Основные принципы воспитания

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Определение 1

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Замечание 1

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Принципы воспитания детей

Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:

  1. Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
  2. Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
  3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
  4. Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
  5. Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
  6. Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.
    1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.

Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.

В качестве заключения

Ошибки родителей в воспитании детей могут быть обусловлены несколькими факторами:

  • отсутствие элементарных знаний про правила воспитания детей;
  • несоответствие представлений и полученных знаний о том, как воспитывать детей реальности;
  • проблемы в семье материального или духовного порядка;
  • трудности в воспитании, связанные с психологической незрелостью самих родителей.

Эти проблемы довольно частые, но исправимые. Процесс воспитания двухсторонний и дети часто тоже влияют на образование черт характера и способностей родителей.

Правильное воспитание детей подразумевает не только следование правилам. Скорее целью должно быть успешное раскрытие личности малыша. Психологический дискомфорт, обусловленный чрезмерной опекой, вызывает трудности и ошибки в воспитании детей. Выработка самостоятельности невозможна без взаимного доверия и предоставления свободы выбора.

Поэтому любите своих детей, давайте им все возможности для развития, и благодарите судьбу за каждый день проведенный вместе.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.

Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.

Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций

Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге
Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Принципы обучения и воспитания

В своей деятельности преподаватели базируются на определенных дидактических принципах обучения и воспитания:

Принцип научности. Способствует формированию научного мировоззрения, обеспечивает овладение обучающимися научными знаниями. Принцип основан на теории о познаваемости объективного мира, а также способности сознания человека давать правильное его отражение. В соответствии с принципом дети познают основы современных знаний в их историческом развитии, элементы научной методологии. У обучающихся вырабатывается устойчивая потребность в приобретении научных знаний (в том числе, самостоятельно).
1. Принцип последовательности и систематичности. В соответствии с данным принципом, учебный материал должен подаваться в соответствии с внутренней логикой изучаемой дисциплины и, в тоже время, отвечать индивидуальным и возрастным психологическим особенностям обучающихся. Систематичность в обучении предполагает овладение научными знаниями, навыками и умениями в строго определенном соответствии

Важно учитывать основные правила дидактики: проводить обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Реализация данного принципа обеспечивает расширение познавательных возможностей, равномерное накопление и углубление знаний.

Принцип связи теории с практикой

Принцип требует рационального сочетания теории с практическими навыками и умениями, соединения общего образования с общественно полезной деятельностью и трудовой подготовкой. Практика служит для закрепления, проверки истинности и применения усвоенных знаний.

Принцип сознательности. Принцип требует такого построения учебного процесса, при котором обеспечивается усвоение и использование обучающимися знаний и умений. Он связан с инициативностью, активностью и самостоятельностью обучающихся. Основные черты сознательного обучения: ясное восприятие учебного материала; понимание пользы образования; использование в обучении наблюдений и личного опыта.

Принцип наглядности. Обучение строится на основании конкретных образов. Наглядность способствует тому, что благодаря восприятию явлений и предметов окружающего мира формируются понятия, представления, развиваются речь и мышление. Наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным. На разных ступенях обучения характер и степень использования наглядности различны.

Принцип доступности. Предполагает построение процесса, при котором учитывают индивидуальные, возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, здоровье и эмоционально-волевая сфера ребенка. Методы обучения, программы и учебники разрабатываются в соответствии с этим принципом.

Принцип прочности знаний, умений и навыков. Определяет основательность усвоения учебного материала, его устойчивое закрепление в памяти учащихся, свободное применение и воспроизведение на практике.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В учебном коллективе педагогическое воздействие строится исходя из особенностей развития каждого ребенка.

Принцип природосообразности. В основе воспитания и обучения лежит научное понимание социальных и природных процессов.

Замечание 3

Воспитание ребенка должно выстраиваться в соответствии с законами природы, с учетом индивидуальных, возрастных, половозрастных и психофизических особенностей, сензитивных периодов развития.

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Инновационные подходы к воспитанию и их гуманистическая направленность

Со второй половины 20-го столетия в педагогике стали формироваться идеи, вносящие новшества в воспитательную деятельность.

Внедрение инноваций в педагогическую систему связано с применением новых технологий, методов и средств воспитания, разработкой новой идеологии организации учебно-воспитательного процесса и оценкой итогов совершенствования педагогической системы.

Замечание 2

Педагогический процесс в настоящее время пронизан гуманистическими идеями, связанными с ориентацией учебно-воспитательного процесса на развитие личности, ее основных качеств, применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его персональных потребностей, стремлений, желаний, способностей.

Воспитание ориентируется на развитие духовно-нравственной стороны личности, формирование навыков самостоятельности, саморазвития, самосовершенствования.

