Привязанность

Методика «Птичье гнездо»

Методика «Птичье гнездо», разработанная в 1996 году арт-терапевтом Донной Кайзер, подходит для детей старшего дошкольного возраста (5,5 — 7 лет).

Для проведения потребуются лист бумаги, фломастеры или карандаши. Диагностика проводится с ребёнком индивидуально.

Предложите дошкольнику нарисовать гнездо и птичек, проживающих в нём, место, где гнездо находится.

Когда малыш закончит, обсудите рисунок. Ни в коем не просите сравнивать гнездо и птиц с членами семьи, задайте ребёнку вопросы касательно рисунка.

Спросите у малыша, что это за птички, где они живут. Попросите рассказать о птичках подробнее: кем они друг другу приходятся, что делают, как себя чувствуют, о чём мечтают, чего боятся, что будут делать в случае опасности? Спросите, ждут ли птички кого-нибудь? Почему гнездо пустое (если оно пустое), почему оно нарисовано так, а не иначе? Безопасно ли в гнезде? Поинтересуйтесь о местоположении всех персонажей на рисунке и почему они находятся именно на этих местах.

Обработка результатов

Надёжная привязанность Нарушение привязанности
Использование четырёх или более цветов, преобладание зелёного цвета на рисунке Использование менее четырёх цветов Преобладание коричневого цвета на рисунке
Небольшое количество штриховки в изображении гнезда, равномерный, не сильный нажим на линии Большое количество штриховки в изображении гнезда, сильный или неравномерный нажим говорят о тревожности и неуверенности в себе. Линии в изображении гнезда повторяющиеся исключительно по форме круга, указывают на склонность к хроническим неврозам и навязчивым состояниям.
Гнездо расположено ровно и устойчиво, имеет надёжную опору, выглядит защищенным. Гнездо, нуждающееся в дополнительном укреплении или защите, уже чем-нибудь защищено, к примеру находится под крышей, поднято повыше или рядом существо, охраняющее его от напастей, например орёл, который защищает птичек от врагов, — указывает на поиск поддержки со стороны малыша. Гнездо расположено под наклоном, может находиться на дереве, но размещено на конце ветки или же на тонких веточках, балансирует и может упасть. Отсутствие надёжной опоры, например дерева указывает на ощущение недостатка поддержки и стабильности, неуверенность в себе.
На рисунке изображены птицы-родители, если их нет, но в беседе ребёнок объяснит, что они улетели за кормом, то, можно сказать, что они есть. Птенец находится в центре гнезда. Целая птичья семья, в том числе яйца. Пустое гнездо или гнездо без дна указывает на ощущение одиночества, нехватку тепла, поддержки и заботы со стороны близких взрослых. Также гнездо может быть разрушено внешними угрозами. Птицы-родители отсутствуют или находятся на расстоянии от гнезда и занимаются своими делами, при беседе ребёнок должен это объяснить. Гнездо покинуто. Птенец, находящийся на краю гнезда, указывает на тревогу и неуверенность ребёнка. В семье, помимо ребёнка, есть и другие дети, но он не рисует дополнительных птенцов или яйца, что может указывать на отсутствие привязанности к братьям и сёстрам, и даже негативные чувства к ним, такие как ревность или зависть.

Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи А. И. Баркан

А. И. Баркан предлагает ряд опросников (шкал) для выявления особенностей жизни ребёнка в семье. Одним из таких опросников является «Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи», предназначенный для детей старшего дошкольного возраста. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую я хочу».

В каждом вопросе испытуемому ребёнку необходимо подчеркнуть только один ответ. Варианты ответов заключены в скобки.

Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи

Данные ребёнка

Ф. И. О.___________________________________________________________

Возраст __________________________________________________________

С кем проживает ребёнок в одной квартире __________________

При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребёнка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки.

Если бы я был(а) волшебником, то…

  1. Я бы никогда не расставался(лась) с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  2. Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  3. Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).
  4. Я бы поделился(лась) своим волшебством с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  5. Я бы подарил(а) необычный подарок маме (папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
  6. Я бы создал(а) сказочную машину для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  7. Я бы построил(а) самый красивый дворец для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  8. Я бы взял(а) с собой на необитаемый сказочный остров маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
  9. Я бы испёк(екла) вкусный пирог для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  10. Я бы одел(а) в самый лучший наряд маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).

После ответов ребёнка на все 10 пунктов подсчитывается общее количество выборок для каждого члена семьи. Для простоты подсчета одна выборка приравнивается к одному баллу. Эти выборки ранжируются. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребёнок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта для ребёнка в семье.

Например: из 10 возможных вариантов ответов ребёнок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза – папе и ни одного раза сестре. Вывод: этот ребёнок очень привязан к маме, гораздо меньше – к папе и явным источником его дискомфорта является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.