергии, порождаемых глубочайшими человеческими потребностями.

В целом психодинамика изучает трансформации и обмены «психической энергией» внутри личности. В центре внимания психодинамики находится связь между энергетикой эмоциональных состояний в Ид, эго и супер-эго, поскольку они связаны с развитием и процессами в раннем детстве. Согласно Фрейду, в основе психологических процессов лежит эго, которое, по его мнению, борется с тремя силами: ид, супер-эго и внешним миром. Ид – это бессознательный резервуар либидо, психической энергии, питающей инстинкты и психические процессы. Эго служит генеральным менеджером личности, принимая решения относительно удовольствий, которые будут преследоваться по требованию Оно, требований безопасности человека и морального диктата Супер-Эго, которому будет следовать. Супер-эго относится к хранилищу моральных ценностей человека, разделенных на совесть – интернализацию правил и положений общества – и эго-идеал – интернализацию своих целей. Следовательно, базовая психодинамическая модель фокусируется на динамических взаимодействиях между ид, эго и суперэго. Психодинамика впоследствии пытается объяснить или интерпретировать поведение или психические состояния с точки зрения врожденных эмоциональных сил или процессов.

Основополагающие понятия индивида и группы

Первые исследования по вопросам групповой психодинамики связаны с исследованиями У. Байона (Bion) в Тэвистокской клинике (1961), показавшими наличие скрытой неосознаваемой жизни группы, связанной с интрагрупповым напряжением, взаимоотношениями и эмоциями. Социально-психологические представления, обусловленные спецификой межличностного обращения, формированием, развитием и функционированием самости как социальной сущности отражены во многих работах представителей эгопсихологии и теории объектных отношений. Поскольку понятия об индивиде были разработаныврамкахпсиходинамическойтрадициираньшеповременииболеемногоаспектно, не удивительно, что они в существенной степени предопределили специфику рассмотрения бессознательных процессов в группе. Для всех разновидностей психодинамических подходов характерными являются следующие три кластера понятий и выводов о природе

Специфика психодинамического подхода в социальной психологии

Вцеломпсиходинамический подход занимается выяснением того, как, когдаискаким результатом мы конструируем нашу внутреннюю символическую репрезентацию внешнего мира. Основополагающей для них является идея о том, что структура и содержание нашей самости или осознания самих себя задается в первые годы жизни в процессе взаимодействия со значимым окружением. Этот микросоциальный контекст рассматриваетсякаксвязьмеждуиндивидомиобществом.

Всоответствииспсиходинамическимподходом, каждыйизнассуществуетвсобственной психической реальности. Наши собственные уникальные репрезентации мира являются предубежденными или сконструированными всвоих собственных целях. В нашем внутреннем мире наша психическая реальность является единственной и она приводит к отрицанию, преувеличениям, идеализациямилидругимсамымразнообразнымфантазиям. Демаркация между реальностью и фантазией крайне сложна. Объективная , многообразие вариаций внутренних символических репрезентаций реальности, осознанные и неосознаваемые фантазии и воспоминания постоянно переплетаются в наших субъективных жизненных переживаниях и самымнепосредственным образом влияютнато, как мыдействуемвмире.

С учетом изложенного специфику рассмотрения социально-психологической феноменологии с позиций психодинамического подхода можно представить в ряде особенностей связанных с его экологической валидностью, фокусированием на смыслах и субъективных переживаниях и специфических методах доказательства, к разворачиванию которыхмыипереходим.

Польза динамической психотерапии

Психодинамическая психотерапия ориентирована на инсайт. Поэтому психотерапевт подводит клиента к осознанию интрапсихических конфликтов, борьбы внутренних сил, к пониманию своего бессознательного

Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание — самой длительной частью психотерапии. Прорабатывание предполагает обязательную самостоятельную работу клиента вне психотерапевтических сеансов

Психодинамическая модель социальной работы находит свое применение в ситуациях, связанных с развитием индивидуальности, реабилитации и адаптации. Такой подход помогает развить чувство собственного достоинства, позволяет индивиду произвести необходимые социальные изменения системы.

Психоаналитический или психодинамический подход призван помочь человеку найти способы реализации его инстинктов и желаний социально допустимым способом. Таким образом примиряются разум и бессознательное, устраняются внутриличностные конфликты, восстанавливается эмоциональное равновесие.

Историко-культурные основания психодинамического подхода

Теоретические основания психодинамического подхода основываются на идеях классического психоанализа З. Фрейда. Для понимания которых необходимо, опять-таки погружение в историко-культурный контекст их формования. Прежде всего следует упомянуть эволюционное учение Дарвина и биогенетический закон Геккеля. Большое влияние на его оказало пребывание в физиологическом институте в Брюкке. Где он написал свою первую научную статью и познакомился с Йозефом Брейером. В больнице Сальпетриер в Париже он столкнулся с известным психиатром Шарко и методом гипноза. Большое влияние на него оказали такие великие личности как Вильгельм Лейбниц, создатель учения о монадах – мельчайших духовно-психических частицах, врач и естествоиспытатель Карл-Густав Карус, установивший, что бессознательная психическая деятельность проявляется через психические переживания и сны; философ Эдуард фон Гартман, написавший трехтомник «Философия бессознательного»; философ и педагог Иоганн Гербарт, описавшийвлечения, которыемогутбытьвытеснены«запорогсознания»; философАртур Шопенгауэр, чья «Воля к жизни» имеет много общего с Фрейдовским инстинктом или «Эросом». Фрейд был блестящим эрудитом, много времени уделявшим художественной литературе. Наконец, он творилво время величайших открытийвобластиестествознания: атомарной модели Резерфорда, принципа относительности Эйнштейна, явления радиоактивности супругами Кюри и др. все это вместе взятое и интегрированное в блестящем мышлении Фрейда и создало предпосылки для построения известнейших топографической (сознание – предсознание – бессознательное) и структурной моделей (Супер-Эго – Эго– Оно), лежащихвсердцепсихоанализа.

Базовый постулат психодинамического подхода

Под термином “психодинамика” понимают подвижность психики человека: развитие и угасание, содействие или противоборство внутренних импульсов. Психодинамический подход в психологии основан на предположении, что в психике человека существуют собственные бессознательные движения и взаимодействия различных энергий, не сводящиеся к физиологическим или социальным влияниям.

Базовый постулат, на который опирается данный подход, состоит в том, что осознаваемые человеком процессы, протекающие в его психике, – результат самостоятельной динамики его психики, а не следствие внешних обстоятельств, доводов разума или волевых усилий.

Развитие психоаналитического подхода

В современной психотерапии эмоциональных нарушений существуют разные виды теорий личности, способов диагностики и психотехник в психодинамическом подходе. Некоторые направления в меньшей степени, чем классический фрейдизм, сфокусированы на Ид, бессознательном и прошлом.

Гораздо больше внимания они уделяют актуальным проблемам человека и тому, как можно задействовать силу его Эго для их благополучного решения. В таких видах терапии клиентам помогают осознать как их глубинные чувства неуверенности, тревоги и неполноценности влекут эмоциональные нарушения и проблемы во взаимоотношениях с другими.

Экзистенциально-гуманистическое направление (опытная модель).

Представители
этого направления фокусируют внимание
на человеческой способности посмотреть
в лицо трудным философским вопросам,
таким как самосознание, ценности, смысл
и выбор, и сделать их частью своей жизни. Гуманистически-ориентированные
психологи
считают, что люди испытывают тягу к
самоактуализации

Когда этой тяге что-то
мешает, может возникнуть аномальное
поведение:

Гуманистически-ориентированные
психологи
считают, что люди испытывают тягу к
самоактуализации. Когда этой тяге что-то
мешает, может возникнуть аномальное
поведение:


клиент-центрированные психотерапевты
пытаются создать атмосферу весомой
поддержки, в которой люди могут посмотреть
на себя честно, открывая этим дверь к
самоактуализации;


гештальт-терапевты пытаются помочь
человеку признать и принять свои
потребности.

Экзистенциально-ориентированные
психологи считают, что аномальное
поведение – это результат того, что
человек уклоняется от своих жизненных
потребностей. Экзистенциальные
психотерапевты побуждают людей принять
на себя ответственность, осознать, что
они свободны выбирать иной курс и
наполнить свою жизнь большим смыслом.

  1. Формы
    психотерапии.

Выделяют
следующие формы психотерапии:


индивидуальная психотерапия;


семейная психотерапия;


групповая психотерапия.

Индивидуальная
психотерапия.
Согласно
Д.Б. Карвасарскому, это такая организационная
форма, в которой в качестве основного
инструмента лечебного воздействия
выступает психотерапевт, а
психотерапевтический процесс протекает
в диаде психотерапевт-клиент.

Семейная
психотерапия. Представляет
собой особую форму психотерапии,
направленную на коррекцию межличностных
отношений и имеющую целью устранение
эмоциональных расстройств в семье,
наиболее выраженных у больного члена
семьи. Иными словами, это психотерапия
пациента в семье и при помощи семьи. В.
Сатир под семейной психотерапией
понимает все вмешательства, изменяющие
семейную систему. Объектом семейной
психотерапии является не только
дисгармоничная семья, но и семья,
находящаяся в кризисе

Важно найти
ресурсы семьи, способности и мотивацию
к изменениям и акцентировать внимание
на решении актуальных проблем

Групповая
психотерапия.

По определению С. Кратохвила, это такая
организационная форма, при которой с
лечебной целью используется групповая
динамика, т.е. отношения и взаимодействия
членов группы как с психотерапевтом,
так и между собой.

  1. Основные
    правила психотерапии.

В.Т.
Кондрашенко и Д.Н. Донской предложили
следующие основные правила психотерапии:

1.
Психотерапией может заниматься только
профессионал.

2.
Психотерапия может быть использована
в качестве одного из методов в комплексном
подходе к лечению различных заболеваний.

3.
Ни один из существующих методов
психотерапии не имеет преимущества
перед другими, если их применять
своевременно и грамотно. Нет «хороших»
или «плохих» методов – есть «хорошие»
или «плохие» психотерапевты.

4.
Психотерапия не терпит косности. В
зависимости от случая отдельные методы
психотерапии могут применяться
самостоятельно или вместе с другими.
Подбор методов индивидуальный.

5.
Психотерапия неэффективна, а иногда и
вредна без обратной связи с клиентом.

6.
Психотерапия. Даже в групповых ее
вариантах, должна быть индивидуализированной,
личностно и социально ориентированной.

7.
Любой, даже самый опытный психотерапевт,
должен знать не только технику применяемых
им психотерапевтических методов, но и
что более существенно, теоретическую
базу, на которой эти методы основаны. В
противном случае, работая «вслепую»,
он в лучшем случае станет ремесленником,
в худшем – шарлатаном.

8.
Психотерапия должна держаться на трех
китах:


знании теории;


знании техник и умении вычленить
проблему;


профессионализме.

Методы, используемые в психоанализе

Множественные, тяжелые, неуправляемые или плохо управляемые конфликты между компонентами личности Ид, Эго и Суперэго приводят к отклоняющимся от нормы чертам личности или влекут за собой психические расстройства.

Одной из важнейших функций Эго является образование защитных механизмов от чувства тревоги и чувства вины. Психологические механизмы защиты – бессознательная тактика психики, которая помогает защитить человека от неприятных для него эмоций. К ним относятся отрицание, вытеснение, замещение, интеллектуализация, рационализация, проекция, регрессия, реактивное образование, сублимация. Невротическую тревогу Фрейд рассматривал в качестве сигнала об угрозе, что бессознательные импульсы могут преодолеть защитные барьеры и достичь сознания.

В силу действия защитных механизмов затрудняется исследование области бессознательного. Поэтому главная особенность методов психоанализа – это направленность на преодоление защитных барьеров для достижения пациентом осознания конфликта между его сознанием и бессознательным.

В этих целях Фрейд разработал и использовал методы толкования свободных ассоциаций, сновидений, анализ проекций, ошибочных действий, например, оговорки, описки, переноса, работу с сопротивлением. Основной целью психологического воздействия является достижение большего уровня гармонии между Ид, Эго и Суперэго.

Теория личности в психоанализе Фрейда

Неотъемлемыми элементами психодинамического подхода являются сознание, бессознательное, ограничивающие факторы. Фрейд проводил аналогию между личностью человека и айсбергом. При этом сознание он соотносил с видимой верхушкой айсберга. А основную массу, что расположена под водой и невидима, – с бессознательным. По Фрейду, личность включает в себя три главных компонента.

  1. Ид – бессознательное. Фрейд представлял его, как огромный резервуар неосознаваемой энергии, которой дал название “либидо”. Все базальные инстинкты, импульсы, желания, с которыми люди рождаются, относятся к Ид. Он обобщил их в два основных инстинкта: эрос и танатос. Первый – это инстинкт удовольствия и секса, а второй – инстинкт смерти, способный провоцировать деструктивность либо агрессию как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Главный принцип Ид – это стремление к удовольствию. Ему чужды волнения по поводу социальных норм, его не волнуют права и чувства других.
  2. Эго – разум. Эго занято поиском возможных путей для удовлетворения инстинктов с соблюдением общественных норм. Эго стремится установить компромиссы между неразумными желаниями Ид и правилами реального мира. Принцип Эго – реальность. Эго старается удовлетворить потребности человека так, чтобы при этом защитить его от эмоционального и физического ущерба, возможного вследствие осознания импульсов, исходящих из Ид. Или хотя бы минимизировать его.
  3. Суперэго – совесть, которая формируется в процессе воспитания и является результатом усвоения родительских и социальных норм и ценностей. Это интериоризированные человеком в детстве “хорошо-плохо”, “надо – нельзя”. Суперэго стремится к совершению действий и поступков на основе моральных принципов, нарушение которых вызывает чувство вины.

Ид, Эго и Суперэго или инстинкты, разум и мораль зачастую не ладят между собой. В результате их противоборства развиваются интрапсихические или психодинамические конфликты. Малое количество конфликтов или их эффективное решение связывается с адаптивным поведением и считается нормой.

Когнитивно-поведенческое направление.

Представлено
тремя моделями:


поведенческая модель;


когнитивная модель;


когнитивно-поведенческая модель.

Поведенческая
модель.
Наиболее
известными представителями данной
модели являются бихевиористы. Они
сосредотачивают свой взгляд на
поведенческих реакциях человека и
говорят, что эти реакции вырабатываются
в соответствии с принципами обусловливания.
Соответственно, нормальное и аномальное
поведение определено тремя типами
обусловливания: классическое
обусловливание, оперантное обусловливание
и подражание (моделирование).

Цель
поведенческой психотерапии: идентифицировать
проблемные поведенческие реакции
человека и заменить их более приемлемыми.
Психотерапевты данного направления
используют приемы, которые следуют
принципам классического обусловливания,
оперантного обусловливания, подражания
или их сочетания.

Когнитивная
модель.
Теоретики
данного направления утверждают, что,
чтобы понять человеческое поведение,
нужно понять человеческое мышление.

Когда
люди демонстрируют аномальные паттерны
функционирования, представители
когнитивного направления в психотерапии
указывают на когнитивные проблемы,
такие как неадекватные допущения и
нелогичное мышление. Когнитивисты
пытаются помочь людям распознать и
изменить свои ошибочные идеи и процессы.

Когнитивно-поведенческая
модель.
Когнитивно-поведенческие
теоретики перебросили мостик между
поведенческой и когнитивной моделью,
разработав подход, отчасти объединяющий
эти принципы.

Психотерапевты
данного направления считают, что
когнитивным процессам обучаются
посредством классического обусловливания,
оперантного обусловливания и подражания.
С другой стороны, когнитивно-поведенческие
теоретики разделяют точку зрения
когнитивистов других школ, что способность
мыслить является наиболее важным
аспектом человеческого функционирования.

Психотерапевтические направления подхода

На сегодняшний день в практической психологии в рамках психодинамического подхода работают такие наиболее популярные направления, как транзактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Транзактный анализ подводит человека к рациональному анализу своего и чужого поведения с целью осознания сути взаимодействия с другими людьми и внутреннего запрограммированного жизненного стиля – сценария.

Психодрама предполагает инсценирование реальных проблем путем распределения ролей между участниками групповой терапии. Человек в ходе театрализации своих привычных сценариев или моделей поведения достигает понимания, катарсиса. В результате этого происходит внутреннее озарение, которое помогает по-новому взглянуть на ситуацию, осмыслить ее и избавиться от ограничивающих неэффективных сценариев.

Телесно-ориентированная терапия основана на взаимодействии психики и тела. В целях снятия внутреннего напряжения выявляются провоцирующие бессознательные факторы и проводится работа по высвобождению замкнутых эмоций, раскрепощению ума и тела.

Базовый постулат психодинамического подхода

Под термином “психодинамика” понимают подвижность психики человека: развитие и угасание, содействие или противоборство внутренних импульсов. Психодинамический подход в психологии основан на предположении, что в психике человека существуют собственные бессознательные движения и взаимодействия различных энергий, не сводящиеся к физиологическим или социальным влияниям.

Базовый постулат, на который опирается данный подход, состоит в том, что осознаваемые человеком процессы, протекающие в его психике, – результат самостоятельной динамики его психики, а не следствие внешних обстоятельств, доводов разума или волевых усилий.

Основные психологические подходы

В психологии психика человека рассматривается с различных сторон

Исследователи берут во внимание ту или иную ее грань, изучают и на основе полученных данных формируют различные теоретические концепции. Некоторые из них очень схожи между собой в базовых постулатах, поэтому их условно относят к одной группе

Так, на сегодняшний день выделяется несколько основных психологических подходов, к которым относятся следующие:

  • психодинамический;
  • бихевиоральный;
  • когнитивный;
  • гуманистический;
  • экзистенциальный;
  • трансперсональный;
  • интегративный.

Психодинамический подход исходит из положения о том, что психика человека не является статичной, а пребывает в постоянной динамике, протекающей на бессознательном уровне. Бихевиоральный подход направлен на замену неэффективных моделей поведения на эффективные, а когнитивный – аналогичным образом на изменение убеждений.

Гуманистический подход делает акцент на эмпатии и принятии психотерапевта по отношению к клиенту. Экзистенциальный подход берет свои корни в философии и поднимает вопросы о смыслах бытия человека. Трансперсональный подход фокусируется на религиозных, мистических, пиковых переживаниях человека. Другими словами, работает с измененными состояниями сознания. Интегративный подход предполагает опору психотерапевта одновременно на несколько подходов.

Текущие события

В настоящее время психодинамика – это развивающаяся междисциплинарная область, которая анализирует и изучает человеческий мыслительный процесс, паттерны реакции и влияния. Исследования в этой области позволяют проникнуть в суть ряда областей, в том числе:

  1. Понимание и прогнозирование ряда конкретных сознательных и бессознательных реакций на определенные сенсорные входы, такие как изображения, цвета, текстуры, звуки и т. Д.
  2. Использование коммуникативной природы движений и основных физиологических жестов для воздействия и изучения определенных состояний ума и тела.
  3. Изучение способности разума и чувств непосредственно влиять на физиологические реакции и биологические изменения.
  • В психодинамической психотерапии пациенты все больше осознают динамические конфликты и напряжения, которые проявляются как симптом или вызов в их жизни. Вместе с клиницистом пациентам помогают осознать конфликтующие аспекты своего «я», и со временем они начинают интегрировать конфликтующие части и разрешать аспекты напряжения. Об этом по-разному говорят в каждой из психодинамических психологических теорий, но все они разделяют общую цель – попытаться описать динамический характер напряжения между конфликтующими частями, помочь клиенту смириться с напряжением и начать процесс. интеграции и исцеления. Это противоположно простой оценке ранее не изученных убеждений, как это предлагается, например, в рефлексивной практике .
  • Когнитивная психодинамика представляет собой смесь традиционных психодинамических концепций с когнитивной психологией и нейробиологией .

Основные психологические подходы

В психологии психика человека рассматривается с различных сторон

Исследователи берут во внимание ту или иную ее грань, изучают и на основе полученных данных формируют различные теоретические концепции. Некоторые из них очень схожи между собой в базовых постулатах, поэтому их условно относят к одной группе

Так, на сегодняшний день выделяется несколько основных психологических подходов, к которым относятся следующие:

  • психодинамический;
  • бихевиоральный;
  • когнитивный;
  • гуманистический;
  • экзистенциальный;
  • трансперсональный;
  • интегративный.

Психодинамический подход исходит из положения о том, что психика человека не является статичной, а пребывает в постоянной динамике, протекающей на бессознательном уровне. Бихевиоральный подход направлен на замену неэффективных моделей поведения на эффективные, а когнитивный – аналогичным образом на изменение убеждений.

Гуманистический подход делает акцент на эмпатии и принятии психотерапевта по отношению к клиенту. Экзистенциальный подход берет свои корни в философии и поднимает вопросы о смыслах бытия человека. Трансперсональный подход фокусируется на религиозных, мистических, пиковых переживаниях человека. Другими словами, работает с измененными состояниями сознания. Интегративный подход предполагает опору психотерапевта одновременно на несколько подходов.

Медицинская психотерапия на территории постсоветского пространства

В этом разделе мы хотим поделиться несколькими наблюдениями, которые сложились за время нашей практики.

Медикаментозное лечение и психотерапия

Так как мы работаем онлайн, то к нам обращаются люди с разных стран постсоветского пространства. Основное наше направление — это психотерапия тревожных расстройств. Перед тем как начать работать с кем-либо, мы проводим предварительную встречу, где собираем необходимую для начала работы информацию. Один из вопросов, который мы задаём — проходили ли вы ранее психотерапию? И где-то 40-50% людей отвечают утвердительно. Но когда мы пытаемся выяснить в каком направлении психотерапии они работали, то оказывается, что вся психотерапия заключалась в том, что им выписали антидепрессанты или другие лекарства.

Надеюсь, дорогие читатели, что после прочтения этой статьи, вы понимаете, что приём препаратов не приравнивается к работе с психотерапевтом. Хотя иногда можно встретить такое словосочетание как «медикаментозная психотерапия». Исходя из семантики термина «психотерапия», которую мы обсудили в самом начале, этот термин некорректен. У лекарства нет «души», с помощью которого оказывается воздействие.

Более корректным в данном случае будет использовать словосочетание «медикаментозное лечение тревоги» или «психофармакологическое лечение».

Также существует сочетанное (комбинированное) лечение. Это когда одновременно используется психотерапия и медикаментозное лечение.

Поэтому если на приёме уточнили ваши жалобы и выписали рецепт, и никакой психотерапевтической беседы не проводили, то и психотерапии у вас не было. И это не смотря на то, что на двери могла висеть табличка с надписью «врач-психотерапевт».

Общение с врачом-психотерапевтом

Есть ещё одно наблюдение, которым хочется поделиться. Как оказалось, судя по комментариям людей, 80-90% медицинских психотерапевтов не только не проводили никакой психотерапии, но даже не потрудились рассказать, что именно происходит с человеком, который обратился на приём.

Некоторые врачи рекомендовали своим пациентам прочитать о своём состояние в интернете. И это худший совет, который можно дать человеку в тревожном состоянии. В большинстве случаев чтение интернета приводит только к усилению тревоги.

Так же нам доводилось слышать о врачах, которые пытались припугнуть своих тревожных пациентов, что мол, будешь так беспокоится, то совсем «крыша съедет». Думаю, что даже человеку далёкому от медицины или психологии понятно, что запугивать человека в тревоге — не лучшая идея. Это приводит к тому, что у человека появляется стойкая навязчивая идея о сумасшествии. И тревога только усиливается.

Нам давно хочется понять, чем такой врач-психотерапевт отличается от врача-психиатра? Ведь, чтобы оправдать свою специализацию, он должен проводить хотя бы элементарную разъяснительную психотерапию.

Развитие психоаналитического подхода

В современной психотерапии эмоциональных нарушений существуют разные виды теорий личности, способов диагностики и психотехник в психодинамическом подходе. Некоторые направления в меньшей степени, чем классический фрейдизм, сфокусированы на Ид, бессознательном и прошлом.

Гораздо больше внимания они уделяют актуальным проблемам человека и тому, как можно задействовать силу его Эго для их благополучного решения. В таких видах терапии клиентам помогают осознать как их глубинные чувства неуверенности, тревоги и неполноценности влекут эмоциональные нарушения и проблемы во взаимоотношениях с другими.

Психоанализ как зарождение подхода

Психодинамический подход к личности развил известный психиатр Зигмунд Фрейд, создавая свою теоретическую концепцию – психоанализ. Поэтому этот подход часто называют психоаналитическим. Взгляды ученого были революционными для того времени. Он исходил из психодинамического понимания психических явлений. Он стремился не просто описать и классифицировать явления, а понять их как борьбу душевных сил.

В основу угла Фрейд ставил бессознательные мотивы, работающие согласованно друг с другом или враждующие между собой. Он первым высказал предположение о том, что личность человека и его поведение являются результатом усилий Эго, стремящегося примирить бессознательные психические конфликты и требования реального мира.

Психоанализ как зарождение подхода

Психодинамический подход к личности развил известный психиатр Зигмунд Фрейд, создавая свою теоретическую концепцию – психоанализ. Поэтому этот подход часто называют психоаналитическим. Взгляды ученого были революционными для того времени. Он исходил из психодинамического понимания психических явлений. Он стремился не просто описать и классифицировать явления, а понять их как борьбу душевных сил.

В основу угла Фрейд ставил бессознательные мотивы, работающие согласованно друг с другом или враждующие между собой. Он первым высказал предположение о том, что личность человека и его поведение являются результатом усилий Эго, стремящегося примирить бессознательные психические конфликты и требования реального мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector