Статья на тему “особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста” статья (средняя группа) на тему

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков – диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Коррекция агрессивного поведения подростков

Коррекция агрессивного поведения подростков изначально проводится специалистами – психотерапевтами или психологами, в том числе и школьными. Ведь зачастую школьный психолог лучше родителей знает, с какими проблемами сталкивается их ребенок ежедневно. Для этого существует ряд методик. Для начала нужно провести тщательную диагностику, исключить гормональные и наследственные заболевания.

Коррекция агрессивного поведения подростков – это совместный труд родителей, учителей и, конечно, самого «больного»

Среди рекомендаций, в том числе и для профилактики агрессивного поведения, важное место занимает пункт активного и интересного досуга школьника. Очень хорошо влияют на детей всех возрастов занятия в спортивных секциях

[], [], [], [], [], []

Методы коррекции агрессивного поведения подростков

Методы коррекции агрессивного поведения подростков зависят от причины агрессивного поведения. Если она психологическая, то корректироваться агрессия будет посредством психологических бесед, тестов, программ, игр (как групповых, так и индивидуальных).

Медикаментозный метод корректировки агрессивного поведения применяется, если заболевание вызвано биологическим фактором, то есть, наследственностью, злоупотреблением наркотиками, алкоголем, антидепрессантами. Также агрессивное поведение может быть вызвано нарушением гормонального фона, инфекционными заболеваниями.

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков проводится школьными психологами или сотрудниками специализированных медицинских учреждений. Психологическая коррекция включается в себя как профилактические беседы, так и игры (индивидуальные и групповые), живопись, музыка, общения с природой, животным миро (нередко, общение с лошадьми и дельфинами преображают даже самых агрессивных детей, стандартные методы лечения на которых не действовали).

Программа коррекции агрессивного поведения подростков

Программа коррекции агрессивного поведения подростков включает в себя много пунктов, выбор которых зависит от степени агрессивности подроста, а также ее причин. Если это биологические факторы, такие как наследственность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, антидепрессантами, гормональные нарушения – то агрессивное поведение корректируется медикаментозно, нередко, в условиях стационарного лечения.

Признаки агрессивного поведения у ребенка

Чтобы отбросить предвзятое отношение педагогов или родителей, с чьими детьми контактирует ребенок, необходимо за ним наблюдать не только в пределах квартиры.

Говорить об агрессивном поведении стоит в том случае, если у ребенка в поведении наблюдается следующее:

Частая потеря контроля над собой.
Частые споры, препирательства, ссоры со взрослыми и детьми, в том числе с применением физического или словесного насилия.
Регулярные отказы от выполнения любых просьб взрослых, тем самым желая вызвать у них раздражение.
Целенаправленное проявление жестокости по отношению к людям или животным.
Отсутствие сочувствия и сострадания.
Систематические обвинения окружающих, перекладывание вины на других, нежелание брать ответственность на себя.
Часто пребывает в плохом (сердитом) настроении.
Становится мнительным, мстительным и завистливым.
Имеются неврологические отклонения: рассеянное внимание, плохая память.
В школьном и далее возрасте неумение проанализировать ситуацию, что приводит к зацикливанию на проблеме.

У агрессивного ребенка признаки проявляются в комплексе. Чем больше пунктов соответствует поведению, тем труднее случай. Естественно, речь идет о систематическом проявлении перечисленных признаков. Разовые вспышки гнева или агрессии могут возникнуть у любого, даже самого сдержанного человека.

Учебно – тематический план занятий

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы работы

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

1

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

Упражнение “Прогноз погоды”

1 час

Групповая работа

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

2

“Проблемы — на передний план” – правило взаимодействия в команде.

Упражнение “Камушек в ботинке”

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

3

Работа с гневом и обидами

Упражнение “Спустить пар” и, или “Шутливое письмо”

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, корзина для бумаг

4

Агрессия может быть конструктивной

Игра “Датский бокс”

1 час

Групповая работа

Изоматериалы.

5

Что такое “Агрессивное поведение”

Упражнение “Агрессивное поведение

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

6

Снимаем напряжение

Упражнение “Безмолвный крик”

1 час

Групповая работа

Изоматериалы.

7

Положительное лидерство

Упражнение “Король”

1 час

Групповая работа

8

Формирование навыков отреагирования эмоций

Упражнение “Любовь и злость”

1 час

Групповая работа

9

Умение распознавать эмоциональное состояние

Упражнение “Пиктограммы”

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, пиктограммы “Эмоции” (см. Приложение)

10

Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение “Ковер мира”

1 час

Групповая работа

Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т.п.

Заключение

Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба; агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.

Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход от детства к взрослости. Отечественные и зарубежные психологи (С. Вилк, Дж. Колман, М. Мид, Ф. Райс) относят подростковый возраст к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимодействий индивида с окружающей его средой и максимальными диспропорциями в уровне и темпах его развития. Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия. подростковый агрессия психология самовоспитание

Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.

Основными показателями агрессивности в данной работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса – Дарки), уровень агрессивности (полученные по методике Айзенка). Дополнительными показателями являются физическая и вербальная агрессия (по опроснику Басса-Дарки).

В результате проведенного на базе минской гимназии № 174 исследования подростков, было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях, так или иначе, присуща многим детям.

В начале работы была выдвинута гипотеза о том, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков: причем у мальчиков преобладают физические и вербальные виды агрессивного поведения. По результатам проведенного исследования можно сказать, что гипотеза подтвердилась от части. Действительно, присутствуют значимые гендерные различия в проявлении агрессивности. Было выявлено, что она существенно преобладает у мальчиков. Однако полученные данные не позволяют говорить нам о различиях в проявлении враждебности, а также мы не можем сказать о значимых различиях в проявлении вербальной агрессии между мальчиками и девочками.

Профилактика агрессивного поведения подростков

На агрессивное поведение подростка может влиять множество факторов – сложная ситуация в семье, отсутствие элементарных норм воспитания, переходной возраст, социальные и поведенческие факторы.

Профилактика агрессивного поведения подростков, как ни странно, должна начинаться еще в детстве и проводится родителями. В два-три года все дети проявляют агрессию, но те, поведение которых не было откорректировано, начинают считать, что агрессивное поведение помогает достичь желаемого.

Психологи отмечают, что профилактика агрессивного поведения подростков идет по следующей схеме – определение факторов, которые повлияли на развитие агрессивности у подростка, разработка мер ( как психологических, так и медикаментозных) по уменьшению агрессивности.

Программа профилактики агрессивного поведения подростков

Программа профилактики агрессивного поведения подростков должна быть утверждена на уровне Министерства здравоохранения и Министерства образования.

Своевременная профилактика, диагностика и лечение агрессии среди подростков позволит в будущем существенно снизить уровень криминогенной обстановки в обществе. Тем более, что психологи и психотерапевты успешно справляются с подростковой агрессией, но при своевременной диагностике.

Правила для родителей во время агрессивного поведения ребенка

Чтобы помочь ребенку, родителям необходимо установить причину агрессивного поведения. Подсказкой может послужить возраст. Не надо стесняться спрашивать, что беспокоит ребенка. Почему он проявляет агрессию по отношению к себе, окружающим людям, животным и предметам.

Несколько правил для родителей.

Игнорирование незначительной агрессии

Если ребенок проявляет агрессию изредка, она не приносит значительного вреда окружающим, то не стоит устраивать трагедию. Накопление негативных эмоций свойственно всем людям. Выплеск может произойти случайно, из-за мелочи. Наказание ребенка за незначительную агрессию будет выглядеть в его глазах несправедливостью. Вместо наказания следует выразить понимание и сочувствие, переключить его на интересное занятие.

Оценка поступков, а не личности

Спокойным уверенным тоном нужно объяснить ребенку, что его агрессивное поведение вредит в первую очередь ему. У него плохое настроение, он портит свои игрушки и тд. Родитель может сообщить о своем дискомфорте. Например, что ему не нравятся громкие крики. Самое главное, чтобы ребенок осознал, что родитель настроен против поведения, а не самого ребенка. Поэтому помимо спокойствия в голосе должна быть доброжелательность.

Подробный разбор ситуации должен происходить после того, как ребенок успокоится.

Контроль собственных эмоций

Прежде, чем требовать от ребенка успокоиться, важно самому быть спокойным. Дети хорошо чувствуют эмоции родителей

Иногда специально провоцируют их на ответную агрессию. Поддаваясь провокациям, родители теряют свой авторитет в глазах ребенка. Задача родителя показать на собственном примере важность сохранения спокойствия при любых ситуациях.

Кроме негативных эмоций не стоит проявлять и неадекватных ситуации. Смех над ребенком в момент проявления им агрессии может быть расценен как издевательство и унижение.

Подкуп и обещания чего-либо также не являются решением проблемы. Такие действия могут в дальнейшем перерасти в способ манипуляции ребенка родителями.

Сохранение репутации ребенка

Публичная расправа не понравится ни взрослым, ни детям. Обсуждение агрессивного поведения должно проходить в приватной обстановке. На людях необходимо сохранить репутацию и авторитет ребенка, какая бы ни была ситуация. Если позволяет возраст, а разрешение ситуации не терпит отлагательств, нужно минимизировать вину словами “ты же не хотел, случайно и тд.” Возможно, в глазах чужих это будет выглядеть как оправдание родителем ребенка, но в этом нет ничего дурного. Защита детей — одна из основных родительских обязанностей. Дома же нужно обязательно обсудить и разобрать ситуацию.

Причины детской агрессии

Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
Некоторые негативные черты личности ребенка.
Особенности сложившихся черт поведения, т.е

ребенка научили таким образом себя вести.
Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским  в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector