Шесть уровней привязанности. как укрепить связь ребёнок-родитель

Почему дети 5-7 лет сохраняют сильную привязанность к матерям?

Быть «маминым хвостиком» в 2-3 года — нормально для малыша. Мамы человеческих детенышей, конечно же, не носят их в сумке, как кенгуру. Но ребенок — «хвостик» 5-7 лет все так же продолжает цепляться за маму. Это начинает вызывать беспокойство самой мамы и обвинения в ее адрес других взрослых.

Если детская «прилипчивость» не прошла к старшему дошкольному возрасту, значит, дело в травматичном опыте. Вполне возможно, что мать и ребенок когда-то были вынуждены разлучиться внезапно и резко, и это вызвало у малыша серьезную травму. Болезненная «прилипчивость» может возникнуть, когда ребенок потерялся в общественном месте, или когда мама была вынуждена отправиться в больницу, а другие взрослые не позаботились о подготовке малыша к этому событию.

Другой причиной для формирования чрезмерной привязанности может стать не отдельный травматичный эпизод, а общая тревожность ребенка. Она может развиться на генетическом уровне, передавшись от мамы или других тревожных взрослых. Болезненные расставания матери и ребенка могут быть также следствием гиперопеки или чрезмерной маминой тревожности.

Для общения с тревожным ребенком взрослым необходимо спокойствие и чувство такта. Не следует ругать его за излишнюю «прилипчивость». Как правило, он «перерастает» ее уже к моменту начала школьной жизни. А к подростковому возрасту ребенок уже точно перестанет бегать за мамой. И сами тревожные мамы должны понимать, что они не могут постоянно находиться рядом с ребенком, и у них должно быть личное время и личное пространство.

Привязанность родителей и детей

Развитие привязанности ребёнка растет с каждым днём. Такие отношения взрослых и детей длятся всю жизнь, и с каждым годом становятся только крепче. Учёными доказано, что уже на 24 недели беременности плод слышит, как с ним разговаривают родители. Постепенно он начинает узнавать их голоса. Они ассоциируются у него с близостью, теплом, защитой и заботой. Мало того, младенцы чувствуют, когда мама гладит себя по животу.

Людей, которых связывает такая эмоциональная связь, многое объединяет. Им даже комфортно просто молчать в присутствии друг друга. И это молчание будет самым прекрасным времяпрепровождением.

Чтобы закрепить отношения родителей и детей, необходимо постоянно обеспечивать взаимные осязательные действия. Возьмите малыша за руку, обнимите, поцелуйте. Скажите, как вы его любите, как вы счастливы, что он у вас есть. И обратная реакция не заставит себя ждать.

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается

Девять месяцев вы ждете встречи с малышом, его появление на свет планировалось вами задолго до волнующего известия о беременности. Еще до ее наступления вы пересмотрели свои привычки и образ жизни, начали придерживаться принципов здорового питания, занялись спортом и обучились техникам расслабления после насыщенного трудового дня. Вы упорядочили свою жизнь, в ней все идет по плану, и ребенок — естественное развитие событий в жизненном сценарии.

Скоро вы станете родителями. Пути к этой точке на карте жизни у пар могут быть разными, но в любом случае после нее мужчина и женщина будут другими. И готовились вы к этому или нет, вы знаете, что в момент появления малыша на свет ощутите огромную любовь к ребенку.

Но иногда этого не происходит. Родители испытывают психологический дискомфорт из-за того, что они больше не могут заниматься привычными видами деятельности: им нужно стирать ползунки, менять подгузники и изучать информацию о воспитании детей.

Что делать родителям, которые чувствуют себя слишком уставшими, чтобы ощущать любовь и нежность к ребенку? Как справиться с возникающим в этот момент чувством вины? Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Связь между матерью и младенцем обеспечивает последнему выживание, защиту, заботу и уход.

• Привязанность может сопровождать детско-родительские отношения с первой минуты появления малыша на свет, а может проявиться лишь со временем, как результат практики родительства в процессе ухода за ребенком, совместной деятельности и общения с ним. В результате кроха растет в атмосфере принятия и эмоциональной поддержки от родителей, а они, в свою очередь, переживают опыт полноты самореализации и самозавершенности.

• Наблюдения психологов за семьями показали, что младенцы, демонстрировавшие в раннем детстве сильную эмоциональную привязанность к родителям, вырастали в самостоятельных и независимых детей. Глубокая ранняя связь с мамой и папой необходима ребенку и как этап психологического созревания, и для выстраивания собственных привязанностей во взрослой жизни. Которые он реализует в том числе и заботясь о своих престарелых родителях.

• Психологи говорят, что, если детям не удается сформировать эмоциональную связь со взрослыми до возраста 4 лет, высока вероятность того, что у них будут проблемы во взаимоотношениях позже, в том числе и с установлением контакта с собственным потомством.

• Причины могут быть разными: и неразрешенные эмоциональные проблемы в прошлом, и неспособность справиться с уровнем родительской ответственности и перечнем обязанностей, и послеродовая депрессия (она встречается и у женщин, и у мужчин). В последнем случае родителю необходима не только поддержка семьи, но и профессиональная психологическая помощь.

• Каковы бы ни были причины эмоциональной отстраненности родителя, это состояние требует пристального внимания, поскольку накладывает отпечаток на внутрисемейные отношения и влечет за собой некоторые неблагоприятные последствия.

Диагностика привязанности

Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:

  1. Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
  2. В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
  3. Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
  4. Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
  5. Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
  6. Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
  7. Если ребенок не успокаивается, заходит мама.

На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.

Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.

Терминология

Любой малыш с детства ставит мать превыше всего, привязываясь как физически, так и эмоционально — не может долго без внимания, любит обниматься или даже просто держаться за руку.

Это спокойный процесс, не вызывающий никакой тревожности. Куда опаснее, когда развивается тревожный, сопротивляющийся тип привязанности — ребёнок практически не отходит от матери.

Мама, безусловно, является символом безопасности и поддержки для любого малыша. Однако проявление эмоциональной привязанности стоит контролировать, иначе процесс будет необратим.

Как создать правильные воспитательные установки

Важно также заметить, что одним из главных препятствий для установления тесной эмоциональной связи являются педагогические практики воспитания младенцев. Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

• сепарация родителей и младенцев и в клинике после родов, и в домашних условиях;

• установление жесткого графика кормлений;

• приучение к длительному ночному сну без кормлений;

• игнорирование детского плача и потребности в общении.

Все это наносит непоправимый ущерб детской психике, отключает материнские инстинкты у женщины, на основе которых и строится ее привязанность к ребенку, а у отцов не формирует эмпатии к малышу.

Так, например, детский плач в таких системах воспитания трактуется как попытка манипулировать матерью. Поэтому родителям рекомендуется дать малышу проплакаться. Но плач ребенка — это приглашение к коммуникации. Повод может быть любой: голод, холод, мокрые пеленки, потребность почувствовать себя в безопасности, — и к манипуляции это не имеет никакого отношения.

Совет позволить малышу выплакаться идет вразрез с природным инстинктом матери, который подталкивает ее взять свое сокровище на руки и успокоить. А в результате ребенок переживает в самом раннем детстве опыт покинутости и отверженности, что влияет впоследствии на его способность устанавливать теплые эмоциональные связи с окружающими и формировать доверительное отношение как к людям, так и к миру в целом.

Подобная тренировка нервной системы вырабатывает у родителей эмоциональную «тупость», холодность, равнодушие, отсутствие понимания нужд и потребностей ребенка.

Так методы раннего воспитания вмешиваются в установление эмоциональной связи между родителями и детьми.

По признанию психологов, каждый родитель может стать любящим, хотя для некоторых родительство оказывается непростой ношей. Признать сложности, принять свои чувства, простить себя за них и делать все, что необходимо ребенку, — вот ключ к решению проблемы. Почти никому из нас не удается стать таким папой или мамой, какими мы сами себя представляем. Но быть тем, в ком ребенок видит опору и находит эмоциональный отклик, под силу каждому.

Привязанность к малышу придет. Это может занять время, но обязательно случится. Вы уже любите своего ребенка — потому и беспокоитесь, что не чувствуете привязанности. Помните, любовь — это глагол. Любовь — это то, что вы делаете, когда вы рядом, то, как вы заботитесь и вовлекаетесь. Рано или поздно эта вовлеченность станет эмоциональной.

Желаем вам найти эмоциональный контакт с малышом!

Последствия привязанности

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

Определение нарушений привязанности у детей

Часто случается так, когда малыш боится отпустить маму даже на минутку, не говоря о длительной разлуке. При этом чувства любви не проявляются. Это проявление поверхностной привязанности. Причина: эмоциональная боль, связанная с разлукой, стыдом или незащищённостью.

При деперсонализации привязанности ребёнок боится потерять человека, к которому привязан, и выбирает вещь, животного или ритуал

Замещает привязанность к маме общим вниманием, желанием понравиться, контактом и близостью с другими людьми. Со временем желания становятся стремлением, навязчивой идеей, одержимостью

Бывает так, что дети переносят привязанность к родным людям на одноклассников или друзей. Дарят новые вещи, тратят на них сбережения, стараясь выделиться. Такой ребёнок боится уязвимости в близких отношениях.

Провоцирование злости и раздражения у близких людей, если не получается заполучить их внимание. Проявляется у сверх опекаемых детей или выросших в пренебрежении

Волнообразная привязанность – тип эмоций, вызывающий резкие настроенческие и поведенческие перепады. Обожание сменяется отторжением и избеганием – без компромисса. Причина: нестабильные отношения родителей к ребёнку.

Если человек страдает без того, к кому привязался, значит, речь идёт о болезненной привязанности. Такой ребёнок станет зависимым от других людей и вредных привычек: алкоголизма, наркомании, переедания.

Дети не отказываются от родительского внимания, но обходится без заботы и близости. Также им не нужен контакт с учителем или воспитателем. При избегающей привязанности малышам несвойственно оказывать предпочтение родителю перед незнакомыми людьми.

Это такой маленький взрослый, независимый человек. Родители, приучившие его не показывать своих чувств и скрывать эмоции, становятся виновниками хронических заболеваний.

Став взрослыми, такие дети ощущают трудность в интимных и близких отношениях, происходящих без эмоций. Не огорчаются при расставании, держатся на дистанции, отстранённо. Не делится собственными переживаниями и не разделяет чувства других людей.

Что такое теория привязанности

Теорию привязанности разработал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби же добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребёнка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого, в постоянном контакте с которым нуждается малыш. Если в течение длительного времени ребёнок не может взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме.

Доклад Боулби на тему привязанности ребёнка к родителям в европейских странах вызвал большой эффект. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные сады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились. 

Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970-1980 годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация». Мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.

От трех до шести лет: этап отношений с миром

К трем годам ребенок уже более-менее ориентируется в окружающем мире и начинает осваивать новый – взаимоотношений с людьми. Часто этот этап также именуют «этапом независимости».

У малыша появляются первые друзья, происходят первые конфликты. Ребенок создает свои первые отношения вне семьи, но при этом все еще сильно связан со своими «главными взрослыми» и опирается на них.

Задача родителей на этом этапе – поддерживать малыша и обеспечить ему максимально благополучную эмоциональную среду.

На что важно обратить внимание?

1. Личные границы ребенка

Приблизительно в три года ребенок впервые осознает свою отдельность от мамы, узнает, что его желания и потребности могут не совпадать с мамиными. Поэтому часто именно в этом возрасте дети становятся конфликтными. Говоря вам бесконечные «нет», они учатся отстаивать свои личные границы. Задача родителей – оставаться в этих ссорах взрослым, сильным, по возможности не слишком раздражаться. Не пытаться прервать спор угрозами типа «будешь себя плохо вести – отдам в детский дом» или «отдам соседке». А вместо этого дать ребенку опыт разных способов выхода из конфликта: где-то с помощью компромисса, где-то с помощью жесткой установки правил. Но самое главное – ребенок должен понять, что ваша привязанность сильнее любых конфликтов и остается неизменной даже после ссоры.

2. «Погода в доме»

На этапе независимости, войдя в мир отношений, дети становятся особенно уязвимы и чувствительны к эмоциональному климату в семье. В этом возрасте тяжелее всего переносятся скандалы и разводы родителей, потеря одного из них. Подобная травма также может привести к развитию «тревожной» модели привязанности. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка в эти годы, – это поддерживать в доме настолько хорошую «погоду», насколько позволяют вам условия. Переживаний ему хватает и за родными стенами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.