Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду?

Что такое зрелый меда? В чем опасность не зрелого меда?

Мед считается зрелым, когда в нем содержится не более 20 % влаги. Признаком зрелости меда при откачке является 100 % запечатанные восковыми крышечками ячейки сот, но допускается к откачке и соты, которые запечатаны более 2/3.

Многие начинающие или недобросовестные пчеловоды, опасаясь конкуренции и стремясь как можно быстрее выставить свой продукт на продажу, пренебрегают данным правилам, начинают откачку не запечатанных сот.

В результате этого на прилавках появляется не зрелый мед (сырой), содержащий более 20 % влаги.

Забродивший мед ни пчелам, ни человеку употреблять нельзя, поскольку в результате брожения образуются сивушные масла.

Разделение обязанностей по половому признаку

Очень важно не акцентировать внимание детей на так называемые женские и мужские работы. И мальчики и девочки должны быть в равной степени хорошо обучены стрижке газона, мытью посуды, уборке своих комнат, стирке, приготовлению пищи, шитью, умению делать покупки и ликвидировать незначительные хозяйственные неисправности. И мальчики и девочки должны уметь посидеть с малышом, вымыть ванну, прополоть клумбу или грядку, посадить растение

В течение длительного времени уход за домом и приготовление пищи считались женскими обязанностями, зарабатывание денег для семьи и ремонтные работы по дому — мужскими. С таким стереотипным подходом мы рискуем воспитать девочку с твердой установкой, что ее место на кухне, и мальчика, который способен решать только глобальные проблемы и находиться в постоянной зависимости от элементарной стирки и глажки. Дети не нуждаются в лекциях относительно поло-ролевого поведения, им всего лишь нужен пример свободного поведения их родителей, которые могут выполнять различную работу по дому и вне его.

И мальчики и девочки должны уметь посидеть с малышом, вымыть ванну, прополоть клумбу или грядку, посадить растение. В течение длительного времени уход за домом и приготовление пищи считались женскими обязанностями, зарабатывание денег для семьи и ремонтные работы по дому — мужскими. С таким стереотипным подходом мы рискуем воспитать девочку с твердой установкой, что ее место на кухне, и мальчика, который способен решать только глобальные проблемы и находиться в постоянной зависимости от элементарной стирки и глажки. Дети не нуждаются в лекциях относительно поло-ролевого поведения, им всего лишь нужен пример свободного поведения их родителей, которые могут выполнять различную работу по дому и вне его.

Всегда существуют работы, которым один ребенок отдает предпочтение, а другой старается их избегать. Я не люблю готовить, и поэтому частенько просила сделать это детей. Я всегда говорила: «Если бы вы приготовили ужин, я могла бы прибраться в комнатах». Мои дети знали, как прибрать в комнатах и как приготовить еду. Последнее занятие было для них более привлекательным, чем уборка, поэтому мы ввели условное разделение обязанностей. Чистка ванны было обязанностью, от которой пытались уклониться все без исключения члены семьи.

Посмотрите внимательно, какие обязанности по поддержанию порядка в доме приятно выполнять вам, а какие вашим детям. Обязательно будут выявлены такие дела, которые окажутся не по душе ни одному из членов семьи. На собрании семьи обязанности должны быть распределены, в том числе и те работы, которые не нравятся ни одному из членов семьи. В доме должен поддерживается постоянный порядок силами всех членов семьи. В семье должны существовать правила поведения, которые, с одной стороны, обязательны для всех, а с другой — не являются догмой. Правила устанавливаются членами семьи, ими же они могут быть усовершенствованы или изменены. Совместная семейная жизнь подразумевает способность мыслить, конструктивно подходить к решению вопросов, быть ответственным за совершаемые поступки. Вместе с тем каждая семья, как и отдельно взятый человек, является индивидуальной, и не существует стандартных подходов в разделении обязанностей в семье.

Что и как поручить ребенку

Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: «У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!». Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, переделать. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки.

Конечно, реальная помощь семье важна, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактная вещь, и ему трудно включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать малышу: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой».

Домашняя работа ребенка должна преследовать конкретные цели, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. И конечно, поручения зависят от возраста помощника. Трех- или четырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать постиранное или высушенное белье, убрать свои игрушки. Но не стоит в этом возрасте затевать с малышом реализацию масштабных проектов: убрать комнату — слишком неопределенная задача для него. А вот шестилетнему ребенку она уже по плечу, только нужно разбить уборку на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенка уже можно попросить вынести мусор, пропылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко).

Иногда родители просят старших детей позаниматься с младшими

Тут важно понимать: такой уход не должен быть переложен на старших без их личной инициативы, все-таки это — дело родителей. Если ребенок не хочет постоянно нянчиться с сестрой или братом — это его право

Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку или сходить в магазин.

Уловка вторая. Не используйте приказной тон

Детям хочется ощущать себя нужными, важными. Приказ усугубляет отношение ребенка к работе по дому. Никому не хочется выслушивать тон «пилы» в разговоре. К тому же после фразы: «Я сто раз повторила – приберись в комнате!» может создаться впечатление, будто только вам нужна чистота в доме.

Объясните деткам доступно – порядок важен для всех членов семьи, в том числе и для ребенка. От большого количества мусора заводятся клопы, тараканы, мыши. Неумение организовывать рабочее место грозит неуспеваемостью. Не кричите, не читайте нотации, старайтесь именно разговаривать, объяснять. Слишком большое количество поставленных задач может заставить ребенка запаниковать, поэтому давайте поручения дозировано, не перегружая малыша.

Вне игры!

Нельзя не заметить, что сегодня условия домашнего труда стали во многом легче. Появились технические усовершенствования: стиральные и посудомоечные машины. Не такая уж редкость и няни, помощницы по хозяйству. В связи с этим ответ на вопрос «зачем надо привлекать к работе по дому еще и ребенка?» кажется не столь очевидным. Поэтому, прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы он мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной? Психолог Евгения Пайсон считает, что приучать ребенка к труду имеет смысл тогда, когда его помощь действительно нужна. «Приучение ради приучения или ради каких-то далеких перспектив бессмысленно, — считает психолог. — Ребенок всегда почувствует, делает ли он чтото нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать “белое от коричневого”, лишь бы чем-нибудь занять. Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь, ребенок легко и естественно приучается трудиться». Даниил Ильяшенко, шестой ребенок в семье протоиерея Александра Ильяшенко, вспоминает, как в шестилетнем возрасте ходил по утрам на молочную кухню для своих младших сестренок-близнецов, а лет в десять, когда все большое семейство переезжало на новую квартиру, он в новых «апартаментах» сам вешал карнизы. «Сейчас я могу сказать, что невероятно счастлив, что вырос в такой семье и воспитывался именно в таких условиях, где нас было много и проходилось трудиться больше, чем в других семьях, — говорит Даниил, будучи уже отцом собственного семейства. — Эта закалка во многом мне помогла».
«Естественность» — именно то слово, которым характеризует процесс приобщения к домашнему труду своих восьмерых детей и Ольга Стриевская: «Я не могу вспомнить, чтобы кого-то надо было заставлять, все хотели мне помогать. Другое дело, что, когда все дети были еще маленькие, организовать такую помощь было невероятно тяжело, куда проще было все сделать самой, а детей отправить играть в детскую. Но ведь ужин понарошку — это совсем не то что готовить для папы ужин по-настоящему! И мне приходилось, если мы режем салат, каждому ребенку находить нож и дощечку; если мы жарим сырники, то к плите потом страшно было подойти…» Даже совсем маленький ребенок способен понять, что помощь по дому — это реальное дело. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела. А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, такое занятие будет лишь имитацией работы. Но если попросить его собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это реальная помощь. Родители должны продумать, какое ребенку можно поручить дело, чтобы это не стало бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в силах, для него это игра, зато расставить чистые тарелки по размеру в шкаф, разложить вилки и ложки — реальная помощь. «И есть еще одно отличие игры от настоящей помощи — за игру не благодарят», — отмечает психолог Евгения Пайсон.

Правила приобщения ребенка к домашней работе

Самая распространенная ошибка родителей — это принуждение детей к домашней работе, что приводит иногда совершенно к противоположному результату. Чтобы процесс приобщения ребенкак порядку прошел безболезненно и легко, надо придерживаться следующих правил.

  • Научите чадо основным навыкам по выполнению домашних дел. Показав их, первое время делайте все совместно, раз за разом объясняя и направляя его действия. Проявите терпение, если малыш вначале не будет доводить дело до конца, уставать и отвлекаться. Не настаивайте и не принуждайте, похвалите за уже сделанный результат.
  • Если ребенок делает работу медленно и некачественно, не торопите его и не останавливайте. Только подстраховывайте. Пусть он знает, что родители рядом и всегда придут на помощь. Здесь, как никогда, к месту пословица: «Не боги горшки обжигают!». Ваш отпрыск всему научится, дайте время.
  • Помощь оказывайте только тогда, когда об этом ребенок попросит.
  • Привлекайте детей к планированию домашних и хозяйственных дел: ежедневных, еженедельных, ежемесячных, сезонных (заготовки на зиму, работы в саду и огороде).
  • Не критикуйте работу своего чада. Если после него надо что-то поправить или переделать, сделайте это, но так, чтобы ребенок не увидел.
  • Приобретите для отпрыска яркие стильные индивидуальные средства: совочек, щетка, маленькие инструменты, тряпочки, коробки для игрушек и т. д.
  • Если приступаете к уборке квартиры вместе с ребенком, установите правило — все работают, и никто не отвлекается на телефонные разговоры, просмотр телевизора и другое праздное времяпрепровождение. Каждый выполняет свои обязанности по дому.
  • Когда отпрыск освоил основные навыки работы по дому, не выполняйте дела за него, потому что он устал. Лучше отложите или перенесите выполнение обязанности на другое время или день. В этом случае не стоит излишне жалеть детей.
  • Многие родители не привлекают детей к помощи на кухне, мотивируя тем, что занятие это опасное и грязное. Что касается опасности — кто как не взрослые должны научить маленьких помощников правильно и безопасно обращаться с острыми предметами. А к уборке кухни после экспериментов всегда можно их же и привлечь. Поэтому принимайте помощь по готовке пищи (месить и раскатывать тесто, резать или перемешивать салат, переворачивать оладушки, вымешивать котлеты).

Поощрять или нет — решение за родителями

Безусловно, похвала как форма поощрения только приветствуется. Но могут ли родители поощрить ребенка материально за помощь в домашних делах? У этого вопроса есть как защитники, так и противники. Сторонники настаивают на том, что вознаграждение за освоенные навыки и выполненные обязанности дисциплинирует и мотивирует. Противники указывают на опасность развития у детей исключительно меркантильных интересов.

Психологи придерживаются точки зрения, что материальное поощрение не должно применяться при выполнении именно домашних дел, это касается как вознаграждения деньгами, так и сладостями или игрушками. Но решающее слово в данном вопросе остается за родителями.

Возраст для привлечения детей к труду

Четко определенного возраста для привлечения ребенка к труду нет. Научившись ходить, дети стараются помогать маме, особенно, если видят, что это делает папа или другие взрослые члены семьи. Родителям необходимо стимулировать такое желание, несмотря на то, что порой сделать самим быстрее и чище. Трехлетнему ребенку под силу заправить постель, собрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы, одеться самостоятельно. С четырех и пяти лет можно привлекать детей к уборке комнат, с шести лет — к уходу за животными, покупкам продуктов и готовке. Подросток может тратить на домашние хозяйственные дела около 45 минут в день. В его обязанности допустимо дополнительно включить следующие: смена постельного белья, загрузка и управление посудомоечной или стиральной машиной, покупка определенного набора продуктов, готовка простой еды, выполнение разовых поручений, например, посещение ремонтных мастерских, химчисток и зоомагазина. Став взрослым, он должен уметь приготовить основные блюда, выбирать и покупать продукты, стирать, гладить, убирать дом, управляться с бытовой техникой. Хорошо, если он еще и научится обращаться иголкой с ниткой.

Соответствие обязанностей возрасту ребёнка

Прежде чем распределить домашние дела и делегировать часть из них чаду, нужно быть уверенным в возможности их исполнения.

Малыши готовы помогать родителям уже с 2 лет, главное – разумно подобрать для них занятие. Ознакомьтесь со списками обязанностей по дому ребят разных возрастов.

Малыши от 2 до 3 лет

Самым маленьким уж точно по силам:

  • расставлять разбросанные игрушки по местам;
  • мыть руки, чистить зубы;
  • снимать одежду, а некоторую – надевать;
  • ставить на место просмотренную литературу (книжки, журналы);
  • относить посуду (она должна быть изготовлена из небьющегося материала) и столовые приборы в раковину;
  • вытирать за собой грязные следы и пятна на столе, полу, стенах.

Не нужно думать, что двухлетние детки настолько малы, что им нельзя ничего доверить. Они многое понимают и умеют, нужно только чаще давать им возможность практиковать свои навыки.

4-5 летние дети

На этом возрастном этапе ребята способны самостоятельно:

  • расстилать и застилать кровать (пускай в первые разы будет не очень аккуратно, в следующий раз обязательно получится лучше);
  • вытирать  пыль;
  • пылесосить;
  • делать попытки мыть посуду;
  • накрывать на стол;
  • участвовать в приготовлении различных блюд;
  • ухаживать за домашним питомцем и кормить его;
  • складывать и убирать одежду в шкаф.

Если вы живёте в частном доме, то активно приобщайте детей к работе в саду и в огороде (им это очень интересно).

6-7-летние ребята

Ознакомившись с умениями самых маленьких карапузов, вам, наверняка, интересно узнать, что должен уметь ребёнок в 6-7 лет.  Его навыки и обязанности должны быть намного обширнее:

  • поливать цветы;
  • выгуливать собаку;
  • выносить мусор;
  • самостоятельно складывать свой портфель и делать уроки;
  • пользуясь овощечисткой, помогать вам с приготовлением пищи – чистить овощи, фрукты, нарезать их детским ножиком;
  • подбирать одежду для выхода;
  • гладить предметы гардероба после ознакомления с правилами безопасности;
  • мыть за собой ванну после купания.

В этом возрасте учите юного школьника пользоваться будильником, он может сигнализировать не только о необходимости просыпаться, но и напоминать о времени делать уроки, выходить из дома.

Дети 8-9 лет

В этом возрасте ребята уж точно должны знать, что такое «мои обязанности» и систематически их выполнять.

К их делам по дому относятся:

полная уборка в квартире – мытьё полов, вытирание пыли, наведение порядка;

  • сортировка одежды – чистые вещи складываются в шкафу после глажки, а грязные – относятся в корзину для белья;
  • чистка и мытьё своей обуви;
  • носить пакеты с покупками и разбирать сумки после семейного похода в супермаркет;
  • готовить простейшие блюда – яичницу, бутерброды, салат;
  • включать стиральную машину и развешивать постиранные вещи.

Ребята должны быть способны помочь вам с младшими детьми: посидеть с ними, развлечь, покормить.

По мере взросления сложность и характер заданий должны прогрессировать.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за…». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.