Шизофрения у подростков

Подходы к терапии

В лечении детской шизофрении участвует несколько специалистов, ключевым из которых, является врач-психиатр. Помимо него, обязательно участие психотерапевта и социального работника, ответственного за вопросы реабилитации в обществе.

Основные цели лечения:

  1. Предупредить дальнейшее прогрессирование заболевания и имеющихся симптомов.
  2. Восстановить психологические и когнитивные навыки, обеспечить их развитие с возрастом.
  3. Устранить сопутствующие соматические и неврологические заболевания.

Терапия заболевания основывается на комплексном использовании следующих подходов:

  1. Применение лекарственных средств, направленных на купирование основных симптомов. С этой целью используют современные нейролептики, антидепрессанты и другие группы медикаментов.
  2. Психокоррекция, направленная на уменьшение степени выраженности когнитивных нарушений.
  3. Психотерапия.

Каждый из терапевтических методов имеет свои особенности использования в детском возрасте.

Фармакотерапия

Основная группа препаратов, используемых для коррекции имеющихся психических нарушений в детском возрасте – нейролептики. Все нейролептики различаются своей химической структурой, в связи с чем, их эффект у конкретного больного может отличаться. Чаще всего назначают Хлорпромазин, Клозапин и Рисперидон. Последний относится к атипичным нейролептикам, показывающим хороший терапевтический эффект и редко приводящим к развитию побочных эффектов.

При правильном подборе дозировки и схемы лечения, что осуществляется индивидуально для каждого пациента, наблюдаются следующие эффекты терапии:

  • исчезновение симптомов психоза, бреда и других проявлений шизофрении, связанных с расстройствами мышления;
  • седативное действие, позволяющее предупредить прогрессирование галлюцинаций и бреда;
  • при преобладании заторможенности и апатии человека, психическая деятельность становится более активной;
  • изменения работы внутренних органов, что может стать причиной развития побочных эффектов лечения.

Дозировку нейролептиков подбирают следующим образом. Препарат назначается в минимально допустимой дозе. При отсутствии эффектов, его доза повышается. По достижению желаемого терапевтического действия, врач оставляет данную схему. Следует помнить о том, что у всех нейролептиков существуют возрастные ограничения к использованию, что учитывается при назначении терапии.

Помимо типичных и атипичных нейролептиков, в терапии шизофрении используют ноотропы (Левокарнитин, Глицин и др.), антихолинергические препараты (Бипериден, Тригексифенидил) и антидепрессанты (Флуоксетин, Амитриптилин и пр.).

Немедикаментозный подход

Психокоррекция, проводимая с помощью психотерапии и работы с психологом, является важной частью терапевтического процесса. Вне острого периода шизофрении, всем больным показаны индивидуальные психотерапевтические сеансы, положительно влияющие на личность и обеспечивающие стабилизацию психического состояния в период ремиссии

Кроме работы с ребенком, психотерапевту и социальному работнику необходимо обучать родителей правильному общению с ним. Ребенка необходимо постоянно стимулировать к социальной и двигательной активности.

Тесное взаимодействие между больным, его семьей и специалистами должно сохраняться на постоянной основе и быть систематическим. Детям с подобными заболеваниями часто нужна дополнительная помощь для поступления в детский сад, школу, а в последующем и в ВУЗ. Также тесный контакт с психотерапевтом и психологом позволяет формировать правильные социальные и когнитивные навыки, имеющие большое значение для успешной социализации.

Родители часто волнуются о том, как учиться в школе при шизофрении. На фоне своевременного выявления заболевания и подборе правильного лечения, включающего в себя немедикаментозные методы, человек легко адаптируется к новой среде и способен проходить общий курс школьной программы без серьезных затруднений.

Особенности монтажа и подключения дымовых труб

Монтаж металлического дымохода осуществляется следующими способами:

  • по ходу дыма – сборка элементов производится вставкой нижней трубы в раструб верхней;
  • по стоку конденсата – обратным порядком в раструб нижней трубы вставляется вышерасположенная.

Дымовая труба выполняется из стали толщиной не менее 1 мм и устанавливается вертикально.

Допустимые отклонения на отдельных участках не более 30о. Обязательно наличие специального разгонного участка длинной не менее 1 м после патрубка котла. Допустимо наличие горизонтальных участков длиной не более 0,5 м.

Возвышение оголовка трубы над кровлей устанавливается в пределах 50 см. Стыки уплотняются термостойким герметиком.

