15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно

Содержание
  1. Помогите ребёнку найти хобби
  2. Всё идёт из раннего детства
  3. Должны ли дети играть самостоятельно?
  4. 2) Выбираем игрушки
  5. Как заинтересовать малыша игрой
  6. Типичные ошибки родителей
  7. 3) Учим ребенка играть
  8. Учим самостоятельности
  9. Начните играть вместе
  10. Дети копируют поведение родителей
  11. Обеспечьте безопасность
  12. Развивайте творческие навыки
  13. Не допускайте «тревожный контроль»
  14. Самостоятельность и одиночество – это разные вещи
  15. Не прерывайте его
  16. Используйте обучающие моменты
  17. Правила игры
  18. Совет 2: Как научить ребенка играть самостоятельно? Позаботься об окружении
  19. Совет 3: меняй игрушки местами
  20. Совет 4: развитие ребенка и его самостоятельности начинается с поиска любимого дела для него
  21. Совет 5: Как научить ребенка играть самостоятельно? Приглашай его друзей в гости
  22. Совет 6: развитие ребенка определяется разделением границ
  23. Совет 7: развитие ребенка — во многом похвала родителей
  24. Какие типы игр бывают
  25. Функциональная игра
  26. Конструктивная игра
  27. Ролевая игра
  28. Возрастные особенности
  29. Эксплуатировать детский труд
  30. Взгляд изнутри
  31. Полезные советы
  32. Процесс обучения
  33. Направить шопоголизм в мирное русло
  34. Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ:

Помогите ребёнку найти хобби

Сидение в четырёх стенах, садик и прогулки — тупиковый путь. Будьте проактивным родителем — помогите ребёнку выбрать хобби, которое его всецело захватит. Сейчас в любом крупном городе можно найти десятки детских клубов, кружков и секций. Пусть опыт будет максимально разнообразным — водите ребёнка в океанариум, научные клубы, мастерские, кулинарные школы, показывайте мультики про разные профессии (например, «Щенячий патруль» — там есть пожарный, пилот, строитель и много других профессий). Глядишь, ребёнок и сам заявит, что твёрдо решил стать инженером, или химиком, или потянет вас в какой-нибудь конструкторский кружок.

Всё идёт из раннего детства

Представьте себе: лежит пупс в коляске, сосёт соску. Ясное дело, что просто так ему лежать очень скоро надоест. Он начнет хныкать, выплюнет соску. Что сделает его мамочка? Здесь несколько вариантов:

  • Попытается засунуть эту пустышку обратно (лежи тихо, а лучше спи)
  • Попробует сунуть ему бутылочку с молоком, чтоб не хныкал (наверное, он голодный)
  • Поменяет ему подгузник (наверное, ему не комфортно)
  • Начнёт трясти перед носом погремушкой (а младенчик, между прочим, уже сто раз видел эту погремушку)

Но ребёнок продолжает свое нытье, набирая обороты и повышая громкость. И вот тут ещё два варианта развития событий:

  1. Ребёнка трясут в коляске, чтоб он успокоился и заснул или качают на руках, чтоб он всё так же успокоился и заснул
  2. Ребёнка берут на руки и показывают ему окружающий мир

Должны ли дети играть самостоятельно?

Тем, у кого есть помощники: бабушки, не сильно загруженные заботливые мужья, няни и т.д., могут удивиться: «А в чем дело? Зачем такие сложности? Пусть детками занимаются взрослые. И есть с кем баловаться, и малышата под присмотром»

И вот тут, дорогие мои, очень важно понять цель такой «автономии» и в год, и когда кроха постарше

Почему даже при наличии целого штата дедушек и бабушек, нянь и гувернанток, мам и пап, нужна крепышу независимость. Давайте вместе подумаем, чем отличается самостоятельная деятельность карапуза от коллективной? Есть варианты ответов?

