Как помочь ребенку стать уверенным в себе: советы психолога

Завышенная самооценка у ребенка

Высокий уровень самооценки у ребенка несет для него большую опасность, поскольку препятствует эффективному процессу социализации.

Ребенку с неправильно сформированной оценкой присущи следующие характеристики:

  • никогда не сомневается в своей правоте, даже если слышит разумные доводы, указывающие на ошибочность его суждений;
  • всегда оставляет за собой последнее слово;
  • не умеет признавать свои ошибки и извиняться, не может попросить прощения;
  • всегда винит других людей в своих проблемах, в случае успеха приписывает все достижения себе;
  • часто вступает в соперничество с окружающими, чтобы завоевать звание лучшего;
  • стремясь к перфекционизму, хочет выполнять все наилучшим образом;
  • высказывает свое мнение в категоричной форме, не терпит возражений, стремится навязать свои взгляды;
  • в речи часто использует местоимение «я»;
  • не воспринимает чужую критику, считает ее оскорбительной;
  • не умеет вести диалог, не желает прислушиваться к чужому мнению, перебивает собеседника;
  • не считает нужным просчитывать возможные риски, опасности, полагаясь на то, что у него все получится;
  • свойствен эгоцентризм;
  • выводит на первый план только свои интересы, пренебрегает чужими;
  • хочет выглядеть в глазах окружающих сильным, уверенным, смелым, поэтому часто берется за трудные дела, нередко сопряженные с риском;
  • проявляет высокомерие, просьбы звучат как приказы;
  • может быть агрессивным по отношению к другим людям.

Если ребенок с встречает сильное сопротивление со стороны окружающих, его не признают, открыто ему противостоят, он не может справиться с какими-то задачами или достигнуть поставленных целей, это может привести к эмоциональному истощению.

Как скорректировать?

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает неадекватной самооценкой, то вы должны ему помочь. Так, для того чтобы повысить уверенность, поднять, укрепить или исправить самооценку малыша, необходимо следовать определенным рекомендациям психологов. Только так вы сможете воспитать взрослого человека с положительным чувством собственного достоинства.

  • Не используйте «ярлыки». В ходе ссоры или конфликта родители склонны присваивать своему малышу разные ярлыки (например, «лентяй» или «неумеха»). Это делать строго запрещено. Если ребенок на регулярной основе слышит подобные выражения в свой адрес, то он автоматически воспринимает их как правдивые, а нежелательное поведение продолжает закрепляться.
  • Не ругайте за неудачи в учебе. Двойка за неправильно выполненное упражнение по русскому языку или пример по математике – это не повод разрушить самооценку вашего ребенка. Многим детям с трудом дается процесс обучения, а ваши скандалы и крики могут только еще больше усилить негатив. В таких ситуациях вы должны поддерживать и мотивировать свое чадо.
  • Давайте возможность высказать свое мнение. Ребенок имеет право на свое мнение как в повседневной жизни, так и в ходе ссор. Не старайтесь оказывать на малыша давление. Кроме того, всегда выслушивайте оправдания и точку зрения своего малыша.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком. На регулярной основе узнавайте о том, что думает и чувствует ребенок, что происходит в его жизни. Ни в коем случае не избегайте сложных и деликатных тем. Честно и искренне отвечайте на вопросы своего чада.
  • Хвалите малыша. Очень часто родители, которые боятся развить в ребенке завышенную оценку, избегают слов похвалы и поддержки. Такой подход может привести к развитию противоположного явления – чересчур низкой самооценки.
  • Используйте слова-установки. Ежедневно в вашем доме должны произноситься фразы, которые дают понять малышу, что дома он любим и желанен, он всегда в безопасности, его выслушают и поддержат. К таким фразам можно отнести: «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» и т. д.
  • Давайте ребенку задания. Для того чтобы малыш испытывал чувство выполненного долга, чувство завершенности, доверяйте ему выполнение небольших задач по дому. Например, сделайте его ответственным за уборку в своей комнате или за кормление кота. Контролируйте выполнение задач максимально незаметно, тогда ребенок будет чувствовать себя самостоятельной и самодостаточной личностью.
  • Учите, что неудача – это часть жизни. Не следует игнорировать проигрыши и промахи малыша. Объясните ему, что каждая неудача – это новый опыт, а также возможность вынести ценный урок.
  • Создайте гармоничную обстановку дома. Не секрет, что дети, выросшие в семье, где постоянно скандалят, ругаются и не уважают интересы друг друга, склонны обладать неадекватной самооценкой. Поэтому в своем доме вы должны создать максимально благоприятную и гармоничную обстановку, где ребенок будет чувствовать себя хорошо.
  • Развивайте таланты малыша. Если вы заметили, что ваш ребенок все свободное время рисует – отдайте его в художественную школу. Если малыш выказывает желание петь или танцевать – отведите его в соответствующий кружок. Старайтесь всесторонне развивать личность вашего чада, делайте акцент на его сильных сторонах и умениях.

Развитие самооценки проходит 4 этапа

Психологи выделяют 4 основных этапа развития детской самооценки. Каждый этап имеет большое значение и ошибки допускать нельзя ни в одном из них. Характер человека формируется с первых минут появления на свет.

1 этап – от рождения до 18 месяцев

Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.

Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет

В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.

3 этап – от 4 до 6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе

В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу

Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет

Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.

Почему занижена самооценка у ребенка? Что делать?

Вы слышали, как общаются мамы или бабушки с малышами на детских площадках, в магазинах или в поликлиниках? Чаще всего они ругают, вешают ярлыки, обсуждают с другими взрослыми, обесценивают маленькие успехи, сравнивают с другими детьми свое чадо и его поведение.

А это самое яркий и запоминающийся опыт для подсознания крохи. Так он растет с программами «я плохой», «у меня руки кривые», «я не достоин любви и признания», «мне нужно притворяться, чтобы угодить близким людям» и т.д.

Вспомните, что ваш ребенок самый любимый и неповторимый. Он приходит в этот мир на какое-то время по милости Всевышнего. То есть нам его дают как-бы в гости.

А как вы ведете себя с чужими детками, пришедшими к вам ненадолго? Точно стараетесь угодить, внимательны к их словам и поведению, боитесь обидеть или произнести колкое словечко.

Как повысить самооценку ребенку

Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.

Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете

Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.

Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.

Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как повысить детскую самооценку?

Основная роль в развитии детской самооценки отводится родителям. Никто другой не сможет понять проблемы малыша и вовремя увидеть, что у него начинают развиваться комплексы.

Способы повышения детской самооценки:

  1. Похвала

Нельзя от малыша постоянно требовать что-то и никогда не хвалить

Похвала является важной частью гармоничного детского воспитания. Дети познают мир, а значит без промахов и ошибок не обойтись

Но, если у ребенка что-то получается, его нужно обязательно хвалить.

Хвалить за конкретные дела и достижения, а не просто так. Только в этом случае у ребенка будет складываться адекватная оценка себя.

  1. Оценить личные способности

Каждый человек индивидуален, поэтому никогда не стоит его с кем-то сравнивать. Всегда надо найти лучшие качества в малыше, которыми он отличается от других. У кого-то что-то лучше получается. Отлично. Зато у вашего малыша есть другие способности, которыми не обладает никто из окружения. Это обязательно нужно проговаривать в беседе со своими детьми, чтобы они понимали, что всего уметь невозможно, но стремиться узнавать больше и получать больше навыков надо. Не стоит за кем-то гнаться, стараться быть лучше кого-то, лучше всего сравнивать себя с самим собой и улучшать свои собственные результаты.

  1. Расширение кругозора, развитие коммуникативности

Чем больше ребенок знает и умеет, чем легче идет на контакт с другими людьми, тем увереннее он будет чувствовать себя в обществе. А это значит, что у него будет развиваться нормальная оценка самого себя. Поэтому расширение кругозора является одним из методов повышения детской самооценки.

