Статья для родителей «роль положительного подкрепления в процессе воспитания»

Советы по воспитанию от Кэтрин Кволс

Прогрессивный педагог Кэтрин Кволс в своей книге «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» дает заботливым родителям полный набор инструментов для формирования здоровых отношений детей и родителей.

Дайте понять малышу, что он полезен. Например, при посещении магазина советуйтесь, что необходимо купить, в каком количестве. Назначайте ответственным за те или иные действия, давайте посильные поручения.
Право выбора. Пусть выбирает, какую одежду ему хочется надеть сегодня, не навязывайте своего мнения.
Заранее предупреждайте. Гораздо проще не кричать за то, что до сих пор не в кроватке. А без крика предупредить заблаговременно, что через 10 минут необходимо умыться и лечь спать.
Сделайте упор на значимости его мнения

Важно, чтобы карапуз понимал, что его мнение по любому вопросу очень важно для каждого члена семьи.
Используйте специальные условные знаки. Договоритесь с ребенком, что в случае, если детка будет вести себя недопустимо, родители подадут ему условный сигнал остановиться

Такой подход не унизит подростка перед сверстниками, даст возможность откорректировать свое поведение.
Компромисс и договоренность. Избегать конфликта просто. Нужно лишь договариваться с малышом заранее. Если вы собрались в магазин, еще дома оговорите покупки, которые вы можете сделать.
Не со всеми проступками нужно бороться. Если вы не можете повлиять на какое — либо нежелательное поведение – узаконьте его. Например, если ваш карапуз настойчиво продолжает рисовать на обоях, не обращая внимания на ваши запреты, смените тактику. Выделите специальное место на обоях и позвольте рисовать именно там.
Ты и я – победители. Идите на компромисс. Находите такие решения конфликта, при котором в выигрыше останутся все.
Учите вежливо отказываться. Если ребенок не умеет прямо отказывать взрослым, он будет делать это косвенно через плохие поступки.
Избегайте ссор. Самая лучшая война та, что не началась. Уходите от конфликтных ситуаций, не ломайте характер ребенка.

Условное подкрепление

Условное подкрепление выполняется на двух уровнях: поступка и личности. Чем же они отличаются?

Уровень поступка предусматривает осуждение именно поведения ребенка. Классическим примером могут служить родители с детьми на детской площадке. Известно, что вечерами здесь выводят своих питомцев любители собак, соответственно, с утра на площадке можно найти много неожиданностей, которые могут заинтересовать ребенка. Если ориентироваться на уровень поступка, то следует сказать, что не стоит этого делать, так как это плохо и пр. Но есть родители, которые начинают кричать о том, что ребенок балбес, дурак и т. д., так как берет то, что не нужно. Это уже переход на уровень личности, то есть обсуждаются непосредственно качества ребенка.

Уровень личности сильно влияет на формирование «Я». В данном случае включаются механизмы «хороший» и «плохой».  Эти понятия закладываются у ребенка и в последствии негативно отражаются на самооценке. Уже став взрослым он будет на любое событие смотреть через призму заложенных в него понятий.

Механизмы воздействия на уровень личности подкрепляются по-разному. Одним из факторов может служить любовь. В таком случае ребенку дается установка «Я буду любить тебя, если ты будешь хорошим, делать что-то». Но что делать малышу, если он понимает, что не может соответствовать ожиданиям? Это влияет на самооценку и закладывает негативные черты характера, которые в будущем отрицательно скажутся на личности человека.

С точки зрения социализации нормальным явлением считается уровень поступка. Поэтому основным правилом общения и воспитания считается не трогать личность ребенка. К примеру, когда ребенок приносит двойку, то оценивать это с точки зрения его личных качеств (ты глупый, никак не можешь понять, в кого ты такой и т. д.) не следует. Необходимо узнавать, почему это случилось, чем вы можете помочь, обсудить, как это исправить.

Почему же родители чаще переходят на уровень личности? Потому что это проще. Уровень поступка требует мужества, времени, терпения. При этом не исключается вероятность того, что ребенок и в последствии сделает также, как того не хотят взрослого. Для тревожных родителей проще накричать и проявить агрессию, чтобы исключить повторение неприятного поступка. Например, маленький ребенок лезет к розетке. Теоретически необходимо объяснить ему, что этого делать нельзя, рассказать, почему и пр. Однако, подобное не исключают возможность того, что малыш потеряет интерес к опасной забаве.

В случае, если накричать и проявить агрессию, большая вероятность того, что ребенок больше не полезет к розетке. Однако, такое поведение взрослых способствует формированию механизма страха перед неизведанным, тревожности. Каждый раз ребенок будет бояться нового дела, так как у него оно будет ассоциироваться с агрессией.

Любовь к малышу может быть двух видов: безусловная и условная. В первом случае ребенку показывается, что его любят, чтобы он не сделал. Условная любовь нуждается в подкреплении на уровне личности. Ее суть заключается в том, что ребенку следует соответствовать определенным требованиям, в этом случае он будет хорошим, а родители его будут любить.

Проблема «отцов и детей» известна давно. Несмотря на все конфликты и неприятие поступков взрослых, мы часто повторяем ошибки своих родителей. Мы делаем с детьми то, что в детстве делали с нами. Причем, это характерно для большинства семей.

Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя

Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!

Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.

Графики армирования

Когда ваш ребенок изучает новое поведение или работает над определенным навыком, важно постоянно предлагать положительное подкрепление. В конце концов, как часто вы ходите на работу, если вам платят только изредка? Вы можете сдаться в какой-то момент, потому что вы решите, что ваши усилия не стоят

В конце концов, как часто вы ходите на работу, если вам платят только изредка? Вы можете сдаться в какой-то момент, потому что вы решите, что ваши усилия не стоят.

То же самое можно сказать и о вашем ребенке. Если вы только ловите его время от времени, или случайным образом даете ему положительное подкрепление, его поведение не изменится.

Это не означает, что вы должны предлагать своему ребенку вознаграждение каждый раз, когда он несет свою посуду в раковину. Вы можете настроить систему вознаграждений, в которой вы предоставляете немедленное подкрепление в виде стикера или жетона. Затем стикеры и жетоны могут быть обменены на большие награды.

Со временем вы можете разложить свое подкрепление. Как только ваш ребенок овладеет навыком, время от времени может быть полезным усиление неожиданности. Скажите: «Вау, я так впечатлен, что вы в последнее время готовились к школе вовремя. Я думаю, что мы пойдем сегодня вечером на площадку, чтобы отпраздновать».

Подкрепление в воспитании детей – психология

Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем».

Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок.

Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними — они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка.

Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.

Рассказ умного папы:

Однажды мы ехали в маршрутном автобусе и дочка (тогда ей было 4 месяца) проснулась за 40 минут до окончания дороги. Проснулась голодная, а вот покормить ее возможности не было. Через несколько минут после пробуждения Алиша начала плакать.Я пытался с ней как-то общаться, но на мои слова она начинала плакать еще громче. Тогда я отвернулся, сижу, ее игнорирую.

Она устала плакать, только вздохнула. Тишина. Я к ней поворачиваюсь, улыбаюсь: «Алиша!». На мою улыбку она опять начинает плакать. Тогда я опять отворачиваюсь и не обращаю внимания на ее плач. Когда замолкает — я снова к ней поворачиваюсь и начинаю разговаривать.

Когда я подносил руки к ручке автокресла она переводила взгляд с одной руки на другую и плакала им попеременно. Жена сказала, что плач дочки изменился: она как бы просит «руки», чтобы они открыли лицо.

Через некоторое время Алиша перестала плакать и начала общаться с нами и окружающим миром :)Таким образом я научился быстро успокаивать плачущую дочку — она, вероятно, поняла, что со мной плач не работает.С мамой Алиша позволяла поплакать больше, чем со мной.

Наверно, мамино «сердце разрывалось», и мама в ответ на плачь начинала дочку как бы упрашивать: «Ну не плачь, пожалуйста…» с просящими интонациями.

Когда жена сменила тактику и интонации, дочка стала плакать ей намного меньше.Приз по плаканью у нас, конечно, получила бабушка.

Она начинала охать, причитать, и теперь у нас сложилась такая картина: мне дочка практически не плачет, маме — совсем немного, бабушке — долго и жалостливо.

​P.s. Прошло еще 4 месяца и мы придерживаясь той же тактики, заметили, что примерно 1 раз в 7-10-14 дней дочка решает проверить нашу устойчивость к плачу. И если мы придерживаемся установки: разговариваем с ней когда она не кричит, а выражает свои требования более тихо и спокойно, то на следующие 10-14 она общается с нами спокойными и не громкими способами

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка

Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:

  • Строго соответствовать технике выполнения упражнений. Сюда входит и их комбинация, а также связки и очередность их выполнения; 
  • Соответствовать объему и интенсивности нагрузок, приемлемых определенной возрастной категории. Динамика их выполнения должна строго соответствовать психическому и физическому состоянию ребенка на момент выполнения упражнений;
  • Должно соблюдаться время, отведенное на упражнения, а также на отдых, перерывы между ними;
  • Для различных упражнений в наличии должен иметься и соответствующий спортивный инвентарь. Это обручи, гантели, мячи, шведская стенка, маты и так далее.

Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них

Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях. Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало. На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Условное подкрепление

Для этого часто используется механизм условного подкрепления. Вы, возможно, были в цирке и наблюдали за животными, которые делают различные трюки. Тогда вы знаете, что за удачный номер животному обязательно дают что-то вкусное, гладят – словом, поощряют. Некоторые дрессировщики, к сожалению, также наказывают животное за неудавшиеся или неправильно выполненные номера. Только мы этого, как правило, не видим. Так или иначе, животное запоминает, за каким поведением следует награда, а за каким – наказание. Это же правило работает и в воспитании маленьких детей. Родители поощряют их за одобряемое поведение и наказывают – за нежелательное.

И желательное поведение часто просто нездоровое – например, многие родственники, а особенно бабушки и дедушки, просто обожают, когда ребенок сидит тихо и не проявляет большой активности, не пристает к ним с вопросами. Потому что так он им не мешает. И вот они поощряют его вести себя спокойно – хвалят, дают конфеты и тому подобное. А за активность – ругают и ставят в угол.

Дети могут реагировать по-разному, зависит от темперамента, условий в семье. Одни протестуют и назло начинают вести себя еще хуже. А другие – смиряются и превращаются в «мечту любой бабушки» – послушного тихоню, который никогда никому не мешает.

Первый вариант, скажу честно, выглядит внешне хуже, но на самом деле не такой жуткий, потому что тут человек хотя бы пытается проявить себя и находит выход своим естественным эмоциям и чувствам – пусть и в не самой экологичной, часто социально неприемлемой форме. Другое дело, что подобные дети могут превратиться в хулиганов и преступников – с печальными последствиями для них самих и окружающих.

Но для самого человека второй вариант даже страшнее. Потому что он тогда не имеет даже иллюзии свободы, постоянно находясь в тисках своего, точнее, родительского, представления о хорошем человеке. Став взрослым, он тоже никому не мешает, не кричит, не спорит. Не бегает и не прыгает, даже если хочется. А внутри у него копится напряжение. Чем это может закончиться? Да чем угодно. Болезнями на нервной почве, неровностью характера в целом: когда человек терпит-терпит, а потом неожиданно взрывается.

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.

Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому»

Как воспитывать детей

Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.

Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.

  1. Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
  2. Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
  3. Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
  4. Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
  5. Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
  6. Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).

Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:

  • 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
  • 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
  • 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.

Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.

Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.

Преимущества и недостатки

Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
  • индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
  • комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.

Недостатки:

  • дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
  • строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.

Психологические трудности, проблемы и травмы при воспитании детей в семье

В последнее время все чаще возникают психологические проблемы воспитания детей в семье, которые становятся результатом недостаточного опыта и знаний родителей. В большинстве случаев они проявляются в двух формах – в виде чрезмерного контроля над малышом и сильного эмоционального поведения взрослых во время общения с сыном или дочкой.

Психологические травмы детей в процессе воспитания – неприятное и распространенное явление, которое приводит к серьезным последствиям. Как правило, такие ситуации возникают на фоне недостаточной психологической компетентности родителей. Кроме того, многие взрослые даже не желают признавать своих ошибок в сложившихся взаимоотношениях с детьми.

Родители не имеют права наказывать своего сына или дочку за естественные особенности детского характера или возраста. Нельзя ругать мальчика или девочку за их неусидчивость, рассеянность и невнимательность. Также многие взрослые допускают ошибку, когда наказывают своих деток за непредвиденные обстоятельства. К их числу можно отнести испачканную или поврежденную одежду, сломанную игрушку и мокрую постель. Неопытность ребенка в чем-то – тоже не повод для наказания. Правильное воспитание и поддержание психологического здоровья детей – залог формирования уверенной в себе личности.

Психологические проблемы в воспитании детей обычно связаны с неправильным поведением взрослых в семье. Если родители будут придерживаться основных заповедей, не нарушая их во время воспитательного процесса, у них с сыном или дочкой сложатся гармоничные отношения. Известны такие заповеди в обращении с детьми:

1. Не нужно ждать от малыша, что он будет точно таким, как его папа или мама. Суть воспитания заключается в том, что родные люди должны помочь малышу стать собой.

2. Нельзя от детей требовать платы за все, что дают им родители. Покупая что-то малышу, не стоит ожидать от него постоянно хорошего поведения, эти два момента никак не связаны между собой. Однако следует научить малыша ценить то, что вы ему даете.

3. Не стоит во время общения с сыном или дочкой вымещать свои обиды на них. Особенно это касается людей, у которых в семейных отношениях между мужем и женой есть проблемы.

4. Не относитесь к детским проблемам пренебрежительно. Для ребенка, который не может найти свою игрушку из-за того, что забыл, куда ее положил, на самом деле это серьезная проблема. В этой ситуации малышу нужно помочь спокойно найти выход из сложившихся обстоятельств.

5. В процессе воспитания ни в коем случае нельзя унижать детей.

6. Нельзя себя упрекать за то, что чего-то не можешь сделать для своего малыша. Упрекать нужно тогда, когда можешь, но не делаешь.

7. Родители должны любить своего ребенка любым – непослушным, капризным. Во время общения с малышом всегда нужно радоваться, поскольку это действительно настоящее счастье, которое дано не всем.

8

Важно уметь любить чужого ребенка, как своего, и относиться к нему так, как бы вы хотели, чтобы другие люди относились к вашему сыну или дочке

Интерпретации

Мировоззрение ребенка значительно отличается от взрослого. Поэтому многие поступки и ситуации выглядят для малышей совсем не так, как для их родителей. К примеру, в семье появляется младший ребенок с разницей в 4-5 лет. Родители больше времени начинают уделять малышу, происходит перераспределение внимания. Старший ребенок может интерпретировать это как то, что его больше не любят. Причем, взрослые будут считать, что никаких проблем нет. Если вовремя не заметить и не скорректировать формирование данного механизма, то, скорее всего, в будущем ребенок ко всем событиям будет относиться как к несправедливости.

Еще один классический пример интерпретации – семья с тремя дочерьми. Старшей родители покупают новую одежду, которую она немного поносив передает средней. Для младшей, соответственно, вещи уже «не доживают», и ей тоже покупают новые. С точки зрения родителей, не происходит ничего страшного. Такое положение вещей всего лишь экономически обосновано, но никак не влияет на отношение к детям. Но средняя все это время считала, что ее не любят, ведь только ей из всех дочерей не покупают новые вещи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.