А вот, к какому выводу я пришла:

  1. Контроль. Подумайте, сейчас, когда ваш малютка играет, вам кажется, что без вас он не справится, потому что не умеет? А когда пойдет в школу? А поступит в универ? А женится? Смотрите, рано или поздно, но вам придется отпустить руку и снизить контроль. Когда? И как начать? Может быть, это стоит делать по чуть-чуть. И начинать такое постепенное «вхождение» в жизнь стоит с нежного возраста, пока ваш ребенок играет в игрушки?
  2. Польза. Больше всего на свете все родители желают счастья своему крохе. Но как вы видите его счастье? В том, что он не играет самостоятельно? В том, что он постоянно будет под присмотром и сам ничего не будет делать? Да, с ним ничего не случится плохого (берем общие параметры ситуации)! Но ведь, и хорошего не случится!!! Все, что он будет делать и чем заниматься, все будет взято из чужого сценария. Кто-то, как марионетку, его будет водить за ниточки, указывая что и когда делать. В этом вы видите счастье своего маленького?
  3. Становление характера. Выходят на прогулку мамочки, и о чем они говорят? О ДОСТИЖЕНИЯХ своих «Достижений»! О том, как маленькие их детки, забавляясь игрушками, что-то сами придумали, как-то вышли из проблемной для них ситуации и т.д. Почему это достойно того, чтобы о нем хвастаться? Потому что все мы понимаем, что в этом рост личности, развитие талантов и способностей!

Поверьте, вопрос не в избавлении от ребенка, а в том, чтобы развивать его. Но когда дети начинают играть самостоятельно, с какого возраста и в какие забавы?

2) Выбираем игрушки

Залогом того, захочет малыш играть сам или нет, является верно подобранные игрушки. К сожалению, когда многие мамы заходят в детские магазины и видят изобилие, которого не было в их детстве, то начинают скупать все, что только возможно. Чаще всего малыши в возрасте 3-4 лет уже имеют богатый набор развлечений и даже не знают, что попросить у дедушки Мороза на Новый год. Верным решением будет выдавать на пару недель определенный комплект игрушек. Все остальные лучше уберите на антресоли или в дальний шкаф. Потом можно выдать ребенку «новую» партию, а те, в которые он играл, опять спрятать. Постарайтесь, чтобы игрушки были разносторонними. Пусть будет несколько машин, обруч, домик со сказочными персонажами, коляска и конструктор. Не больше 10 наименований, этого достаточно для малыша, чтобы он мог сделать выбор и решить, с чем играть сегодня.

Дети часто любят заниматься вовсе не игрушками, а такими предметами, как бутылки, ветки, песок, листики, камушки и кастрюли. Разрешите чаду захватить с прогулки природный материал. Он дома сделает из него то, что захочет. Выдайте пустую коробку, и пусть он творит.

Выбирая игрушки, не стремитесь брать многофункциональные варианты

Лучше, если вы остановите свое внимание на простой кукле, которая не умеет говорить и «ходить в туалет». С такими «навороченными» развлечениями ребенку быстро становится не интересно, так как нет места для фантазии

Ну, как можно придумать, что кукла сейчас ест кашку из песка с рябиной, когда ее надо напичкать специальной игрушечной смесью? Все уже готово и придумано за ребенка изготовителем.

Старайтесь приобретать игрушки из натуральных материалов и соответствующие реальности. Следите, чтобы, например, фигурки животных совпадали по своему естественному в природе цвету. А то, вполне вероятно, что малыш будет рассказывать всем о существовании розового волка.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.

Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Типичные ошибки родителей

Сами того не желая, родители мешают ребенку развивать фантазию и стремление к самостоятельной игре.

Перечислим основные ошибки:

Игрушек слишком много. Дефицитные советские времена давно прошли. На прилавках магазинов сотни тысяч игрушек на любой возраст, вкус и цвет. Родители часто скупают все, что видят или нравится, дабы привнести разнообразие. Вместо того, чтобы вызвать интерес, каждая новая игрушка вводит в ступор ребенка и тормозит его фантазию. Зачем разговаривать за игрушку, если она уже говорит? Зачем придумывать конкретные роли для куклы, если в арсенале есть и кукла-мама, и кукла-врач, и кукла-балерина и тд.

Игрушки куплены для родителей. Некоторые родители реализовывают свои детские мечты. В далеком детстве не купили лошадку? Купили своему ребенку лошадку. Мама хотела Барби-русалку? Купили ее. Папа мечтал об управляемом вертолете? Под предлогом подарка на день рождения сына купил вертолет. При этом интересы ребенка не учитываются. Игрушки покупаются, исходя из интересов родителей. А где гарантии, что ребенок хочет то же самое?

Перенасыщенное расписание. Сейчас популярно отдавать детей чуть ли не с рождения во все возможные “развивашки”. По максимуму делать упор на развитие интеллекта. Хорошо, что на работу не ссылают. Родители на столько перенасыщают будни ребенка занятиями, что на простые детские утехи не остается ни времени, ни сил. Игра — это творческий процесс, требующий времени и вдохновения. Где их взять, когда день расписан родителями по минутам?

Отсутствие эмоциональной поддержки. Дети хотят внимания от родителей. При его недостатке они с большей вероятностью предпочтут ходить за родителями и “помогать” с их делами, нежели играть самостоятельно.

3) Учим ребенка играть

Принести и вручить очередную партию игрушек недостаточно, надо сначала организовать совместную игру с сыном или дочкой. Придумайте простенький сюжет, расскажите, что новый паровозик, поедет развозить зверушек по разным местам. Для этого придется построить дорогу, соорудить кукольную больницу из книг, склеить из коробки домик для медвежонка, нарисовать лес, в который пойдет за ягодами зайчишка. Накидав чаду идей и увидев, что он принял условия игры и начал увлеченно возиться, вы можете удалиться. Не каждый ребенок, да и взрослый, сразу поймет, как собирать конструктор, как стыкуются детали между собой. Придется подключиться папе и показать принцип работы. Задача родителей — дать направление и подсказать, что можно сделать с новой игрушкой. А дальше уже малыш будет справляться сам.

Учим самостоятельности

Дайте ему внимание

Побудьте с ним рядом. Почитайте, поиграйте, уделите столько внимания, чтобы он им «насытился». Когда ребенок вдоволь наиграется с родителями, тогда ему легче будет остаться одному, хотя бы для начала на несколько минут.

Начните играть вместе

Подготовьте все для игры, начните ее совместно, затем предложите ребенку подсказать, что будет происходить дальше. Проявите заинтересованность, внимательно послушайте, посидите рядом, пока ребенок играет, а потом ненадолго займитесь своим делом, в пределах видимости. Потом подойдите, подробно расспросите ребенка о том, что случилось в ваше отсутствие, порадуйтесь, похвалите. Поиграйте вместе и, дождавшись удобного момента, опять отойдите.

Дети копируют поведение родителей

Присядьте с книгой и предложите ребенку тоже посидеть недалеко от вас, с его книжкой с картинками или раскраской. Пусть он видит вас, понимает, что вам интересно сидеть и читать. Можно предложить ему игру на кухне. Дайте ему фасоль, небьющиеся чашки, контейнеры с яркой окраской – пусть тоже готовит обед для своих игрушек, пока вы готовите свой. Он будет с вами, но играть самостоятельно. И обязательно похвалите его за это, скажите, что он стал совсем большим.

Обеспечьте безопасность

Ребенок всегда уверен, что родители смогут защитить от любых неприятностей. Поэтому, дети часто боятся играть в другой комнате. Так что, если вы им это предлагаете, то в той комнате не должно быть ничего, что может стать опасным для него. А если вы каждые несколько минут туда заходите, чтобы проверить, все ли с ребенком в порядке, то он скоро придет к мысли, что там точно ему что-то угрожает. И самостоятельной такую игру уже нельзя назвать. Поэтому, если вы сильно беспокоитесь, то лучше пусть он играет в одной комнате с вами, но без вашего непосредственного участия.

Развивайте творческие навыки

Попросите ребенка, чтобы он придумал историю с его любимыми игрушками, и дайте ему на это 5-10 минут. Покажите, как двигается стрелка часов или поставьте песочные часы. Затем подойдите и выслушайте ее. Можно историю записать в тетрадь, а потом почитать всей семье. Это развивает фантазию, и дети могут составить небольшие рассказы, которых хватит на целую книгу.

