Методика «Птичье гнездо»
Методика «Птичье гнездо», разработанная в 1996 году арт-терапевтом Донной Кайзер, подходит для детей старшего дошкольного возраста (5,5 — 7 лет).
Для проведения потребуются лист бумаги, фломастеры или карандаши. Диагностика проводится с ребёнком индивидуально.
Предложите дошкольнику нарисовать гнездо и птичек, проживающих в нём, место, где гнездо находится.
Когда малыш закончит, обсудите рисунок. Ни в коем не просите сравнивать гнездо и птиц с членами семьи, задайте ребёнку вопросы касательно рисунка.
Спросите у малыша, что это за птички, где они живут. Попросите рассказать о птичках подробнее: кем они друг другу приходятся, что делают, как себя чувствуют, о чём мечтают, чего боятся, что будут делать в случае опасности? Спросите, ждут ли птички кого-нибудь? Почему гнездо пустое (если оно пустое), почему оно нарисовано так, а не иначе? Безопасно ли в гнезде? Поинтересуйтесь о местоположении всех персонажей на рисунке и почему они находятся именно на этих местах.
Обработка результатов
Надёжная привязанность | Нарушение привязанности |
Использование четырёх или более цветов, преобладание зелёного цвета на рисунке | Использование менее четырёх цветов Преобладание коричневого цвета на рисунке |
Небольшое количество штриховки в изображении гнезда, равномерный, не сильный нажим на линии | Большое количество штриховки в изображении гнезда, сильный или неравномерный нажим говорят о тревожности и неуверенности в себе. Линии в изображении гнезда повторяющиеся исключительно по форме круга, указывают на склонность к хроническим неврозам и навязчивым состояниям. |
Гнездо расположено ровно и устойчиво, имеет надёжную опору, выглядит защищенным. | Гнездо, нуждающееся в дополнительном укреплении или защите, уже чем-нибудь защищено, к примеру находится под крышей, поднято повыше или рядом существо, охраняющее его от напастей, например орёл, который защищает птичек от врагов, — указывает на поиск поддержки со стороны малыша. Гнездо расположено под наклоном, может находиться на дереве, но размещено на конце ветки или же на тонких веточках, балансирует и может упасть. Отсутствие надёжной опоры, например дерева указывает на ощущение недостатка поддержки и стабильности, неуверенность в себе. |
На рисунке изображены птицы-родители, если их нет, но в беседе ребёнок объяснит, что они улетели за кормом, то, можно сказать, что они есть. Птенец находится в центре гнезда. Целая птичья семья, в том числе яйца. | Пустое гнездо или гнездо без дна указывает на ощущение одиночества, нехватку тепла, поддержки и заботы со стороны близких взрослых. Также гнездо может быть разрушено внешними угрозами. Птицы-родители отсутствуют или находятся на расстоянии от гнезда и занимаются своими делами, при беседе ребёнок должен это объяснить. Гнездо покинуто. Птенец, находящийся на краю гнезда, указывает на тревогу и неуверенность ребёнка. В семье, помимо ребёнка, есть и другие дети, но он не рисует дополнительных птенцов или яйца, что может указывать на отсутствие привязанности к братьям и сёстрам, и даже негативные чувства к ним, такие как ревность или зависть. |
Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи А. И. Баркан
А. И. Баркан предлагает ряд опросников (шкал) для выявления особенностей жизни ребёнка в семье. Одним из таких опросников является «Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи», предназначенный для детей старшего дошкольного возраста. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую я хочу».
В каждом вопросе испытуемому ребёнку необходимо подчеркнуть только один ответ. Варианты ответов заключены в скобки.
Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
Данные ребёнка
Ф. И. О.___________________________________________________________
Возраст __________________________________________________________
С кем проживает ребёнок в одной квартире __________________
При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребёнка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки.
Если бы я был(а) волшебником, то…
- Я бы никогда не расставался(лась) с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
- Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
- Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).
- Я бы поделился(лась) своим волшебством с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
- Я бы подарил(а) необычный подарок маме (папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
- Я бы создал(а) сказочную машину для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
- Я бы построил(а) самый красивый дворец для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
- Я бы взял(а) с собой на необитаемый сказочный остров маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
- Я бы испёк(екла) вкусный пирог для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
- Я бы одел(а) в самый лучший наряд маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
После ответов ребёнка на все 10 пунктов подсчитывается общее количество выборок для каждого члена семьи. Для простоты подсчета одна выборка приравнивается к одному баллу. Эти выборки ранжируются. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребёнок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта для ребёнка в семье.
Например: из 10 возможных вариантов ответов ребёнок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза – папе и ни одного раза сестре. Вывод: этот ребёнок очень привязан к маме, гораздо меньше – к папе и явным источником его дискомфорта является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.