Тревожный ребенок: признаки, характеристика, коррекционная работа

Рекомендации родителям тревожных детей

Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
  2. Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
  3. Прилюдно хвалите ребенка.
  4. Не произносите унижающих достоинство детей слов.
  5. Меньше критикуйте.
  6. Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
  7. Проводите больше времени вместе.
  8. Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
  9. Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
  10. Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
  11. Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
  12. Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами или красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Такие игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;

робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

мышечное напряжение;

постоянное беспокойство;

нарушения сна;

невозможность и сложность концентрации на чем-либо;

раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Ход упражнения:

Педагог сообщает, что сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы не должны пользоваться речью, то есть молчать. А тот, кому предмет передается, должен только с помощью жестов и мимики понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к тому, кто его послал первый раз. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг.

После того как предмет возвратится к отправителю, педагог, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении, спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

9. Игра «Зайки и слоники»

Цель. Снятие чувства тревожности, помочь ощутить себя смелым и сильным, повысить самооценку ребенка.

Игровой материал.

Описание. игры.

Для работы с тревожными и застенчивыми детьми. Можно играть вдвоем или в группе из нескольких человек. Сначала педагог предлагает детям превратиться в зайчишек-трусишек. Педагог стимулирует действия детей словами: «Как зайчик боится? Что он делает, когда ему страшно? Зайчик — трусишка дрожит, сжимается в комочек, пытается стать еще меньше и незаметнее (дети показывают, как боится зайчик, как он дрожит). «Как зайчик прячется, когда слышит чьи-то шаги, видит лису или волка?»

После этого производим вместе с детьми волшебное превращение.

Вариант№1.

Детям предлагается поиграть в превращение из трусливого зайчишки в смелого зайца. Зайцу надоело всего бояться и он решил стать смелым. Руки упираем в бока, с каждым шагом зайка называет один предмет,которого он теперь не боится: «Не боюсь лису! Не боюсь волка! Не боюсь темноты! Не боюсь собаки!» Каждый раз, в конце добавляйте что-то новое, какие-то неприятные для ребенка ситуации.

Вариант№2.

Трусливые зайчики превращаются в сильных, больших, могучих слонов.Пусть дети станут слонами и покажут: как ходит сильный и большой слон. Какой он спокойный и бесстрашный. Ребятам следует рассказать, что если слоны встречают людей, они не прячутся, как зайцы, а общаются с ними и спокойно идут дальше. Следует предложить детям поиграть во встречу слона и человека. Можно разнообразить игру, предложив поиграть во встречу бесстрашного слона и волка, тигра и т. п.

Если ребенок тревожный, застенчивый, пугливый следует почаще перевоплощаться в спокойных, величественных слонов. Это поможет выработать новый навык поведения, снимет лишнюю тревожност

10. Упражнение «Пещера страхов»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, чувства страха и тревожности.

Игровой материал. Эскиз «пещера страхов». Цветные карандаши (краски, фломастеры). «Коробка радости» с атрибутами.

Описание игры.

Часть 1. Рисунок.

Для группы детей выносится для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Предложить детям поселить в этой пещере свои страхи и тревоги. Дать ребятам подумать над тем, как они представляют себе свой страх, свои тревоги. Затем организовать для детей возможность нарисовать свои переживания на бумаге. Когда рисунок закончен, детям предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

-Кто/что это?

-Почему он/они страшные?

-Кого он/они пугают? Как?

-Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

-Почему выбрал эти цвета, линии?

Дальше детям предлагается сложить все свои рисунки с тревогами и страхами в пещеру страха и запечатать ее. А сами страхи и тревоги изобразить пантомимическими и мимическими средствами.

На последнем этапе вынести для детей «коробку радости», в которой находятся всевозможные веселые атрибуты (клоунские носы, цветные банты, ленты и т. д.). У детей возникает возможность нарядиться во всё это и рассмешить свои страх и тревоги, исполнив танец под задорную музыку.

Как «побрить» платье машинкой

  1. Расправьте платье, разложив его на столе
  2. Ведите устройство в направлении сверху вниз. (От горловины к подолу изделия).
  3. Потом в обратном направлении.
  4. Затем переходите к рукавам.

Важно: не забывайте чистить машинку. Она забивается.

Избавляемся от шариков без машинки

Если машинки у вас нет, катышки можно убрать подручным инструментом. У каждой женщины в арсенале найдутся маникюрные ножницы, которыми их можно срезать. Конечно, занятие это утомительное, но результат у вас будет.

Как предотвратить появление затяжек

Есть негласные правила, которыми нужно руководствоваться, если вы хотите всегда выглядеть аккуратно, без зацепов и катышек на своем красивом платье или другой одежде.

Перед тем, как постирать платье, прочитайте на этикетке рекомендации производителя. Практически все платья нужно стирать в деликатном режиме

Теперь вы знаете, как быстро можно восстановить платье из шелка, атласа, трикотажа, шерсти от зацепов и затяжек. Не нужно выбрасывать испорченное платье. Изъян можно замаскировать, украсив платье мехом, кружевами, бусинками или аппликациями.

https://youtube.com/watch?v=Ii_oRFKQWtk

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.