Как воспитывать детей: кнутом или пряником?

Диспут в качестве убеждения

Диспут — один из вариантов убеждения. Ребенок и родители всегда смогут вступить в спор по теме, которая их волнует. Когда происходит столкновение разных мнений, приобретаются новые знания и обновляется видение мира. Благодаря диспуту решаются даже воспитательные задачи. Такое убеждение надо осуществлять в игровой форме. Это ни в коем случае не должно быть похоже на обычную бытовую ссору. Воспитывая ребенка, недопустимо руководствоваться только методом убеждения. Лучше всего использовать его в тандеме с приучением. Убеждение будет максимально эффективным, когда ребенок уверен в эрудиции мамы и папы.

Метод кнута

Если после баловства или непослушания родители применяют по отношению к своему малышу насилие, значит они применяют в воспитании метод кнута. Он необязательно проявляется в использовании ремня, а и в том, что отец или мать могут поставить малыша в угол или отвесить оплеуху. С помощью таких нехитрых методов малышу демонстрируют свое преимущество и свою силу. Эффективность этого метода состоит в том, что испугавшись наказания, кроха действительно не будет баловаться и будет поступать в соответствии с установленными родителями правилами. Однако в отсутствии родителей он будет продолжать делать так как ему вздумается. При применении метода кнута может быть два результата, первый — ребенок может вырасти замкнутым и неуверенным в себе человеком, который привык к лжи и второй – он будет склонен к насилию по отношению к другим людям. Став взрослым, человек, воспитанный родителями с применением физической силы, может отрицать нормы морали, принятые в обществе и следовать тем антиценностям, которые важны для него.

Преимущества ненасильственных методов воспитания детей

Ребенок – это полноценная личность своими генетическими задатками, который на первоначальном этапе жизни копирует поведение родителей. Работая над поведением своего чада, отец и мать выпрямляют недостатки своей жизни.

Насильственное воспитание заключается в жестких требованиях и навязывания модели поведения. Ребенок рассматривается не как личность со своими чувствами и предпочтениями, а объект формирования определённого члена общества в угоду родителей.

Яркий пример насильственного воспитания Никколо Паганини – скрипач-виртуоз, композитор. Отец заставлял его играть сутками на музыкальных инструментах, запирая в комнатушке. Талант и труд создали великого мастера на все времена.

Ненасильственное воспитание строится на основе убеждений, соблюдении элементарных правил. При этом маленькая личность должен хорошо понимать, для чего выполняются те или иные действия. Ребенок – полноценный член семьи, может высказать свои предположения, сомнения, желания. Он знает, что его выслушают, дадут дельный совет, но право выбора всегда за ним. В садик идет, потому что в доме нельзя его оставлять одного, а родителям надо идти зарабатывать на еду и одежду. Значит, он уже помогает семье.

Самое страшное, когда никто и никак не занимается воспитанием.

Формирование культуры поощрения ребенка в семье

Культура любого поведения прививается в семье. Сколько угодно можно ругать друзей, улицу, школу, но ребенок – это кровь и плоть своих родителей. Взаимная любовь, умение проявлять материнское чувство, отцовскую ответственность за семью на глазах подрастающей личности – это и есть формирование культуры.

Культура поощрения родителей заключается в их действиях:

  • когда ребенок изо дня в день слышит от родителей критику в адрес учителей, соседей, себя, научится порицать;
  • обстановка враждебности научит воевать;
  • атмосфера страха подавляет личность, ребенок вырастет забитым;
  • если все время жалеть, он научится жалеть самого себя и вырастет пессимистом;
  • если слышит насмешки в свой адрес, вырастет робким;
  • ревность родителей научит завидовать;
  • чувствует поощрение, вырастет уверенным в себе;
  • если слышит хвалебные слова, научится благодарности;
  • атмосфера любви научит любить;
  • одобрение окружающих научит любить себя;
  • чувство защищенности в семье научат верить в себя и людям.

Надо не только научить сочувствовать беспомощным и убогим, но и радоваться успехам других людей. По примеру родителей дети должны научиться проявлять искреннюю радость за других словами и действиями. Такое поощрение поможет им приобрести друзей, найти единомышленников.

