Этикет современной молодежи

Речевой этикет молодежи

Речевой этикет отражает нормы языка, принятые в определенной среде. Соблюдение установленных правил позволяет наладить коммуникацию, избежать конфликтов, донести свою мысль до собеседника. Манера речи определяется социальным статусом, воспитанием, возрастом говорящего.

Особенности речевого этикета в молодежной среде

Для общения со сверстниками среди молодежи принято обращение на «Ты». В данной среде не обращаются к собеседнику по фамилии и имени, если это происходит, то может означать ироничное или негативное отношение к человеку. Если приятель хочет дать совет или пожелать что-то сверстнику, используются глаголы повелительного наклонения: «Начинай», «Делай», «Забей».

В речи практически отсутствуют формулы сверхвежливости, выражения из высокого стиля, которые могут использоваться людьми старшего поколения. Вербальное выражение вежливости ограничивается устойчивыми фразами, разбавленными заимствованной или жаргонной лексикой, нередко в общении проскальзывают слова-паразиты.

В процессе разговора в речь часто включается много иностранных слов, что связано с влиянием западной музыки и киноиндустрии. Молодые люди общаются преимущественно резкими, лаконичными фразами, используют грубую лексику. Упрощение языка во многом связано с развитием социальных сетей, ведением переписки, которая требует сокращения слов.

Женщины часто отличаются многословием, применением уменьшительно-ласкательных форм. Общение между девушками носит эмоциональный характер, собеседницы могут делать друг другу комплименты, говорить в компании на личные темы. Женское общение более тактичное и вежливое, мужчины менее сдержаны.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

  1. Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
  2. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
  3. Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Особенности общения с взрослыми

В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.

Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки. В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.

Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность

Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.)

Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.

Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений. В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку

Этикет современного молодого человека

Этикет определяет собой правила поведения в обществе, однако в молодежной среде часто принято отрицать любые нормы. Подростки могут намеренно игнорировать хорошие манеры: грубить старшим, проявлять неуважение, громко разговаривать, использовать ненормативную лексику. Нередко это происходит из-за отсутствия базовых знаний по этикету, но чаще такое некорректное поведение связано с желанием выглядеть «крутым» в глазах сверстников.

Однако для современного молодого человека естественно поддержать друга в беде, сказать приятные слова близкому человеку. Хотя часто это происходит в свойственной подросткам и молодым людям грубоватой форме.

Особенность современного поколения заключается в том, что его можно назвать воспитанным «виртуальной реальностью». Из-за компьютеризации общества возникает среда, которая способствует формированию разрыва между технической подкованностью и мировоззренческой слабостью, некоторой культурной отсталостью. В результате постоянного нахождения в интернете, взаимодействия с виртуальной реальностью может утрачиваться интерес к человеческим ценностям: доброте, любви, вере, состраданию, взаимопониманию.

Проверьте свои знания прочитанной статьи

Однако важно понимать, что при общении со сверстниками подросток может вести себя так, как это принято в его кругу. Но в процессе взросления молодой человек перенимает нормы воинского, профессионального, делового этикета, которые жестко регламентированы и обязательны к исполнению

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Приветствие. Упражнение «Барометр настроения».

Детям предлагается назвать своё имя и показать настроение (как барометр показывает погоду)только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Основная часть.

2. Беседа «Эти непонятные взрослые».

Культурного и порядочного человека довольно быстро можно отличить по манерам поведения и общения, особенно если эти проявления вежливости касаются уважительного отношения к людям старшего поколения.

В современном этикете существует большое количество правил, которые касаются уважительного отношения к людям старшего поколения.Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Учитывайте настроение и занятость взрослых.

Представьте себе, что ваши родители пришли домой с работы уставшие и взволнованные. Им в первую очередь необходимо отдохнуть и успокоиться. Вы не должны их тревожить своими проблемами, хотя бы некоторое время. Поставьте себя на их место, и вам сразу станет все ясно и понятно.

Чаще говорите вежливые слова.

Вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Слова «спасибо», «простите», «пожалуйста» абсолютно необходимы. Кроме этого,необходимо помнить: в общении большую роль играет интонация и тон голоса.

Терпеливо выслушивайте замечания взрослых.

Взрослый человек мудрее и умнее вас, так как у него большой жизненный опыт. Он лучше вас разбирается в сложных жизненных ситуациях. Поэтому вам следует прислушиваться к замечаниям и советам взрослых.

Взрослый человек делает вам замечание из добрых побуждений.

Говорите всегда правду.

Ложь не красит человека. Во-первых, лгать невыгодно. Очень велика вероятность того, что ложь будет раскрыта. Но тогда взрослые будут сердиться на тебя не только за сам поступок, но и за что ты им солгал!

Не перебивайте старшего.

Молодому человеку не позволительно не только перебивать старшего, но и самому начинать и заканчивать разговор с людьми преклонных лет.

Мы живем в социуме, то есть в обществе и не можем обойтись без общения, благодаря которому люди обмениваются информацией, жизненным опытом и переживаниями. Без диалога, дискуссии, беседы невозможно представить человеческого существования. Для удобства общения человеком были созданы правила, среди которых есть такие, которые касаются взаимоотношений между людьми разного возраста.Давайте с некоторыми из них познакомимся:

1. Кому из взрослых можно говорить «ты»?

2. Почему на ваш взгляд не спорят со старшими, даже если он не прав?

3. Почему нельзя показывать раздражения и своего плохого настроения взрослому, с которым общается?

3. Упражнение «Быть взрослым – значит»

На мольберте записана фраза «Быть взрослым — значит. » Поочередно дети записывают самые главные, на их взгляд, качества взрослого человека.

4. Подвижная игра «Пожалуйста»

В игре используется волшебное слово «пожалуйста». Детям предлагается выполнить определенные команды. Они выполняют их только тогда, когда произносится слово «пожалуйста».

-поднимите руки вверх, пожалуйста.

-попрыгайте на одной ножке.

-поздоровайтесь с соседом, пожалуйста.

-похлопайте в ладоши.

-подергайте себя за ухо, пожалуйста.

5. Творческое задание «Пожелание самому дорогому для меня человеку»

Детям предлагается изготовить открытку с пожеланием для самого значимого для них человека (мамы, папы, дедушки, тети, учителя).

Заключительная часть.

6. Рефлексия «Волшебное дерево»

7. Ритуал прощания. Упражнение «Доброе пожелание».

Все дети садятся в круг. Первый участник встает, подходит к другому, прощается с ним, и говорит ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.

Формулы речевого этикета в молодежной среде

Формулы речевого этикета — это готовые выражения, слова и фразы, которые используются во время общения. Они делятся на 3 большие группы: помогающие правильно начать разговор, поддержать его и закончить. В устной речи подростков и молодых людей можно выделить следующие виды формул:

  • Для приветствия с любым собеседником используются слова: «Добрый день», «Здрасте», в неформальном кругу можно сказать «Привет» или «Хай». Если друг к другу обращаются мужчины, они могут использовать слово «Здорово». Приветствовать девушку таким образом не принято.
  • Чтобы завязать разговор, употребляются фразы «Как твое ничего?», «Как дела?», «Как сам?», «Как ты?».
  • На прощание принято говорить «Пока», «Давай», «Чао», «Ариведерчи», «До встречи».

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой

Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п

Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой

Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными: подростки так и не решаются сказать о своих чувствах тому, в кого влюблены, предпочитая переживать осуществление надежды в мечтах и фантазиях. Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека. В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается. Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.