Когнитивное развитие

Особенности

Когнитивистика (от лат. cognitionis – познание) объединяет в себе когнитивную психологию, лингвистику, нейрофизиологию, а также теорию познания и искусственного интеллекта. Развитие этой науки продолжается в нескольких направлениях. За основу берут концепцию биологической эволюции Жана Пиаже, теорию разумного мышления с включением процесса преобразования внешних действий во внутренние психические функции Льва Выготского и информационный подход к системе. Механизм работы структуры головного мозга изучают с помощью томографа и других современных методов сканирования.

Когнитивное мышление неразрывно связано с познавательным процессом. Оно отвечает за формирование понятий, принятие решений и вырабатывание реакций.

В психологии выделяют 3 вида такого мышления.

  • Наглядно-действенный тип нацелен на решение определённых задач, связанных с конструктивностью, производством и организацией деятельности. Он присущ детям до 3-х лет, познавательный процесс которых неразрывно связан с задействованием рук.
  • Наглядно-образный вид преобразовывает обобщённые мысли в конкретные образы. Он формируется у детей с 4-7 лет. В это время связь сознания с практическими движениями не так сильна, как прежде.
  • Отвлечённое мышление связано с абстрактными рассуждениями. Оно наблюдается у школьников и взрослых, которые могут оперировать обобщёнными понятиями, лишёнными непосредственной наглядности и образов.

Природа когнитивных стилей мышления до сих пор не изучена во всей полноте. Рассмотрим некоторые из них.

Представители простого стиля когнитивного мышления интерпретируют происходящие процессы в упрощённой форме. Обладателям сложного стиля присуща склонность к многомерности при восприятии существующих понятий и выявлению в них множества взаимосвязанных сторон.

Обладатели конкретной мыслительной деятельности не терпят неопределённости, зависят от статуса и авторитета. Они имеют чёрно-белое мышление, стереотипность решений. Люди с абстрактным когнитивным мышлением склонны к риску, самостоятельности, гибкости

Им свойственно обширное объединение понятий.

Люди с аналитическим стилем обращают внимание на различие предметов, зацикливаются на их отличительных признаках, мельчайших элементах. Синтетический стиль присущ личностям, склонным концентрировать внимание на сходстве сведений и находить в них общие признаки.

Обладателям импульсивного стиля свойственно мгновенное принятие решений при имеющемся выборе

Поспешность нередко приводит к ошибкам. Имеющие рефлективный стиль действуют в замедленном темпе при принятии решений, поэтому появление ошибок сведено к минимуму.

Некоторым людям присуще широкое распределение внимания на множество деталей одновременно. Такие личности способны сканировать отображаемую ситуацию. Другие индивидуумы могут только поверхностно, фрагментарно характеризовать бросившиеся им в глаза факты и явления. Им присуща способность узкого контроля, которую называют фокусирующим стилем.

Толерантные субъекты способны принять неоднозначные события, не соответствующие представлениям человека. Они могут анализировать их по имеющимся характеристикам. Нетерпимые люди не готовы к получению познавательного опыта, где присутствуют противоречащие их знаниям сведения.

Личностное развитие

В школьном возрасте происходит развитие эмоциональной саморегуляции — контроль над своими эмоциями и состоянием. Яркая эмоциональность дошкольников постепенно сменяется все большей сдержанностью в проявлении чувств, как того требует школьная система. Особенно часто ребенок пытается скрыть негативные эмоции, вроде страха или досады (сдержать слезы) за плохую оценку.

В это же время развиваются высшие чувства:

  • Интеллектуальные (радость от решенной задачи, удовольствие от рассуждений).
  • Нравственные (ответственность, чувство долга, добра и зла).
  • Эстетические (переживание чувства прекрасного при восприятии произведений искусства).

Усиливается осознание собственных эмоций и развивается способность в понимании эмоций других людей, в том числе при противоречащих друг другу сигналах (если друг получил двойку, но пытается улыбаться — ребенок понимает, что его друг все же расстроен). Младшие школьники понимают, что люди могут испытывать более одной эмоции одновременно, т.е. переживать «смешанные чувства». С развитием понимания эмоций, растет и эмпатия — способность сопереживать другому человеку.

Значительная часть времени и энергии ребенка направляется на приобретение новых знаний и навыков. Учебная деятельность требует от ребенка нового уровня произвольности поведения, умения подчиняться поставленным перед ним задачам, выполнять обязательные для всех правила, соблюдать дисциплину, нести ответственность за результаты своей учебы и контролировать поведение. В благоприятном варианте у ребенка развивается умение самостоятельно ставить цели и настойчиво добиваться их достижения. Появляется стремление к самоутверждению и признанию со стороны сверстников и в первую очередь это связано с успехами в учебе.

В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в свой «образ Я», — они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов. И наоборот, дети, не успевающие в школе, могут чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство неполноценности может продолжать оказывать негативное воздействие на личность на протяжении всего детства и последующей жизни, если позже оно не компенсируется продолжительным успехом в других отраслях жизни, являющихся ценными в его собственных глазах и в глазах окружающих: спорт, музыка, искусство и др.

Ребенок формирует все более устойчивое представление о себе, оно становится более реалистичным. Он понимает, что не может быть во всем первым и делает выводы: «В спорте я лучше, чем Маша, но я не так популярна, как Таня» или «Я не так хорошо пишу, как Алексей, но я лучше него разбираюсь в математике». Теперь ребенок лучше понимает, какими навыками обладает и какие у них есть ограничения. Такое знание себя, позволяет лучше организовывать свое поведение и строить будущее.

Наиболее важным этапом для ребенка как для личности, является переход в подростковый возраст, который иногда кардинально меняет поведение и взгляды.

О том, как развивать ребенка младшего школьного возраста, мы говорим в статье Принципы эффективного развития ребенка 7-11 лет.

Как развить когнитивные способности у детей?

Когнитивные навыки важно развивать с самого детства. В наше время появилось очень много модных игрушек, герои из мультиков, «живые» куклы, коллекционные машинки… но не нужно пренебрегать простыми методами развития, играми с подручными домашними материалами

Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

игры с крупами и пуговицами (конечно же, под присмотром и контролем взрослых), пересыпание материалов из контейнера в контейнер.

Например:

  1. Игра «Ищем секрет», спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их.
  2. Игра «Пластилиновые фантазии», крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином.

игры с водой (разливание по емкостям, водные игровые наборы для детей, настольные водяные игры)

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Так же, не нужно пренебрегать специальными упражнениями для развития когнитивных способностей вашего ребенка:

Феномены мышления

Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.

Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.

Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.

Стадии развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.

https://youtube.com/watch?v=Our7la-B_tw

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.

Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.

Дооперационная стадия (2—7 лет)

Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.

Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.

В этом возрасте дети способны классифицировать объекты по определенным признакам и решать конкретные проблемы, связанные с действительными отношениями между людьми. Но им трудно дается выражение своих мыслей в форме слов.

Стадия конкретных операций (7—11 лет)

В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.

Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.

Рекомендации для родителей

Во-первых, необходимо следить за развитием ребёнка, контролировать его.

Во-вторых, нужно стимулировать ребёнка к развитию новых компетенций, к переходу на следующую стадию. Можно использовать различные развивающие игры, соответствующие возрасту.

В-третьих, нужно контролировать ребёнка, но не ограничивать. Он от природы стремится познавать мир учиться новому. Следите, но не мешайте. И помните, когнитивное развитие не заканчивается в пятнадцать лет. Вы можете развивать свой интеллект, записавшись, например, на курс «Когнитивистика».

Помогайте развитию своих детей и развивайтесь сами. Желаю успехов!

Советуем также прочитать:


Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»


Теории мышления

Как улучшить внимание ребенка


Формирование мотивации учения

Восприятие

Восприятие обладает рядом особенностей:

  • Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и др. действий.
  • Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Поэтому, он может «терять» маму в магазине, не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.
  • Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, тогда как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
  • Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. Главная трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.

Одним из наиболее известных методик психического анализа является тест Векслера

Тест Векслера позволяет оценить уровень интеллектуального развития соответствии с конкретным биологическим возрастом каждого конкретного взятого индивида соответствующего возраста. Сама методика заключается в показе определенных рисунков, где не хватает определенных деталей. Ребенку предлагают обработать все эти рисунки, и в зависимости от того за сколько ребенок справиться с каждым конкретным заданием, будет определенны его психические и мыслительные способности.

Текст Векслера не идеален, и не дает стопроцентных результатов, как и большинство психических тестов, и тестов на интеллект. В виду некоторых особенностей, у ребенка может не возникать никаких ассоциативных вариаций на тему нового рисунка, если в его памяти нет подобных мыслеобразов, что может свидетельствовать не о недостаточном развитии ребенка, а скорее о недостаточной эрудированности (Если такое понятие можно применить к ребенку дошкольного возраста).

Примером этого может стать «Казус коровы без головы». Если ребенок является жителем большого мегаполиса, он мог до определенного возраста никогда не встречаться четвероногими парнокопытными созданиями, а это также означает и то, что в случае, когда он увидит данное создание на картинке во время теста Векслера, он не сможет объективно оценить данный факт, и результаты теста могут не сойтись с ожидаемыми.

Более объективными результаты могут дать тесты Равена, Амтхауэра и Айзенка. Однако многие из них не подходят для младшей возрастной группы. Время, выделенное на большинство из этих тестов также несовместимо со способностями долгосрочного удерживания внимания у ребенка.

Когнитивное (познавательное) развитие

Дети появляются на свет готовыми реагировать на окружающую среду, посредством уже развитых и заложенных в них навыках: взгляд, зрительное слежение, слух, сосание, хватание и плач. На их основе строится когнитивное развитие младенца, которое обеспечивает представление детей о предметах, людях и их самих, создаются элементарные схемы (модели) этого мира. Все это является истоком зарождающегося интеллекта ребенка.

Что происходит в сознании новорожденного? Например, он пытается понять, что за ощущения происходят внутри его тела (пищеварение). Вы можете определить такие мыслительные процессы по лицу ребенка в момент бодрствования.

С рождения младенец живет только в настоящем, поэтому предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для него существовать: он не ищет спрятанную игрушку, не узнает знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). И лишь к двум месяцам у ребенка начинает развиваться понятие «постоянства объектов», он узнает знакомые предметы, например, оживляется при виде бутылочки с молоком или тех, кто за ним ухаживает.

Малышам быстро надоедает смотреть на одно и то же изображение или играть с одной игрушкой. Они привыкают к повторяющимся видам и звукам. Если у ребенка есть выбор между знакомой и новой игрушкой, то большинство младенцев выбирают новую, даже если она незначительно отличается от старой. У совсем маленьких детей потеря интереса выражается в том, что они отворачиваются.

В течение первых двух месяцев появляется подражательное поведение (имитация), младенцы имитируют выражения лиц окружающих людей.

Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически.

Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е. они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой.

Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета. Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества

Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребенка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребенка идет процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определенные когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребенок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учетом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идет о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребенку будет проще научиться определенному навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас все еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.