Как воспитывать, не наказывая (положительный стимул)

Какой метод воспитания выбрать?

Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями. В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.

Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие. Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей. Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.

Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения. Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку. Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.

Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы. Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки. В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиля Описание
Кумир семьи Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
Золушка Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
Гиперопека Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Условное подкрепление

Условное подкрепление выполняется на двух уровнях: поступка и личности. Чем же они отличаются?

Уровень поступка предусматривает осуждение именно поведения ребенка. Классическим примером могут служить родители с детьми на детской площадке. Известно, что вечерами здесь выводят своих питомцев любители собак, соответственно, с утра на площадке можно найти много неожиданностей, которые могут заинтересовать ребенка. Если ориентироваться на уровень поступка, то следует сказать, что не стоит этого делать, так как это плохо и пр. Но есть родители, которые начинают кричать о том, что ребенок балбес, дурак и т. д., так как берет то, что не нужно. Это уже переход на уровень личности, то есть обсуждаются непосредственно качества ребенка.

Уровень личности сильно влияет на формирование «Я». В данном случае включаются механизмы «хороший» и «плохой».  Эти понятия закладываются у ребенка и в последствии негативно отражаются на самооценке. Уже став взрослым он будет на любое событие смотреть через призму заложенных в него понятий.

Механизмы воздействия на уровень личности подкрепляются по-разному. Одним из факторов может служить любовь. В таком случае ребенку дается установка «Я буду любить тебя, если ты будешь хорошим, делать что-то». Но что делать малышу, если он понимает, что не может соответствовать ожиданиям? Это влияет на самооценку и закладывает негативные черты характера, которые в будущем отрицательно скажутся на личности человека.

С точки зрения социализации нормальным явлением считается уровень поступка. Поэтому основным правилом общения и воспитания считается не трогать личность ребенка. К примеру, когда ребенок приносит двойку, то оценивать это с точки зрения его личных качеств (ты глупый, никак не можешь понять, в кого ты такой и т. д.) не следует. Необходимо узнавать, почему это случилось, чем вы можете помочь, обсудить, как это исправить.

Почему же родители чаще переходят на уровень личности? Потому что это проще. Уровень поступка требует мужества, времени, терпения. При этом не исключается вероятность того, что ребенок и в последствии сделает также, как того не хотят взрослого. Для тревожных родителей проще накричать и проявить агрессию, чтобы исключить повторение неприятного поступка. Например, маленький ребенок лезет к розетке. Теоретически необходимо объяснить ему, что этого делать нельзя, рассказать, почему и пр. Однако, подобное не исключают возможность того, что малыш потеряет интерес к опасной забаве.

В случае, если накричать и проявить агрессию, большая вероятность того, что ребенок больше не полезет к розетке. Однако, такое поведение взрослых способствует формированию механизма страха перед неизведанным, тревожности. Каждый раз ребенок будет бояться нового дела, так как у него оно будет ассоциироваться с агрессией.

Любовь к малышу может быть двух видов: безусловная и условная. В первом случае ребенку показывается, что его любят, чтобы он не сделал. Условная любовь нуждается в подкреплении на уровне личности. Ее суть заключается в том, что ребенку следует соответствовать определенным требованиям, в этом случае он будет хорошим, а родители его будут любить.

Проблема «отцов и детей» известна давно. Несмотря на все конфликты и неприятие поступков взрослых, мы часто повторяем ошибки своих родителей. Мы делаем с детьми то, что в детстве делали с нами. Причем, это характерно для большинства семей.

Подкрепление в воспитании детей – психология

Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем».

Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок.

Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними — они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка.

Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.

Рассказ умного папы:

Однажды мы ехали в маршрутном автобусе и дочка (тогда ей было 4 месяца) проснулась за 40 минут до окончания дороги. Проснулась голодная, а вот покормить ее возможности не было. Через несколько минут после пробуждения Алиша начала плакать.Я пытался с ней как-то общаться, но на мои слова она начинала плакать еще громче. Тогда я отвернулся, сижу, ее игнорирую.

Она устала плакать, только вздохнула. Тишина. Я к ней поворачиваюсь, улыбаюсь: «Алиша!». На мою улыбку она опять начинает плакать. Тогда я опять отворачиваюсь и не обращаю внимания на ее плач. Когда замолкает — я снова к ней поворачиваюсь и начинаю разговаривать.

Когда я подносил руки к ручке автокресла она переводила взгляд с одной руки на другую и плакала им попеременно. Жена сказала, что плач дочки изменился: она как бы просит «руки», чтобы они открыли лицо.

Через некоторое время Алиша перестала плакать и начала общаться с нами и окружающим миром :)Таким образом я научился быстро успокаивать плачущую дочку — она, вероятно, поняла, что со мной плач не работает.С мамой Алиша позволяла поплакать больше, чем со мной.

Наверно, мамино «сердце разрывалось», и мама в ответ на плачь начинала дочку как бы упрашивать: «Ну не плачь, пожалуйста…» с просящими интонациями.

Когда жена сменила тактику и интонации, дочка стала плакать ей намного меньше.Приз по плаканью у нас, конечно, получила бабушка.

Она начинала охать, причитать, и теперь у нас сложилась такая картина: мне дочка практически не плачет, маме — совсем немного, бабушке — долго и жалостливо.

​P.s. Прошло еще 4 месяца и мы придерживаясь той же тактики, заметили, что примерно 1 раз в 7-10-14 дней дочка решает проверить нашу устойчивость к плачу. И если мы придерживаемся установки: разговариваем с ней когда она не кричит, а выражает свои требования более тихо и спокойно, то на следующие 10-14 она общается с нами спокойными и не громкими способами

Импритинг

Под этим термином понимается:

  • запечатление образов людей и объектов;
  • отношения между членами семьи;
  • модели поведения.

Одним ученым проводился простой эксперимент с утками. После того, как утенок вылуплялся из скорлупы вместо того, чтобы видеть мать, он видел лицо именно этого человека. Далее малыш не реагировал на утку, а пытался следовать в сторону ученого.

То же самое происходит и с людьми. То, что дети видят в течение первых лет жизни, запечатлевается и откладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. К примеру, если девочка видит пьющего отца, который поднимает руку на мать, то велика вероятность, что в будущем она найдет мужа, похожего на него. Причем, скорее всего, сделает она это несознательно. Просто у нее отпечатался образ мужчины именно такого поведения.

МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают

Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение — отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать

Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок — «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом — внутренней потребности.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д

В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье

В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.

Плохое поведение как следствие неверного воспитания

Считается, что все так называемое плохое поведение ребенка — это следствие неверных воспитательных действий родителей.

Ребенок захотел, чтобы ему купили игрушку в магазине. Он впервые тихонько похныкивает. Мама на это не реагирует. В следующий раз ему игрушка понравилась настолько сильно, что он зарыдал отчаянно. Народ стал останавливаться и косо смотреть на мать. Чтобы прекратить назревающий скандал, она покупает игрушку. Мать научила ребенка тому, что нужно не тихо похныкать или шепотом попросить, а орать так, чтобы всем вокруг мало не показалось.

Подросток курит. Отец его выпорол. Ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал. Результат: отец научил ребенка курить так, чтобы не попадаться.

Мальчик лет шести врывается в трамвай, расталкивая других пассажиров, садится на сиденье. Рядом становится его бабушка, стойко охраняющая внука от любых происков других пассажиров. Ребенок давно научился тому, что у него есть право сидеть в трамвае. Никто и никогда не сказал ему, что у бабушки тоже есть такое право и что он уже обязан уступать место маме и бабушке (и всем другим женщинам старшего возраста).

Ребенку уступают место в трамвае. Но он начинает хныкать и нудеть, что хочет сесть у окна. Сердобольные бабульки тут же освобождают место. Ребенок успокаивается и начинает глядеть в окно, грязными сапогами упираясь в одежду пассажиров. Взрослые не подумали о том, что научили малыша попирать права других, а точнее — вообще не интересоваться ими.

Но есть родители, которые осуществляют воспитание детей иначе. Когда их ребенку уступают место, они отвечают, что их мальчик — будущий мужчина, а потому он постоит, чтобы сели другие люди, больше заслуживающие это место. Значит, можно обучить ребенка тому, чтобы он уважал других людей и тем самым научился уважать себя (стоит напомнить, что уважение к другим — необходимое условие самоуважения, личностного роста, а в дальнейшем — умения любить).

Все это — примеры манипуляций детей, которые позволяют или не позволяют делать взрослые. Позднее маленькие манипуляторы вырастают в больших монстров, управляющих своими близкими. Тогда последние начинают искать того врага, который во всем виноват и на которого стал похож их ребенок. Часто их обвинения обрушиваются на другого родителя или его родственников.

Если после некого действия родителя, то или иное поведение ребенка прекратилось — родитель наказал ребенка. Наказание — то действие, после которого определенное поведение ребенка исчезает.

Если действие изменилось, но продолжилось (ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал) — взрослый негативно подкрепил ребенка.

Интерпретация

Один из самых распространенных примеров – появление младших братьев и сестер в семье. Скажем, в семье был малыш, который привык быть один, а потом появляется второй, который, естественно, требует внимания. И иногда первый может начать интерпретировать перераспределение внимания родителей, решая, что они стали меньше его любить. Раньше все было для него, а теперь ему достается в лучшем случае половина. И самый простой вывод, который делает ребенок: «Меня стали меньше любить».

Еще одна стандартная ситуация – когда младшие дети донашивают одежду за старшими. Я неоднократно рассказывал на семинарах историю о семье, где было три дочери, и родители покупали старшей сестре новую одежду, средней – отдавали то, из чего выросла старшая, а младшей доставалась уже «дважды поношенная» одежда – после двух сестер. В результате самая младшая дочь считала, что старших любят, а ее – нет. И у нее потом было стойкое ощущение, что с ней что-то не так, она неправильная, раз родители ее не любят

А они не заметили этого или не подумали, что это важно. Самое глупое, что могут сделать взрослые – отмахнуться от ребенка, который говорит о своих чувствах

Сказать: «Это все ерунда, не выдумывай!». Он воспримет это как очередное доказательство нелюбви. Нельзя игнорировать подобные вещи, потому что ребенок очень уязвим

Самое глупое, что могут сделать взрослые – отмахнуться от ребенка, который говорит о своих чувствах. Сказать: «Это все ерунда, не выдумывай!». Он воспримет это как очередное доказательство нелюбви. Нельзя игнорировать подобные вещи, потому что ребенок очень уязвим.

Вопрос ведь не в том, получают дети новую или старую одежду, а в том, ощущают ли они вашу любовь

Внимание, которое можно проявить к ребенку, поинтересовавшись его мнением, выслушав, когда он что-то пытается до вас донести – это и есть любовь

Не важно, можете ли вы позволить себе покупать детям новую одежду, важно, чтобы они чувствовали, что их любят. Это часто важнее, чем воспитание тех или иных личностных качеств ребенка

Это часто важнее, чем воспитание тех или иных личностных качеств ребенка.

Авторитет как средство семейного воспитания.

Авторитет
— добровольно принимаемое влияние
какого-либо лица, основанное на признании
его достоинств и преимуществ. Выражается
в способности носителя авторитета
управлять мыслями и настроениями других
людей, руководить их поведением, не
прибегая к принуждению.

Быть авторитетным
родителем — значит притягивать ребенка
силой и обаянием своей личности,
руководить и помогать там, где это
необходимо. Принять такое доминирование
родителей означает для ребенка не
столько подчинение, сколько доверие,
обретение защиты. Ощущение жизненной
уверенности, о которой говорилось выше,
— одна из потребностей психики ребенка,
поэтому ему необходимо найти опору,
поддержку в лице взрослого, прежде всего
родителей.

Для маленького
ребенка каждый взрослый представляет
собой естественный авторитет, поскольку
в детских глазах он — воплощение силы,
могущества, умелости. Ребенок-дошкольник
уже способен отличить авторитет,
основанный лишь на физическом превосходстве
(старше, сильнее), от авторитета, выросшего
из привязанности и уважения

Любовь,
внимание к ребенку, забота о нем — первый
«кирпичик» родительского авторитета.
Он будет крепнуть в глазах ребенка по
мере того, как он «откроет» в родителях
их высокие нравственные качества,
культуру, эрудицию, интеллектуальную
развитость, умелость и другие прекрасные
качества. Ответственные родители думают
о своем авторитете, стараются его
поддерживать, укреплять, во всяком
случае, не разрушать недостойным
поведением

В семье важно
поддерживать авторитет друг друга,
помня при этом, что завоевать его трудно,
а безвозвратно потерять легко, особенно
в мелких повседневных стычках, перебранках,
ссорах. Часто супруги, не задумываясь
о последствиях, по поводу и без повода
в присутствии детей высмеивают, оскорбляют
и унижают достоинство друг друга

Главным основанием
родительского авторитета только и может
быть жизнь и работа родителей, их
гражданское лицо, их поведение. Семья
есть большое и ответственное дело,
родители руководят этим делом и отвечают
за него перед обществом, перед своим
счастьем и перед жизнью детей. Если
родители это дело делают честно, разумно,
если перед ними поставлены значительные
и прекрасные цели, если они сами всегда
дают себе полный отчет в своих действиях
и поступках, это значит, что у них есть
и родительский авторитет и не нужно
искать никаких иных оснований и тем
более не нужно придумывать ничего
искусственного.

1. Ребенок должен
быть желанным

2. принимать ребенка
таким, какой он есть

3. не сравнивайте
ребенка с кем-то плохим

4. цените ребенка,
проявляйте любовь

5. будьте чуткими
(понимайте нужды ребенка)

6. заботьтесь о
ребенке

7. приоритет
отдавайте семье

8. будьте готовы
жертвовать

Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя

Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!

Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.

Пытаемся заменить ему отца

Порой мамы, воспитывающие сына в одиночестве, стараются стать для него обоими родителями в одном лице. Не лишайте своего ребенка женской, материнской любви. Ведь вы никогда не станете мужчиной, а такое «имитационное» поведение будет выглядеть нелепо и неестественно. Кроме того, это чревато искажением его представлений о женщинах.

Некоторые одинокие женщины стараются во что бы то ни стало найти мужчину для примера собственному сыну. Не стоит переоценивать роль мужчины в воспитании мальчика. Во множестве случаев найденный «первый попавшийся» мужчина может искалечить представление о мужском поведении вашего сына на всю жизнь.

Почему мы это делаем?

Верим, что мальчик не станет мужчиной без мужского примера.

Что вместо этого?

Будьте собой. Просите о помощи, когда вам нужна помощь. Поощряйте его стремление заботиться о слабых. Учите полезным навыкам по дому в зависимости от возраста: убрать со стола, вынести мусор, передвинуть тумбочку

Дарите с самого детства ощущение, что он нужен – это крайне важно! – что он может делать прекрасные и полезные вещи. Не лишним будет учить мальчика помогать не только вам, но и окружающим женщинам: например, уступить место в общественном транспорте или донести тяжелую сумку до подъезда. Формировать образ «настоящего мужчины» в сознании мальчика хорошо помогают литературные, кинематографические и исторические персонажи

Читайте ему про былинных героев, благородные поступки, заботу и защиту

Формировать образ «настоящего мужчины» в сознании мальчика хорошо помогают литературные, кинематографические и исторические персонажи. Читайте ему про былинных героев, благородные поступки, заботу и защиту.

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Мама и папа: такая разная любовь

Ребенок не может обходиться без родительской любви, так как не способен на первых порах выжить самостоятельно. По сути, любовь родителей означает для маленького беспомощного человека разрешение на жизнь

Если тебя любят, ты обеспечен едой, защитой, заботой, вниманием – ты будешь жить

Но любовь мамы и папы изначально неодинакова:

  1. Материнская любовь по своей природе безусловна, так как подчиняется инстинкту. Она не требует никаких условий («люблю тебя, потому что ты есть»), в норме проявляется сразу же при появлении малыша на свет и создает основу для его развития. Ребенок только тогда начинает исследовать окружающий мир, когда его базовые биологические потребности удовлетворены.
  2. Отцовская любовь безусловной не является, её ещё надо заслужить, завоевать. Другими словами, это любовь «за что-то». Возникает она у папы не сразу, а созревает в течение первых лет отцовства.

Оба типа любви необходимы ребенку для гармоничного развития, просто родителям отведены разные роли. Мама – это эмоциональность, чувственность, это человек, который поддержит, пожалеет, успокоит. Папа – рационализм, опора и защита, помощь в преодолении трудностей, проводник в неизвестный внесемейный мир.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем

Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу

Поэтому так важно правильно критиковать малыша

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится

Но важно не забывать про мотивацию

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровень Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровень Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровень Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.