Ребенок должен уметь правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Взрослый человек не должен вызывать у него страх. Малыш должен научиться правильно оценивать ситуацию и взаимодействовать со взрослым.

Зачастую занижению самооценки детей способствуют учителя. Как это ни печально. Поэтому, необходимо научить ребенка правильно воспринимать замечания взрослых, чтобы это не отражалось на личной самооценке.

  1. Развитие уверенности

Чтобы ребенок был уверенным в себе нужно научить его иметь свое мнение, а также способность отстаивать свою позицию. Если же в споре, выяснится, что мнение было ошибочным, то он должен принять поражение с достоинством, без обид. Это должно стимулировать его к дальнейшему развитию. Когда ребенок уверен в собственных силах, знаниях и умениях, то он обладает адекватной самооценкой.

С любовью Елена Зима   #elenazima

Вы можете нас найти   #психологиастролог #psihologiastrolog #taynacheloveka

Как родители могут помочь?

Восприятие малыша самого себя формируется под влиянием семьи, окружающего его общества и окружающей среды. Однако на последние два фактора не всегда можно повлиять, поэтому ответственность за повышение самооценки у ребенка возлагается на родных и близких.

1Похвала крохи

Неуверенному ребенку крайне важно слышать положительные отзывы в свой адрес даже в вопросе мелочей. Малышу с низкой самооценкой очень необходима поддержка близких и ощущение, что в него верят родные люди

Так, можно похвалить ребенка за собранные игрушки, съеденную порцию еды или подчеркнуть, как ловко он кувыркается, читает слога, решает примеры, дерзко гоняет мяч среди детей постарше. Иногда очень важно просто сказать, что малыш самый замечательный, поиграть в игру «Комплименты» (каждый участник игры говорит комплимент друг другу по очереди). В случае неудач, родителям стоит поддержать кроху. Например, разбилась кружка, ребенок огорчился, однако не стоит его ругать, достаточно сказать: «Ничего страшного этого всего лишь кружка, купим новую».

2Выделение преимуществ чада

Для повышения самооценки у ребенка следует выделить у малыша преимущества его перед другими детьми и сделать акцент на них. Например, если у ребенка отличная память, следует отдать его на изучение иностранных языков. В случае красивых волос у крохи, необходимо найти хорошего парикмахера и сделать ему модную стрижку. Если ребенок с удовольствием занимается каким-либо видом спорта, необходимо поддержать его и нанять грамотного тренера для индивидуальных занятий, который сможет помочь ребенку участвовать в соревнованиях разных уровней и достигать побед в этом виде спорта.

3Отсутствие сравнения с другими детьми

Ребенка с заниженной самооценкой категорически нельзя сравнивать с другими детьми. Именно подобные сравнения занижают самооценку малыша и подавляют чувство уверенности в себе.

4Поддержка инициативы ребенка

Родителям необходимо поддерживать любую адекватную инициативу их чада, чтобы ребенок знал, что он может всегда выразить мнение или мечту, что никто не будет с него смеяться, что его поддержат. Например, если кроха сообщил, что в будущем хочет стать пожарным, мама и папа не будут спорить с ним, они с уважением отнесутся к мечте малыша, пойдут прогуляться недалеко от пожарной станции, посмотреть на пожарные машины. Скорее всего ребенок через полгода забудет об этой мысли, но ощущение, что папа и мама в него верят и уважают его мнение останется.

5Оказание поддержки малышу

У любого человека самооценка растет в процессе того как он преодолевает трудности в жизни. Это работает и у детей. Если малыш справляется с трудностями, он доволен собой, если у него получается выполнить еще более сложные задачи, он становится более уверенным в себе. Именно поэтому родители должны позволять сталкивать с трудностями малыша и пробовать их преодолевать, направлять кроху и давать мудрые советы.

Не стоит окружать ребенка гиперопекой и выполнять домашние задания вместо него, если он не хочет. Необходимо дать проявиться у малыша желанию выполнить самому то или иное поручение.

6Исключение негативных утверждений и установок

В конфликтных ситуациях со стороны взрослых не должно присутствовать фраз, которые дают негативную установку вроде: «Ты вредитель» или «Ты плохая девочка», наоборот, необходимо сказать: «Ты поступил (поступила) недостойно. Давай вместе подумаем, как нужно было поступить в этой ситуации правильно». Таким образом, ребенок не будет унижен, более того он будет анализировать поступок без агрессии и обиды.

7Наказание только по делу

Если малыш провинился, родители должны спокойно объяснить ребенку за что он наказан. Наказание должно следовать только за проступки, но не за то, что у него не получается.

8Проявление уважения к мнению вашего ребёнка

Еще одним способом повысить самооценку малыша является просьба помощи ребенка или совета. Например, папе или маме иногда полезно сказать: «Мне сейчас очень нужна твоя помощь накрыть на стол», «Как ты считаешь, нужно сегодня полить яблоню?»

Важно относиться к крохе как к взрослой личности

9Слова любви

Крайне важно дать понять своему ребенку, что несмотря ни на что он любим. Родителям стоит чаще говорить: «Ты у меня самый замечательный!», «Я тобой горжусь!», лишний раз обнять и поцеловать просто так

Придерживаясь вышеперечисленных советов можно значительно повысить самооценку своего чада, главное всегда их придерживаться и регулярно говорить ребенку слова поддержки и любви.

2 Основные причины

Специалисты считают, что причины появления у детей заниженной самооценки зависят от наследственности, воспитания и окружения.

В возрасте до 7 лет формирование самооценки происходит под влиянием родителей и учителей, поэтому чем больше дети будут ощущать заботы, внимания и любви в семье, тем увереннее будут чувствовать себя в коллективе. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.

Каждый человек индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он ощущает себя неполноценным: врожденное заболевание, инвалидность, тип темперамента, умственные способности. Все это способно сформировать комплекс несостоятельности на фоне сверстников. Иногда причиной низкой самооценки является лишний вес или предрасположенность к полноте, что откладывает негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.

Издержки воспитания, которые способствуют появлению заниженной самооценки, могут выражаться как в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии доверительных семейных отношений, в силу чего дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых. Нередко родители, сравнивая свое чадо с другими детьми, подчеркивают, что его успеваемость не так хороша, как у одноклассников и т. д. У ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах. Как правило, мужчины и женщины, воспитанные подобным образом, не способны привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не понимают, что это такое.

Социальные контакты детей вне семьи со сверстниками, педагогами, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку. Унижения от одноклассников, запугивание со стороны учителей приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе

Особенно важно мнение учителя для детей младшего и среднего школьного возраста, когда ученики воспринимают его слова как прописную истину

Причины детского эгоизма

Пример родителей

Ребенок воспринимает поведение родителей как норму, которую в процессе роста и развития перенимает.

как стать авторитетом для ребенка

Гиперопека родителей

Возникает в семьях, которым малыш достался с трудом (долгие годы лечения от бесплодия, тяжелая беременность и т.д.). Боясь, чтобы с малышом ничего не случилось (подсознательный страх потерять долгожданного ребенка), родители кружат вокруг него и выполняют все прихоти, чтобы только не обиделся и не почувствовал себя нелюбимым.

Сильная опекаемость возникает, также, в неполных семьях, где родитель остался с ребенком (без папы, например). Взрослый, чувствуя свою вину за неполноценную семью или невозможность уделять время ребенку из-за работы, потакает прихотям, таким образом, снимая с себя вину.

Гиперопека приводит к тому, что ребенок не проявляет инициативы в самообслуживании, ведь за него все и так сделают.

Возведение ребенка на пьедестал

Малышом умиляются, восхваляют и боготворят, независимо от его поведения. Рассказал стишок – будущий Пушкин! Выплюнул еду – как же смешно получилось! У ребенка не развивается критичное отношение к собственному поведению и он волен делать все, что пожелает

При этом этичность, вежливость и уважение к другим не берется во внимание. Ребенок просто не научен взрослыми, что это такое вообще

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.