- Упражнения на развитие логического мышления
- Упражнения для развития умений мыслить абстрактно
- Упражнения с использованием слов
- Развивать мышление — такая же работа, как работа в офисе
- Ответы по задачам:
- Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет
- Первые логические игры
- Игры для развития сообразительности и находчивости
- Игры для развития интеллекта
- Как развить мышление? Требования к игре
- Упражнение 8. Инструкция
- Типы детского мышления
- Творческое развитие детей
- Игры на логику для детей от 0-1 года
- 25 игр для развития логики и мышления у ребенка
- Упражнение 3. Ребусы
- Речевые игры для развития логики
- Графические игры
- Компьютерные игры для развития логики
Упражнения на развитие логического мышления
Как быстро развить логическое мышление? Этим вопросом задаёмся, когда ограничены во времени, но интерес к развитию есть. Наиболее подходящий вариант — применять упражнения на развитие логического мышления. Такие задачи можно решать по дороге на работу, в транспорте, в очередях.
Вот примеры простых упражнений c цифрами:
- Сначала потренируйтесь называть последовательность чисел на возрастание, прибавляя два: 2, 4,6…100
- Назовите числа в последовательности на убывание, уменьшая на два: 100, 98, 96…2.
- Можно потренироваться делать тоже на 4 ступеньки — возрастание и убывание.
- Перечислите последовательность попарно на 2: 2-100, 4-98, 6-96…
- Теперь задача на сообразительность, как быстро посчитать последовательность цифр: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10?
Упражнения для развития умений мыслить абстрактно
- Представьте образы последовательностей цифр, не называя их, рисуя в своём воображении. Для усложнения — несколько разных рядов цифр и закономерностей.
- Более сложный вариант — называем цифры одного числового ряда, а пишем — другого.
- Другой вариант — перечисляем одну группу цифр по порядку, а представляем — другую.
- Умножаем число на 2, создаём ряд последовательностей — вслух или мысленно (2,4,8,16 …)
Упражнения с использованием слов
- Создавайте новые слова из известных слов, стараясь тратить минимум времени:
Например: кот-ток.
Можно поработать с такими словами: табун; базука; зола; ропот; клоп; мышка; банка. - Установите задание с определённой буквой и длиной слова. Например, буква «б» должна быть на втором месте, длина — 6 букв. Ответ — абрикос. Можно не ограничивать длину, а только с буквой сделать игру для начала.
- Найдите пары слов, которые читаются в двух направлениях: мор-ром, дом-мод.
- Напишите слова или предложения наоборот, пусть другой игрок попробует прочесть и понять смысл написанного.
Технология развития логического мышления включает и решение логических задач.
Вот примеры возможных задач, попробуйте найти ответ
- В гостях в деревне отдыхали 7 девочек, каждая нашла себе занятие: первая — читала, вторая — подметала, третья — играла в шахматы, четвёртая — полола грядку, пятая — разгадывала ребус, шестая — поливала клумбы, а что делала седьмая сестра?
- Есть река и подошли два человека, чтобы переплыть её, есть лодка, но рассчитана на 1 человека. При каких условиях они смогут переплыть на другой берег, как это возможно?
- Один человек подошёл к портрету и внимательно рассматривает, спросили, чей портрет и был ответ: «Я рос один, ни братьев, ни сестёр, но отец человека, что на портрете, сын моему отцу».
- Этот человек брил бороду по 10 раз в день, но всё равно был бородатым. Как такое может быть?
- Шли три мальчика и несли груши, которых было поровну, потом встретили они девять девочек, и каждый угостил, в итоге у всех стало одинаковое число груш, сколько груш было у каждого мальчика?
- Мужчина шёл по дороге, одет был в чёрные вещи, на небе не было луны, и фонари не светили. Сзади ехала машина, и фары не были включены, как водитель заметил пешехода и успел свернуть?
Развивать мышление — такая же работа, как работа в офисе
Формирование и развитие логического мышления — это постоянная работа над собой, решение задач, ребусов, а в детском возрасте — совместные занятия для развития логики и интеллекта. Есть предположение, что наши возможности определены природой и находятся на определённом уровне. Это неверное утверждение, эти факторы не статичны и могут улучшаться при желании человека.
Средства развития логического мышления всегда можно найти, постарайтесь уделять хоть несколько минут в день для таких занятий: в свободное время, в дороге, в перерыве, во время отдыха. Можно совмещать и решать задачи вместе, так даже веселее — кто составит больше слов из длинного слова, кто первый решит задачу, найдёт 10 отличий и подобные.
Особенности развития логического мышления заключаются в постоянной тренировке внимания, наблюдательности, изучения законов логики, индукции и дедукции. Всё в комплексе способствует улучшению логических способностей в большей степени.
Желаем успехов в развитии логического мышления и только побед во всех жизненных ситуациях!
