- После трех уже поздно?
- Первый этап занятий – словесные игры
- «Рыболов»
- Альбом со слогами
- Самолетики
- Магазин
- Тест
- Учим считать ребенка до десяти
- Как разнообразить обучение ребенка?
- Обучение ребенка слоговому чтению
- Основные методики
- С какого возраста учить ребенка считать?
- Обучающие уроки
- Как научить ребенка разговаривать?
- Методики развития речи
- Лучший возраст
- Учим читать по слогам
- Как научить ребенка говорить букву Ш
- Учим ребенка сложению и вычитанию
После трех уже поздно?
«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?
А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и Н.Зайцев: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».
Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.
Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.
Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.
Первый этап занятий – словесные игры
Обучение чтению обязательно должно проводиться в игровой манере, в противном случае малыш быстро устанет и утратит интерес. На первом этапе необходимо пояснить ему, что слово состоит из слогов. Сделать это проще всего при помощи карточки. Сначала родитель показывает ребенку карточку, на которой написано простое слово (например, «собака»), потом разрезает его при помощи ножниц: со-ба-ка.
Далее можно предложить малышу поиграть со слогами.
«Рыболов»
Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.
Альбом со слогами
Предложите малышу поработать над созданием своего букваря. Такая идея ему точно понравится! Для начала берем обычный альбом для рисования. Каждый лист делим пополам. На одной половинке пишем слог, который изучаем сегодня. Предлагаем ребенку назвать предметы, которые начинаются на этот слог. Затем ему нужно нарисовать их на второй половине листа. Можно использовать аппликации.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Магазин
Сначала взрослые готовят материал – те овощи, которые будут продаваться. Это могут быть картинки, игрушечные овощи, трава, даже настоящие продукты. Далее делаются карточки, которые будут играть роль «валюты», – они представляют собой написанные слоги, с которых начинаются наименования товаров (например, если на «прилавке» имеется кабачок, то обязательно должна быть карточка «КА»). Далее «деньги» даются детям, которые от имени кукол должны совершить покупки.
Тест
И напоследок небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.
- Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?
- Способен ли он их пересказать?
- Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?
- Содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?
- Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
- Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?
- Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
- Когда Вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?
- Он аккуратно хранит свои любимые книги?
- У вашего ребенка богатый словарный запас?
- Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор?
- Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?
- Если Ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?
- У Вашего малыша нет логопедических проблем?
- Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?
- Обычно он говорит развернутыми предложениями?
- Ваш малыш с удовольствием учится читать?
- Он знает много стихов и песен?
Результаты теста:
От 0 до 5 очков
Если Вашему малышу меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?
От 6 до 12 очков
На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.
От 13 до 18 очков
Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Учим считать ребенка до десяти
Научить считать карапуза до десяти, является первоочередной задачей родителей трехлетнего малыша. Однако следует учесть, что освоить сразу десять цифр для ребенка будет очень сложно, поэтому сначала нужно ознакомить его с первыми пятью из них.
Взрослым следует использовать те методики, которые легко реализуются в домашних условиях:
- Отталкиваясь оттого, что на руке пять пальцев, ребенка можно ознакомить с названиями первых пяти цифр, используя для этого его собственную ладошку.
- Также можно показывать карапузу карточки с цифрами либо с предметами от одного до пяти. Психологи утверждают, что сами цифры ребенку пока запоминать сложнее, поэтому на начальном уровне их следует учить по количеству предметов.
- С крохой можно смотреть различные завивающие передачи или мультфильмы.
- Кроме этого, в обучении счету помогут веселые стихи и потешки.
- Научить малыша считать, можно используя цифры в повседневной жизни.
Как разнообразить обучение ребенка?
