Как научить ребенка выражать свои чувства и эмоции

Почему важно уметь выражать эмоции словами

Чувства осознать сложно, особенно для ребенка. 3-4-хлетний малыш скорее заплачет, чем скажет, что ему обиден запрет мамы на еще одно лакомство, а младший школьник рассердится, не понимая, почему из-за срочной работы родителей семья не пошла в долгожданный аквапарк.


Источник фото: freepik.com

Перед взрослыми стоит нелегкая задача – разъяснить, как выразить словами абстрактные чувства. Рассказать словами о грусти, испуге, волнении ребенку чаще всего не под силу. Однако, чем раньше мама и папа начнут учить выражать эмоции с помощью слов, тем меньше агрессивных действий, истерик и плача испытает малыш в своей жизни.

Проговаривание помогает успокоиться. Если ребенок, прежде чем ударить обидчика, скажет: «Я сердит на тебя», возможно, драки и не произойдет. Но как же трудно сдерживать желание дать лопаткой по рукам в ответ на разрушенную башню в песочнице!


Источник фото: freepik.com

Проговаривание чувств в повседневной жизни

Самый лучший способ чему-то научить малыша – подать пример. Модель поведения с проговариванием того, что чувствует в данный момент человек, станет образцом для ребенка. Сказать: «Мне больно от того, что ты нагрубил бабушке. Думаю, что она чувствует обиду на тебя» будет эффективнее, чем просто ругать маленького грубияна и говорить, что так делать нельзя.

Родителям следует интересоваться, какие чувства кроха испытывает в определенной ситуации. Если выразить словами охватившие его эмоции трудно, можно предложить выбрать соответствующее настроение из изображений-смайликов

Важно не просто найти подходящую картинку, но и проговорить, что смайлик обозначает, почему вдруг возникла ситуация, вызвавшая это чувство

Родители почти всегда видят, что ребенком овладело то или иное чувство. Фразы «ты сердишься, потому что никак не получается собрать пазл», «ты, наверное, счастлив, что наконец-то сходил в зоопарк» подскажут малышу, какие слова в похожих ситуациях он скажет, чтобы выразить чувства.


Источник фото: freepik.com

И еще крайне важно:

Учить чему-то ребенка могут только родители или люди, которым родители временно доверили эту функцию. Временно доверили, так как даже если с ребенком сидит бабушка, то это все равно функция воспитания — это функция родителей. Поэтому хорошо с бабушкой договориться и рассказать, чему Вы учите ребенка, чтобы она поддерживала эту линию, когда Вас нет. Кстати, это касается не только «ты-вы», но и всех правил для ребенка.

Ну и разумеется, если кто-то вне семьи начинает учить ребенка по-своему или ставить под сомнения то, что говорят родители – вежливо напоминайте, что «Спасибо, но в нашей семье принято так».

Недавно наблюдала, как пожилая соседка трехлетней Ксюше при ее маме Свете, растерянной и онемевшей, рассказывала, что «Мама тебя задергала, бедную, заставляет здороваться и «Вы» говорить, а ты крошка, еще ничего не понимаешь». С милой улыбкой и в шутку. Во-первых, конечно, ребенок все понимает. См. Пункт 2 – еще до того, как начинает говорить сам. Во-вторых, см. Пункт 5 – учить и воспитывать – это функция родителей. Которую надо мягко и деликатно, но уверенно и четко отстаивать, особенно при ребенке.

И обратная история. Если посторонние люди обвиняют ребенка в том, что «он невежливый», или начинают читать нотации: «А здороваться тебя не учили?», «А ты не знаешь, что взрослым нужно говорить «Вы»?», «Чему тебя только родители учат?»

Важно при постороннем защитить сына/дочь, напомнив, что: «Спасибо, но воспитываем нашего ребенка только мы с мужем». А наедине обсудить, что он чувствует, почему так мог отреагировать человек, что сделать, чтобы такое не повторилось

И что этикет — это такая социальная договоренность, позволяющая максимально комфортно общаться и снизить вероятность конфликтов в окружающими.

Автор — старший семейный психолог Rehab Family Каширина Вероника Юрьевна.

Повод задуматься

Разве есть такой родитель, который хотел бы не любить свое дитя? Конечно, нет. Этот механизм обычно работает по-другому — хочется полюбить, а не получается. Любой разумный взрослый человек отлично понимает, насколько позитивные чувства облегчают длительный и сложный процесс взращивания наследника, но иногда внутри, к сожалению, происходит сбой.

Все в ребенке начинает раздражать и утомлять: малыш заболевает, а вы постоянно хотите спать, он тянется к вам, а в вас ничто не отзывается на этот призыв, более того — вам неприятен любой физический контакт с ним. Если уж быть абсолютно честными, то вам по-настоящему хорошо, только когда малыша нет рядом, и волнуетесь вы лишь о том, чтобы он не попал в историю, урегулирование которой падет на ваши плечи. Глядя на сына или дочь, вы в основном видите недостатки, которые вызывают досаду и желание немедленно их исправить. Отсюда придирки, одергивания, замечания. А вот выслушать ребенка, сходить с ним куда-нибудь вам, как правило, некогда, потому что у вас “ну очень много дел”.

Не правда ли, многие могут узнать себя в этом описании? Порой каждый из нас ведет себя так по отношению к собственным детям. В каком же случае стоит всерьез задуматься о том, что в вашем отношении к ребенку что-то пошло не так? Когда вы осознаете, что все эти проявления носят затяжной характер и накопившиеся негативные чувства мешают вам адекватно исполнять родительские обязанности!

Огород с сорняками

Модель “Огород с сорняками” основана на вере, что с ребенком нужно обходиться как с запущенной грядкой, находить и выпалывать сорняки-недостатки в его душе.

Родители борются с ленью и неорганизованностью детей, утаптывают детскую агрессивность и выжигают каленым железом детское вранье.

Обычный результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается мало что. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет “по ложному пути”.

“Пороки, – писал он, – искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств”. Модель спорная, продуктивнее работать на позитиве.

Развитие детей с ЗПР

Задержка психического развития не выявляется ранее периода, когда ребенка начинают обучать. Даже в дошкольном возрасте невозможно точно установить, как хорошо развивается ребенок. Однако уже в начальной школе становится ясно, что около 50% всех неуспевающих детей являются больными ЗПР. Это отмечается в:

  1. Незрелости личности.
  2. Отставании в интеллектуальном развитии.
  3. Низких скоростях психических процессов.

Ребенок поступает в школу с ограниченным количеством знаний. Причем это все исправимо, что делают педагоги в специальных учреждениях. Ребенок практически не обладает никакими навыками интеллектуальной работы, поэтому все недостатки воспитания компенсируют педагоги. Здесь также отрабатывается навык индивидуального целеполагания и коллективной работы.

Развитие детей с ЗПР проводится путем разнообразных трудовых занятий. Ребенок не играется, а обучается реальной жизни непосредственно через труд, где он совершает действия, посильные и понятные для его ума. Все начинается с незначительных работ и заканчивается сложными заданиями, где уже нужно подумать, выбрать, построить план действий.

В устранении ЗПР помогают:

  • Практические занятия.
  • Творчество.

Не забываем, что именно творческие задания позволяют ребенку раскрыться, усмирить свои эмоции, осознать их, а также решить различные проблемы. Практические занятия помогают ребенку в адаптации к окружающему миру. Посредством отработки полезных навыков ребенок познает мир.

Не следует думать, что дети с ЗПР – это окончательный диагноз. Все приобретенные психические отклонения можно наверстать, что позволит ребенку уже к подростковому возрасту достичь уровня своих сверстников.

Из этого также следует:

Самый главный урок дети получают, наблюдая за родителями. Поэтому для родителей рождение ребенка – отличный повод посмотреть на себя критически. Это касается и правил этикета. Учите говорить ребенку «Вы» взрослым, но сами небрежно и фамильярно «тыкаете» продавцу арбузов на рынке? Не удивляйтесь, если ребенок обратиться на «ты» к тому, к кому пожелает. И в самый неловкий для родителя момент.

