Ни для кого не секрет что через игры дети познают мир. Это их маленькая реальность, в которой они учатся добру и злу, дружбе и взаимопониманию.
Одно из интереснейших исследований на тему влияния игрушек на детскую психологию провела Маргарет Мид на Самоа. Изучая обычаи местных жителей, она выяснила, что дети от 4 до 7 лет там заняты преимущественно воспитанием детей.
Если в 2-3 года они ведут себя потребительски и всеми командуют, то достигнув возраста «воспитателя» полностью меняют свое поведение: обучая дисциплине малышей, они и сами становятся ответственнее.
Этой же теме посвящена книга Е. Субботского «Ребенок открывает мир». Исследователь пишет, что постоянно контролируя ребенка, мы ставим его в роль нарушителя. Когда же малышу доверяют самому следить за порядком, он воспринимает это как свою функцию и с удовольствием выполняет ее.
Оказывается, крохе очень важно, чтобы в его распоряжении был кто-то беспомощнее и глупее него самого. Обучая игрушечного друга простым премудростям – есть ложкой, чистить зубы и другим подобным вещам, ребенок утверждается в мысли, что это нужно делать.
И если в далеких экзотических странах в семьях всегда много детей и ребенку есть кого учить, то в наших реалиях роль неумехи может исполнять игрушка, а ребенок – стать ее наставником.
Другой способ использования игрушек в воспитательном процессе – это посредничество. Порой дети обижаются, если на них накричали или лишили чего-то вкусненького, так пусть игрушечный заяц «придет» и «расскажет», что мама была не права. Держать обиды внутри вредно. И пусть на самом деле это делает ребенок, держа в руках игрушку – так ему проще будет раскрыться.
Как вариант посредством игрушки общаться с ребенком может родитель. Он «поругает» малыша, если тот допустил оплошность. Наставления игрушки он будет слушать с большим интересом, чем скучные тирады родителей. А услышать оценку своего поведения со стороны очень важно.
Игрушка может не зло высмеять плохое поведение крохи, например, если он подрался, услышать это будет не так обидно как из уст мамы или воспитателя в детском саду.
Другой пример: ребенок порвал книжку. Если начать ругать его в лоб, то он может попросту не понять, за что на него накинулись. Если же сделать вид, что вы подумали на игрушку, и начать шуточно ругать ее, то вы сможете донести свою мысль до и ребенка и не обидеть его. Скажите: «А-я-яй, как нехорошо сделал заяц, что испортил книжку. Теперь ее нельзя листать, нельзя рассматривать картинки». Ребенок поймет, что он поступил не правильно, и возможно в следующий раз этого не повторится.