Будет неплохо, если мама приобщит карапуза к выполнению домашних дел и при этом в параллель попробует знакомить его с цифрами. К примеру, ребенку можно доверить убрать пять тарелок со стола. При этом убирая каждую из них, нужно попросить малыша считать: раз тарелка, два тарелка и т.д. Также перед походом в супермаркет чадо можно попросить запомнить пять первых позиций из перечня покупок. Уже в магазине карапуз должен напомнить маме о том, что нужно купить. Чтобы не сбиться со счета, малыш должен загибать пальцы. Таким образом, можно научить карапуза считать в уме, а в дополнении к этому развить его цифровую память.
Учить ребенка считать можно при помощи карточек, которые легко приобрести в книжном магазине или в интернете. Сначала нужно показывать крохе карточки поочередно, а затем с чередованием. Карапуз должен отвечать маме, сколько на карточке изображено предметов и к какой именно группе они относятся.
Взрослые должны сделать занятия интересными и проследить за тем, чтобы ребенку они не надоели. Заниматься с ним следует легко и ненавязчиво, желательно делать это в игровой форме, чтобы карапуз раньше времени не начал чувствовать себя школьником.
Подобные занятия похожи на те, когда ребенка учат читать по слогам, поэтапно знакомя его со звуками и буквами. Не нужно спешить, следует убедиться в том, что малыш усвоил всю информацию, а только потом переходить к следующему этапу.
Обучение ребенка слоговому чтению
Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.
Карточки для слогового чтения
В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.
Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично
Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка
Знакомство с буквами
Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:
- Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
- Твердые звонкие согласные: Л, М
- Глухие, шипящие звуки
После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.
Кубики Зайцева для слогового чтения
Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.
В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение
Занятие должны быть ежедневными
Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.
Основные методики
Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.
Наименование метода | Краткое описание | Достоинства | Недостатки |
Звуковой (фонетический) | Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. | Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.
Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова. Заниматься можно в любое время в любом месте. |
Требует длительного времени, обучение будет долгим.
В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного. |
Кубики Зайцева | Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). | Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. | В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало. |
Карточки Домана | Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. | Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. | Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом. |
Методика Марии Монтессори | Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. | Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. | Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести. |
Программа Ольги Соболевой | Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. | Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. | Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию. |
Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.
С какого возраста учить ребенка считать?
Точного срока не сможет назвать родителям даже специалист, но если принимать во внимание психологию ребенка, то начиная с трехлетнего возраста, мозг ребенка вступает в ту фазу развития, когда у карапуза возникает потребность в получении новой информации и знаний. На этом этапе малыш начинает схватывать все на лету, его можно учить считать, читать, рисовать, он будет впитывать все знания как губка
Малыш на подсознательном уровне тянется ко всему новому и интересному и эту тягу нужно поддерживать, развивая у карапуза те или иные способности.
Именно этот возраст является лучшим периодом для ознакомления ребенка с цифрами. Однако можно приступать к обучению и с полутора лет. В этом возрасте дети уже способны отличать одну цифру от другой, хотя пока полноценный счет для них непосильная задача.
Обучающие уроки
Что делать, если ребенку 2 года, а он не разговаривает, — вопрос, на который ответ один: прежде всего не отчаиваться, а заниматься. Программ, которые учат малышей говорить, сейчас достаточно много и выбрать одну из них для родителей не составит труда:
Работа с картинками. Эта методика заключается в том, что ребенку каждый день показывают одни и те же красочные иллюстрации, кратко рассказывая, кто на них изображен. Например, это – собака, это – корова и т.д. Все слова должны произноситься в правильной форме, четко и медленно. Для этих занятий можно использовать не только картинки, но и кубики или любимые книжки.
Пальчиковые игрушки. Всем известно, как малыши любят кукольные спектакли. Это очень интересно, как правило, даже подвижные дети с удовольствием принимают в этом участие. Можно инсценировать разные простые сказки: «Курочка Ряба», «Репка» и т.п. Главное, чтобы в них были несложные фразы и слова, которые периодически будут повторяться. Поставьте несколько, заранее выбранных сказок, текст которых каждый раз будет одинаковым. Возможно, именно такой подход позволит ребенку, который не хочет говорить в 2 года, научиться произносить слова.
Работа со стихами. Сейчас много обучающих стихотворений для малышей, которые в игровой форме позволят научить кроху простым словам
Здесь очень важно не просто озвучивать свою роль, а обучить ребенка диалогу. Для примера воспользуйтесь этими простыми четверостишиями:
***
Мама: гуси, гуси,
Ребенок: га-га-га,
Мама: есть хотите?
Ребенок: Да, да, да.
***
Мама: Вот барашек.
Ребенок: Бе-бе-бе.
Мама: К нам он скачет.
Ребенок: Где, где, где?
***
Список мультфильмов:
- «Как научить ребенка говорить? (популярные слова)». Состоит из трех частей и учит малышей словам, которые изображены на картинке.
- «Как говорят животные?». Веселый музыкальный мультик, который знакомит детей с тем, как поют птички, разговаривают звери и т.п.
- «Кухня». Он рассказывает об овощах и предметах на кухне, а также объясняет понятие «маленький – большой».
- «Учим фрукты». Развивающий мультфильм про машинку, который знакомит малышей с названием фруктов, понятием «много — мало».
Как научить ребенка разговаривать?
Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать
Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения
Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.
И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.
И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.
Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.
Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.
Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.
Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.
Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.
Методики развития речи
Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки.
Комментировать свои действия. Рассказывайте малышу о всем, что делаете.
Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию.
В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне
Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению.
Не заменяйте сложные слова простыми
Называйте вещи своими именами.
Не забывайте про глаголы.
Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает
Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого.
Играйте словами, слогами, звуками.
Важно улучшать развитие мелкой моторики рук
Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.
Лучший возраст
Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме. Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.
Начинать лучше в 4,5-5 лет
В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв
Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.
Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу
Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.
Учим читать по слогам
Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.
Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.
Начните с алфавита. Использовать можно разные пособия
Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот
После чего используются символы без картинок. Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы
Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
Лучшим решением будет выполнять упражнения играя
Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью. Начинайте складывать уже выученные буквы!
Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги. Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению. Начинать лучше с простых слов.
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию.
Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.
Как научить ребенка говорить букву Ш
Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»
Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики
- «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
- «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
- «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
- «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз
После разминки приступаем к языковому изучению:
- «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
- «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
- «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
- Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
- С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.
Учим ребенка сложению и вычитанию
Базовые операции типа сложения и вычитания, пригодятся ребенку еще до поступления в первый класс. Навыки подсчета предметов пригодятся ребенку в повседневной жизни и придадут уверенности в себе, дав толчок к развитию интеллектуальных способностей. С чего следует начинать обучение?
Прежде всего нужно запомнить, что учить ребенка следует в игровой форме. Обучение не должно напоминать уроки математики в школе. Ему должно это нравиться и быть интересно, иначе ничего не получится.
Сначала необходимо приготовить наглядный материал. Можно взять конфеты или фрукты, те, которые ребенку нравятся больше всего.
В начале нужно разбирать операции с простыми числами (к примеру, с четверкой). Чтобы в сумме получить это число, следует сложить две конфеты, а потом еще две. После того ребенка нужно спросить, как он понял объяснение родителя.
Складывать нужно продолжать до тех пор, пока кроха не поймет, как нужно правильно это делать, а только потом необходимо переходить к вычитанию.
Свои действия следует комментировать, говоря: я заберу две конфеты, а у тебя останется еще две.
Необходимо разложить конфеты в кучки. К примеру, две, три и четыре конфеты. Затем малыша нужно попросить сложить две любые кучки вместе и назвать полученное количество конфет, путем их пересчета.
Можно использовать специальную литературу и тетради с легкими примерами, которые помогут ребенку быстро освоить сложение и вычитание.