7 ошибок родителей в воспитании детей

Мифы о родительстве

Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.

Так правильно

Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.

Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.

Это ненормально

У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.

В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.

Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания

Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.

Я плохой родитель

На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.

Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.

Как сделать сказку другом вашего малыша?

1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.

2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.

3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.

4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.

5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.

В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.

Заблуждение третье: «Я знаю, когда ты МОЛОДЕЦ»

Это заблуждение про планку, планку ожидаемых результатов, которую родители ставят перед ребенком. Родители хотят, что бы «ИХ» ребенок был совершенен. К сожалению, они не всегда могут понять, что иногда сами усилия по достижению результата являются значимыми, и нуждаются в дополнительном подкреплении.  Да, хочется совершенства – мой ребенок должен быть идеален! Но, всему свое время. В конце концов, кроме требований, родитель должен задавать себе вопрос, а что я сделал для этого? Ответ в стиле – «я же купил ей ролики» – плохой ответ. Не «ролики» делают ребенка счастливым, а движение к результату, возможности ощутить удовлетворение от пройденного пути – от желания к умению, получить признание

И очень важно, что и где был родитель, и что делал, когда ребенок к этому шел

Заблуждение первое – «Я и так все знаю»

Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.

Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть»,  это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то  что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто – мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и  исправления наших ошибок.

Лозунги: «Победила дружба», «Главное – участие, а не победа»

Подобные фразы часто используются на конкурсах и соревнованиях. Взрослым кажется, что такими словами снижают риск возникновения психологической травмы в результате проигрыша. С другой стороны, принижение значения победы, которая достигается благодаря тому, что каждый участник постарался и приложил все силы, приводит к тому, что во взрослой жизни они будут сталкиваться с неудачами, не замечая за собой отсутствия стараний. Если «победила дружба», значит, люди должны не прилагать усилия, а быть дружелюбными, чтобы всем было хорошо. В реальном мире подобный подход не имеет своего положительного результата: если человек не стремится к победе, значит, проигрывает.

2. Поучение без реальных примеров

Если родители учат тому, чему сами не следуют, малыш повторяет то, что видит, а не то, что ему говорят. Ему не интересно, что взрослые делали в годы, когда были в его возрасте

Ему важно то, что он видит на живом примере своих родителей в настоящее время. Обучение происходит лишь на примере: мама и папа каждый день что-то делают и как-то себя ведут, а ребенок смотрит и копирует их характеры и поведение

Это самая распространенная ошибка родителей. Когда ребенок видит нездоровую атмосферу внутри семьи, неуважительное отношение друг к другу, то туже модель ребенок перенесет и в свою будущую семью, и это ему будет казаться нормальным.

Проблемы в семье

3. Незаслуженная награда

Если родители покупают игрушку только потому, что «малыш хороший» либо одного ребенка желают поощрить за его заслуги, а второго – не обидеть, здесь возникают последствия. Ребенок вырастает неприспособленным к реалиям жизни. Он начинает думать, что имеет право требовать «вкусненькое» и «желаемое», не прилагая усилий. «Он же хороший»: почему мир не преподнесет ему подарков, которые он хочет получить? Человек ничего не делает, но многого хочет.

4. Ум – не взрослость

Следует понимать разницу между обладанием большим количеством знаний и навыками, которые помогают ежедневно справляться с повседневными задачами. Когда ребенок начнет входить во взрослую жизнь, где нужно коммуницировать, зарабатывать деньги, быть успешным в учебе и работе, иметь уважение в обществе, у него должен быть базис не только в виде знаний, но и в виде сноровки. Готовите ли вы его к взрослой жизни? Пусть он будет самым умным, образованным, начитанным. Но это не поможет, если он не умеет находить общий язык с людьми.

5. Признание своих ошибок родителями

Взрослые тоже ошибаются. Если они умнее деток, это еще не говорит о том, что они никогда не ошибаются. Родителям следует признавать свои ошибки. Дети скоро вырастут и сами увидят все промахи своих мам и пап. Лучше не терять доверия и авторитета.