Не допускайте «тревожный контроль»

Многие родители выходят из комнаты незаметно для ребенка, а он, обнаружив, что остался в одиночестве, плачет и бежит искать родителей, а в дальнейшем постоянно следит, чтобы вы не исчезли. Лучше предупреждайте всякий раз, что выходите из комнаты ненадолго. И не обманывайте. Если ребенок будет вам доверять, то не будет включать «тревожный контроль» и беспокоиться, что вы не вернетесь. Через какое-то время, он сможет оставаться один более длительное время, и станет более независимым.

Самостоятельность и одиночество – это разные вещи

Навыки самостоятельности могут проявиться только после полноценного общения с другими людьми. Игры с детьми, совместные занятия с взрослыми, занимают воображение ребенка и учат его, чем можно заняться без их присутствия. Он использует диалоги, чтобы разговаривать с игрушками, проявлять терпение, получать удовольствие от своих фантазий и времени с самим собой. Он будет использовать моменты, когда вы занимаетесь своими делами, чтобы разыгрывать разные роли, когда общался с другими взрослыми и детьми.

Не прерывайте его

Если ребенок чем-то занимается, не прерывайте его, чтобы предложить другую, более интересную, на ваш взгляд игру или занятие

Часто моменты, когда, как вам кажется, ребенок просто сидит и ничем не занимается, он что-то придумывает или занимается развитием какого-либо навыка, важного для него, хотя и непонятного для вас. Поэтому, лучше просто наблюдать, чтобы у него все было хорошо, а когда он захочет – сам к вам обратится

Используйте обучающие моменты

Обучение может происходить в любом месте. Расспрашивайте ребенка, чему он научился, что узнал, пусть покажет вам. Дети любят чувствовать себя большими и умелыми, им нравится проявлять свою осведомленность. Поощряйте и хвалите его за малейшие успехи, за то, что он самостоятельно что-то узнал и усвоил.

Время, проведенное в просмотре мультфильмов или игре с гаджетами, самостоятельной игрой не считается. Для развития нужна полноценная игра, в которой задействуется все тело.опубликовано econet.ru

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! econet

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

  • Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед (первый раз может два), а съедает фигурку противника по диагонали. Превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
  • На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
  • Королева (ферзь) — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
  • У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, этакой буквой «Г».

  • Офицер (слон) продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
  • А тура (ладья) вперед или в боковом направлении.
  • Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.

Совет 2: Как научить ребенка играть самостоятельно? Позаботься об окружении

Придумай и организуй в квартире специальные детские зоны. Пусть там будет все для развития ребенка!

Читай также: Как развить математические способности у ребенка

Игрушки, половники, пластиковые тарелки, шумовка… Конечно, все безопасное. Такой уголок лучше устраивать подальше от батарей, острых углов и других опасных мест.

Совет 3: меняй игрушки местами

Как научить ребенка играть самостоятельно? Старый добрый совет: прятать игрушки на время, а потом менять их с текущими, по-прежнему в силе! Как известно, новое — это хорошо забытое старое. Поэтому прячь даже любимые куклы и паровозики малыша на время, чтобы у него не было слишком много игрушек.

А через пару недель он с удовольствием возьмется за них с новыми силами. И без твоего участия.

Совет 4: развитие ребенка и его самостоятельности начинается с поиска любимого дела для него

Какой-то карапуз интересуется динозаврами, кто-то не может жить без подводных животных,  кто-то наизусть рассказывает все модели машин.

Читай также: Финансовая грамотность: как научить ребенка основам обращения с деньгами

Поддерживай увлечения ребенка! Помоги ему найти дело по душе. Тогда он сможет заниматься им самостоятельно.

Совет 5: Как научить ребенка играть самостоятельно? Приглашай его друзей в гости

Дети очень быстро находят общий язык даже с теми, кто младше или старше их. Общие игры в куклы, машинки или мяч надолго увлекают и трехлеток, и восьмилеток. Пусть хоть на диване прыгают! Главное, без маминого участия.

Совет 6: развитие ребенка определяется разделением границ

Малыш может безопасно остаться без тебя несколько минут со своими игрушками? Спокойно оставляй его: занимайся обедом или своими делами. Даже двухлетка в состоянии понять: «Нет, не сейчас».

Как научить ребенка играть самостоятельно? Мягко объясняй, что он не вся твоя жизнь. Что у тебя могут быть свои дела или желания в этот момент.

Совет 7: развитие ребенка — во многом похвала родителей

Когда малыш справляется самостоятельно с игрой, обязательно похвали его. Пусть даже он остался сам на одну минуту!

Читай также: Зачем ребенку играть в сюжетные игры

Постепенно увеличивая интервал, ты поймешь, как научить ребенка играть самостоятельно.

Какие типы игр бывают

Все детские игры можно разделить на несколько типов, каждый из которых важен для их развития. Любая из этих разновидностей подходит для самостоятельного времяпрепровождения.

Функциональная игра

Этот тип игр помогает детям развиваться физически и овладеть навыками, которые пригодятся им в дальнейшем. В ходе них ребенок получает удовольствие от чувства контроля над собственным телом и окружающей средой. Функциональная игра – это когда дети просто бегают безо всякой цели, прыгают, выпускают и ловят мыльные пузыри и так далее. Этот вид активности помогает им выплескивать накопившуюся энергию.

Конструктивная игра

Конструктивная игра подразумевает решение проблемы или создание чего-либо: нарисовать картину, смастерить что-то из подручных средств. В этом случае ребенок начинает игру с определенной целью, даже если в итоге меняет или не достигает ее.

Ролевая игра

Это когда дети берут на себя определенные роли и разыгрывают сюжеты

При этом неважно, фантастические это роли и сюжеты или бытовые. Ролевая игра помогает ребенку развивать способность думать, создавать истории и адаптироваться к разным жизненным ситуациям

Возрастные особенности

Первые попытки самостоятельной игры вы сможете наблюдать уже с годовалого возраста. Однако, будьте готовы к тому, что такое занятие не продлиться дольше, чем пять минут и ребёнок быстро потеряет интерес. Малыши до двухлетнего возраста тратят на игры без маминого участия до 20 минут, а вот, начиная с трёхлетнего возраста, этот процесс может занимать не меньше получаса и длиться довольно долго. Именно этот возраст самый оптимальный для того, чтоб приучать ребёнка играть самостоятельно, раньше не имеет особого смысла, только если ваш карапуз сам проявляет инициативу.

Детки до двухлетнего возраста активно познают окружающий мир, пробуют его «на вкус», хотят помочь маме в её делах. Не препятствуйте этим начинаниям. Позволяйте малышу самостоятельно кушать, одеваться. Также карапузы с радостью поиграют крышечками, пластиковыми коробочками от йогурта, ложечками, мячиком.

Детки до трёхлетнего возраста для своих игр начнут использовать кукол, мягкие игрушки, большие машины.

У малышей старше трёх лет самостоятельные игры идут полным ходом. Однако, находясь на детской площадке, они с радостью поиграют и с другими карапузами, при этом не забудут рассказать о правилах придуманной игры.

Эксплуатировать детский труд

Мы все знаем, что делать что-то вместе с родителями очень важно для детей. При этом мы также знаем, что дети с радостью превращают в игру любое занятие

Так почему бы не извлечь из этого пользу для себя и ребенка?

Это вполне может быть win-win solution, но при определенном подходе, конечно. Во-первых, не стоит рассчитывать на реальную помощь (наша задача – поиграть). Во-вторых, лучше выбрать такое домашнее дело, которое не закончится травмой, поломками бытовой техники и яростью.

Например, вы можете попросить ребенка помочь разобрать сумки из магазина. Позаботьтесь заранее, чтобы пакеты с бьющимися и тяжелыми вещами достались вам, а вот все остальное вполне можно предоставить ребенку. Прекрасная возможность обсудить, что съедобно, а что – нет, что где хранится, как называется, что для чего нужно, каких оно цветов и как что использовать.

Взгляд изнутри

Некоторые родители жалуются, что их ребенок не самостоятелен, но не дают ему возможности каким-то образом проявить себя. Этой проблемой страдают слишком многие, чтобы я не уделила теме отдельную главу. Это настоящий бич современного общества.

Дать малышу свободу страшно, для множества родителей это непосильный труд. Приходится найти в себе море смелости, чтобы хоть на какое-то время оставить ребенка в покое, позволить ему самому что-то решать. Сейчас приведу простой пример.

Однажды я пришла в гости к своей подруге, которая постоянно жаловалась на то, что ребенок в 3 года ничего не может сделать сам и нуждается в особой опеке и контроле. Пока она готовила нам чай, малыш взял тетрадку, ручку и начал рисовать.

«Ты хочешь рисовать?», — сказала она, параллельно заменяя тетрадь на альбом, а рядом заботливо складывая карандаши и фломастеры. Для меня так и осталось загадкой, почему ее не устроила тетрадь. Вроде бы мелочь, но если ребенок делает выбор, а вы указываете на то, что этот вариант не удачен, он начинает сомневаться в себе. В последующем это будет выливаться в тысячи глупых вопросов: «А чем мне рисовать», «А что именно», «Мама, чем мне заняться» и так далее.

Несколько секунд сын моей подруги смотрел в потолок, пока мама не посоветовала: «Помнишь, я недавно научила тебя рисовать цветок. Покажи тете как у тебя хорошо это получается». Это была вторая ошибка. Уже в 1-2 года дети способны придумывать себе занятия. Кому-то это удается быстрее, а для кого-то это сложная задача, но в любом случае решаемая. Пусть проявляет фантазию. Все дело в привычке. Точно также происходит и у взрослых людей.

Буквально через 5 минут подруга не выдержала и подошла к малышу, чтобы помочь ему справиться с рисунком, оправдывая это тем, что ему требуется внимание. Как вы видите, в некоторых случаях проблема несамостоятельности кроется в самих родителях

Им страшно, что они станут «плохими родителями» только потому, что не уделяют достаточно времени своему малышу

Как вы видите, в некоторых случаях проблема несамостоятельности кроется в самих родителях. Им страшно, что они станут «плохими родителями» только потому, что не уделяют достаточно времени своему малышу.

Любыми способами они пытаются это сделать: предлагают лучшие варианты решения проблемы, подсказывают где встать и что сделать, при этом все попытки ребенка проявить самостоятельность давятся на корню. Для меня было странным, что ни разу малыш не пошел наперекор и не заявил маме, что он не хочет выполнять какую-то команду. Он безропотно выполнял все приказы, которые та выдавала за заботливый совет.

Вопрос остается открытым: «Зачем жаловаться на несамостоятельность, если ты сама не даешь шанса ребенку проявить ее и постоянно его дергаешь?».

Полезные советы

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.

    На первых порах они должны носить краткий характер.

  • Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика. 

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Направить шопоголизм в мирное русло

Кто-то обожает гулять по торговым центрам, кто-то – выискивать необычные штуки на Ali, а кто-то – мастер спорта по дисконтам. Мы придирчиво выбираем себе косметику или гаджеты, разбираемся в их характеристиках и отдаем предпочтение только определенным брендам. Главным образом потому, что это – удовольствие и вид отдыха. Все то же самое касается и выбора игрушек.

Если посмотреть на домашние игрушки свежим взглядом, то вполне может оказаться, что они старые или сломанные, не подходят по возрасту, надоели или просто не нравятся. Ну и играть с ними, конечно, не только не хочется, но и не получается. И если вы старый опытный шопоголик, то искать в магазинах что-то новое и интересное – приятная для вас работа.

Изучая офлайн или онлайн ассортимент, вы скоро найдете любимые бренды и поймете, что вам с ребенком по душе: обычный конструктор или магнитный, пластилин или кинетический песок, домино или мемори и так далее до бесконечности (или лимита по карточке). Пусть новые игрушки будут качественными и красивыми. Правило одно – игрушки должны радовать. Вас тоже. Тогда и играть в них вам будет интересно.

Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ:

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.