Психологический инструктаж «как помочь непопулярному ребёнку?»

Как помочь ребенку завоевать расположение сверстников

Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение и наказания, здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми.

Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на ее описании.

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих

Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей

Например, глядя в глаза соседу, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его. Можно предложить ребенку, надев “розовые очки”, постараться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нем. Главная задача подобных игр — показать “трудным” детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.

Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают

Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним

Наилучший способ для этого — воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому “уподоблению” — важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например, “Испорченный телефон”, “Эхо”, “Зеркало”, “Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем” и др.

Далее коррекционная работа заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяет детей и создает чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от “салочки”, помочь в игре беспомощной “кукле”, или “старенькой бабушке”, уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Роли ребенка-изгоя в коллективе

Социализация начинается в семье. Когда ребенок — изгой в классе, советы родителям — проанализировать первые установки, которые получил их ребенок в семье относительно поведения в обществе, и вычленить деструктивные модели поведения взрослых в семье. Эти модели могут предполагать исполнение неправильных ролей. Такие роли может скопировать ребенок и затем перенести в школьный коллектив.

Роль жертвы.

Один из взрослых демонстрирует жертвенное поведение, внешне проявляет ложную установку “интересы других выше моих”

В корне подобного поведения лежит желание привлечь к себе внимание. Его можно получить естественными методами — за счет взаимоподдержки, заботы, любви, внимания друг к другу в семье, приемлемого для всех распределение ролей, исполнение общих традиций

Если это невозможно, взрослый насильно привлекает внимание членов семьи к себе и своим желаниям — истериками, излишней эмоциональностью, слезами, смехом, скандалами, игнором, сарказмом, необычным имиджем.

Ребенок-изгой в классе, как правило, перенимает такую модель поведения и демонстрирует ее сверстникам. Это непременно начинает вызывать раздражение и непонимание у одноклассников.

Роль “отличника”.

Отношения в семье часто строятся не на принятии членов семьи такими, какие они есть, а на принципах соответствия некой модели поведения, которую определили родители/бабушки/дедушки. Ребенок получает порцию любви и уважения только в случае, если тихо говорит, хорошо учится, не злится, не перечит взрослым, доносит на братьев и сестер, и так далее.

Моральные ценности ребенка в таком случае гибки, они подчинены оценкам авторитетных окружающих лиц.

Такие дети в школьных коллективах становятся:

  • доносчиками;
  • “двойными игроками”;
  • перебежчиками;
  • ненадежными исполнителями;
  • любимчиками учителей.

Эти дети — наверняка будущие изгои в школе, детский коллектив почти наверняка не примет детей, исполняющих любую из вышеперечисленных ролей.

Роль беспомощного.

Бывает, что в семьях доминирует кто-то из взрослых. Мнению одного человека подчиняются все правила в доме. Ребенок в данной иерархии занимает самое низкое положение, фактически ему ничего нельзя. В результате у ребенка формируется синдром выученной беспомощности, когда ребенок, казалось бы, и способен принимать свои собственные решения, но не обучен этого делать. В результате ребенок приходит в школьный коллектив и становится “прилипалой”, который все время ходит за лидером, поддакивает, не имеет своего мнения и выполняет “черную работу”.

Роль агрессора.

В семье, где с ребенком обращаются плохо, или он часто видит несправедливое отношение, где притесняется один из членов семьи, ребенок учится постоянно обороняться. Когда ребенок оказывается в школьном коллективе, любой повод может вызвать оборонительную реакцию. В результате ребенок — изгой в классе. Возникает цикличность. Ребенка отвергают — он мстит — ребенка травят еще сильнее — вырабатывается ощущение, что мир очень жестокий и мстить надо всем.

Роль “козла отпущения”.

Часто такая роль перенимается ребенком, который дома служит громоотводом для конфликтов. Все, что взрослые не могут решить между собой, переносится на ребенка. Обиды, укоры, упреки, переживания — все срывается на ребенке и таким образом поддерживается мир в семье.

Привычка быть всегда крайним сразу становится заметной в школьном коллективе и ребенок автоматически становится “козлом отпущения” и там.

Очевидно, что дети, копирующие неправильное поведение взрослых дома — будущие изгои в школе. Причины этого — в невнимательности родителей или в отсутствие у родителей базовой эмоциональной грамотности.

Как родителям определить, что ребенок стал школьным изгоем

Да, можно вовремя распознать то, что ребенок — изгой в классе. Что делать родителям в данном случае? Быть внимательными к потребностям ребенка, слушать его, не отрицать проблемы.

Просто заподозрить неладное, если ребенок:

  • потерял желание ходить в школу, либо уже пропускает уроки;
  • не зовет в гости друзей из школы;
  • уходит от вопросов о школе, не желает распространяться об оценках и одноклассниках;
  • находится на выраженном эмоциональном спаде каждый день после школы;
  • игнорирует праздники и собрания в классе;
  • не ведет страницу в социальной сети или на ней в друзьях нет одноклассников;
  • не перезванивается с одноклассниками;
  • часто беспричинно плачет без объяснения причин;
  • имеет физические или социокультурные признаки отклонений от нормы (лишний вес, брекеты, хромота, слепота, косоглазие, заикание, смуглая кожа, акцент, восточный разрез глаз и так далее) и начинает неожиданно стыдиться их.

Синдром Дауна

Это наиболее изученное на сегодняшний день генетическое заболевание. У детей наблюдается снижение мышечного тонуса, недостаточно развитая моторика, нарушение функции вестибулярного аппарата. Синдрому Дауна также свойственны уплощённое лицо и затылок, низко расположенные уши, увеличенный язык, “монголоидный” разрез глаз. Однако эти физические особенности могут проявляться в разной степени. И, вопреки распространённому мнению, дети с синдромом Дауна довольно сильно отличаются друг от друга и больше похожи на своих родителей, чем друг на друга.

Эти дети обычно ласковые, артистичные, общительные, не склонные к антисоциальным поступкам. У детей может быть различный уровень снижения интеллекта: от глубокой умственной отсталости до незначительной задержки развития. Большинство детей способны к обучению и социализации по программе для лиц со снижением интеллекта.

Групповые симпатии и антипатии

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся более привлекательными для большинства детей, другие – менее. Обычно таких предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин “лидерство” достаточно трудно применить к группе детского сада. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-либо групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех деятельности. Более правильно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей.

Популярность, в отличие от лидерства, бывает не связана с решением общей задачи или с руководством каким-либо процессом, но всегда отражает предпочтение данного человека (симпатию к нему) со стороны других. Старшие дошкольники могут уже достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. Можно спросить малыша с кем он бы хотел дружить, а с кем не стал бы, кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовёт; с кем бы он сел за один столом, а с кем – нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3-х сверстников, с которыми предпочли бы “жить в одном доме” или “плыть на одном корабле”. Ещё более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Понятно, что отношение ребёнка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно 2-3 имени предпочитаемых и отвергаемых малышей будут повторять разные дети. Эти ребята, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.

Воспитатели детских садов далеко не всегда могут правильно оценить степень популярности ребёнка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность и воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества не являются критерием привлекательности своих ровесников. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных характеристик. Вместе с тем, внимательные родители, наблюдающие своего малыша в группе сверстников, легко могут определить, насколько другие дети тянутся к нему, принимают в игру, или же напротив, избегают контактов с ним. И, главное, переживает ли ребёнок свою “отверженность”, обижается на других или наоборот уверен в расположении своих сверстников и особых волнений по этому поводу не испытывает.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям

Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка

Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку “как у Ленки из 5 “Б””.

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: “Ну и что?” или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. 

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. 

Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы

Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит они изберут себе новую жертву)

Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Как родители могут помочь ребенку-изгою

Когда ребенок — изгой в классе, советы психолога по коррекции включают прикладные способы, как родителям помочь ребенку ослабить градус конфликтов и начать чувствовать себя лучше:

Обсуждать с ребенком возникшие ситуации в школе, “проигрывать” их. Искать причинно-следственные связи, почему тот или иной ребенок так поступил или не поступил. Учиться вместе оценивать расстановку сил — кто виноват, кто прав, какие правила игры в коллективе, какие дети — изгои в школе и почему.
Моделировать исход возникших ситуаций. Что могло бы быть, поступи участник конфликта иначе. Что он приобретает, что теряет, чем жертвует, что не замечает. Необходимо выработать у ребенка способность делать самостоятельный и быстрый выбор.
Постоянно заявлять ребенку о полном принятии со стороны родителей. Что бы ни случилось в школе, прав ребенок или нет — ему необходимо чувствовать, что родители на его стороне и всегда ему помогут

Ребенок становится неуязвимым для травли и насмешек, если он окружен вниманием и поддержкой семьи.
Изучать основы конфликтологии. Доносить до ребенка, почему возникают конфликты, как их решать, в случае, если ребенок — изгой в классе, что делать, всегда ли помогает метод компромисса, когда нужно защищать себя и каким образом

Можно сопровождать беседы примерами из жизни и кино.
Привить ребенку навык смотреть со стороны. Объяснить, как становятся изгоями в классе, показать, что любые конфликты и гонения в школе — это не частные проблемы одного человека, это признаки нездорового коллектива. Четкое понимание этого условия предупредит чувство вины и “непохожести”, с которым может столкнуться ребенок-изгой.
Беседовать с учителем. Без обвинений и оскорблений попытаться договориться о единой тактике решения конфликтной ситуации в коллективе.
Ввести в курс дела других родителей, обрисовать ситуацию в классе.
Попробовать инициировать общий досуг для всего класса у себя дома, к примеру. Продемонстрировать одноклассникам ребенка, что в доме поддерживаются модные веяния молодежной культуры.
Потренировать с ребенком навыки успешного общения. Вполне возможно, что услуги и комплименты одноклассникам изменят общий фон отношения к ребенку, лишь стоит принести гостинцы, поделиться домашним заданием, дать позвонить, выделить ручки для работы на уроке, дать поиграть в новую игру на телефоне и т. д.
Помочь ребенку компенсировать те недостатки, за которые он подвергается травле. Если есть физическая слабость или лишний вес — начать заниматься с ребенком спортом/единоборствами; плохая успеваемость — повысить показатели; пребывание “не в теме” молодежной культуры — познакомиться с популярными певцами/играми/приложениями для телефона/Youtube-каналами/блоггерами и т. д.
Переориентировать ребенка на новые достижения и увлечения. Допустим, мальчик или девочка, юноша или девушка — изгой школы. Новые виды спорта, походы, работа (если позволяет возраст), кружки, секции — это новые коллективы, новые платформы для стартов, новые сферы для применения его или ее талантов и способностей вне зависимости от возраста. Если родители /тренер/учитель/наставник будет стимулировать ребенка или подростка идти вперед, то вполне возможно ребенок или подросток сможет сменить доминанту и отвлечься от проблем в школе. Кроме того, в новых сферах деятельности можно обрести новых друзей, кумиров, стать популярным и авторитетным человеком.
Поменять школу. Коллективы отличаются друг от друга, и у ребенка есть шанс начать все заново, особенно при поддержке своей семьи.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Как повысить популярность ребенку: рекомендации родителям

Любящие родители всегда переживают, если видят, что их малыш отвергается сверстниками или не занимает должной позиции в коллективе. Они стараются всеми силами повлиять на это положение

Особенно это важно, когда идет адаптация ребенка в новом коллективе. Психологи советуют во избежание родительских ошибок использовать следующие правила:

Следует прислушаться к советам педагогов, чтобы помочь ребенку обрести авторитет в окружении

Помнить, что только в общении можно научить собственное чадо правильному восприятию ровесников.
Нужно избавиться от собственного страха, что дитя недооценивают, ведь именно это чувство переходит к ребенку и заставляет его самоутверждаться любыми доступными способами.
Обращать внимание на развитие ребенка во время коммуникаций с окружающими. Для этого можно устраивать совместные игры, учить говорить комплименты или хорошие слова друзьям, давать интересные прозвища, стремиться делать нечто хорошее для них

Можно предлагать чаду надевать «очки розового цвета» и стремиться рассмотреть хорошее в остальных малышах.
Важным правилом для переучивания малыша является наглядный пример ребят, которые показывают хорошее и положительное отношение к нему.
Специалисты утверждают, адаптация малыша в детском коллективе пойдет гораздо быстрее, когда непопулярного ребенка начинают хвалить за малейший успех, дарить подарки, поощрять, подчеркивать их достижения перед другими ребятами.
Дошколята нередко не видят конкретных высказываний и действий окружающих, а обращают внимание на них только во время угрозы или помехи его личным занятиям. Нужно научить выслушивать других, присматриваться к сверстникам. Лучше всего для этого подходят игры на воспроизведение. Пример: Можно поиграть в “Сломанный телефончик”, “Как звучит эхо”, “Что не так в зеркале”. Популярной является игра “Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем”.

Важно! Малыш должен научиться все действия по коллективному общению совершать самостоятельно, без наставлений и указаний взрослых

Советы психологов

  1. Если родители заметили, что их ребенок не пользуется популярностью среди сверстников, то стоит воспринять это достаточно серьезно. Следует понаблюдать за его взаимоотношениями со сверстниками, определить, что происходит, может ребенок совершает неправильные действия или провоцирует остальных.
  2. Желательно пообщаться с родителями других ребят, которые смогут пояснить недовольство своих детей поведением ребенка. Если непопулярность или изоляция от общества слишком велика, то необходимо отправиться на консультацию психолога или невропатолога.
  3. Лучше поговорить с воспитателями или педагогами, рассказать о возникшей проблеме и постараться решить ее сообща. Необходимо уменьшить воздействие негатива и унижения других дошкольников до разумного предела, попросить родителей группы поговорить со своими детьми, пока отвегнутый ребенок не начнет меняться.
  4. Полезно пригласить в гости товарища из детского сада или взять его на совместную прогулку на детской площадке. Нужно пригласить только одного друга во избежание ситуации «третий лишний, запасной». Если поведение ребенка окажется агрессивным и неприемлемым, то следует в мягкой форме указать чаду на его минусы.
  5. Если ребенок сосредоточен на своей проблеме при становлении своего положения в коллективе, на первых порах необходим присмотр взрослых, которые могут ему указать на неподобающее поведение и остановить.
  6. Желательно отдать отвергаемого малыша в секцию или на другие массовые занятия. Многие дети находят товарищей по интересам впоследствии, что помогает налаживанию общения с детьми в своей детсадовской группе или классе.

Важно! Если у малыша происходит неприятная ситуация с ровесниками, то следует обязательно дать ребенку выговориться и посочувствовать ему, предложить варианты возможного выхода из непростой ситуации. Нельзя ругать и сыпать упреками!. Родителям нужно помнить, что понимание и безусловная любовь помочь непопулярному ребенку обрести всеобщее расположение

Родителям нужно помнить, что понимание и безусловная любовь помочь непопулярному ребенку обрести всеобщее расположение.

Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников

Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений а тем более поощрение и наказания здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми. Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на её описании.

Задачей первого этапа

является преодоление отчуждённой позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих

Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчёркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей

Например, глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его.. Можно предложить ребенку, одев “розовые очки” постараться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нем.

Главная задача подобных игр – показать “трудным” детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако, далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия

Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию

Следующий этап работы

направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают

Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним

Наилучшим способом для этого – воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому “уподоблению” – важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например “Испорченный телефон”, “Эхо”, “Зеркало”, “Где мы были мы не скажем, а что делали покажем” и др.

Далее коррекционная работа

заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от “салочки”, помочь в игре беспомощной “кукле”, или “старенькой бабушке”, уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Бывшие изгои: как складывается их жизнь

Бывшие изгои в школе, чьи отношения с коллективом так и не были скорректированы, впоследствии:

  • испытывают обиды на прошлое, прирастают новыми обидами на спутников и окружающих;
  • ожидают негативного исхода событий;
  • часто более агрессивны;
  • более закрыты для общения и хуже устанавливают новые контакты.

Взрослый, выросший из отверженного ребенка, остается чересчур чувствительным ко всем происходящим событиям, на него оказывают большое влияние окружающие, ему важна позитивная оценка действий и признание

Неважно, кто этот взрослый — бывший юноша или девушка. Изгой школы отличается не зависящей от пола и внешности чертой — у него не сформированы навыки работы с болью

Он не умеет отпускать боль, прощать прошлое, выносить опыт из разочарований, справляться со страхом перед новой болью.

В качестве рекомендаций взрослым, которые подвергались травле в школе, можно привести:

  • Постараться приложить усилия и попытаться узнать окружающих с хорошей стороны, понять их интересы, стремления, желания. Вполне вероятно, что такая длительная работа над собой повысит доверие к людям, покажет бывшему изгою, что не все люди плохие, что все взрослеют и становятся другими.
  • Учиться проигрывать события со своим участием, представляя себе разные исходы. Что будет, если реагировать не так остро; что будет, если сказать людям другие вещи; возможно ли чувствовать себя иначе в ходе событий (например, не разгневанным, а спокойным), как достичь этих состояний; действительно ли хочется того, к чему прилагаются силы.

С помощью этого метода человек учится анализировать свои состояния, менять их, иначе реагировать на ситуации, более открыто и спокойно относиться к изменениям.

  • Работать над эмоциональной грамотностью. Многие люди не могут описать свои эмоции. Это речевой навык, который тренируется и воспитывается. Когда проблема известна “в лицо”, ее можно решать. Если неизвестна, тогда неясно, над чем работать. Кроме того, адекватное сообщение о природе своих чувств помогает окружающим людям лучше понимать ситуацию и корректировать свое поведение. Если реагировать обидой, замыкаться без объяснений, можно растерять расположение окружающих людей, они могут устать искать подход к “сложному” человеку.
  • Тренировать уверенность в себе. Воспользоваться услугами тренеров-психологов, развиваться самостоятельно по профильной литературе, смотреть обучающие видео — все эти способы пойдут на пользу.
  • Работать над имиджем. Демонстрировать уверенные и располагающие жесты и мимику, быть приятным и опрятным внешне, всегда иметь заготовки по темам для бесед, уметь слушать и проявлять интерес — окружающие всегда такое ценят, и человеку становится проще установить новые контакты.
  • Обязательно работать с прошлым опытом. Грамотные психологи и литература смогут помочь с лихвой. Прописывание, проигрывание неприятных событий, переживание боли, прощение, разрядка негативных эмоций — все это неотъемлемые атрибуты конструктивного освоения прошлого опыта. На проработанной почве можно строить новые модели взаимоотношений без оглядки назад.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ

Как уже говорилось, зачинщиками становятся
несколько человек — все остальные являются их
последователями. Они с удовольствием смеются над
неудачами изгоя, подхватывают обидные прозвища,
прячут его вещи в туалете, не упускают случая его
толкнуть, оскорбить или демонстративно
игнорируют и не желают принимать в свои игры.
Почему же добрые и отзывчивые по отношению к
своим близким дети становятся тиранами для не
сделавшего лично им ничего плохого сверстника?
Во-первых, большинство ребят подчиняются так
называемому «стадному чувству»: «Все пошли, и я
пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не
задумывается над происходящим, он просто
участвует в общем веселье. Ему в голову не
приходит, что чувствует в этот момент жертва, как
ей больно, обидно и страшно.
Во-вторых, некоторые делают это в надежде
заслужить расположение лидера класса.
В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от
скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом
будут пинать мяч или играть в салки).
В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из
страха оказаться в таком же положении или просто
не решаются пойти против большинства.
Наконец, небольшой процент среди
преследователей таким образом самоутверждаются,
берут реванш за свои неудачи. У них недостает
энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно
подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это
дети, которых третируют во дворе, обижают
старшие, жестоко наказывают родители, они
неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у
одноклассников. Они не становятся жертвами,
потому что могут дать отпор.

Роль учителей в школьных конфликтах

Ведущие роли в любых школьных конфликтах отводятся, безусловно, взрослым. Учителям и родителям. В начале конфликта всегда видно, что появляется лидер-зачинщик конфликта и ребенок-изгой в классе. Признаки будущих проблем в общении учеников могут заранее подсказать взрослым правильную тактику поведения в условиях зарождающегося конфликта.

Учитель проводит с классом большое количество времени, у него есть возможность наблюдать, отмечать, говорить, рассуждать, наказывать и поощрять. Учитель может напрямую влиять на каждого участника коллектива.

Любой конфликт внимательный учитель может засечь в самом начале и сразу предпринять попытки для его устранения:

  • вывести конфликт в открытую форму, обсудить его с учениками и занять позицию против гонений;
  • инициировать коллективные обсуждения для разрешения конфликта, поговорить про лидеров и про изгоев в школе;
  • лично поддержать ученика-изгоя, предложив ему проявить себя в учебе или школьном досуге и поощрить за успехи, поставить эти успехи в пример классу;
  • устроить “дни хороших дел”, когда дети должны для каждого члена коллектива сделать что-то хорошее.

Учителя, безусловно, допускают ошибки. В условиях недостатка времени или равнодушия к процессу воспитания учеников, преподаватель не всегда способен и готов вмешиваться в детские конфликты, а иногда может непроизвольно поддержать начинающуюся травлю.

Например, наказывать за проступки, не разбираясь в причинах. Как правило, провинившимся оказывается непопулярный ученик — у него к тому моменту уже создано определенное отрицательное амплуа, которое охотно подчеркивают для учителя лидеры коллектива. Или, например, учитель склонен верить любимчикам и не верить непопулярным ученикам в силу собственных личностных предпочтений.

Отдельно стоит остановиться на ситуации, когда изгой в классе появляется с подачи самого учителя. Это происходит, когда учитель в качестве меры наказания стимулирует весь класс показать ученику, что тот неправ. В виде объявления бойкота, игнорирования, демонстративного выставления плохих оценок или регулярных требований “дать дневник для замечания”. В этом случае учитель напрямую не становится агрессором, но неформально дает лидеру класса разрешение на травлю. Исход подобного поведения плачевен, потому как класс воспринимает такую тактику за правильную, ведь она предложена авторитетным лицом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector