Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития

У каждой социальной роли есть предписанный набор прав и обязанностей.

Обязанность — это то, что человек делает исходя из норм социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Так как обязанности всегда сопровождаются правами, выполняя свои обязанности в соответствии со своей социальной ролью, человек имеет право предъявить свои требования к партнеру по взаимодействию. Если в отношениях нет обязанностей, то нет и прав. Права и обязанности как две стороны одной медали – одно невозможно без другого. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли. Любой дисбаланс в этом соотношении свидетельствует о некачественном усвоении социальной роли. Например, часто в сожительстве (так называемом гражданском браке) конфликт возникает в тот момент, когда партнеру предъявляются требования социальной роли супруга.

У каждой социальной роли есть смысл и значение.

Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли

Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус. Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни. Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке — придётся искать иное значение брачных отношений. 

Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.

Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.

Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.

Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье. Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях. Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.

Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.

Социальные роли и их влияние на развитие личности

Динамика социальных ролей тесно связана с процессом социализации личности.

Социальные роли, при различных интерпретациях можно обозначить как:

  • нормативно одобренный образец поведения;
  • фиксация конкретного положения;
  • способ поведения личности и социально необходимый вид деятельности, оцениваемый обществом;
  • способ воспроизведения социальной функции;
  • система ожиданий общества в отношении поведения индивида;
  • наблюдаемое, открытое поведение личности;
  • модель собственного поведения, система ожиданий;
  • предписанные действия;
  • набор определенных норм и правил.

Замечание 1

Выполнение индивидом социальных ролей в повседневной жизни, связанных с правами и обязанностями, обусловливает ее упорядоченность. Обязанность — норма поведения индивида, исходящая из его социальной роли и не зависящая от его желания. Возникающий между правами и обязанностями дисбаланс указывает на недостаточное усвоение социальной роли. Чем больше ролей способен воспроизвести индивид, тем лучше он приспособлен к жизни.

Для личности не все социальные роли равноценны, а для общества – равнозначны. К основным социальным ролям относятся: общественно-политические, профессиональные, семейно-бытовые. Только благодаря их полноценному освоению и исполнению членами общества возможно оптимальное функционирование всего общественного организма.

В исполнение социальной роли развивающаяся личность вносит индивидуальное своеобразие. Внутренняя структура личности под влиянием внешней социальной деятельности индивида определяет ролевое самопроявление

Освоение социальной роли связано с двумя аспектами (Д.А. Леонтьев):

  1. Технический аспект: через механизм подражания происходит восприятие сущности роли.
  2. Смысловой аспект: отношение человека к своей роли.

При освоении социальной роли могут возникнуть проблемы:

  • неприятия роли;
  • трудности усвоения роли;
  • нарушение меры в усвоении роли.

Овладение наибольшим количеством социальных ролей способствует развитию человека, является наиболее для него адаптивным.

Динамика социальных ролей

В процессе социализации человек проходит различные периоды формирования и становления личности, которые можно рассматривать как стадии социализации.

Формированию личности способствуют:

  • взаимодействие с лицами, исполняющими много разных ролей;
  • участие в максимально возможном количестве социальных ролей.

Каждому возрасту соответствует свой набор социальных ролей. Различные возрастные периоды предоставляют возможности для реализации способностей человека, устанавливают требования к новым социальным ролям и предписывают новые статусы.

Индивид может испытывать определенные проблемы с приспособлением к новым ролевым требованиям, что негативно проявляется на полноте его социализации. Так, у индивида со статусом взрослого, могут проявляться поведение и установки, характерные для социальной роли ребенка или подростка.

Замечание 2

Освоение новой ролью часто ведет к качественным изменениям индивида. Из множества статусов и ролей человек может выбирать те роли, которые максимально помогут использовать свои способности, реализовать свои планы.

Динамику социальных ролей можно рассматривать с двух сторон:

  • как детерминированную и внешне обусловленную деятельность индивида, осуществляемую в процессе овладения им социальными ролями;
  • собственная, личная активность индивида, проявляющаяся в жизненных стратегиях и индивидуальном стиле жизни.

Социальные роли, исполняемые человеком, тесно связаны и его темпераментом, характером, жизненными приоритетами и ценностями. Достаточное освоение социальной роли возможно только при хорошем знании своих личных особенностей.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения.

Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Если человек воспринимает социальную роль как жесткую маску, стереотипам поведения которой он вынужден подчиняться, он буквально ломает свою личность и жизнь превращается для него в ад. Поэтому, как и в театре, роль одна, а каждый исполнитель придает ей свои оригинальные черты. Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, инициатива и авторский почерк является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.