6. Сказочный мир

Переживая из-за того, что малыш будет плакать, страдать и горевать, родители стараются различными способами оградить его от всех бед – типичное заблуждение родителей в воспитании ребенка. Они во всем его контролируют, всегда советуют, стараются сделать так, чтобы он не сталкивался с неприятностями. Таким образом они оказывают малышу «медвежью услугу», поскольку, когда он вырастет, они не всегда смогут быть с ним рядом. Он будет страдать, сталкиваться с горем и несчастьями. Неприспособленность к реалиям жизни будет наносить ему эмоциональный и психологический вред. Он жил в сказке, а теперь попал в кошмар. Справится ли с этим взрослый человек, который привык, что его постоянно кто-то оберегает и защищает?

Делать все за ребенка

7. Обучение несамостоятельности

Примерно с 3-х лет ребенок начинает говорить: «Я сам!». Это большая радость для родителей, которые желают, чтобы он побыстрее стал самостоятельным и не требующим их постоянной заботы. Однако здесь некоторые родители совершают ошибку: они не обладают большим терпением, чтобы подождать, когда ребенок сам оденется, или спокойствием, когда у малыша что-то не получается. Они не позволяют ему самому научиться выполнять работу, которая вначале выполняется медленно, неправильно, тяжело. Помогая или делая за ребенка его работу, они приучают к тому, что не нужно ничего делать. Нужно поплакать, сделать жалкий вид, подождать, и обязательно появится кто-то более сильный и умный, кто сделает за него всю работу. Насколько это эффективно в реальном мире?

Какие ошибки в воспитании детей совершали ваши родители, которые вы не хотели бы совершить в воспитании своего ребенка? Оставляйте отзывы и комментарии!

Заблуждение пятое: « Я делаю все, что могу, а если буду делать больше, то, что скажет мама»

Друзья, я не случайно вывел это утверждение в качестве родительских заблуждений. Мы очень часто оглядываемся на мнения авторитетных людей, но то, что было актуально вчера, сегодня не работает. Например, в наше время был культ авторитетов, и мы четко выполняли наставления родителей – «Слушай учительницу!» – безапелляционно, просто слушай. Но, это всего лишь люди. Так давайте дадим возможность детям самим определять – кто для них авторитет, а кто нет. Давайте научим их оценивать полезные советы от стереотипных заблуждений.

— Дорогая, ты зачем, когда отбиваешь  мясо под отбивную, кусочек всегда отрезаешь?

—  Отстань, так вкусно!

—  И, все же?

—  Так делала моя мама!

Вопрос к теще. А вот, почему, когда вы готовите отбивную…?

Потому, что так вкусно!

Не вижу связки…

Отстань, так делает моя мама!

(Слава Богу, бабушка в здравии..) Бабуля а вы зачем… мясо когда…, отрезаете

Так,  это раньше, а сейчас у меня сковородка большая…!

Заблуждений от значимых взрослых может быть много, так же как и полезных советов, но как научиться отделять зерна от плевел? Кап понять, что в тему, а что мимо? Для этого нужны четкие ориентиры, и родители должны их знать, вернее могут. Иначе воспитание превращается в эксперимент с собственными детьми. Но, кто из родителей может позволить себе сыграть такую лотерею с жизнью?

Вернемся к нашему эпилогу, перечитайте его еще раз. Если вы согласны с каждым утверждением и знаете, что, как родителям вам необходимо делать, и как достигать полного взаимопонимания с детьми, тогда вам, возможно, просто нужно продолжать свой путь, но если у вас появились вопросы, не стесняйтесь спрашивать – слишком высока ставка.

Разрабатывая обучающий курс для родителей, мы реально представляли, что не каждый взрослый готов столкнуться с собственными недоработками – «а, что скажет мама?». Но на мой взгляд, допускать ошибки это очень естественно для человека действия, а вот не делать работу над ошибками и не стремиться к совершенству –это непозволительная роскошь, ведь именно этому мы хотим научить своих детей.

Дмитрий Телечкун, психолог,
бизнес-тренер, коуч, ведущий проекта
«Клуб родительского мастерства».  

***Внимание! 15 ноября состоится тренинг Дмитрия Телечкуна в Киеве — узнайте подробнее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.