Ответы по задачам:
Задача на сложение чисел — можно складывать попарно 1+10=11, 2+9=11 и так 5 пар, ответ — 55.
Логические задачи:
- Седьмая девочка тоже играет в шахматы, ведь играют обычно вдвоём;
- Переплыть реку можно, если люди находятся по разным сторонам реки;
- На портрете сын человека, что смотрит, а он сам сын своего отца;
- Работа человека брить других — брадобрей;
- У каждого мальчика было по 12 груш или число кратное 12 (24, 36);
- Внимательность, почему не было луны и не светили фонари — был день.
Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет
Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.
Первые логические игры
Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.
Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.
Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.
Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.
Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».
Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.
Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.
Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.
Игры для развития сообразительности и находчивости
Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.
Игры для развития интеллекта
Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.
Как развить мышление? Требования к игре
Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:
— у неё должен быть продуманный сюжет;
— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;
— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;
— необходима наглядность: в ней – половина успеха
Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес
Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.
Упражнение 8. Инструкция
Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.
Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.
Итак, инструкция по использованию расчески.
- Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
- Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
- Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
- Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
- Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
- Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
- Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
- Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
- После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
- Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
- Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.
Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!
Типы детского мышления
Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:
- Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
- Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
- Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
- Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.
Творческое развитие детей
Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности
Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры. Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков. Это пригодится ему во время подготовки к школе.
Читайте ребенку сказки и рассказы, попросите их пересказать. Помогите ему уловить суть и основную тему прочитанного, выделить главное и второстепенное. Занятия развивают не только речь, но и логическое мышление. В пять лет можно начинать изучать английский. Найдите в интернете сайт для раннего изучения языка, он поможет вам освоить методику. А еще лучше отдайте малыша в специальную языковую школу.
Обучение детей перед школой должно быть интересное и познавательное. Не следует постоянно устраивать им тесты и проверки. Сейчас этого не делают даже в начальной школе. Очень распространенной ошибкой родителей является игнорирование физического развития малышей
Не следует все время ребенка занимать лишь развитием ума, тело не менее важно. Если он много знает, но его активность ограничена, начнутся проблемы со здоровьем
Подходите к воспитанию комплексно. Только гармоничное развитие поможет вырасти малышу успешным и счастливым.
Игры на логику для детей от 0-1 года
Самых маленьких можно и нужно развивать уже в первые месяцы жизни, проговаривая стишки и показывая ребенку части тела, которые он на подсознательном уровне будет запоминать. Регулярно повторяйте такие упражнения и малыш быстрее начнет говорить.
Начать можно со всем известного детского стишка «Сорока-белобока», читая ребенку и параллельно показывая на его ручке действия мамы-сороки, загибая пальчики (5 детей у сороки — 5 пальчиков на руке ребенка).
В пол года, когда ребенок уже хорошо сидит, можно поиграть с ним в пальчиковые игры: складывать ладони в виде круга, крыши и т.д.
В этом возрасте уже можно давать ребенку делать что-то самостоятельно, а не только наблюдать за процессом.
Также до года можно предложить крохе такие игры:
- Игра «Пирамидка». Эта игра позволит малышу постигнуть понятия маленький и большой, которые являются основой многих логических игр. Не обязательно использовать готовые игрушки в виде пирамидки. Возьмите несколько печенек разного размера или пару пластиковых стаканчиков и показывайте ребенку эти понятия с помощью имеющихся подручных средств.
- Сенсорная игра. Маме необходимо найти несколько предметов, которые отличаются по структуре: мягкий, твердый, гладкий, холодный, теплый. Затем нужно дать крохе в руку предмет и комментировать его свойства и фактуру материала, из которого он сделан.
- Игра «Волшебный мешок». Насыпьте в мешочек/пакет игрушки и предметы разных форм и материалов и попросите малыша угадать любой предмет, который будет найден первым. Малыш должен выразить свои догадки, судя по тактильным ощущениям, а потом его достать.
25 игр для развития логики и мышления у ребенка
Игры на развитие логики будут полезны и крохам, и детям постарше, ведь они учат находить связь между предметами, рассуждать, вычленять и обобщать, а также делать выводы. Новые методики развития детей, которых сейчас множество, предлагают обучать логике даже совсем крохотных деток, ведь они тоже познают окружающий мир и уже могут впитывать знания, как губка.
Предлагаем вам список логических игр для детей, которые разбиты на блоки по возрастам. Это поможет сориентироваться вам, во что играть с ребенком, чтобы задания были ему по силам!
Игры на развитие мышления и смекалки — ЗДЕСЬ.
Логические игры для детей от 0-4 — ЗДЕСЬ.
Упражнение 3. Ребусы
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.
- На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.
Речевые игры для развития логики
Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.
Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.
Пример лингвистической задачи для развития логики
«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»
После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.
Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.
Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.
Графические игры
Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.
Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:
Компьютерные игры для развития логики
В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.
Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.
Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».
При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:
1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.