Гуманистические пронизывают все инновационные подходы к воспитанию, предполагая их нацеленность на формирование таких качеств личности, как добродушие, милосердие, сострадание, терпение, трудолюбие, уважение к собственной личности, принятие ее значимости для общества, а также личности других людей.

К инновационным воспитательным подходам относятся следующие:

Возрастной подход – основан на учете закономерностей возрастного развития отдельной личности, ее физиологических, психических, социальных, качеств. Данный подход строится на основе принципа природосообразности воспитания.
Индивидуальный подход – основан на ориентации воспитательного воздействия на индивидуальные особенности личностного развития воспитанников.
Личностно-направленный подход – основан на постановке личности воспитанника в основу педагогического процесса и принятии ее в качестве ведущей общественной ценности. Воспитание направлено на развитие основных нравственных качеств личности, не противореча ее потребностям и стремлениям.
Деятельностный подход – основан на рассмотрении деятельности в качестве источника формирования субъектности воспитанника. Личность пребывает в единстве со своей деятельностью и ее направлениями.
Герменевтический подход – основан на философской герменевтике т.е. рассмотрении и интерпретации гуманитарных ориентиров развития личности. Процесс воспитания направляется на психический опыт воспитанника, на его переживания. На переживаниях ребенка основывается его понимания чувств и желаний других людей
Именно воспитанию переживаний уделяется приоритетное внимание.
Событийный подход – основан на рассмотрении воспитания в качестве диалектического процесса, объединяющего яркие, впечатляющие события с повседневными

Уделяется внимание формированию осознания важности повседневности, бытовых процессов и ценности праздничных мероприятий.

Основные принципы воспитания детей. В чем же они заключаются

1

Во-первых, между ребенком и взрослым должны выстроиться четкие взаимоотношения: ребенок должен полностью осознавать, понимать и принимать те требования, выполнения которых от него хотят родители

Важно отметить, что между взрослым и ребенком должна появиться такая связь понимания, которая не заставит родителя сталкиваться с какими-либо оправданиями или отговорками по поводу невыполненных обязанностей

Взрослый же, в свою очередь, не должен нагружать свое чадо излишними поручениями, которые будут угнетать ребенка, мешать ему сконцентрироваться, ведь в конечном счете вряд ли стоит ожидать желаемого результата. Тем самым перечень тех или иных обязанностей должен быть сведен к минимуму.

2

Во-вторых, в воспитании ребенка основным и даже золотым принципом можно считать следующий: личный пример взрослого – лучший пример для его чада, поскольку родители являются эталоном поведения для своих детей, и именно с них они копируют те или иные модели поведения уже с самых ранних лет.

3

В-третьих, отношения, складывающиеся между ребенком и взрослым, не должны быть притворством или игрой, они должны быть взаимными

Если ребенок хочет проявить заботу, внимание к родителю или даже просто так помочь, быть полезным и нужным, необходимо и очень важно поощрять его стремления, в противном же случае это может привести к серьезным последствиям, которые выльются в будущем родителям с негативной стороны

4

В-четвертых, в установлении доверительных отношений между ребенком и взрослым важную роль играет коммуникация. Ребенок должен быть уверен, что его чувства, мысли, переживания, сомнения могут быть всецело разделены со взрослым, умеющим выслушать, понять, поддержать и даже оспорить, подтолкнуть к новым решениям и идеям.

Что самое интересное, родитель никогда не должен поощрять проявление в своем чаде каких-либо антисоциальных черт, но и делать выговор, ставить в укор, устраивать неприятные конфликты на этой почве – тоже не решение проблемы

В такой ситуации важно найти тонкую грань между двумя противоборствующими полюсами, такую грань, которая позволит установить прочную нить взаимопонимания между взрослыми и детьми

5

В-пятых и в-последних, поддержка, поощрение, одобрение, внимательность и отзывчивость родителей к своему ребенку помогут воспитать в нем сильную, независимую и целеустремленную личность. Ведь если родители будут подавлять в своих детях любые самостоятельные начинания, творческие пробы, проявления собственного потенциала, пусть и заканчивающиеся неудачами или потрясениями, дети в дальнейшем не смогут ставить реальные достижимые цели, реализовывать себя как личность, не сдаваться на достигнутом – их будет расстраивать любая оплошность, загвоздка или проблема в начатом деле.

И без преувеличения можно сказать, что роль родителей в становлении индивидуальности своих чад немала – именно они и их забота закладывают в ребенке те основополагающие принципы, которые создают тот внутренний стержень человека, который делает его человеком с большой буквы.

В этой статье были рассмотрены основные принципы воспитания детей, которые ведут к полноценному росту личности, способной гармонично вливаться и реализовываться в обществе.

Дети − это продолжение чувств родителей, даже когда взрослеют, потому что у чувств нет ни времени, ни расстояний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.