***

Родители, которые любят своих детей по-настоящему, относятся к ним более внимательно и серьезно. Принимая любое решение, они исходят только из соображений их блага. Как правило, они не пытаются искусственно выдумывать линию собственного поведения, а действуют по ситуации. Опираясь на собственную интуицию, они чувствуют, что нужно их чаду в данный момент

Так, грудному ребенку необходимо все внимание матери без остатка, а ребенку постарше нужен еще и весь мир впридачу. Лучше всего было бы позволить ему делать все, что он хочет, нужно лишь устроить его жизнь так, чтобы ни себе, ни другим он не причинил вреда

Такой малыш стремительно развивается, растет активным, любознательным и уверенным в себе. А, кроме того — он растет человеком, который умеет любить других людей.

Полина Гавердовская, психологСайт семейного психолога, психотерапевта Полины Гавердовской.

Личный пример

Дети в своем большинстве копируют поведение родителей, это вполне нормально. Из такого копирования можно извлечь выгоду при воспитании – нужно просто вести себя так, как бы вы хотели, чтобы вели себя ваши дети.

В примере с уважением к хлебу вы должны сами уважать хлеб, ни в коем случае не показывать пренебрежения к этому продукту питания. Ваши дети обязательно оценят такое отношение, возможно, что не придется прибегать к наказаниям.

Будьте внимательны с этим методом воспитания, так как детишки перенимают не только положительные, но отрицательные стороны вашего поведения. Лучший вариант – это вести себя правильно, порядочно, по нормам общества в любых ситуациях. Только тогда вы по праву сможете требовать от ваших наследников вести себя подобающе.

Таблица 2:

Средства семейного воспитания Методы формирования сознания Методы формирования поведения и организации деятельности
Природа Беседа Приучение
Виды деятельности (игра, труд, общение) Разъяснение Упражнение
Предметы (игрушки, вещи, СМИ, средства коммуникации) Внушение (суггестия) Прямое требование (предупреждение, распоряжение, приказ)
Произведения материальной и духовной культуры (сооружения, произведения науки, литературы, искусства, общественная жизнь) Пример Косвенное требование (совет, просьба, доверие, одобрение, намек, пожелание, напоминание)
Обыгрывание
Переключение
Поручение

Воспитание ребенка «пряником».

Второй вариант воспитания ребенка: постоянно поощрение. Этот способ воспитания более приемлемый на сегодняшний день, потому все чаще мы удивляемся поведению современных подростков, хотя по сути, это наша вина. Если постоянно просить ребенка, упрашивать или умолять сделать что-то или прекратить это «что-то» делать, то ничего хорошего не выйдет. Конечно, найдется ребенок, который при «пряничном» воспитании вырастет положительным, добрым и прогрессивным, но в большинстве случаев мы встретим несамостоятельных, зависимых, грубых и непонимающих детей. В чем дело? Все в том же: нельзя делать все «слишком». Ребенку нужна ласка и заботу – это бесспорно, но нужно знать меру. Наверняка вы знаете много детей, от которых у вас болит голова, потому что они постоянно бегают перед вами, кричат во все горло, стараются вскарабкаться вам на голову и все потому, что родители не могут сказать ребенку, что этого делать нельзя так, чтобы он понял это. Часто у родителей приверженцев такого типа воспитания дети вырастают эгоистами, они привыкают к тому, что:

1. они «самые лучшие, красивые и умные»,

2. все и всегда делается для них и ради них,

3. не будет никакого наказания за то, что им запрещено делать,

4. любые капризы для них исполняются, сколько бы это ни стоило.

Чаще всего от такого воспитания в будущем страдают девочки, которые вырастая, понимают, что есть более красивые, более востребованные и менее требовательные, которые нравятся мужчинам больше. Кому же вы наносите вред после этого?

Проблема поощрения и наказания ребенка в семье

«Кнут и пряник» – самые распространенные формы работы во взаимоотношении с детьми на практике. На самом деле поощрение и наказание – это только вспомогательные методы в достижении цели. Чтобы сиюминутно добиться выполнения распоряжения взрослого человека, следует обещание вознаграждения или вызов страха за будущее наказание.

Поощрение

У каждого взрослого человека есть сформированная с детства модель поощрения для ребенка. Самое опасное – это материальная отвязка за выполненное задание. Выполнил поручение – получил сладости. В какой-то степени такая форма поощрения действенна. Однако таким образом воспитывается расчетливый эгоист, который за каждый жест будет требовать вознаграждения. Дети имеют привычку расти, вырастет и аппетит. Наступит время, и родители не смогут выполнить желание чада, тогда будут вычеркнуты из его жизни.

В первую очередь необходимо взрослым научиться предъявлять требования, когда дети маленькие. Нужно контролировать выполнение поручения, добиваться послушания.

Виды поощрений

Надо поощрять не до выполнения порученного дела, а после, чтобы у ребенка появилось желание повторить действие.

  1. Положительная оценка родителей, похвала. Ласковое прикосновение, одобряющий взгляд, разговор взрослых между собой о поступке ребенка. Дети должны получить положительные эмоции от мнения окружающих.
  2. Создание необходимых условий для развития способностей ребенка. Это поощрение с учетом индивидуальной особенности личности.
  3. Премирование совместным выходом на природу, в театр, детский парк.
  4. Научиться ощущать степень вложения труда ребенком для достижения цели. Иногда рекомендуется авансировать поощрение: «Я верю, что ты многого добьешься».
  5. Если ребенок не смог достичь задуманного места на пьедестале, нужно поощрять пониманием, сколько было проделано работы: «Я горжусь тобой. Главное в этой жизни – самосовершенствоваться изо дня в день. Труд и старание никогда не бывают проигрышными».

Поощрение должно создавать ситуацию успеха, стимулировать общественно-полезный труд, формирование инициативной, открытой личности.

Наказание

Жизнь не может быть приторно-сладкой. Иногда дело доходит и до наказания. Такое действие со стороны родителей должно восприниматься наказанным, как справедливая мера. Должна быть осознанность своего проступка. Иначе возникнет обида, чувство несправедливости и потери родительской любви.

Виды наказания

Отец и мать должны быть единого мнения в выборе наказания.

  1. Холодность и порицающий взгляд. Иногда достаточно молчаливого осуждения. Дать понять силу негодования родителей проступком ребенка.
  2. Лишение каких-либо привычных благ: запретить сидеть за компьютером, играть на улице, пользоваться смартфоном.
  3. Физическое наказание. Это эмоциональный всплеск одного из родителей: нервы не выдержали. Агрессия всегда вызывает агрессию – это аксиома. Такой вид наказания возможно раз-два в жизни в экстренных ситуациях, чтобы раз и навсегда отбить желание совершить неприглядный проступок.

Самым действующим видом наказания, по мнению психологов, является истинное огорчение родителей за проступок ребенка.

Любовь и запреты

Хочется спросить: так можно ли избаловать ребенка любовью? “Любить, но не баловать” — звучит, на мой взгляд, так же странно, как “есть, но не остаться голодным” или как “спать, но выспаться”. Мне кажется, что балуют своих детей, потакают им — как раз те родители, которые не любят их по-настоящему.

То же можно сказать и о строгости, вместо которой я бы посоветовала родителям быть последовательными и солидарными в своих требованиях к малышу. Самих же требований, на мой взгляд, должно быть как можно меньше. Ведь каждый ребенок рождается свободным и любые запреты и ограничения, так или иначе, угнетают его. Конечно, мамам и папам всегда придется запрещать что-то своим детям, и требовать от них послушания. Но родителям стоит помнить, что слушаться нужно не потому, что нужно слушаться, а потому, что родители ответственны за жизнь и здоровье своего малыша. Еще одна линия, по которой, безусловно, должно идти любое правильное воспитание — это стремление донести до ребенка самое главное правило человеческого общежития: “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Во всем остальном, я думаю, ребенок должен иметь максимальную свободу. И если посмотреть на воспитание с этих позиций, то окажется, что запрещенного не так уж много, и что большинство запретов можно при желании провести тактично.

Метод пряника

Младенец получает от нас положительное подкрепление, видя нашу радостную улыбку, слушая ласковый голос, ощущая прикосновение заботливых рук. Но когда дети подрастают, мы начинаем думать, что важнее, более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. А это приводит к обратному эффекту – ребёнок или замыкается в себе, или пытается противостоять нам.

Поощрение ориентирует ребёнка на хорошие действия и закрепляет их

Поэтому особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие

К каким результатам он пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить действие или поступок. В этом есть очень важный психологический момент

Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Наша задача – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы

В этом есть очень важный психологический момент. Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Наша задача – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы.

Но хочется предостеречь от поощрений такого рода: хорошо учишься – получай подарок, карманные деньги, сладости

Поощрения не должны носить характер подкупа, потому что в сознание детей внедряется представление о том, что важно только получить награду, а то, каким образом она была получена – значения не имеет

Неверна также позиция, когда в качестве награды ребенок освобождается от выполнения некоторой домашней работы. Это формирует представление о том, что всякая работа, всякое усилие – дело очень неприятное.

Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу – лишь символизирует это.

Наказание

Неприемлемые наказания

1. Конечно же, физические наказания, приносящие вред ребенку, неприемлемы в процессе воспитания. В этом случае у ребенка развиваются негативные качества, такие как лживость, изворотливость, покорность, агрессивность. Это способствует выработке недоверчивости по отношению к другим людям, которая проявляется по-разному:

  • ребенок становится безынициативным и, естественно, не получает должного развития в дальнейшем, боится чем-то интересоваться, вдруг плохо получится и его опять накажут.
  • ребенок становится жестоким и появляется склонность к насилию над другими людьми.

2. Так же влияют на психику ребенка моральное унижение: «Ты сволочь, такой же как твой отец вор и подонок, из тебя никогда не вырастет нормального человека». Так у ребенка закладываются метапрограммы, он чувствует себя подавленным, и, соответственно, понижается самооценка.

Но существует небольшая оговорка: шлепок по попе за провинность еще никому не помешал. Конечно же, нельзя проступок ребенка выносить на всеобщее обозрение. Здесь лучше всего выстроить логическую цепочку, что может стать последствием его поступка, и доступно объяснить ему.

3. Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

  • когда малыш болеет;
  • перед сном или сразу после сна;
  • во время еды, работы или игры;
  • сразу после травмы (физической или душевной);
  • когда у ребенка плохо получается то, что он искренне старается что–то сделать;
  • когда у Вас плохое настроение.

Общие правила наказания ребенка

  1. Если Вы сомневаетесь, стоит наказать малыша или нет – не наказывайте. Наказания профилактическими быть не могут — так это не работает — ребенок попросту сделает вывод о несправедливости взрослых.
  2. Один проступок – одно наказание. Если Ваш ребенок ухитрился совершить несколько проступков сразу, Вы можете наказать его очень строго, но только единовременно за все сразу.
  3. Наказание СРАЗУ после проступка. Бывает, что Вы обнаружили то, что Ваш ребенок совершил уже полгода назад и в гневе Вы наказываете его. Вас понять можно, но только взрослому человеку, у детей память короче. Помните, что даже закон учитывает срок давности преступления. Вы можете поговорить с ребенком, объяснить ему, почему было плохо то, что он сделал, чаще всего Вы заметите, что тот уже давно раскаялся.
  4. За наказанием следует прощение. Не вспоминайте больше о проступке Вашего малыша, т.к он за свой проступок уже расплатился.
  5. Не наказывайте ребенка трудом – Если работа будет восприниматься, как наказание, подумайте, кому от этого станет легче.

Метод кнута

Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с нами. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает, то есть на нас.

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение.

1.Оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.

2.Наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.

3.Но главное его значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Но наказание должно смыть эту вину, а мы должны простить своё чадо и помириться с ним.

Кнут и пряник: выбирать не из чего

Если попытаться оценить жизнь таких семей, можно увидеть две характерные особенности. Папы и мамы бывают неоправданно строги и холодны со своими чадами в одних случаях, и неоправданно уступчивы — в других. Таких родителей можно условно разделить на две категории, исходя из того, к какому полюсу (потакание или строгость) они ближе. Но надо учесть, что это — лишь внешнее впечатление. Недостаток тепла и понимания в отношениях с малышом в обоих случаях маскируется либо под одно, либо — под другое.

“Строгие” родители рассуждают примерно так: “Если я люблю своего ребенка, я не могу допустить, чтобы он вырос невоспитанным (неаккуратным, несобранным, непослушным и т.д.). Я всегда буду требовать беспрекословного выполнения всех моих требований, в том числе — там, где можно и уступить. Если я не знаю наверняка, плохо или хорошо то, что делает ребенок, я запрещу это на всякий случай. Нечего распускаться!” “Потакающие” родители говорят: “Я люблю своего ребенка и поэтому слаб перед ним. Пусть это мороженое — уже десятое, я все равно его куплю. И при этом не вспомню, что сладкое в таком количестве вредно для детских зубов…”

О способах воспитания

Поощрение и наказание детей представляет собой две стороны медали, которая носит название воспитания. И чтобы эта медаль стала все-таки золотой, следует понимать, какие именно существуют основные правила поощрения и наказания.

Есть несколько отличий методов воспитания ребенка в семье от мер педагогических

Необходимо принимать во внимание то, насколько велико индивидуальное влияние мам и пап на деток. Родителям следует проникнуться целью воспитания, правильно представлять его, чтобы сформировать вполне развитую личность

Самым важным для любого малыша всегда будет добрая семейная атмосфера. Что бы ни случилось, взрослые должны как можно реже выплескивать при детишках свои отрицательные эмоции. Если малыш не сразу делает, что ему велят старшие, не нужно моментально начинать кричать и использовать силу.

Приоритеты поощрения и наказания в воспитании детей будут играть достаточно важную роль при выборе какого-то метода. Родители, жаждущие воспитать в своем чаде самостоятельность, применяют одни методы воспитания. Те, кто хочет выработать у ребенка послушание, применяют иные.

Еще по теме “Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)”:

У учителей мнение, что ребенок избалован и не воспитан, а мы только и делаем что этим занимаемся целых 12 лет. Уже просто без сил( Перепробовано куча методов – и кнутом и пряником, и психологи и нетрадиционная медицина.

Семейное обучение

Имею двоих школьников на семейном обучении-10 и 13 лет. В таком обучении плюсов для ребенка больше однозначно, НО, только при ПОЛНОМ участии родителя, полном его контроле. Думаю, для него это нормальных размеров кнут и пряник.

Не могу делать уроки с ребенком

Не могу делать уроки с ребенком в началке. Отнимает очень много времени и душевных сил. Я прихожу уставшая после работы, а у него конь не валялся,в итоге вечером мы садимся с ним уже делать домашнее задание, а он начинает тупить. Может быть, я не доходчиво объясняю, что он не понимает, но я не педагог. В итоге я раздражаюсь на него, ругаюсь, сама из-за этого расстраиваюсь, жалко его бедного.

про кнут и пряник

про кнут и пряник. Помогите. О своем, о девичьем. 7я.ру – информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Политика ПЕНДЕЛЯ и КРЕНДЕЛЯ

В день защиты детей 9-тилетняя барышня Арина выдала что детей воспитывают ПЕНДЕЛЕМ и КРЕНДЕЛЕМ. Это намного лучше, чем кнутом и пряником, – говорю. А потом не удержалась, спрашиваю: – А тебя как воспитывают? – Кренделем, кренделем, пенделем, кренделем, кренделем.

Посоветоваться – Аспергер и школа

Кнут и пряник (для классной, не для ребенка ). взятkи, подарочки. Жaлобы и письма в РОНО. Что-нибудь да сработает….либо одно либо другое.

Гиперативный хулиган в группе – что делать?

Вы вообще сообщение читали? вы отличаете ДЦП от вполне здорового невоспитанного ребенка ? видимо, Вы не в теме, по поводу гиперактивных детей – не действует с ними то “метод кнута и пряника “, совершенно другой подход нужен.

Не моется!

жесть :((( метод ” кнут и пряник ” подойдет точно! “Мне хочется обнять и поцеловать тебя, но я не могу, потому что мне противно”… когда помоется, подойти прижаться и сказать “как ты приятно пахнешь” и заняться сексом :))) И так на протяжении нескольких месяцев…

продолжение про неверящего мужа.

Бывает же такое? Если папа силен в компьютере – так пусть он информатикой занимается,презентации с сыном готовят для школы.Заинтересуйте их!!!Раз кнутом не выходит – может пряник попробовать?

Непраздничное. ” Убрать ребенка из класса”

Учительница сказала, что “хотя есть дети, которые достают ее гораздо больше, письмо она подпишет, т.к. не будет с родителями отношения портить”. Как говорили римляне – ” кнут и пряник “.

Убеждение

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям, а также к своей семье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector