7 причин, почему с ребенком не хотят дружить другие дети

Не подходит способ обучения

Каждый родитель знает, что задания по типу «списываем текст» или «читаем про себя» снижают у ребенка мотивацию учиться. А вот творческие командные и проектные задания, напротив, повышают интерес к предмету.

Причины того, что с каждым годом учителя могут найти все меньше подходящих способов для обучения детей, лежат в доступности гаджетов. Дети с младенчества находятся в виртуальном мире, который импульсивнее и ярче реального. Они привыкли жить вместе со взрывами информации и динамичными роликами по 15 секунд. И когда они попадают на монотонный урок, длящийся 45 минут, им не хватает визуальной стимуляции, которую они привыкли получать от гаджета.  

Что делать нельзя

Часто родители, чтобы мотивировать ребенка учиться теми методами, которые практикуются в их школе, решаются на обман и запугивание. А иногда это оказывается одно и то же. Например, часто от родителей можно услышать условия: «Получишь еще раз двойку — домой не возвращайся» или «Будешь плохо учиться — заберу телефон».

Такие методы становятся главной разрушительной силой в доверительных отношениях между родителями и детьми. Именно после таких попыток заставить школьников учиться начинают «пропадать» дневники, а на все вопросы о школе ребенок отвечает односложно: «Все ок».

Что делать нужно

Вернуть ребенка в реальный мир поможет эмоциональная доступность родителей. Он должен быть уверен, что ему всегда, независимо от ситуации, будет оказана эмоциональная поддержка, его поймут, и он получит одобрение, даже если у него что-то не выйдет.

Чтобы наладить эмоциональную доступность, опуститесь на уровень ребенка — дурачьтесь с ним и делайте ему маленькие приятные сюрпризы. Подложите в ланч-бокс записку с признанием в любви, неожиданно встретьте его после школы и прогуляйтесь вместе по парку, вместе заглянув в веревочный городок, устройте в выходные сюрприз и всей семьей махните в поход с палатками или купите билеты на open air, где будет выступать его любимая группа. Эмоциональная доступность родителей добавит красок в реальную жизнь ребенка.

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

Не воспринимает информацию

Одни дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи — через изображения. Но наша система образования не предполагает индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому кинестетикам бывает сложно учиться, если учитель просто рассказывает правило, не показывая его прикладного применения. Аудиал может не разобраться в таблицах, даже если они предельно ясны.

Чего делать нельзя

Родители должны всегда на интуитивном уровне чувствовать возможности своего ребенка. А завышенные требования в угоду удовлетворению своих амбиций не только не станут стимулом, но убьют и те зародыши желания учиться, которые определенно есть у каждого ребенка.

Пройдите с ребенком тест на его тип восприятия информации. Когда вы поймете, визуал, аудиал, кинестетик или дискрет ваш ребенок, вам будет проще подобрать вспомогательные материалы и методику их изложения. А использовать их вы сможете для повторения материала и при подготовке домашних заданий.

Что делать нужно

Мотивировать ребенка учиться даже через нетипичный для него канал подачи информации можно, сделав упор не на оценках, которые он сегодня принес из школы, а на сути информации, которую он узнал за день. 

Для этого возьмите за правило не интересоваться каждый раз, когда ребенок будет возвращаться домой, его оценками. Спрашивайте о том, что интересного сегодня он узнал, обсуждайте с ним пройденные темы, побуждайте к размышлению и приводите примеры того, где эти знания он может применить уже сегодня.

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Как отличить буллинг?

Только что мы говорили об отказе принять ребенка в игру. И это не буллинг, который основывается на власти и доминировании. Конечно, отказ принятия в игру может быть частью буллинга, но в таком случае должно быть очевидным намерение специально причинить физическую или психологическую боль, как правило, не берут в игру в силу обычных предпочтений со стороны того или иного ребенка. Если же компания специально и планомерно исключает ребенка или кто-то говорит другим детям не дружить с ним, то вам нужно вступиться за своего ребенка и убедить других детей не принимать «правила игры» зачинщика буллинга.

Стойкость

Ваше задание как родителя — помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

Логика

Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

Решение проблем

Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, — простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

Друзей много не бывает

Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

Принять и идти вперед

Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

Достоинство

Словесная перепалка  за место в игре может быть результативной, но от «плохих слов» остается неприятный осадок. Научите детей, что в таких случаях лучше с достоинством промолчать.

Способствуйте дружбе

Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

Бабушкина «сорока»

Михаил Маркович, «АиФ-Красноярск»: Елена Олеговна, в своё время знакомый педагог по развитию буквально заставляла меня как можно раньше купить дочери массажный мяч. Я, конечно, совету последовал, но искренне не понимал: зачем?

Елена Толстихина. Фото: Из личного архива

Елена Толстихина: Чем быстрее ребёнок начнёт хватать предметы, тем скорее запустится механизм развития мозга. Потому что тактильные ощущения лежат в основе человеческого развития. Мозговая активность ребёнка зависит от мелкой моторики. Её развитие в свою очередь запустит у младенца речь. Здесь всё находится в прямой зависимости. Старт одного гарантирует ускорение следующего процесса.

— Неужели простой мяч влечёт за собой столько последствий? 

— Простой он для взрослого человека. Для младенца это неизвестный пока предмет: холодный, мягкий, острый, шершавый, колючий — разный. Все эти свойства ребёнку необходимо узнать. Не забывайте, что на ладонях и пальцах человека находится множество массажных точек. Чем больше мы воздействуем на них, тем больше ощущений получаем, следовательно, развиваем мозг. Раньше специальным маркером служило то, как ребёнок складывает кулачок. И если большой палец малыш прятал в кулак, это считалось признаком задержки психического развития. И всеми способами взрослые старались этот палец вытащить наружу.

Досье

Елена Толстихина.

Родилась в 1975 году в г. Олёкминск (Якутия). Окончила КГПУ по специальностям «историк-краевед» и «педагог-психолог». Отмечена почётными грамотами за вклад в развитие системы дошкольного образования г. Красноярска.

— И как же заставить ребёнка вынуть палец из кулака?

— С помощью старых, добрых и, главное, проверенных потешек. Помните из детства? «Сорока, сорока, кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала». И в это время мы малышу пальчики сгибаем-разгибаем, по ладошке водим, массируем, разминаем каждый, делая упор на большой палец, которому достаётся больше всех. Треплем его, трём, «наказываем» за то, что не помогал сороке. Вот один из путей к развитию головного мозга, а не присказки бабушки-старушки. Большой палец прямо отвечает за речевое развитие ребёнка. А вы знаете, как раньше определяли, выйдет ли из девочки рукодельница? Если её большой палец легко гнётся назад, то из девочки получится мастерица. Если же палец остаётся твёрдым и прямым, то и ремёсла, связанные с мелкой работой, будут ей недоступны. Это сейчас мы понимаем, что речь идёт о развитии мелкой моторики.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно

Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот

Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру

Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка

Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

Почему нельзя заставлять малыша делиться игрушками: три значимых аргумента

Можно выделить три значимых причины, почему нельзя принуждать ребёнка делиться своими игрушками с другими детьми.

Аргумент 1: ребёнок должен иметь личное пространство

Уже в двухлетнем возрасте малыши начинают ощущать себя личностями. В этот период они отделяют собственное «я» от окружающих. У них появляется понимание того, что некоторые вещи — свои, а другие — чужие. Все игрушки, принадлежащие ребёнку, являются его собственностью и частью личного пространства.

Игрушки ребёнка — часть его личного пространства

Любое посягательство на вещи маленького человечка воспринимаются ребёнком как вмешательство в его собственный мир. Большинство взрослых не учитывают такую особенность детей, и заставляя малышей делиться, нарушают целостность личного пространства ребёнка.

Видео: психолог Марина Романенко рассказывает о причинах детской жадности

Аргумент 2: воспитание в ребёнке избыточной щедрости — негативный сценарий для будущей жизни

Бывает так, что родители в своём стремлении «правильно» воспитать ребёнка заставляют малыша делиться с другими детьми не только второстепенными для него предметами, но и самыми любимыми вещами. Однако в такой ситуации взрослые не учитывают, что у малышей с любимыми игрушками устанавливается тесная эмоциональная связь. Порой для детей игрушки становятся настоящими друзьями, с которыми они разговаривают и делятся своими проблемами.

Порой ребёнок вопринимают игрушки, как своё продолжение

Заставляя ребёнка делиться с другими детьми самыми ценными для него игрушками, родители закладывают в голове у ребёнка неправильный сценарий будущей жизни. Из таких детей вырастают чрезмерно добрые люди, щедрость которых ненормальна. Такие взрослые готовы для кого-то снять с себя последнюю рубашку, подчас необоснованно, а также не умеют отстаивать собственные интересы ,не знают, чего хотят в жизни и зависят от мнения окружающих.

Аргумент 3: ребёнок может стать агрессивным

Когда ребёнка вынуждают делиться с другими детьми игрушками, у малыша могут возникать негативные эмоции:

  • обида;
  • злость;
  • чувство несправедливости.

И это вполне нормально, ведь происходит «разрушение» личного пространства малыша. А если учесть, что детская нервная система отличается повышенной возбудимостью, то заставляя ребёнка делиться, вы можете столкнуться с агрессивным поведением малыша: плачем и истериками.

Принуждение ребёнка делиться может закончиться детской итерикой

Не стоит поступать согласно стереотипам, к сожалению, процветающим в нашем обществе. Чувства ребёнка справедливы, поддержите его, помогите ему объяснить, почему он может дальше играть со своей игрушкой сам. Всегда можно сказать, например, «Извини, эта игрушка новая, и он ещё сам с ней не наигрался» или «Знаешь, это его самая любимая игрушка, и он без неё будет очень грустить».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.