Методическая разработка «психологические особенности одаренных детей»

Что такое одаренность

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные способности в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, талант и гениальность.

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит. Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование. Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как личность. Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном

Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Проблемы одаренности

Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. Любая девиация требует внимания психолога и вызывает непонимание со стороны общества.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети:

  • буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей;
  • потеря мотивации к обучению (программа слишком проста);
  • внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал.

Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В обычной школе у одаренных детей обязательно возникают проблемы с адаптацией.

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает неврозы, депрессии, расстройства. Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Психологические особенности одаренных детей

Одаренность интересовала человека с самых древних времен, но наибольший интерес к ней проявился в эпоху Возрождения и совсем не случайно. Именно в это время появились гениальные художники, поэты, ученые.

Концепция одаренности начала создаваться в конце XIX- начале XX веков. Ф. Гальтон экспериментальным путем первым попытался доказать, что выдающиеся способности – это результат действия наследственных факторов.

Корнем термина «одаренность» является слово «дар» – одаренным, умным называли того человека, кто имел способности к выдающимся достижениям, мог найти выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, т.е. делал то, что другим было не доступно. Как правило, одаренный ребенок выделяется яркими достижениями в каком-то виде деятельности.

Сегодня это понятие употребляется очень широко и ребенка можно назвать одаренным, если он обнаруживает необычные успехи в учении, творческих занятиях и превосходит своих сверстников.

Замечание 2

Одаренные дети – дети нестандартные, они легко, быстро и успешно учатся, они имеют свои мысли, свою позицию, отличную от позиции окружающих. Основными отличиями и характерными особенностями таких детей являются отличная память, любознательность, внимательность, абстрактное мышление. У них высокая скорость мышления, они умеют четко прослеживать причинно-следственные связи, классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют широко использовать накопленные знания.

Одаренность в педагогике рассматривается по времени её проявления и, если для взрослых она не сразу заметна, то её называют потенциальной одаренностью.

Педагогика выделяет такие категории одаренных детей:

  • дети с высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками одаренности в определенной области наук;
  • дети с высокими творческими способностями;
  • дети с высокими лидерскими способностями;
  • дети с яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенным психологическим складом.

Словарный запас одаренных детей довольно большой, потому что они с удовольствием читают энциклопедии и словари, часто сами придумывают новые слова и понятия.

Одаренный ребенок может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на одном деле и погружаться в него. Характерной чертой одаренных детей является развитое чувство справедливости по отношению к другим и к себе

Возраст, в котором проявляется одаренность, и область деятельности имеют между собой определенную зависимость. Ранее всего дарования проявляются в области искусства и, особенно, в музыке.

Позднее её проявление происходит в области изобразительного искусства. Что касается науки, то здесь значимые результаты появляются позднее, потому что для научных открытий необходимы глубокие и обширные знания. Что касается математических дарований, то они могут проявиться значительно раньше других.

Рисунок 1.

Психологические особенности одаренных детей, отмечают ученые, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно её порождающие.

Признаки могут быть основанием для предположения об одаренности, а не о её наличии. По этой же причине отсутствие признаков совсем не говорит о том, что ребенок бездарность.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.

Способности одаренных детей

Каждый одаренный ребенок талантлив не вообще, а в определенной сфере. Специальная детская одаренность, имеющая отношение к творческой или физической сфере, более понятна взрослым. Что касается общей умственной одаренности, то родители часто недооценивают или переоценивают способности своего малыша.

Одаренному ребенку присуще своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает высокие достижения в деятельности, будь то интеллектуальные размышления или реализация творческих замыслов.

Такие дети значительно опережают своих сверстников в том направлении, где им дарован талант. По каким проявлениям можно предположить художественное дарование дошкольника, см. в статье Развитие творческих способностей.

Об умственной одаренности ребенка можно говорить по достижении им 5-ти лет. Более ранние успехи – слабое свидетельство особых умственных способностей. Только в старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность может направляться и побуждаться познавательной задачей, значительно повышая интеллектуальную активность ребенка.

Компетентное заключение об одаренности дошкольника может дать только специалист на основе диагностики способностей ребенка с применением соответствующих тестовых заданий. Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков, и для этого созданы специальные тесты. Например, общая умственная одаренность выявляется с помощью тестов Стенфорд-Бине, матриц Равена, методики Векслера.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (СДВГ). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно инфантильными и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Психосоциальные аспекты одаренности

Для одаренных детей характерны свои сложности, которые появляются и в школе, и в семье. В отношении таких детей возникает две крайности – игнорировать и даже подавлять высокий уровень познавательной активности и, вторая крайность – искусственно ускорять развитие, предъявляя очень высокие требования.

Родители одаренных детей должны оказать помощь умственному росту ребенка, обеспечить необходимый круг общения и включить ребенка в посильные занятия. Нельзя ставить его в жесткие рамки, как и навязывать то, к чему не возникает собственных побуждений.

Одаренных детей трудно учить и трудно воспитывать, потому что они часто порывисты и нетерпеливы, остро реагирующие на окружающее

Необычный расцвет интеллекта маленького человека требует осторожного и внимательного отношения со стороны родителей и воспитателей

Другая трудность возникает, когда развитого в интеллектуальном плане ученика перестают спрашивать на уроках, а это приводит к тому, что он становится менее активным и теряет интерес к предмету.

Довольно часто трудности возникают в результате того, что от одаренного ребенка учителя и родители требуют, чтобы он был примерным учеником и обязательно отличником. Если происходит снижение успеваемости по какому-либо предмету, то в семье это часто воспринимается как драма.

У одаренного ребенка сильные и слабые стороны переходят друг в друга, т.е. являются взаимосвязанными. Например, каприз, свойственный многим детям, при высоком уровне интеллекта выступает резче и заметнее.

Иногда повышенные способности приводят к привычке «хватать всё на лету». При опережении сверстников у одаренного ребенка может появиться зазнайство, тщеславие, своеволие и противопоставление себя окружающим.

Что касается характера личностных проблем одаренного ребенка, то он во многом определяется особенностями самооценки. Надо сказать, что проведенные исследования показали, что такие дети относятся к себе критически.

Замечание 3

Самооценка личности оказывает значительное влияние на развитие способностей ребенка, является важным фактором детерминации его поведения и во многом определяет направленность деятельности.

Сущность понятия «одаренность»

Определение 1

Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.

В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.

Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.

Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.

Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.

Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.

Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё. Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру

Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования

Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования

К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.

Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.

Замечание 1

Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.