При монтаже на стену крепление производится с шагом не менее 1,5 м.

При установке трубы внутри помещения недопустимо соприкосновение с горючими материалами, расстояние до стен и деревянных конструкций перекрытий не менее 0,25 м.  Необходимо устанавливать на дымоход специальный защитный экран.

Подключение дымовых труб к котлу осуществляется с уклоном не менее 0,02 в сторону котла.

Особенности лечения в стационаре

Госпитализация больного шизофренией в стационар проводится для того, чтобы уберечь больного от прогрессирования болезни, а его психику от дальнейшего распада. Особенно это характерно для больных, находящихся под воздействием бреда и слуховых галлюцинаций, которые опасны и для себя, и для окружающих их людей.

К тому же достаточно важно отдалить пациента от того места, где у него развился приступ, строго говоря, сменить негативную для него обстановку. В стационаре он будет находиться под круглосуточным наблюдением и ему будет предоставляться круглосуточная медицинская помощь и поддержка

Эта вынужденная мера поможет также родным и близким шизофреника подготовиться к дальнейшему амбулаторному лечению больного в домашних условиях после снятия острого приступа психоза.

Болезнь классифицируется по проявлениям, причем виды шизофрении у взрослых и детей частично различаются. Это связано с тем, что определенная симптоматика свойственна только тому или иному возрасту.

У взрослых шизофрения бывает следующих видов:

  1. Простая – внешних проявлений болезни практически нет, галлюцинации отсутствуют, человек ведет себя естественно, но постепенно становится неэмоциональным, сухим в отношениях и замкнутым.
  2. Параноидная (параноидальная) – больной уверен, что другой человек или группа людей читают его мысли, провоцируют болезни и преследуют, а в некоторых случаях он ощущает ненастоящие сверхспособности.
  3. Кататоническая – человек выделяется повторяющимися движениями, он может раскачиваться в разные стороны, ходить кругами, беспрерывно размахивать руками, многократно повторять одни и те же слова.
  4. Гебефреническая – поведением больной напоминает ребенка, он часто дразнит окружающих, неадекватно шутит, прыгает и кривляется, при этом он не осознает асоциальности своего поведения.

Также отдельно выделяют вялотекущую форму шизофрении. Она отличается очень медленным развитием, причем оценивается только скорость формирования необратимых повреждений психики, а выраженность и быстрота проявления симптомов не имеют никакого значения. Чаще всего она сочетается с потерей эмоциональности и интересов, асоциальным поведением, а также нарушением речевых и интеллектуальных функций.

У детей в большинстве случаев диагностируют именно вялотекущую форму болезни. Также зарегистрировано много случаев обнаружения злокачественной шизофрении, отличающейся крайне негативным влиянием на общее развитие малыша. Остальные виды встречаются значительно реже, что связано с особенностями детской психики. Склонный к шизофрении маленький ребенок или подросток со временем начнет чувствовать ухудшение состояния, а болезнь может перейти в новую форму.

Виды (формы) шизофрений у детей

Для детей характерно развитие следующих форм расстройства:

  • Параноидная шизофрения – редкая для детей форма расстройства. С подобным диагнозом обычно встречаются дети 10-12 лет. У ребенка параноидная шизофрения может быть представлена в виде симптомов мании преследования, бреда, выражаться страхами. Ему мерещится заговор с целью его убийства. В связи с этим ребенок может начать отказываться от еды, боясь быть отравленным, становится чрезвычайно злобным.
  • Кататоническая форма сопровождается выраженными двигательными патологиями – неестественной подвижностью, однообразными действиями, застываниями в неестественной позе. Ребенок отрешен от реальности, замкнут, не реагирует на вопросы, отказывается разговаривать.
  • Гебефрения – заболевание характерное для подростков. Проявляется в виде дурашливых поступков, гримасничания, нелепого поведения. Такой ребенок страдает бессонницей, головными болями иногда придумывает бредовые идеи.
  • Простая шизофрения типична для дошкольников, реже развивается в юности. Ребенок становится вялым, агрессивным, теряет интерес к обучению, совершает асоциальные поступки, стремится уйти из дома, у него снижается уровень интеллекта.
  • Привитая – эта форма характерна для подросткового возраста. Она поражает детей, имеющих определенные особенности, которые являются благодатной почвой для этой патологии – травмы головы, интоксикации, личностные особенности (капризы, упрямство, раздражительность, замкнутость).

Немного истории

Хотя сегодня это трендовая тема, само это понятие появилось много веков назад, еще в античные времена, в трудах мыслителей начиная с VI в. до н. э. Тогда они впервые описали разницу в восприятии информации своими учениками, но еще не пришли к единому мнению, как трактовать эти различия.

Вплоть до до XVIII в. ученые и мыслители рассматривали человека исключительно как часть социума, не слишком учитывая его индивидуальные психологические особенности. И только в восемнадцатом веке психологи Бентам и Смит ввели новый подход изучению психологии индивида и развили теорию, в которой большое значение придается принципу персональной выгоды. Так начала развиваться социальная психология, расцвет которой пришелся на XIX–XX вв. Тогда же стали появляться первые тесты, позволяющие определить тип восприятия информации человеком. Позже появилось отдельное направление социальное психологии, которая изучает эти процессы и явления — соционика.

Причины нарушения интеллекта при шизофрении

Несмотря на то, что прямого влияния шизофрения на интеллектуальные способности не имеет. Есть ряд сведений, благодаря которым можно судить о том, что именно шизофрения косвенно является основной причиной нарушения интеллекта.

В первую очередь стоит знать, что шизофрения это не только психологическая болезнь, но, а также и весьма тяжелое соматическое заболевание. Во время прогресса болезни, полностью изменяется структура головного мозга, включая те отделы, которые отвечают за интеллект человека.

Важно знать: такие изменения в голове больного происходят не при всех подвидах шизофрении. Параноидальная шизофрения, например, не имеет воздействия на когнитивную составляющую человека

Нейролептики и антипсихотики также являются не последним фактором, который влияет на развитие или деградацию интеллекта. В значительной мере изменяя структуру работы нейронов, и блокируя дофамин, но и напрямую влияют на снижение умственных способностей человека. Рисперидон, оланзапин галопериол в наибольшей мере влияют на интеллект. Однако именно эти препараты дают наибольший эффект, и обладают наименьшими побочными эффектами.

Зависимости наркотического характера, которые возникают при приеме нейролептиков и антипсихотиков, могут напрямую повлиять на уровень интеллекта больше чем любой из вышеперечисленных факторов. Точно известно, что потребление дезоморфина, алкоголя, и прочих психотропных препаратов разрушают мозг.

Причиной возникновения таких зависимостей может стать низкий уровень дофамина.

Для шизофрении свойственно возникновение так называемого эмоционально-волевого дефекта, при котором больной просто не использует свой интеллект. В психиатрии подобное состояние сравнивается с закрытым книжным шкафом, содержимое которого никого не интересует.

Снижению интеллекта при шизофрении способствуют нейролептики, и это подтверждают многие ученые. Но в настоящее время широко используются атипичные нейролептики, которые обладают наименьшей токсичностью, поэтому они имеют меньше побочных эффектов, при их приеме почти не возникает экстрапирамидных расстройств.

Формы проявления:

  1. Патологическая тяга к фантазированию. Такое проявление свойственно детям дошкольного возраста, со временем легкие выдумки занимают все большее место в жизни ребенка. Он заменяет реальных людей вымышленными персонажами, в существовании которых абсолютно уверен. Дети перестают трезво оценивать все происходящее, теряя грань между реальной жизнью и фантазией.
  2. Абулия чаще встречается среди школьников-подростков, которые закрываются в себе, постепенно углубляясь в это состояние. Близкие могут не придавать этому значение, списывая все на особенности характера, лень, переживания, переходный возраст и любые другие причины. К такому состоянию постепенно присоединяется апатия, потеря интереса, галлюцинации и бредовые идеи.
  3. Снижение эмоциональных реакций на происходящее, вплоть до полного их упразднения. Эмоциональный фон снижен до минимального предела.
  4. Разорванное мышление, характеризующееся бессвязным философствованием, зачастую непривязанным к реальной ситуации и текущим событиям.
  5. Гебефреническая форма проявления дает о себе знать благодаря не уместному шутовскому поведению, желанию вызвать у оппонентов позитивную реакцию с помощью гримас, кривляний, неадекватных и странных поступков. Такая чудаковатость сопровождается значительным превышением норм двигательной активности.

Виды нарушения мышления

В зависимости от того, какая именно функция мышления нарушается, возникают определенные виды нарушения:

  1. Операционная функция, которая включает синтез, обобщение, анализ и абстрагирование.

Обобщением называется общность характеристик отдельных предметов, которые могут быть взяты в одну категорию. Обобщение бывает:

  • Категориальное – основываясь на определенных признаках, можно предметы отнести к отдельной категории.
  • Функциональное – предметы объединяются по общему функциональному признаку.
  • Конкретное – предметы относятся к одной категории на основании отдельного признака.
  • Нулевое – перечисление предметов без желания их обобщить.

При нарушении мышления обобщение может стать пониженным или деформированным. При пониженном уровне больной рассуждает о предметах конкретно-ситуационно, поэтому и объединяет их. Можно говорить о таком нарушении лишь тогда, когда ранее его не было у больного. При деформированном (искаженном) обобщении больные рассуждают в общем, находя неестественные связи между предметами.

  1. Динамика функционирования мышления, которая включает лабильность и инертность.
  • Лабильность предполагает, что больной не сможет придерживаться тактики выполнения действия, поскольку будет подвержен мимолетному воздействию случайных факторов. В любой момент человек может отвлечься на другие признаки и свойства явления, из-за чего потеряет целенаправленность, перестанет соблюдать последовательность, нарушит инструкцию выполнения дел.
  • Инертность предполагает, что больному будет трудно переключиться с одной деятельности на другую, быстро сменить действия.
  1. Мотивационно-личностная функция включает такие патологии: некритичность, резонерство, разноплановость, бред.
  • Разноплановость заключается в неспособности человека в одной плоскости рассматривать предметы и явления. В результате этого он не может находить конкретные связи, хотя и способен обобщать. У больных прослеживается непоследовательность действий и неспособность соблюдать инструкции.
  • Резонерство – отсутствие логического мышления, из-за чего человек бессмысленно и пусто размышляет. Такие больные являются хорошими ораторами, которые могут подолгу о чем-то говорить, причем темы затрагиваются самые различные. Используются термины, значение которых не понимается, присутствует разорванность речи.
  • Некритичность предполагает отсутствие регуляторов, которыми бы человек пользовался с целью выявления правильности и целенаправленности своих движений.
  • Бред – это умозаключения и преставления, которые абсолютно не имеют ничего общего с реальностью. Для больного бред является истинным, а все, что происходит вокруг в действительности, — бредом.

Что такое нарушение мышления?

Одним из функций мозга является мышление. Его расстройство приводит к существенному изменению восприятия окружающего мира. Таким образом, нарушение мышления – это:

  • Неадекватное восприятие окружающего мира.
  • Нарушение процессов обработки информации.
  • Неспособность выявлять связи между предметами и явлениями.
  • Неспособность выявлять свойства предметов и явлений.
  • Искаженное восприятие реальности.
  • Развитие мнимых и ложных суждений и взглядов человека на окружающую действительность.

Если у человека нарушается мышление, тогда оно неизбежно становится фактором развития психической болезни или отклонения. Человек с нарушенными мыслительными операциями просто неспособен нормально воспринимать мир, поэтому его суждения и поведение тоже становятся неадекватными. Даже если все остальные системы функционируют нормально, человек уже не может адекватно воспринимать и существовать в мире, который представляется ему другим, а не таким, каким есть на самом деле.

Выделяют такие формы нарушения мышления:

  1. Расстройство процессов мышления.
  2. Нарушение операционного функционирования.
  3. Мотивационно-личностное расстройство.

Однако специалисты редко могут четко разграничить данные формы, поскольку зачастую у человека проявляются они в совокупности, где преобладает одна, а остальные ее дополняют.

Мышление – динамический процесс обработки информации и восприятия, оценивания, делания выводов. Мышление может меняться в зависимости от того, как работают анализаторы и каким образом информация поступает в мозг. Если говорить о нарушении мышления при шизофрении, тогда проблема кроется в работе головного мозга. Либо неправильно работают его отделы, либо имеются поражения отделов или долей, либо происходит недостаточное насыщение кровью мозга, либо происходит атрофия тканей и пр. Различные причины вызывают отклонения в работе головного мозга, которые нередко возникают в пожилом возрасте.

Диагностика

Существует определённая база для диагностики олигофрении. Причём в раннем и дошкольном возрасте определить заболевание сложно, если это не ярко выраженный наследственный синдром, узнаваемый по внешним признакам. К основным диагностическим мероприятиям относятся:

  • изучение анамнеза и информации о беременности и родах;
  • тест на олигофрению по Векслеру (есть версия WAIS, специально разработанная для дошкольников от 5 лет);
  • оценка уровня коммуникабельности и адаптационного поведения с помощью рейтинговой шкалы;
  • проверка умения складывать ребёнком кубики;
  • определение словарного запаса.

