- Селективный мутизм: что это
- Как ребенку могут помочь родители
- Патология мутизма
- Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность
- Домашние уроки
- Почему он молчит?
- Бог никогда не молчит
- Реакция взрослых
- Лечение селективного мутизма
- Что указывает на речевое отставание
- Рекомендации родителям
- Лечение детей с задержкой речевого развития, как лечить детей с нарушениями речи
- Этапы развития ребенка
- Причины, по которым ребенок не говорит
- Это не ваша война
- Похожие и рекомендуемые вопросы
- Мой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!
- Рекомендации родителям
- Почему ребенок в 3 года молчит
Селективный мутизм: что это
Селективный мутизм еще называют избирательной немотой. Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях. Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».
Тема селективного мутизма не очень популярна. И зачастую дети с этим расстройством долгое время не могут получить качественную помощь — или родители не придают значение «странному» поведению ребенка, или врачи ставят ошибочные диагнозы.
По словам Греты Тунберг, селективный мутизм для нее — повод говорить только в тех случаях, «когда это крайне необходимо». И действительно — за трибуной Грета довольно эмоциональна, а вот дома по большей части молчит.
Как ребенку могут помочь родители
Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!
Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.
Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.
Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.
Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.
Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня
Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией
Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.
Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».
Эксперты:
Екатерина Олеговна Мацапура
Подпишитесь на нас в фейсбуке:
Патология мутизма
Пусковой фактор, травмирующий психику ребенка, становится причиной развития мутизма. В основе этого заболевания лежит невроз. Понятие «мутизм» переводится – «немота» и диагностируется как временный обратимый процесс отсутствия речи.
Изначально в поведении ребенка проявляется истеричность, всплеск эмоций, только потом наступает ступор молчания.
Чаще всего дети становятся открытыми для конфликтных ситуаций, когда попадают в более агрессивную среду. Мутиз затормаживает и коммуникативные способности ребенка, и социальную адаптацию, и психическое состояние.
Иногда проблема проходит через несколько недель или месяцев, а иногда может длиться очень долго. Поведение, похожее на упрямство, выражается чаще всего у ребенка в невозможности общаться с людьми вне дома. Ребенок способен понимать речь другого человека, анализировать ее, но не способен преодолеть психологический барьер, чтобы участвовать в общении.
Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность
При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.
Домашние уроки
Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2,5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.
В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.
Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Как скачет лошадка?» «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное — чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит.
За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул — мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.
Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.
Почему он молчит?
Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.
Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.
Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.
Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.
Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.
Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.
Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.
Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.
Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!
Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.
Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.
Бог никогда не молчит
Я хочу закончить этот текст выдержкой из письма, которое недавно получила от своего читателя (публикация согласована с автором):
«…Что со мной что-то не так, я понял в детстве. Мне было лет пять или шесть. Мы с друзьями на прогулке в детском саду кидались снежками. Я попал в глаз другу. У него синяк. А у меня — недельное молчание мамы.
Я понимал, что виноват. Я попросил прощения у мальчика. И он общался со мной потом. Но мама, когда узнала о том, что произошло, произнесла: «Мне за тебя стыдно», — и замолчала. Я спрашивал у папы, у бабушки, почему мама со мной не разговаривает, а они отворачивались, не отвечали. Я был в какой-то абсолютной изоляции.
Не помню, как все наладилось, но такое молчание повторялось очень часто. И каждый раз оно начиналось со слов: «Мне за тебя стыдно».
Представляете, я женился в 20 лет и при первой же ссоре (мы почему-то не ссорились до свадьбы) моя жена замолчала! А я уже хорошо знал, как это. И знал, что если бы со мной все было в порядке, то со мной бы разговаривали. А тут и мама, и жена…
Все изменилось, когда я пришел в храм.
Я в какой-то момент понял, что Бог разговаривает со мной всегда, вне зависимости от моих поступков.
Он никогда не молчит. Всегда звучит внутри меня молитвой.
И еще мне очень помогли разговоры с нашим батюшкой.
Я не смог объяснить жене, почему нельзя молчать, почему нельзя добиваться от меня изменения поведения молчанием. Мы расстались.
Сейчас я встречаюсь с женщиной, с которой познакомился в нашем храме. Почти на первом свидании я сказал ей: «Все что угодно, только не молчание!» А она даже не поняла сразу, о чем это я.
Моя мама недавно умерла. Скоропостижно. Инфаркт. Это было как раз тогда, когда она опять молчала. Я только могу догадываться о том, что она хотела бы мне сказать, если бы знала, что мы больше никогда не встретимся в этой жизни».
Фото: freepik.com
Реакция взрослых
Многие взрослые ошибочно воспринимают серьезную проблему, как робость и застенчивость. В их понятии маленький ребенок еще не умеет общаться и потому стесняется. Родителям кажется, что с возрастом это пройдет, воспитателям и учителям особо нет дела до чужого ребенка, а врачи зачастую недостаточно квалифицированы, чтобы установить диагноз.
Родители начинают играть роль посредника между своим ребенком и другим человеком (взрослым или ребенком). Вместо того чтобы помочь ему преодолеть внутренний барьер, ограждают в общении, думая, что их намерения — благие.
Второй ошибкой родителей, как правило, становится агрессия с их стороны. Воспитатели и учителя могут жаловаться на то, что от ребенка невозможно ничего добиться. Ведь такой ребенок не в состоянии отвечать у доски, участвовать в активном опросе класса, дать ответ на простые вопросы учителя.
А если ребенок замыкается и дома, то это становится двойной проблемой. Все устали от его молчания и не знают, как себя вести. Не помогают ни уговоры, ни лесть, ни подарки, ни наказания, которые только ожесточают его.
Лечение селективного мутизма
Когда родители списывают полное молчание ребенка в определенных ситуациях на стеснительность и замкнутость, они упускают возможность вовремя принять меры, чтобы помочь своему ребенку нормально общаться.
Клинический психолог и ABA-терапист Екатерина Олеговна Мацапура рассказывает, как проходит лечение селективного мутизма у детей.
Что же делать родителям в случае, если их ребенок вдруг перестал говорить в саду, школе или с некоторыми родственниками? В первую очередь нужно провести мини-диагностику для того, чтобы убедиться, что мы имеем дело именно с мутизмом, а не другим расстройством, схожим с ним. Понаблюдайте за поведением ребенка.
- Оцените, какая ситуация вызывает молчание, и является ли такое поведение постоянным для нее. Например, вы точно знаете, что дома ребенок учил этот стих и прекрасно рассказывал его вам, но в школе или саду он просто не может и слова проронить.
- Посмотрите, как ведет себя ребенок в комфортной ситуации, когда он один или с близкими людьми. Включается ли в игры, может ли поддержать и инициировать диалог?
- Неспособность говорить мешает нормальной адаптации ребенка в обществе?
- Неспособность говорить длится как минимум месяц и является постоянной для конкретной ситуации.
- Неспособность говорить не является следствием других нарушений психики и поведения — например расстройства аутистического спектра.
Если данные диагностические критерии являются отражением вашей ситуации, пора вмешиваться.
В силу невыясненной природы возникновения расстройства к лечению селективного мутизма лучше всего подходить в рамках психотерапевтической модификации поведения. Например, ABA- терапия, когнитивно-поведенческая терапия и непосредственно поведенческая.
Упор в коррекции расстройства ставится именно на изменение поведения родителей и поддерживающей группы людей — педагогов, логопедов, воспитателей, нянь. Ребенок с селективным мутизмом чаще всего боится любого внимания к себе, поскольку это вызывает у него чувство сильной тревоги. Поэтому безболезненнее и эффективнее всего научить родителей новым стратегиям поведения.
Важно, чтобы близкие люди смогли вовремя и деликатно поощрять поведение ребенка и отступать тогда, когда это нужно. Основа поведенческой помощи — постепенное устранение нежелательного поведения с помощью подкрепления и обучения замещающим формам поведения
При затяжном воздействии селективного мутизма могут возникать другие психические расстройства — тревога, депрессия, фобии
И поэтому следует обратится за медикаментозной помощью к психиатру. Это особенно важно для детей с запущенным видом мутизма, а также для взрослых с данным нарушением. Фармакотерапия помогает облегчить состояние, увеличивая шансы на успешную психотерапию
Эффективность и результат помощи также будут зависеть от слаженности команды. В адаптации ребенка и научении его «говорить» должны участвовать все окружающие его взрослые.
Что указывает на речевое отставание
Когда ребёнку уже 2 года, а он не говорит, но всё понимает, нужно внимательно изучить проблему. Следует разобраться, действительно ли у малыша вербальная дисфункция, либо он относится к деткам, которые начинают говорить позже своих сверстников, а затем стремительно их догоняют.
К признакам явного речевого отставания относится отсутствие:
- гуления и реакций на звуки, музыку, шум в 3 месяца;
- лепета и произношения согласных звуков в 4 месяца;
- подражаний речи взрослых в 6 месяцев;
- интереса в речи родителей, её имитации в 1 год;
- двусложных лексических единиц (мама, папа) и вербальной реакции на ваши просьбы в 1,5 года;
- ответов на простые вопросы в 2 года.
Большинство детей начинает почти хорошо говорить в 2 года, критический рубеж получения устойчивого разговорного навыка – 3 года.
Врачи помогут выяснить причину речевой дисфункции, ведь именно от неё зависит тактика дальнейших действий.
Рекомендации родителям
Если малышу уже 2 года, а он упорно молчит, вы должны разговорить ребёнка.
Для этого нужно:
- заниматься артикуляционными упражнениями – ежедневно выполняйте гимнастику для мускулатуры лица;
- развивать мелкую моторику – можно просеивать крупы, рисовать пальчиками, устроить «театр теней»;
- создать в доме правильную речевую среду – расклейте на стенах картинки с изображением зверей, птиц, и рассказывайте малютке о каждом изображении, делайте это медленно и детально;
- читать книги – читайте вслух громко и с выражением, пускай дитя пытается самостоятельно окончить фразу, чередуйте жанры – сказки, потешки, стихи, рассказы;
- добавить музыкальное сопровождение – музыка, детские песенки отлично стимулируют речевое развитие.
- делать зарядку для языка и губ – корчите рожицы вместе, вытягивайте губы, сворачивайте язык трубочкой. Будьте активны.
Если малютка продолжит общаться с вами жестами, указывая пальчиком на желаемый объект, поправляйте его, просите озвучивать всё словами.
Лечение детей с задержкой речевого развития, как лечить детей с нарушениями речи
К счастью, Сарклиник провела лечение сотен детей с отставанием, задержкой речевого, психоречевого, психического, моторного, психомоторного развития. Проводится лечение алалии, лечение дислалии, лечение общего недоразвития речи, лечение дисграфии, лечение акалькулии, лечение энкопреза, лечение перинатальной энцефалопатии, лечение тонусных расстройств, лечение акатафазии, лечение акатаграфии, лечение синдрома внутричерепной гипертензии, лечение дислексии, лечение аутизма, лечение дцп, лечение энуреза, лечение минимальной мозговой дисфункции в России, в Саратовской области, в Саратове. Сарклиник знает, как научить ребенка говорить, как лечить и вылечить ребенка, как лечить задержку речевого развития у ребенка, как лечить задержку психоречевого развития у детей, как вылечить отставание неврно психического развития, как дать толчок к развитию речи, как пополнить словарный запас, как улучшить речь. Методы лечения отлично зарекомендовали себя на протяжении многих лет. Лечится грубая, средняя, легкая задержка психоречевого развития, ЗРР. Сарклиник работает с тяжелыми диагнозами, когда надежды на выздоровление у родителей становится все меньше и меньше. К сожалению, в таких случаях, как правило, требуются многократные курсы комплексного лечения, в результате которых улучшаются память, мышление, речь, умственнное развитие, двигательная сфера, моторная деятельность. Есть большой опыт лечения детей при детской патологии в возрасте от 3 месяцев до 17 лет. В планах издание видео курса «Как научить ребенка говорить?» На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно онлайн задать вопрос доктору, прочитать отзывы пациентов. Помогите своему ребенку прямо сейчас!
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Запись на консультации.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: () Hyrman | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Ребенок, изображенный на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Этапы развития ребенка
В психическом развитии дети проходят несколько этапов, и проходят они их по-разному. Кто-то ползает до полутора лет, а кто-то не ползает вовсе, у некоторых малышей зубы прорезываются в три-четыре месяца, а у других первый зубик проклевывается только к году. Хотя, конечно, определенные нормы развития существуют, и по ним педиатры и невропатологи оценивают состояние и развитие малыша. Согласно этим нормам «лепет» должен появиться в речи ребенка уже в 6-7 месяцев, а к году малыш должен повторять несколько слов. Однако на развитие ребенка влияют многие факторы: беременность, роды, образ жизни и даже пол. К примеру, мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек-ровесниц. Кроме того, у мальчиков чаще встречаются проблемы с речью. Это обусловлено генетическими факторами. Наследственность тоже играет немаловажную роль: если один из родителей поздно заговорил, то у ребенка, скорее всего, будет наблюдаться задержка речи. И это все варианты нормы.
Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов (своего имени и названий окружающих предметов), в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова. Неспособность детей составлять фразы из двух слов в 2,5 года и неумение произносить простые предложения в 3 года должны также вызывать серьезную озабоченность у родителей. Задержки речевого развития регистрируются у 2-4% детей.
Но если и после 3-х лет малыш не говорит даже простых предложений, о варианте нормы можно забыть. Впрочем, специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.
Некоторые мамы радуются, что их дети очень рано (около 1-1,5 лет) начинают говорить правильными предложениями, используя довольно обширный лексикон. Однако подобные явления нередко приводят к срыву нервной системы. Таким детям необходим отдых, прогулки на свежем воздухе, минимум впечатлений и умеренные разговоры.
Причины, по которым ребенок не говорит
Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.
1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.
Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).
Это не ваша война
Что же делать, если вы оказались тем, об кого молчат?
Не берите чужое. Это не ваша война. Занимайтесь собой. А тому, кто молчит (он по-прежнему видит и слышит), можно донести информацию о том, что с вами все в порядке, что вы понимаете, что происходит, ждете, когда ему станет легче, и пока займетесь своими делами.
Написала и вспомнила женщину, с которой муж не разговаривал месяцами, информацию передавал через детей и скандалил тоже через них.
Можете ли вы изменить поведение такого молчаливого насильника? Нет. Не можете. Это его стратегия, и ему с ней и разбираться. Ждать, что он изменится, как минимум, опасно для здоровья того, об кого он молчит.
В подростках раздражает то, что взрослые не принимают в себе. Но хуже, если в семье нет конфликтов
Но с детьми же он разговаривает!..
Да. И дает им наглядный пример того, как можно обращаться с другими людьми, как можно их наказывать и добиваться своего насилием.
Например, о том, что человек выбирает молчание, чтобы «не наговорить лишнего». Тоже стратегия. Но она будет здоровой, если о том, что человек решил замолчать, он сообщит другому.
У меня самой не так давно была ситуация, когда пришлось человеку написать: «Мне надо помолчать, чтобы успокоиться». Прошло время, меня спросили, готова ли я общаться снова, я ответила: «Нет. Давай оставим все так, как есть сейчас». За то время, которое я взяла на молчание, я и успокоилась, и проанализировала то, что произошло, и приняла решение о том, что делать дальше. С моей точки зрения, так честно.
А молчать «без объявления» войны — это не честно. Да и по-детски как-то.
Говорите! И радуйтесь!
Похожие и рекомендуемые вопросы
Отношение с ребенком Мне 36 лет, двое детей. Старшей дочке 10 лет, сын маленький еще….
Неуправляемость ребенка 7 лет Неуправляемость ребенка, мальчик 7 лет. Ходит сейчас…
Ребенок на пустом месте психует, ощущение грязных рук Моей дочери исполнилось три…
Воспитание ребёнка 4-х лет Помогите мне советом по воспитанию моего 4-х летнего сына….
Ребенок со слезами делает уроки День добрый! Подскажите пожалуйста, как быть, моему…
Жена срывается на ребенке У нас в семье два ребенка, мальчик, 7 лет, ходит в первый…
Отношение ребенка с бабушкой В семье маленький ребенок, живем со свекровью и как только…
Не могу справиться с сыном Посоветуйте пожалуйста как мне быть, у меня ребенок не…
Тирания мужа Помогите разобраться и сохранить семью. Единственный выход, я вижу в…
Кризис 3 лет — отказ от еды Похоже, у сына классический кризис 3 лет. На данный момент,…
Недопонимание с мамой Меня зовут Екатерина, мне 28 лет. Так получилось что после неудачных…
Отношение к ребенку Мне 26 лет. Я мама замечательный дочки. Ей 1.4. проблема в том…
Отрицание бабушки и дедушки Дочке 2,3 года, веселая, подвижная, дружелюбная. Бабушку…
Как сохранить отношения, семью? Добрый день. Мы с мужем встречались 4 года, в браке…
Кричу на своего маленького ребенка, агрессивно себя веду Доброго дня суток. Всегда…
Проблема во мне У меня двое детей, сын 5 лет, скоро 6, и дочка 2 с половиной года….
Вспышки гнева, истерики, непослушание Помогите, пожалуйста, решить проблему. Мальчик…
Ребенок убегает Моему сыну 3 года. У нас самая большая проблема-ребенок убегает. Ездили…
Агрессивная реакция ребенка Дороти Вячеславовна. Я не люблю жаловаться на сына, но…
Воспитание ребёнка в 2 года У меня есть доченька, ей 2 года, моя проблема в том, что…
Мой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!
На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.
Рекомендации родителям
Ребенок-молчун должен быть обследован специалистами: психоневрологом, психиатром, психологом. Только они могут правильно диагностировать болезнь, назначить лечение и скорректировать поведение взрослых по отношению к такому ребенку. Ведь проявление мутизма считается сложной формой невроза, а потому родителям без сторонней помощи в этом не разобраться.
Если ребенка вовремя не показать специалистам, то со временем его психика может претерпеть деформацию, что наложить отпечаток на умение и способность ребенка общаться в обществе в будущем. Из детей с не вылеченным мутизмом вырастают взрослые, из которых невозможно вытянуть и слова. Такие люди не коммуникабельны, не имеют друзей, не умеют выражать свои чувства и мысли, замкнуты, им тяжело даются любые отношения.
Некоммуникабельные люди не могут заниматься в жизни определенным родом занятий, даже если имеют к этому способности, им бывает тяжело получить профессию и найти хорошо оплачиваемую работу. Детский мутизм в зрелом возрасте также проявляется в социофобиях, навязчивых состояниях, постоянных неврозах, психических расстройствах, хронической депрессии.
Почему ребенок в 3 года молчит
Если речевое развитие ребенка 3 лет нормальное, то он уже в этом возрасте способен запоминать и пересказывать сказки, учить стихи, и хорошо воспринимать различную информацию. Но бывают случаи, когда дети этого делать не могут. Тогда родители обязательно должны разобраться почему ребенок молчит, и помочь ему справиться с этой проблемой.
Специалисты выделяют несколько основных причин, разделяя их на внешние и внутренние.
К первой группе относятся такие факторы:
- обстановка внутри семьи;
- педагогическая запущенность;
- недостаток внимания;
- информационная перегрузка;
- перенесенные заболевания;
- стрессы.
Внутренние причины:
- наследственность;
- тяжелые роды;
- травмы, повлекшие повреждения мозга;
- проблемы развития плода во внутриутробном периоде;нарушение слуха.
Также следует брать во внимание, что определенную роль играют физиологические отличия между полами. В частности, это проявляется в том, что у девочек нейронные связи (важны для речевого развития) формируются гораздо быстрее