Причины агрессивного поведения
Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.
Семья — это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека. Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников
Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д
Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.
И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.
На все эти факторы, конечно же, накладываются индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.)
Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников. Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми
Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика
Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно
21.Факторы риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте
1. Актуализация у
родителей собственных страхов школы.
Корни этих страхов лежат в коллективном
бессознательном, ибо появление учителей
на социальной арене в древности было
знаком того, что родители не всемогущи
и их влияние ограниченно.
2. Предъявляемые
родителями требования не соответствуют
возможностям ребенка. Усиление проекции
родительского стремления к превосходству
над собственным ребенком. Как отмечал
К. Юнг, отец занят работой, а мать хочет
воплотить свое социальное честолюбие
в ребенке. Соответственно ребенок
обязан иметь успех, чтобы выполнить
ожидания матери. Такого ребенка можно
узнать по одежде: он одет, как кукла.
Получается, что он вынужден жить
желаниями родителей, а не своими.
Последствия ее могут быть различны, но
всегда представляют фактор риска
нарушений психологического здоровья.
3. Однако наиболее
существенным фактором риска нарушения
психологического здоровья может стать
школа.
И действительно,
в школе ребенок впервые попадает в
ситуацию социально оцениваемой
деятельности, т. е. его навыки должны
соответствовать установленным в
обществе нормам чтения, письма, счета.
Кроме того, впервые
ребенок получает возможность объективного
сравнивания своей деятельности с
деятельностью других (через оценки –
баллы или картинки: «тучки», «солнышки»
и т.п.)
Как следствие этого, он впервые
осознает свое «невсемогущество».
Соответственно повышается зависимость
от оценок взрослых, особенно учителей.
Но особенно важно то, что впервые
самосознание и самооценка ребенка
получают жесткие критерии его развития:
успехи в учебе и школьном поведении.
Соответственно младший школьник познает
себя лишь в этих направлениях и на этих
же основаниях строит свою самооценку.. Однако вследствие
ограниченности критериев ситуации
неуспеха могут приводить к значительному
снижению самооценки детей
Однако вследствие
ограниченности критериев ситуации
неуспеха могут приводить к значительному
снижению самооценки детей.
Условно можно
выделить следующие этапы в процессе
снижения самооценки. Сначала ребенок
осознает свои школьные неумения как
неумение «быть хорошим». Но на этом
этапе у ребенка сохраняется вера, что
он сможет стать хорошим в будущем.
Далее пропадает
вера, но ребенок еще хочет быть хорошим.
В ситуации стойкого длительного неуспеха
ребенок может не только осознать свою
неспособность «стать хорошим», но уже
потерять к этому стремление, что означает
стойкую депривацию притязания на
признание.
Депривация
притязания на признание у младших
школьников может проявиться не только
в снижении самооценки, но и в формировании
неадекватных защитных вариантов
реагирования. При этом активный вариант
поведения обычно включает различные
проявления агрессии к одушевленным и
неодушевленным предметам, компенсацию
в других видах деятельности. Пассивный
вариант – манифестацию неуверенности,
стеснительности, лени, апатии, уход в
фантазии или болезнь.
Кроме того, если
ребенок воспринимает результаты учебы
как единственные критерии собственной
ценности, жертвуя при этом воображением,
игрой, он приобретает ограниченную
идентичность, по Э. Эриксону – «я есть
только то, что я могу делать». Появляется
возможность формирования чувства
неполноценности, которое может негативно
повлиять как на актуальную ситуацию
ребенка, так и на формирование его
жизненного сценария