- Мифы о психотерапии
- Миф №1. Психотерапия должна проводится бесплатно
- Миф №2. Психотерапевт — это «супермен», который видит всех насквозь
- История развития психотерапии
- Краткая история термина психотерапия
- Фройд и его учение
- Бихевиоризм
- Предпосылки развития психологических школ
- Рефлексология
- Функционализм
- Список источников:
- Причины и сущность кризиса психологической науки
- Этические стандарты деятельности практического психолога
- Психоанализ
Мифы о психотерапии
В этой части статьи мы хотели бы упомянуть наиболее распространённые мифы о психотерапии, с которыми мы сталкивались в собственной практике.
Миф №1. Психотерапия должна проводится бесплатно
Периодически нам задают вопрос, который звучит так: «А ваша помощь бесплатна?» И нам всегда было интересно почему у многих людей психологическая помощь ассоциируется с чем-то, за что платить не надо. Почему, когда люди идут к парикмахеру или косметологу, то вопрос о бесплатности чаще всего не возникает? Если мы обращаемся к адвокату или нотариусу, то, зачастую предполагаем, что это будет платная услуга. Почему в области душевной помощи это должно быть иначе?
Нам кажется, что это связано с тем, что мы обсуждали выше. Многие люди не понимая суть психотерапевтической помощи и не имея опыта её получения, предполагают, что это ни чем не отличается от того, что происходит при бытовом общении. А так как это общение носит бесплатный характер, то идея платить за него кажется бессмысленной. Ранее мы определили чем эти виды общения отличаются и поэтому останавливаться на этом не будем.
Важно отметить, что отсутствие платы за психотерапию нарушает её границы. Ведь в восприятии человека, который обращается за помощью, это переводит её из рамок профессиональной работы в режим бытового общения
И отношение к психологической помощи, невольно, возникает соответствующее. Ситуация схожа с той, которая складывается с . Нет ощущения ценности и поэтому нет мотивации вкладываться в этот процесс. Что значительно снижает эффективность или вовсе мешает достижению результата. И это проверенно и на нашем опыте, и на опыте коллег.
Возможно, вы скажете, что существуют бесплатные телефоны доверия или консультации психолога в рамках социальных служб. Всё верно, но они не являются бесплатными. Вернее конечный пользователь за них не платит, но организации, которые их оказывают финансируются извне. Это могут быть государственные деньги, которые собраны за счёт налогов. Или благотворительные пожертвования, которые вносят различные люди, чтобы поддержать социальные проекты.
Миф №2. Психотерапевт — это «супермен», который видит всех насквозь
Так же периодически приходится сталкиваться с подобным мифом. Согласно ему психолог или психотерапевт это тот, кто:
- не имеет никаких проблем в жизни
- всегда сияет от счастья и распространяет в мир только «позитивные вибрации»
- является практически святым и не испытывает никаких эмоций, особенно негативных
- видит всех комплексы и проблемы окружающих
- и ставит им особые психологические диагнозы
- готов в любое время дня и ночи лечить всех, кому он поставил диагноз, дабы все вокруг тоже стали источать счастье и позитив
В реальности психотерапевт — это обычный человек, который имеет свои сложности и проблемы. Да, он получил специальное образование, где обучался помогать другим людям находить выход из жизненных тупиков. Иногда эти знания помогают не попадать в подобные тупики. Но иногда он всё-же в них попадает. И тогда обращается за помощью к своим коллегам.
Психотерапевт — это не тот кто искусно владеет маскировкой своих чувств. Наоборот, в процессе своей подготовки специалист учится опознавать свои чувства и встречаться с ними, давать им возможность быть, а не подавлять. И этому обучает своих клиентов. Поэтому в жизни специалисты иногда довольно ярко проявляют эмоции, в том числе негативные. И это часто приводит в сильное замешательство тех, кто этого не знает и полагается на мифические представления.
Психотерапевту не нужно обладать каким-то «мистическим видением», чтобы помогать своим клиентам. Достаточно быть любопытным и проявлять это любопытство к жизни других людей и своей собственной.
Нам нравится метафора, где хорошего психотерапевта сравнивают с инопланетянином, который прилетел на Землю и пытается понять, что здесь происходит и как всё устроено. И для этой цели нет необходимости обладать особыми способностями. Всё что нужно — это общаться и задавать вопросы. В том числе про те вещи, которые кажутся очевидными и не подлежащими сомнению. Таким образом, вместо мифа человек может впервые обнаружить реальность.
История развития психотерапии
Возможно, пытаясь ответить на подобные вопросы, люди открыли психотерапию. Замечали ли вы, что иногда общаясь с каким-то человеком вы чувствовали себя лучше, повышалось настроение, появлялось желание действовать. А иногда всё происходило в точности наоборот. Думаю, что наблюдательные люди уже в далёком прошлом замечали это, а самые любопытные попробовали понять механизмы, которые повышают эффективность влияния одного человека, через общение, на состояние другого человека. Но все эти знания существовали в рамках медицины или религиозно-философских учений. И только в конце 19 века возникло отдельное направление, которое ставило целью помочь человеку справляться с трудностями посредством специально структурированного общения.
Краткая история термина психотерапия
Слово «психотерапия» впервые прозвучало в конце 19-го века. Его автором стал английский врач-психиатр Дэниэл Хак Тьюк (англ. Tuke, Daniel Hack). В 1872 году он опубликовал книгу «Иллюстрация влияния разума на тело» (англ. Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body). Одна из глав его книги назвалась «Психотерапия» (англ. Psychotherapeutics). Этим словом он называл терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача []. Тьюк описал механизм, с помощью которого «воображение» можно было использовать в качестве посредника между разумом и телом. А отношения между врачом и пациентом, подчеркиваются в качестве ключевой части процесса [].
Фройд и его учение
Однако, наверное, наиболее важной личностью в развитии и популяризации психотерапии стал Зигмунд Фройд. Его учение о бессознательном и психоанализ как метод работы с ним в своё время произвели эффект революции
Он оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство 20-го века. Не смотря на критику и на то, что современные исследования ставят многие идеи его теории под сомнение, для многих психотерапия до сих пор ассоциируется с психоанализом.
В фамилии Фройд нет ошибки. В русскоязычном пространстве закрепилось неверная транскрипция, которая звучит как Фрейд. Правильная транскрипция — Фройд []; так как в немецком Sigmund Freud произносится как: .
Учение Фройда породило много последователей и сторонников, которые продолжили развивать его идеи. Это привело к развитию психодинамического подхода или глубинной психологии.
Часть последователей разошлись во мнениях с Фройдом и начали критиковать психоанализ. Так появлялись новые направления психотерапии, которые, зачастую, имели в своей основе те или иные идеи заимствованные из аналитической терапии.
По мере развития психотерапии, начали появляться другие направления, которые имели всё меньше связи с психоанализом, а основывались на иных представлениях об устройстве психики.
Бихевиоризм
Под влиянием рефлексологии зарождается новое направление, в котором предметом психологии является поведение в качестве совокупности реакций организма, обусловленных общением со стимулами адаптационной среды.
Родоначальником бихевиоризма считается Д.Уотсон. Он полностью отказался от понятия субъективной психологии сознания и пропагандировал объективно наблюдаемые реакции живых существ на различные раздражители.
Определение 2
Бихевиоризм называют — «психологией без психики». Психика в бихевиоризме идентична сознанию. Устраняя сознание, бихевиористы не стремились превратить организм в устройство, лишенное психических качеств, они изменили представление о данных качествах. Они включили в область изучения психологии доступные объективному внешнему наблюдению и независимые от человеческого сознания стимулы – отношения реактивного характера.
Предпосылки развития психологических школ
Чем более успешно протекала экспериментальная работа в психологии, чем шире становился ореол изучаемых явлений, тем меньше всех удовлетворяла версия, что предметом психологии является сознание, а методом изучения -интроспекция.
Огромная роль в развитии психологических школ принадлежит биологии. Эта наука кардинально изменила взгляд на психические функции человека. Она дала возможность рассматривать восприятие, память, мышление, навыки, чувства, установки в качестве инструментов для жизненных ситуаций и задач организмом.
Постепенно разрушалось отношение к сознанию как к замкнутому внутреннему миру. Дарвиновская биология оказала влияние на рассмотрение психических процессов с позиции развития.
В начале своего развития для психологии основным источником сведений о процессах развития служил взрослый человек, способный в лабораторных условиях, по инструкции экспериментатора, сосредоточить свой внутренний взор на непосредственном опыте. Но идея развития расширила зоны познания, и ввело в психологию специфические объекты. К ним уже было невозможно применить методы интроспективного анализа.
Новые объекты психологической науки требовали новых объективных методов. Только при помощи их можно было обнажить уровни развития психики, предшествовавшие процессам, которые изучались в лабораториях. Эти процессы нельзя было отнести к первичным фактам сознания, за ними тянулось множество различных психических форм. Научные данные о них дали возможность психологам перейти из лаборатории в школу, детский сад, психиатрическую клинику.
Практика исследовательской работы изменила понимание психологии как науки о сознании. Пришло новое понимание предмета психологии. Оно по-разному отразилось в теоретических системах и воззрениях.
Во всех областях знания существуют конкурирующие школы и концепции. Данный факт нормален для роста науки. Одновременно, при имеющихся разногласиях, скрепляются общие воззрения на предмет исследования. Следует отметить, что в психологии в начале XX века столкновение и расхождение позиций определялись различием в предмете.
Рефлексология
Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга — органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания.
В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название — рефлексология.
Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин — условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.
Функционализм
Прежний образ предмета психологии, в начале XX столетия, сильно потускнел. Сознание, его явления все чаще соотносились с жизнедеятельностью организма и его двигательной активностью.
Определение 1
В это время происходит становление функционализма. Данное направление отвергало анализ внутреннего опыта и считало основной задачей психологии выяснение работы этих структур при решении задач, касающихся актуальных потребностей людей
Таким образом, предметная область психологической науки расширялась. Она охватывала психические функции как внутренние операции, производящиеся организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к окружающей среде.
В США у истоков функционализма стоял У.Джемс, который также являлся лидером прагматизма. Он считал, что внутренний опыт человека представляет собой не цепь элементов, а поток сознания, который отличает личностная избирательность. Исследуя проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, по которой изменения в сосудистой и мышечной системах организма являются первичными, а эмоциональные состояния вызванные ими — вторичными.
Список источников:
- “Психотерапия” статья из Википедии
- “Зигмунд Фройд” статья из Википедии
- “Эмпирические данные” статья из Википедии
- “Априори” статья из Википедии
- Этические принципы психологов и кодекс поведения Американской ассоциации психологов
- Что такое супервизия
- Что такое интервизия
- Психотерапия по версии Американской Психологической Ассоциации
- Психотерапия по определению Американской Психиатрической Ассоциации
- Цели психоаналитического лечения
- “Психоанализ” Статья из Википедии
- Как работает психоаналитическое лечение
- Главные виды психотерапии
- Цели гештальт-терапии
- “Когнитивная психотерапия” статья в Википедии
- Карвасаркий Б. Д. Клиническая психология
- “Поведенческая терапия” статья из Википедии
- Признание эффективности психотерапии
Причины и сущность кризиса психологической науки
История психологии содержит в себе
достаточно большое количество дат и
имен, характеризующих ее становление
и развитие. Мы остановимся на моменте,
с которого начинается формирование
основных школ современной психологии.
Это в некоторой степени проиллюстрирует
наш предыдущий тезис о плюрализме мнений
во взглядах на предмет психологии.
В
начале XX в. в психологии возникает
кризисная ситуация. Ее причин было
несколько:
-
отрыв психологии от практики;
-
почти тупиковая ситуация, связанная с
многолетним использованием интроспекции
в качестве основного метода научного
исследования, оказавшегося несостоятельным; -
невозможность объяснить
ряд основополагающих проблем самой
психологии, в частности — связь психических
явлений с физиологическими и поведением
человека. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Одновременно обнаружился значительный
разрыв между теорией и практикой.
Множество теоретических конструкций,
которыми располагала психология к тому
времени, не были достаточно хорошо
обоснованы и подтверждены экспериментальными
данными, а те из них, которые приводились
в доказательство соответствующих
теорий, не выдерживали критики с точки
зрения статистической достоверности.
Положения, постулаты интроспективной,
атомистической (ассоциативной) психологии
очень трудно было примирить с новыми
фактами, тенденциями преобразования,
проявившимися в различных других
областях знаний. К этому времени образцом
науки становятся точные и естественные
знания. Психология соответствующим
требованиям не отвечала.
Кризис
привел к краху сложившихся основных
направлений в психологии. Возникшие
попытки его преодоления были направлены
на решение сформулированных выше
проблем. Таких попыток оказалось
несколько, и наибольшую известность из
них получили три, вскоре оформившиеся
в самостоятельные направления:
бихевиоризм, гештальтпсихология и
психоанализ (фрейдизм). (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Этические стандарты деятельности практического психолога
Психология, как и любая другая наука,
делится на:
-
фундаментальную;
-
прикладную.
Для обеих наук характерно стремление
к получению нового знания и его обобщению.
Если первую скорее интересуют
основополагающие проблемы психики,
теоретический аспект рассмотрения этих
проблем и их эмпирическая проверка
(общая психология, психофизиология,
социальная психология, психология
развития и др.), то в прикладной науке
приоритет отдается изучению психических
явлений в естественной обстановке и
использованию полученных в фундаментальной
науке знаний в конкретных ситуациях и
условиях (эргономика, психология рекламы,
психология менеджмента, организационная
психология, юридическая психология и
др.). (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Наряду
с этим существует еще одна сфера
деятельности психолога —практическая
психология, в которой решаются
конкретные задачи, а получение нового
знания является, как правило, необязательным
приложением. Практическая психология
— это особый вид деятельности психолога,
направленный на:
-
решение конкретной практической задачи
и предполагающий получение психологической
информации о конкретном человеке или
группе людей; -
анализ полученной информации на основе
знаний, полученных в фундаментальной
или прикладной психологии; -
разработку (планирование)
и реализацию воздействия (как
психологического, так и не психологического)
на конкретного человека или группу
людей с целью их изменения или изменения
их поведения. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Такая специфика работы практического
психолога накладывает на него серьезные
обязательства и предопределяет его
действия в соответствии с этическими
и моральными принципами. Перечислим
наиболее существенные из них.
1.
Практический психолог обеспечивает
конфиденциальность личностно значимой
информации, полученной от клиента на
основе личного доверия. Он обязан
предупреждать обследуемых о том, кто и
для чего может использовать получаемую
информацию и какие решения могут быть
вынесены на ее основе.
2.
Практический психолог несет моральную
ответственность за решения, принимаемые
на основе предоставляемой им информации,
и предупреждает возможные ошибки,
допускаемые непрофессионалами в области
психологии.
3.
Практический психолог должен воздерживаться
от действий, ухудшающих состояние
клиента и наносящих ему вред, особенно
при работе с больными людьми. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Психоанализ
Параллельно бихевиоризму начинает свое развитие психоанализ. Он открыл за сознанием пласты неосознаваемых индивидом психических процессов, сил, механизмов. Психоанализ расширил область психического за пределы явлений, испытываемых субъектом, о которых он может дать отчет.
Родоначальником психоанализа стал Зигмунд Фрейд.
Фрейд пересмотрел прежнюю трактовку сознания. Его роль в поведении человека не отвергалась, но представлялась кардинально отличной от традиционной психологии. Благодаря пониманию причин потаенных комплексов и подавленных влечений, то есть техники психоанализа становится возможным избавление от душевной травмы, нанесенной ими личности человека.
Открытие объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмега психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажала важнейшую роль мотивационных факторов как объективных, стало быть независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения.
У Фрейда было множество учеников. Собственные направления на основе психоанализа создали Карл Юнг и Альфред Адлер. Юнг назвал свою психологию аналитической, а Адлер — индивидуальной.