Что за возраст
Подростковый возраст – это самый сложный период в жизни детей и их родителей. В этом возрасте ребенок переживает первые эмоции, влюбляется, проявляет себя как личность. Не всегда эти попытки удачны. Поэтому, несмотря на то, что дети хотят казаться самостоятельными, независимыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке, понимании и любви.
Этот сложный период длится не один год. Поэтому уместно разграничить его на три этапа и подробней рассмотреть каждый из них:
11–14 лет – ранний период. Его можно назвать переходным, ведь именно в этом возрасте внутри ребенка борется два начала – детское и взрослое. Сын или дочь уже вроде как взрослые люди, но в их поведении проскакивают и детские черты.
В этот период дети особенно чувствительно воспринимают критику со стороны, очень зависимы от мнения окружающих. Больше времени проводят в кругу друзей, с которыми имеют общие интересы
Что касается успеваемости в школе, то она может снижаться по причине торможения процессов, отвечающих за память и внимание
- 14–16 лет – средний период. Для подростка 15 лет характерна чрезмерная эмоциональность, желание быть важным и значимым. В этом возрасте часто совершаются необдуманные поступки, ребенок может оказаться под влиянием социума. Поэтому такие изменения в его поведении, как отстраненность, замкнутость не должны остаться без внимания родителей.
- 16–17 лет – поздний период. Ребенок становится взрослым человеком и об этом свидетельствуют его поступки. Ведь все меньше совершается необдуманных шагов, присутствует осознание и ответственность. Именно в 16–17 лет большинство подростков оканчивают школу и стоят перед сложным выбором, от которого зависит их судьба. В этот момент родители должны быть поддержкой и опорой.
Особенности воспитания мальчиков
14-летний ребенок требует к себе внимания, ищет в лице мамы или папы поддержку. Но не все родители это понимают. По их мнению, для того чтобы вырастить настоящего мужчину, нужно сделать его сильным, независимым, умеющим справляться со своими проблемами в одиночку.
Результат такой позиции, как правило, плачевный. Ведь ребенок оказывается без поддержки и ищет ее где угодно, только не дома. Чревато это связью с плохими компаниями, аморальным поведением и это еще не самое худшее из всего, что с ним может произойти.
Для того чтобы из мальчика получился мужчина необходимо обратить внимание на то, каким является воспитание подростков, типичные ошибки родителей, которые могут искалечить психику. Только исключив их, можно вырастить мальчика счастливым, заботливым, понимающим и мужественным
Поэтому родителям не следует:
- Брать за основу воспитания метод кнута. Ничего хорошего из этого не выйдет. Запрещая ребенку все, к чему имеют доступ его сверстники, можно породить в нем озлобленность на весь мир. Кроме уважения, которое родители хотят в нем воспитать, они получат ненависть и страх. Освободившись от такой опеки, мальчик может броситься во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное. Положительных воспоминаний о юности, о которой можно было бы вспомнить в старости, не будет.
- Проявлять чрезмерную заботу, опекать и защищать мальчика от всего и всех. Эту ошибку допускаю мамы детей, у которых неполные семьи. Таким способом они пытаются додать ту любовь, которую ребенок не получил от отца. Если вовремя не остановиться, а сделать это нужно до исполнения мальчику 14 лет, то вместо того чтобы вырастить мужчину, удастся сделать ребенка зависимым от мамы, которая решает все его проблемы, разбирается с обидчиками, решает судьбу.
- Прибегать к сравнению. В подростковом возрасте все дети разные. Кто-то замыкается в себе, а кто-то становится открытым всему новому. Ошибкой родителей является постоянное сравнение своего чада со сверстниками. Такие нападки способны пошатнуть уверенность в себе, ребенок начнет подражать эталону, и потеряет себя. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка, наоборот, ему нужно вселить веру в то, что все у него получится, он преодолеет трудности, получит прекрасное образование и станет успешным человеком.
-
Противоречить себе. Если отец учит сына защищать девочек, уступать им, а сам обижает, избивает на его же глазах мать, то подросток в будущем перенесет эту модель поведения в свою семью.
То же самое касается учения нравственности, разговоров о том, что воровать плохо, в то время, как, например, с работы приносится что-либо незаконно.
Чтобы вырастить из сына мужчину, нужно показать ему на примере папы, каким он должен быть. Все остальные доводы будут напрасными. Ведь они не соответствуют примеру, который ежедневно наблюдает подросток.
Правильное общение
Если ваш подросток плохо учится, игнорирует комендантский час или постоянно лжет, скорее всего, вы будете кричать или читать нотации. Но поверьте, оба эти метода не действуют на подростка, да и на взрослого тоже.
Если вы будете срываться на крик, то ваш ребенок увидит, что вами легко управлять. К крику и нравоучительным лекциям дети быстро привыкают, они умеют не слышать крик, отсюда пошло выражение, как горохом об стену или как со стеной разговариваю.
Попробуйте другую стратегию:
— Положительный взгляд и ровный тон. Это может показаться простым, но это задает тон вашему разговору. — Слушайте больше, чем говорите.- Говорите по существу, что вас не устраивает или расстраивает. — Объясните, почему применяете то или иное наказание. — Если чувствуете, что не можете сдерживать эмоции, выйдите в другую комнату, чтобы «остыть», попросив перед этим ребенка подумать, что именно он сделал не так.
В такие моменты, вы преподаете урок мастерства — вы демонстрируете подростку навыки общения, которые он успешно будет использовать оставшуюся жизнь.
И помните, что родители и дети, это не отношения учителя и ученика, а взаимодействие, нас всем есть чему поучиться друг у друга. Только от вас зависит, каким будет ваше общение – дружеским или конфликтным. Учитесь взаимодействовать!
Елена, www.kraskizhizni.com
Правила, которые поощряют здоровые привычки
Большинство подростков не известны своей подавляющей мотивацией. Они обычно нуждаются в помощи взрослого, чтобы развить здоровые привычки в отношении того, как они проводят свое время и заботятся о себе.
- Работа — домашняя работа, домашняя работа и работа с частичной занятостью часто не входят в список дел подростка. Поэтому им могут понадобиться правила, гарантирующие, что они выполнят свою работу. Установление времени для выполнения домашней работы или привязка привилегий к рутинным обязанностям и поощрение вашего подростка зарабатывать деньги на частичной занятости могут поощрять хорошие привычки.
- Свободное время — подросткам часто нужны правила, чтобы помочь им продуктивно проводить свободное время. Установите ограничения на использование электроники, чтобы свободные часы бодрствования вашего ребенка не были посвящены компьютеру, мобильному телефону или видеоиграм. Также будьте уверены, где вашему подростку разрешено проводить время.
- Уход за собой. Хотя большинству подростков больше не нужны напоминания, чтобы почистить зубы, им все же, как правило, нужна помощь в уходе за собой. Подумайте о правилах здорового питания, хорошего сна, физических упражнений и гигиены.
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
2 главных совета родителям подростков
Совет #1: Чтобы грамотно выстроить отношения с подрастающим ребенком и остаться близкими людьми, нужно понимать, что все в этом возрасте меняются. В этот период всем не просто, нужно запастись терпением. Период подростковости пройдет и будет легче.
Пиковая точка подростковости обычно бывает в районе 12-15 лет. После 16-17 лет изменения продолжаются, но не так бурно. Обычно в период с 16 до 18 лет постепенно становится все лучше и лучше. Потом подростки становятся адекватными взрослыми людьми.
Совет #2: Родителям нужно иметь свою жизнь и не фокусироваться полностью на проблемах подростка. При этом нужно понимать, что у подростка могут быть тяжелые периоды и состояния и относиться к этому бережно, быть готовыми помочь, поддержать (помощь может быть даже в обращение к специалисту или врачу).
Теперь вы знаете некоторые нюансы, как воспитывать современных подростков.
Используя полученные знания, вы сможете глубже понять вашего ребенка в подростковом возрасте, и теснее, сердечнее и одновременно осознаннее взаимодействовать с ним!
Любовь тинейджеров — это разве любовь?
Главный аргумент родителей, ограничивающих, а то и вовсе запрещающих (пытающихся запретить!) сыну встречи c девушкой, состоит в том, что мальчик 15–17 лет ни на какое глубокое и стойкое чувство просто не способен, и не будет ничего страшного, если он откажется от отношений с девушкой ради учебы. Да и многие психологи полагают любовное чувство подростка временным, несерьезным и обманчивым.
Современная наука знает о любви, об этом важнейшем в жизни человека чувстве, а скорее — состоянии, пока далеко не все, но знает довольно много. В основе любовного чувства лежат две простые установки:
- Идеализация объекта любви, то есть приписывание ему множества положительных качеств.
- Представление о единственности этого объекта для тебя, говоря проще, мысль о том, что только с этой женщиной ты можешь счастливо жить вместе — и ни с какой другой.
В сложный комплекс любовного чувства входит и желание прежде всего давать объекту любви, а не брать от него; желание заботиться о любимом человеке, то есть активная заинтересованность в его благополучии и развитии; ответственность за него, уважение к нему, то есть принятие и положительная оценка его личности, характера, взглядов такими, какими они существуют в настоящее время. В любовном чувстве десяти- и одиннадцатиклассников все эти компоненты уже присутствуют. Да, они окрашены психологическими особенностями характера подростков, но ведь присутствуют же!
Важной составной частью состояния под именем любовь является стремление как можно быстрее оказаться в обществе объекта страсти и как можно дольше находиться в этом обществе. Когда влюбленные находятся рядом, даже просто гуляя в парке, даже не держась за руки, они пребывают в особом эйфорическом состоянии, в котором причудливо сочетаются эмоциональный подъем, возбуждение, прекрасное настроение и чувство безопасности
Об этой статье
Соавтор(ы):
Лицензированный психотерапевт
Соавтор(ы): . Пол Черняк — лицензированный психотерапевт из Чикаго. Окончил Американскую школу профессиональной психологии в 2011 году. Количество просмотров этой статьи: 12 672.
Категории: Дети и родители
English:Deal With Your Teenager (for Parents)
Español:lidiar con tu adolescente (para padres)
Português:Lidar com Seu Filho Adolescente
Italiano:Relazionarsi con un Adolescente (per Genitori)
Français:gérer un adolescent (pour les parents)
Bahasa Indonesia:Menangani Remaja (untuk Orang Tua)
Nederlands:Omgaan met een tiener (voor ouders)
Печать
Обязанности подростка и семья
Выше разговор шел об исполнении подростком общественных обязанностей. А есть еще и другие – семейные. И они – такие же важные, как и общественные.
В самом деле: семья – это ячейка общества, как бы банально это ни звучало. Если ребенок научится выполнять свои домашние обязанности и не будет считать, что они ему в тягость, то впоследствии он так же легко будет относиться и к общественным обязанностям. А если он, повзрослев, заведет собственную семью и у него появится свой подросток-«бунтарь», то в этом случае такому родителю проще будет объяснять ему взаимосвязь его прав и обязанностей. Ну и, главное, выполняя обязанности по дому, подросток тем самым учится любить и уважать к своих близких и, как следствие, других людей.
Подробного перечня семейных обязанностей для подростка не существует, да и быть не может: у всякой семьи свои собственные законы и собственные взгляды на этот счет. А, следовательно, у каждого из них может быть особый список домашних обязанностей. Но, вместе с тем, человеческая мудрость и законы человеческого общежития выработали некоторые общие правила, которые разумно вменять в обязанности подростка:
с уважением относиться к родным и близким;
- помогать им;
- прибирать за собой;
- слушать старших;
- чтить семейные законы и традиции;
- бережно относиться к имуществу семьи.
Главное – суметь убедить подростка в том, что он должен выполнять возложенные на него обязанности – на пользу обществу, своим родителям и другим близким людям, ну и, конечно, для собственного блага.