«детская агрессивность. правила работы с агрессивными детьми» консультация

Агрессия — это норма или отклонение?

С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще. Что же это такое?

Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок или подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но дети и подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.

Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.

От семи до двенадцати

Школа становится для ребенка настоящим стрессом, даже если он отлично умеет читать, писать и считать. Сидеть четыре-пять уроков по 40–45 минут кряду ужасно утомительно. Да еще и к прежним претензиям к миру добавляется обязанность делать не то, что хочется, а то, что говорит учительница, – причем неукоснительно, в точности выполняя задание.

Здесь хотелось бы обязательно остановиться и обратить ваше внимание на проявление агрессии, которое расцветает пышно именно в этом возрасте, – на агрессию, направленную против себя. Восьмилетняя Варя за каждое новое задание по математике принимается со слезами: «Я дура, я ничего не понимаю, я хуже всех!» Большого труда маме стоит ее успокоить, заставить вчитаться – и вдруг оказывается, что Варя отлично знает, как решается задача, да и примеры сегодня легкие

Так повторяется изо дня в день, но если мамы дома нет, то плакать девочка будет, а решать – нет

Восьмилетняя Варя за каждое новое задание по математике принимается со слезами: «Я дура, я ничего не понимаю, я хуже всех!» Большого труда маме стоит ее успокоить, заставить вчитаться – и вдруг оказывается, что Варя отлично знает, как решается задача, да и примеры сегодня легкие. Так повторяется изо дня в день, но если мамы дома нет, то плакать девочка будет, а решать – нет.

Семилетний Костя бьет себя по щекам и кричит: «Я плохой, меня убить мало!» Опять подрался в школе, нарушил обещание, данное папе, расстроил маму.

Что это? Искреннее раскаяние или желание снять с себя ответственность: «Я же сказала, что ничего не могу, так что если будет плохая отметка – я вас предупреждала», «Я же плохой, какой с меня спрос?».

Что делать родителям. Даже если вам кажется, что ребенок уже большой, поверьте – управлять своими эмоциями и поступками ему немногим легче, чем пятилетнему малышу. А школа отнимает много ресурсов – сил, терпения, уверенности в себе. Поэтому не удивляйтесь и не пугайтесь, если в первом классе вам покажется, что ребенок забыл все «разрешенные» способы выражения агрессии, которым вы его учили. Просто помогите восстановить их.

Гуляйте вместе, общайтесь, разговаривайте, обнимайтесь, играйте (и проигрывайте конфликтные ситуации, возникающие в школе). Не перегружайте школьника, оставьте ему возможность погулять и побегать, снять напряжение.

Выбирая внешкольные занятия, остановитесь на тех, которые дадут еще один легальный способ «выпустить пар» и помогут контролировать себя лучше. Особенно подходят для этого командные игры – футбол, баскетбол, волейбол (где за неумеренное проявление агрессии накажут не только тебя, но и всю команду) – и виды спорта, где нужно сохранять хладнокровие, – фехтование, стрельба из лука, конный спорт.

Даже если вам кажется, что хвалить ребенка не за что, все равно постарайтесь его за что-нибудь поблагодарить, похвалить, найдите, чем погордиться, искренне и уважительно. Обнимайте, гладьте, целуйте, показывайте, как он дорог вам, любим и необходим.

В целом, выделяют несколько причин агрессивного поведения

  • огрехи воспитания в семье и (или) в школе;
  • ухудшение социальной обстановки в стране (взрослые невольно транслируют на детей свои страхи, беспокойство, недовольство жизнью, неуверенность в будущем и прочее);
  • возросшее число патологий, осложненные роды;
  • популярные модели поведения, предлагаемые киноиндустрией и компьютерными играми.

Агрессия может быть физической (драка и т.п.), словесной (крик, визг, оскорбления), это может быть обида, раздражительность, негативизм и тому подобные проявления. При этом ребенок может считать себя правым, так как «весь мир против него», а может раскаиваться и испытывать угрызения совести; наконец, он может сознательно выбирать такую модель поведения для того, чтобы добиться лидерства в компании или причинить вред окружающим из-за своих деструктивных убеждений.

От трех до шести

Пожалуй, именно в этом возрасте закладываются базовые способы взаимодействия ребенка с миром

Поэтому так важно родителям быть особенно аккуратными и последовательными, влияя на формирование поведения ребенка

Как правило, в три-четыре года дети отправляются в садик или начинают ходить в группы развития, на кружки и в секции. И если раньше на каждого малыша приходился как минимум один заинтересованный взрослый, сейчас отношения впервые выходят из-под тотального контроля. В результате нередко возникают недопустимые проявления агрессии (дерется, кусается, портит вещи), требующие немедленного вмешательства со стороны взрослых.

Что делать родителям. В случае проявления ребенком агрессии по отношению к другим детям нужно прекратить игру, закончить прогулку, уйти с праздника, покинуть детскую площадку – быстро и решительно. Если ребенок перевозбужден, кричит, плачет, не спешите с нотацией, помогите успокоиться, дайте попить – и вот тогда уже разберите ситуацию. Правило простое: удовольствие прекращается немедленно, начинается рутина.

Формируйте у ребенка эмпатию – умение встать на место другого. Проще говоря, плакать не только когда ударился сам, а и когда ушибся кто-то еще. Ребенок, умеющий сочувствовать, никогда не причинит боль нарочно.

Уделите внимание развитию речи, расширению словарного запаса малыша. Покажите разницу между «обиделся» и «злюсь», «грустно» и «тревожно», учите слышать себя и понимать, когда «я устал», «я голоден», «надоело, хочу домой», помогите выражать ощущения словами

И, конечно, прислушивайтесь к этим словам, реагируйте на них, выполняйте просьбы, хвалите, когда сыну или дочери удается поймать момент «сейчас взорвусь» и предупредить об этом.

Дайте ребенку легальные способы выражения негативных эмоций. Драться нельзя, кусаться нельзя – а что можно? Можно – пинать мячик, камень, каштан, рвать ненужные газеты (и никогда – книги), мять и комкать бумагу, швырять бумажные комки в стену, бить подушку, ругаться (да-да, научите ребенка «разрешенным ругательствам» – пусть это будут названия кактусов, или городов в Мексике, или только ваши с ним придуманные слова).

Если у вас получилось задавить проявления агрессии – будьте уверены, она непременно «вылезет» в другом месте и в другое время. Поэтому ваша задача – научить, как МОЖНО проявлять свой гнев и свое недовольство.

Научите ребенка искренне извиняться. Не бурчать дежурное «я больше не буду», а не стесняться признать, что был неправ. Лучше всего учить этому своим собственным примером.

Эти «ужасные» подростки

Подростковая агрессия – тема непростая. Гормональный всплеск, желание поднять свой рейтинг в глазах сверстников, отношения с родителями, шаткое положение: то тебе говорят, что ты уже взрослый, и тут же – что еще маленький. Да еще добавляется давящая необходимость делать выбор «кем быть», да еще взрослые утверждают, что если сейчас не решишь, будет поздно.

Тяжело быть подростком! Но и родителем подростка быть тоже нелегко, ведь именно против взрослых направлен бунт растущего ребенка. Одно из его самых характерных проявлений – пассивно-агрессивное поведение. Ваше чадо будто нарочно перестает слышать обращенные к нему слова, не выполняет даже самых простых поручений, нарочно «тянет резину», когда вы просите его поторопиться, опаздывает к назначенному времени, на все расспросы отвечает: «Норм!» Кажется, что ему снова три года, и он на любое ваше предложение готов сказать «нет».

Что делать родителям. Спокойствие, только спокойствие! Прежде всего, постарайтесь выслушать и понять, что беспокоит ребенка. Избавьтесь от привычки задавать риторические вопросы: «Почему ты не помыл посуду? Почему не убрала постель?» Просто напомните, что надо сделать. Старайтесь не вступать в бессмысленные споры с подростком и не угрожать тем, что сами выполнить не готовы.

Если с самого раннего возраста вы учили его контролировать проявления агрессии, эти навыки не ушли в песок, не забылись, но сейчас подростку трудно о них вспомнить, особенно в пылу ссоры. Самое главное – остаться другом своему ребенку, даже если он внезапно кажется вам чужим и непонятным.

Подводя итоги, хотелось бы отдельно сказать вот о чем. Мы можем учить ребенка абсолютно правильным вещам, в которые верим. Но если мы говорим одно, а в семье дети видят другое – можно не сомневаться, они скопируют не то, что слышат, а то, что видят. Если мама шлепает тебя, когда ей что-то не нравится, – значит, драться можно? Если папа кричит на маму – значит, ругаться можно? Как ответит себе ребенок на эти вопросы?

Давайте постараемся сделать так, чтобы все способы управления агрессией, о которых мы сегодня говорили, ребенок перенимал у нас « с рук на руки».

Ребенок повел себя агрессивно: что делать?

Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.

Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации

Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если же перед нами подросток, а агрессия была более выраженной, есть смысл обсудить ситуацию (но не переходя «на личности»), наметить варианты более адекватного выхода из нее

Это лучше делать в виде совета, аргументы должны быть логичны и доступны пониманию школьника, предлагая конструктивные модели поведения, педагог стремится подчеркивать их выгоды.

Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».

Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.

По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.

Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.

Чего нельзя делать?

Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.

  • Нельзя «заражаться» агрессией от школьника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.
  • Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.
  • Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.
  • Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного школьника с ними.
  • Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.

Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Краткий справочник детской агрессивности

Причина

Поведение

Что делать

Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе)

Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство

Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил

Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования)

Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость

Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира

Демонстративность (дефицит внимания и любви)

Поведение рассчитано на зрителя

По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью

Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)

Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.)

Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста

Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований)

Вспыльчивость, обидчивость

Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя

Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности»)

Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми

Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.