Нередко родители интересуются, какие анализы сдают дети при подозрении на олигофрению. Подтвердить или опровергнуть диагноз нередко помогают следующие методики лабораторных исследований:

  • сразу несколько анализов крови: общий, на ферменты, биохимический, на RW, токсоплазму, Anti-HSV-IgМ, CMV;
  • анализ мочи на уровень аминокислот;
  • генетическое тестирование.

Инструментальная диагностика выявляет черепно-мозговые нарушения, послужившие развитию у ребёнка олигофрении:

Во многих странах мира диагностика данного заболевания проводится согласно руководству, разработанному Американской психиатрической ассоциацией. В нём указываются основные критерии олигофрении:

  • дефицит умственных способностей;
  • существенные ограничения адаптивного поведения;
  • доказательства, что ограничение интеллекта проявилось в детском или подростковом возрасте.

Что же делать родителям, если ребёнку поставили такой диагноз? Не опускать руки и сделать всё возможное, чтобы облегчить его существование и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. Узнать, возможно ли вылечить олигофрению той стадии, которую ему поставили, и регулярно проходить рекомендуемые и назначаемые терапевтические курсы.

Несмотря на то, что лечение заболевания проводится — на вопрос, можно ли снять диагноз олигофрения, ответ будет отрицательным. Выздороветь окончательно и развиваться нормально у больного не получится. Нужно понимать, что цель терапии — заглушить основные симптомы, частично откорректировать УО (это возможно при лёгких формах), помочь ребёнку адаптироваться.

Медикаментозное лечение

Лекарства от данного заболевания нет. Поэтому лечение олигофрении носит этиологический (устранение первопричин) и симптоматический (сглаживание явных признаков) характер.

Этиологическая терапия назначается при наследственных нарушениях обмена веществ или ферментопатиях.

Симптоматическая предполагает применение таких медикаментозных препаратов, как:

  • транквилизаторы (седативные средства);
  • нейролептики (антипсихотические препараты).

Они снимают повышенную напряжённость и обсессивно-компульсивные расстройства, улучшают настроение, снижают психотическое возбуждение, помогают при тяжёлых поведенческих расстройствах с выраженной агрессивностью. Однако нужно иметь в виду, что это очень мощные медикаменты, которые оставляют после себя целый букет побочных эффектов:

  • экстрапирамидные двигательные расстройства;
  • ригидность;
  • непроизвольная спастика мышц;
  • стойкое нарушение сна;
  • падение остроты зрения;
  • ухудшение памяти;
  • развитие амнезии.

Более целесообразным и безопасным будет назначение витаминов из группы В. Они оказывают седативное действие, повышают концентрацию, улучшают память. Иногда больным детям помогает народная медицина. Её методы можно использовать в качестве вспомогательных к основному курсу терапии, но только с разрешения врача.

Лечение народными средствами

Применяемое лечение народными средствами сводится к фитотерапии. Больного ребёнка можно поить травами, успокаивающими ЦНС:

Гомеопатия при лечении детей с олигофренией не применяется. А вот грамотный уход за ними существенно помогает сгладить основные симптомы заболевания.

Как изменяется мышление при шизофрении

Без постоянной терапии и наблюдения у врача недуг будет только прогрессировать

Основной особенностью данного заболевания является развитие психических патологий при сохранении нормального уровня мышления. Шизофреник не становится слабоумным и не впадает в детство, но на время обострения болезни у него может развиться паранойя, галлюцинации и прочие расстройства, провоцирующие нелогичные поступки. Мышление больных шизофренией будто затуманено, искажено. По достижении ремиссии, пациент может вернуться к повседневным делам – проходить учебу, работать в коллективе и вести себя как обычный, психически здоровый человек.

Тем не менее, на данный момент шизофрения не лечится. Это говорит о том, что максимальным успехом терапии является ремиссия, за которой может последовать новый приступ обострения. Чтобы этого не произошло, пациенту следует соблюдать врачебные рекомендации вне зависимости от своего состояния. Даже если он кажется полностью здоровым – это не так, и в случае отсутствия поддерживающей терапии возможен очередной рецидив недуга. И каждое последующее обострение будет протекать тяжелее предыдущего.

При своевременном и правильном лечении шизофрении возможно достижение пожизненной ремиссии. В таком случае, единственным напоминанием о болезни является необходимость ежедневного соблюдения врачебных рекомендаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.