Следующий вывод – ребенок учится говорить еще задолго до того, как начинает это делать. Поэтому можно с самого начала его поправить, указать правильную форму. Как, например, если он неправильно ставит ударение, нужно произнести слово правильно. Так и здесь, говорит «ты» — поправляете. При этом крайне желательно еще и объяснить, почему. Почему бабушке Кате можно говорить «ты», а соседу нет.

Не ожидайте, что ребенок сразу все усвоит. Скорее всего, нужно будет много раз поправить, объяснить, повторить. При этом делайте это мягко и непринужденно, без обвинительных интонаций, без раздражения и досады.

Бывает, что ребенок начинает спорить и «тыкать» принципиально. Все, что нужно делать – просто продолжать талдычить свое. Ни в коем случае не спорьте с ребенком! Просто говорите и делайте так, как считаете правильным. И игнорируйте манипулятивные несогласия и попытки Вас раздразнить. Любой ребенок проверяет границы родителей, их выдержку и педагогические таланты.

Еще по теме “Любовь мамы к ребенку”:

Материнская любовь

Материнская любовь. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Материнская любовь. Ниже возник спор о безграничности материнской любви. Мама его уже не жила там, полностью съехав к дальней родне…

50 способов нелюбви к себе, ведущих к не

откуда вы знаете? украдет где ? яичницу можно научить готовить лет в 7, ну в 9 если совсем криворукий. вот он в 7 лет, если вы не приготовили кушать, вышел бы сам из дома и пошел Посмотрите другие обсуждения: Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ?

про любовь к внукам

про любовь к внукам. Отцы и дети. Семейные отношения. когда-то говорила мне мама, что любовь к внукам от дочери бывает сильнее, чем к внукам от сына (невестки). не верила я ей. а вот теперь, когда я имею 4-летнего внука от сына и 1,5 летнюю внучку от дочери, чувствую, что…

Нелюбовь к шапкам

Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ? Казалось бы, живи да радуйся, но даже в таких комфортных условиях откуда -то возникает нелюбовь к детям. Ага – проходили такое. Очень помогает представлять старшую дочку маленькой – такой же…

Могут ли родители не любить своих детей?

Раздел: Отцы и дети ( матери не любящие своих детей ). Могут ли родители не любить своих детей ? Мне всегда казалось, что материнская ну вообще безусловна только любовь матери, отцовская любовь вообще-то предполагает много условий. а вообще, конечно, бывает…

Ребенок все время признается в любви

Отношения с детьми. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Поговорить тихо, без эмоций, с мамой девочки о том. что и где они видели и объяснить как ставить защиту от детей …

Исчезла любовь к матери

Обсуждение семейных вопросов: любовь и ревность, брак и измена, развод и алименты, отношения между родственниками. Раздел: Родственники (Хотела поделиться с Вами проблемой, меня мучает дние 2 года, даже чуть больше). Исчезла любовь к матери.

как вернуть свою любовь к ребенку?!

Детско -родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения Я ее все равно любила, любовь ушла года два назад,когда у меня появились дети и я поняла что такое быть мамой. Я загрызу за своих детей …

Опровержение топика про отцовскую нелюбовь к детям…)))

Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ? Казалось бы, живи да радуйся, но даже в таких комфортных условиях откуда -то возникает нелюбовь к детям. К содержанию. Раздел: Детско-родительские отношения (как вернуть любовь к детям ).

Нелюбовь

Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ? Как жить с нелюбовью ? А может ведь быть и такое, что как в книге “Пять языков любви “- ребёнку надо Мне кажется, эта полубессознательная нелюбовь передается из поколения в поколение.

Неприязнь к ребенку – лечится?

Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ? Как побороть “условное принятие” ребенка. Как побороть “условное принятие” ребенка. У нас двое приемных детей, дома чуть больше года. как поставиьт чужого ребенка на место.

Нелюбовь к своему имени.

Нелюбовь к своему имени.. — посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ?

Почему проходит любовь к… детям?!

Почему проходит любовь к … детям ?! Навеяло словами Рената и Одного Мужа отчасти… и своим личным опытом… Мне одно время казалось, что мама меня не только не любит, но и никогда не любила. Выживала меня буквально из дома, ну и так далее, были некрасивые вещи…

Как вернуть уважение ребенка к маме?

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Вернемся к нашим с ребенком проблемам. Начну с того, что я очень хотела этого ребенка /в отличии от С самого начала я мечтала дать ему все самое-самое: любовь, ласку, образование, и любые…

О нелюбви к рисованию

Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ? Про нелюбовь к детям. Я замучалась. У меня ребенок с легкой умственной отсталостью. развивайте моторику малыша рук, общую моторику(подвижные игры), рисование, лепка…

Неприязнь к чужому ребенку

Нелюбовь к ребенку : откуда она берется, и как ее побороть ? да вчера как раз тут спорили: что такое любовь и нелюбовь к животным. так вот нелюбовь – это может быть ненависть, а может быть – равнодушное отношение А чужим детям, я, надеюсь, НЕВЫСКАЗЫВАЕМОЕ…

Не любовью единой

Что же делать, если вам вдруг стало очевидно, что ребенка-то своего вы не любите? Очевидный вариант — обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах сложившейся ситуации. Беседы с ним могут снять часть проблем и, при успешном сотрудничестве, научить вас жить с нелюбимым малышом. Поверьте, это возможно!

Для начала маме или папе нужно перестать испытывать чувство вины перед ребенком за то, что они не в состоянии дать ему необходимые эмоции. Да, со всех сторон вам рассказывают, что ребенка надо любить (это как бы обязанность современного родителя), но ощущение собственной неполноценности и несоответствия стандартам не приблизит вас к разрешению проблемы.

Более того, со временем эти переживания будут вызывать все более острое защитное раздражение.

Американских детей, например, всячески балуют, радуются каждому проявлению их активности, пестуют детскую непосредственность и жизнерадостность.

В Англии, наоборот, родители воспитывают ребенка в строгости и эмоциональной сдержанности.

Во Франции мамы практически не сидят с малышами, а отдают детишек в ясли едва ли не с трехмесячного возраста. И воспитывающиеся в таких условиях дети абсолютно не считают себя нелюбимыми — они вырастают органичными своей культуре.

У нас же издревле малышей растили в жестком послушании и почтении к родителям. Мы по-прежнему считаем воспитанным того ребенка, который не мешает взрослым, но радует их. То есть наш социум до сих пор тяготеет к запрещающим методам, а не к разрешающим. Стало быть, любовь в нашем понимании — это не вседозволенность, пусть даже и во благо, а система ограничений. Так что с проявлениями любви вопрос неоднозначный.

И тут “нелюбящим родителям” важно понять, что отсутствие явных теплых чувств не дает им права игнорировать свои обязанности по воспитанию и уж ни в коем случае не оправдывает насилие и жестокое обращение с ребенком

Обращение к разуму

Правила движения

В этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их выучит, то он будет все делать…

И родитель все объясняет, учит, рассказывает. Детям слушать это бывает тоскливо, но – приходится…

Знания, как себя вести, конечно необходимы, но одни знания без заинтересованности и приучения – мертвы.

Легко убедиться, что дети все главные правила поведения знают: “Драться нехорошо”, “Врать плохо”, “Вещи нужно класть на место”, но в столкновении разума и чувств у детей чаще побеждают чувства, особенно если смысл правила ребенок не понимает: “Зачем нужно вещи класть на какое-то место, если они и так хорошо лежат?”.

К правилам детей нужно приучать, правила должны быть просты и понятны, правила должны оказываться детям интересны и выгодны, правила должны соответствовать возрасту ребенка.

Итого, если модель “Правила движения” оказывается не вспомогательной, а основной, то это модель спорная.опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector