Подкидыши Античности
В Римской республике выбор будущности младенца также делал отец. Позднее, в более свободный во многих отношениях период Империи женщина могла сама решать, нужен ли ей ребенок: в ход шли и аборты, и «преждевременные» роды, и роды «со смертельным исходом», и подмена ребенка нужного пола, и т. п.
В комедии Тита Макция Плавта (конец II в. до н. э.) «Амфитрион» Юпитер в образе Амфитриона, покидая беременную, уже на сносях, супругу Алкмену, напутствует: «Дитя ты воспитай законное». Вероятно, в отсутствие супруга на момент разрешения от бремени жена должна получить заранее формальное признание им новорожденного.
Подкидывание, или «оставление детей» (expositio infantum), — законное право отца, закрепленное Законами XII таблиц (середины V века до н. э.). Об этом упоминают Цицерон в сочинениях «О законах» и «Дионисий Галикарнасский», приводя условие, данное Ромулом: «…редварительно покажут его пяти ближайшим соседям, и все они одобрят».
Спартанских младенцев бросали с обрыва: правда или миф?
Из греческой истории вспоминается лаконская традиция избавляться от уродливых и больных младенцев, о которой поведал Плутарх (Ликург. 16):
Поскольку из античных авторов больше никто об этом не упоминает, считается, что Плутарх переосмыслил содержание «Государства» Платона:
Апофеты пока так и не найдены, зато, возможно, подтвердилось существование другого зловещего ущелья Тайгета — Кеады, которое упоминается у нескольких античных авторов как место казни предателей, преступников и врагов:
Расположение Кеады было определено еще в 1879 году. В 1983 году пещера под современным названием Трипи исследовалась мультидисциплинарной группой ученых, которая обнаружила большое количество скелетных остатков на ее дне и в естественных трещинах и полостях стен. Радиоуглеродное датирование двух образцов отнесло их к VIII–V вв. до н. э.
В 2007 году были опубликованы предварительные результаты нового исследования. К сожалению, пресса спутала Кеаду с Апофетами, и интернет запестрел «документально подтвержденным опровержением спартанской традиции».
Младенцы и ягнята: тофет Карфагена
Ритуал молк обязывал родителей жертвовать первенцев богу Баал-Хаммону. Самые известные его описания мы находим у Диодора Сицилийского (20. 14. 4–6):
и у Плутарха (О суеверии. 13):
Есть упоминания у Тертуллиана, Клитарха, Порфирия, Квинта Энния и в диалоге «Минос», приписываемом Платону.
Тофеты — священные некрополи в финикийских городах Северной Африки, на Сицилии и Сардинии — выглядят практически одинаково: участки под открытым небом на северной окраине города, где захоронены запечатанные керамические сосуды (урны) с кремированными останками младенцев и молодых животных (обычно ягнят). Захоронения иногда сопровождают стелы с надписями. Помимо урн на участках имеются алтари, места для кремации, служебные сооружения.
Давние археологические исследования открытых тофетов привели к двум основным взглядам на проблему.
- Тофет — кладбище для категории общества, еще социально не признанной: детей раннего возраста, мертворожденных или умерших естественной смертью, что не отменяет и действительных жертв богам живых детей в сложные для человека или государства периоды.
- Тофет — кладбище для детей раннего возраста, принесенных в жертву богам; священные участки для церемоний культа с человеческими жертвами. Умерших естественной смертью детей хоронили в других местах.
Обе гипотезы вызывают вопросы.
В то же время ягнята — сезонное явление, значит, жертвовать их возможно только один-два раза в год. Вряд ли умерших детей не хоронили в другие периоды года, ожидая приплода скота. Да и практика захоронения животных на обычных некрополях нам неизвестна.
Есть мнение, что письменных источников с упоминанием ритуала слишком мало на фоне нескольких сотен лет его существования, и есть сомнения в беспристрастности авторов — граждан Рима, противника Карфагена. Кроме того, описания жертвоприношений младенцев у пунийцев связаны с экстраординарными событиями, а не являются регулярной практикой.
Остеологическим исследованиям содержимого урн тофетов Карфагена, Гадрумета, Тарроса, Мотии, Сульчиса скоро исполнится сто лет, и нам известно, что захоронения действительно содержали большое количество кремированных костей новорожденных, которые часто смешаны с костями животных, что указывает на их одновременную кремацию. Если сопоставить примерное (VIII–II вв. до н. э.) время использования Саламбо и известное сейчас количество его урн (около 20 тысяч), то получится, что и для естественной младенческой смертности, и для регулярных жертвоприношений цифра слишком низка. Соответствующие данные по Мотии, Тарросу и Сульчису совпадают с этим выводом.
Цитата из книги раннехристианского римского писателя африканского происхождения Марка Минуция Феликса (II–III вв. н. э.) может в какой-то мере объяснить наличие недоношенных и мертворожденных младенцев среди жертв (Октавий. 30. 2–3):
Здесь имеется в виду Баал, пунийский аналог Сатурна. Женщины не желали убивать детей во время ритуала и использовали аборт или удушение для их умерщвления.
Однако надписи на стелах тофетов содержат имена не только аристократов, но ремесленников, слуг и даже иностранцев. Подобные обряды относительно младенцев в иных культурах не зафиксированы.
Очевидно, что тофеты — сложный исторический, социальный и религиозный феномен западного Средиземноморья, и пока невозможно выбрать из двух гипотез лишь одну. В отсутствие дополнительных данных (например, пунических письменных источников) дискуссия об их назначении будет продолжаться.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Можно ли было вернуть брошенного ребенка
Оставление не давало права нашедшему дитя обратить его в рабство, их отношения закон регламентировал как «воспитатель—воспитанник», но этим часто пренебрегали. В переписке Плиния Младшего и императора Траяна (Плиний. Письма, X, 71 и 72) обсуждается вопрос о восстановлении права рождения таких детей.
Бывали и обратные случаи:
Эти примеры свидетельствуют, что не каждого оставленного ребенка ждала печальная участь, вероятен был и счастливый исход, вплоть до обретения законных родителей.
Роль крепундия как опознавательного знака могли играть и другие предметы: игрушки, украшения и т. д.
Плавт использует сюжет возвращения детей в лоно семьи с помощью крепундиев в двух комедиях. В «Шкатулке» мать, родив дочь вне брака, избавляется от нее, а выйдя замуж за отца ребенка, ищет подкидыша. Содержательница борделя, воспитавшая и пристроившая девочку в свое заведение, боясь наказания, возвращает ее родителям, используя крепундии как доказательство родства:
В «Канате» пропавшая во время шторма шкатулка с крепундиями вызывает у ее владелицы бóльшую печаль, чем кораблекрушение, ведь вещи должны помочь найти родителей.
В финале по этим предметам отец узнает в незнакомке свою дочь, похищенную еще малышкой.
Не только уродство или увечье толкало родителей на экспозицию, причиной могла быть бедность, беременность вне брака, слишком большое количество детей в семье, подозрения в происхождении младенца и т. д. Но многие родители заботились, чтобы подкинутый выжил и в дальнейшем мог остаться свободным.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной