Как правильно отвечать на детские вопросы

Как не стоит отвечать на детские вопросы

Вопросы и ответы на них — важный способ поддержания общения в паре ребенок-родитель, нужно уметь правильно применять их в своих педагогических целях.
Какие варианты ошибочного поведения в такой ситуации могут быть использованы взрослыми?

Рассмотрим основные типы неправильных ответов на примере вопроса «Почему зимой идет снег?»:

  1. «Отмазка», формальная и неинформационная («Идет и все», «Это же зима», «Зимой всегда снега много», «Так уж мир  устроен»)
  2. Сказка( «Это бабушка Метелица вытряхивает свою перину», «На Луне живут снежные человечки», «Снежна Королева летает вокруг земли, а снежинки — ее свита»)
  3. Встречный вопрос («А почему летом идет дождь?» )
  4. Научный («В атмосфере Земли образуются скопления водяного пара, который, под воздействием низких температур, переходит из газообразного состояния в твердое, превращается в ледяные кристаллы»)

Правильный ответ на этот вопрос для дошкольника: «В тучках водичка тоже мерзнет, зимой всем холодно». 

Что делать, если ответа у вас нет:

  1. Не придумывать его самостоятельно.
  2. Не стоит игнорировать интерес малыша, переводить тему разговора в другое русло.
  3. Честно сказать ребенку, что вы сейчас не можете ответить, но обязательно сделаете это позже. Не забыть и найти ответ.

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.
Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ — это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговорённость, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнёт к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него

Уделите внимание всем этим несуразным, бредовым, абстрактным вопросам — растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником

(с) Многие мысли взяты из исследований В.Белянина (Московский психологический журнал)

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
Пример утрирован, но суть ясна: мы стараемся дать исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний. Такой ответ хорош для школьника, который пришёл с вами проконсультироваться по заданию. Но никак не для дошкольника. И дело не в том, что такой ответ ребёнку непонятен. Даже если вы его адаптируете, получится слишком исчерпывающе. Информация просто не оставит в детском мозгу места для собственных домыслов, умозаключений. Гасится любознательность, вы превращаетесь для ребёнка в ходячий словарь. В некоторых ситуациях это хорошо. Например, если вы не хотите дальнейших расспросов на эту тему. Или если у ребёнка логический склад ума, он уже достаточно развит и сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно — с пелёнок жить в мире, где всё уже описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко держится лучиками за небо. Потому что оно приклеено к небу специальным клеем.
Хороши для совсем маленьких детей. Очеловечить явление природы, животное, растение — это классический ход, известный ещё по детским сказкам. Очень наглядно, доступно, интересно, одна беда — неправда. На какое-то время такой ответ устроит «почемучку», но не очень надолго. Если ребёнок ходит в садик и активно общается с другими детьми, то эта информация может сослужить ему плохую службу. А главное, если уж вы решились на такую тактику — будьте готовы через какое-то время корректировать сложившуюся в детской голове систему знаний.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз – это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны

Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы – указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет)

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

– Почему дедушка курит, если это вредно?

– Почему нельзя писать в парке?

– Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

– Почему обзываться плохо?

– Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

– Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

– Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети – и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы – вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо  меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Пример правильных и неправильных ответов

А теперь давайте отметим правильные ответы взрослых и ответы, которые не следует давать, на примере вопроса «Почему идёт дождь?»

  1. «Не знаю» или «потому что погода такая», или «спроси у папы/мамы или «ты ещё не поймёшь». Эти пустые слова-ответы показывают ребёнку, что родители не хотят с ним общаться, игнорируют его и, постепенно могут потерять в его глазах свой авторитет. В дальнейшем, он, возможно, перестанет задавать вопросы и будет искать ответы в других местах, вероятнее, эти ответы окажутся неправильными или не такими, какие родители хотели бы дать. В дальнейшем, могут последовать другие вопросы, не исследовательского плана, а для привлечения к себе внимания, дети могут знать ответы на вопросы («Что ты делаешь?», «а зачем ты это делаешь?»), но будут задавать их взрослому снова и снова.
  2. Вопросом на вопрос («А ты как думаешь, почему идет дождь?) следует отвечать в том случае, если взрослый подразумевает дальше вместе с ребёнком найти правильный ответ. Это заставит его мыслить и рассуждать вместе с мамой или папой, но, скорее всего, от ребёнка последуют другие вопросы, надо быть готовым к этому и не злиться.
  3. «Для того чтобы люди увидели радугу» или «На тучке сидит капитошка с лейкой и поливает нас, чтобы мы быстро росли как цветочки» – такие вариативные или сказочные ответы подойдут для совсем маленького 2-3 летнего малыша, но потом, когда он подрастёт, взрослому придётся исправить свой ответ.
  4. «…образуется конденсат, иначе говоря, капли воды. Когда они становятся очень тяжелыми, их накапливается много, образуются грозовые тучи, а потом капли падают на землю под воздействием силы тяжести – дождь идет!» Научные длинные объяснения утомят ребёнка, он потеряет суть ответа, не поймёт и, ему станет скучно.
  5. Ответ должен быть коротким, понятным и правдивым. «На небе есть облака, в них накапливается вода, когда её становится много, белые облака превращаются в серые тучи, капли начинают падать на землю.

А ещё можно не просто ответить на вопрос, но и провести опыт в домашних условиях, чтобы удовлетворить интерес ребёнка в научных вопросах, например, «Почему птицы не тонут?». Всего лишь нужно перо птицы опустить на воду и объяснить, что перья покрыты смазкой, которая защищает от намокания. Вода не может проникнуть сквозь перья и, поэтому птицы легко держатся на поверхности воды. А нефть разрушает эту защитную плёнку, поэтому птица намокает, может замёрзнуть и утонуть. Вместо нефти сгодится моющее средство для посуды, добавив несколько капель в миску с водой, сразу будет виден результат.

В конце, следует обязательно сделать акцент на том, что не надо ругать ребёнка, если вопрос кажется, на взгляд взрослого человека, глупым или «неприличным» или просто не нравится взрослому, нужно обязательно без раздражения ответить на любой вопрос малыша, а потом объяснить кому, где и какие вопросы лучше задавать. Если дети задают вопросы, это очень хорошо, они получают полезную информацию, следовательно, развиваются.

Что отвечать на вопрос -Когда у вас уже будут дети?

  • Мы как раз над этим вопросом работаем.
  • Сначала нужно пожить для себя.
  • С какой целью интересуетесь?
  • Как только – так сразу.
  • Остались считанные часы.
  • Когда Господь даст, тогда и будет.
  • Не собираемся. Почему? А потому что.
  • Как только решим квартирный вопрос (закончим ремонт, достроим дачу, разъедемся с родителями и пр.).
  • Какие дети? Я сама еще практически дитя!
  • Даже и не думаем!
  • Мы еще не согласовали данный проект.
  • Только после вас.
  • Уже скоро. Вот только кофе допью.
  • Как раз бегу решать этот вопрос.
  • Человек предполагает, Бог располагает.
  • Вы будете первым, кто об этом узнает.
  • А вам не кажется, что лезть в чужую личную жизнь просто неприлично?
  • Что, уже пора? (округляя глаза)
  • Какие дети? Я их боюсь!
  • Нам пока и без детей проблем хватает.
  • Так понравился процесс, что решили не торопиться.
  • Хотите помочь?
  • Ждем повышения пособия на детей.
  • Ничего, если наши планы останутся между мной и мужем?
  • Точно! Совсем из головы вылетело! Спасибо, что напомнили. Побегу искать мужа.
  • Как только вы подарите нам отдельную квартиру.
  • Сейчас – никак. Я же на работе! А вот после – просто обязательно.
  • Сразу после зачатия скину вам смс-ку.
  • Как только из роддома вернемся – сообщим. Суеверные мы.
  • У нас все по плану. По какому? А вам не все равно?
  • Чем старше – тем выше шансы на двойню. А мы как раз ее и хотим. Чтобы два раза не рожать.
  • А с какой стати я должна перед вами отчитываться?
  • У вас, кроме моей личной жизни, других забот нет?
  • Поговорим об этом лет через пять.
  • Врачи запретили думать об этом ближайшие пару лет.
  • Да мы бы и рады…
  • А вы желаете свечку подержать?
  • Мы заняты спасением мира. Это будет нас отвлекать.
  • Хм. Знаете, глядя на вас, передумали.

Конечно, этот список бесконечен. Те, кому дети даются «легко», редко могут понять тех, для кого это тяжелый и мучительный путь. Если у вас есть свои мысли, можете ими поделиться. Главное —  верьте в себя, и пусть никакие бестактные вопросы не станут препятствием на пути к вашей мечте.

Ответ-провокация

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?
Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете ребёнка порассуждать, поискать ответ вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать (или быстренько погуглить) правильный ответ.

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе – или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» – это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

Как отвечать правильно

При любом детском вопросе, даже том, который вас ошеломляет, нужно сохранять спокойствие и уверенность в себе. Малыш не должен понять, что вопрос странный и неуместный.

Чтобы ребёнок понял ваш ответ, нужно:

  • говорить короткими простыми предложениями, не используя сложных терминов;
  • сказать правду, не придумывая нелепых историй;
  • серьёзно выслушать кроху, не высмеивая его наивность;
  • отвечать конкретно, не повествуя о лишних фактах.

Иногда дети спрашивают об одном и том же несколько раз. Это может значить, что у малыша развился какой-то страх либо он до конца не понимает вашего ответа

Попытайтесь объяснить крохе всё подробно, уделяя внимание деталям

Как правильно отвечать на детские вопросы?

Правильно отвечать на детские вопросы – целое искусство, которым вам непременно нужно овладеть!

Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться родителям маленьких «почемучек»:

Правило №1. Никогда не раздражайтесь, когда малыш задает вам вопрос!

Даже если вы на него отвечали вчера или то, о чем он спрашивает, вам кажется абсолютно бессмысленным. Малыш, видя ваше раздражение, решит, что он делает что-то не так и у него может пропасть желание узнавать новое и спрашивать о чем-то вас.

Правило №2. Отвечайте простым языком.

Наверняка, вы можете многое объяснить с научной точки зрения. Но ребенок в 4 года вряд ли поймет эти термины, а, соответственно, не удовлетворит свой интерес. Постарайтесь говорить максимально просто, доступными малышу словами, хоть это и не всегда легко!

Правило №3. Отвечайте на любой вопрос и отвечайте честно.

А если не знаете правильный ответ, ничего не выдумывайте, а лучше смело признайтесь малышу в этом и вместе отыщите ответ: в книжках, Интернете или спросите у других членов семьи.

Правило №4. Спрашивайте в ответ.

На некоторые вопросы вместо того, чтобы дать готовый ответ, лучше поинтересуйтесь, что думает сам малыш, помогите ему порассуждать, выводя на правильный ответ.

Правило №5. Фильтруйте вопросы.

Иногда малыши спрашивают нас о чем-то не потому, что им нужен ответ, а для того, чтобы привлечь наше внимание или просто пообщаться. Например, знакомая всем череда вопросов, вытекающих из ваших ответов, которую невозможно закончить:. В такие моменты нужно не забывать про правило №1 и правило №4: не нервничайте и спросите что-нибудь в ответ: «А ты как думаешь, для чего нужно убираться?»

Или отшутитесь еще после первого вопроса: «Дрова рублю!». Посмейтесь вместе и предложите малышу помочь вам

В такие моменты нужно не забывать про правило №1 и правило №4: не нервничайте и спросите что-нибудь в ответ: «А ты как думаешь, для чего нужно убираться?». Или отшутитесь еще после первого вопроса: «Дрова рублю!». Посмейтесь вместе и предложите малышу помочь вам.

Желаем вам терпения в ответах на все вопросы малышей!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Бесконечные «зачем» и «почему»

Возраст «почемучек» наступает примерно в 3 года и продолжается до конца дошкольного детства. Именно в этот период детсадовцы активнее всего “забрасывают” своих мам и пап многочисленными вопросами

Чем ребенок старше, тем меньше он спрашивает и тем более точный ответ ему от вас требуется. 
Трехлетний малыш может весь путь от садика до дома использовать для общения, причем оперируя исключительно предложениями с вопросительной интонацией! Ему очень важно, чтобы вы отвечали активно и бойко. Что именно — не имеет пока большого значения

Для детей это игра, развлечение, типа пинг-понга. 
Школьник уже идет к взрослому за помощью, он действительно хочет узнать что-то или подтвердить свою правоту, ищет информацию. Нужна ли она ему для того, чтобы выполнить домашнее задание или понять, что именно является причиной его конфликтов с одноклассниками – это уже не так существенно. Важно, что до начала подросткового возраста ребенок стремится получить от вас проверенную информацию, авторитетное мнение.
С наступлением возраста тинейджеров все снова меняется. Вопросы теперь превращаются в главное средство общения, но на этом этапе их единственная роль – показать различия между вашим «костным сознанием» и передовыми взглядами подрастающего современного поколения. 

Все эти возрастные особенности детской психологии стоит учитывать в повседневном общении с детьми. Знание их помогает родителям избегать тупиковых ситуаций, лучше понимать своих отпрысков и быть способными оказать им помощь. Очевидно, что вопросы трехлетки, ребенка десяти и пятнадцати лет имеют между собой очень много различий, но есть несколько правил, которые выручат родителя как приготовишки, так и выпускника.

Неизвестность — путь к открытию

В детско-родительских отношениях вопросы можно и нужно использовать для создания благоприятного психологического климата в семье и формирования доверия между поколениями, а также для развития детского:

  • мышления;
  • памяти;
  • наблюдательности;
  • внимания;
  • фантазии. 

Общепринятое правило этикета «не отвечать вопросом на вопрос» с дошкольниками работает не всегда. В этом случае возможны, даже желательны, исключения. Это не значит, что вам нужно постоянно «перебрасывать» детское недоумение и интерес обратно, бесконечно восклицая: «А сам как думаешь?». Но время от времени это делать полезно, даже необходимо. Особенно хорошо использовать такой педагогический прием тогда, когда вопросы ребенка носят однообразный, повторяющийся характер: «А куда мы идем?», «А зачем?», «А почему в магазин?», «А почему в этот магазин?», «А когда пойдем в другой?». 
Каждый родитель оказывался под подобным «градом» бесконечных высказываний с вопросительной интонацией. Явно, что в такой ситуации вашим отпрыском движет не столько тяга к новым знаниям, сколько желание просто поговорить. Используйте ее с выгодой для вас обоих, перехватывайте инициативу! Спросите у заскучавшего ребенка что-нибудь, что разбудит у него любопытство. Например, «Как ты думаешь, почему двери в магазине сами открываются?» или «Зачем апельсину толстая шкурка?». 
Совершенно не обязательно превращать поход за покупками в экзамен или выездную сессию интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Вы не должны непременно сами знать абсолютно точный ответ и требовать его от ребенка. Порассуждайте вместе, поищите правильный вариант в домашних энциклопедиях или «всемирной паутине». Учите сына или дочку наблюдать, интересоваться окружающими событиями и явлениями, анализировать. Все эти качества пригодятся им в дальнейшей жизни. 

“Да” и “нет” не говорите

Взрослому очень важно понимать, что для ребенка вопрос — это, в большинстве случаев, не попытка получить точную информацию о чем-либо

Чаще всего — это поиск возможности пообщаться, завести разговор, получить внимание. Дети, спрашивая, хотят обсудить с мамой или папой интересующую тему, а не выслушать заумную тираду и убедиться в их энциклопедических знаниях

Стоит запомнить несколько простых правил, которые помогут успешно справляться с возрастом «почемучек» и последующими за ним этапами взросления вашего отпрыска, сохраняя при этом свой родительский авторитет.

Итак, отвечая на вопросы ребенка, нужно:

  1. Понять, чем вызвано его любопытство в данный момент, что подтолкнуло вашего сына или дочку спросить именно сейчас о том или ином явлении, событии. Старайтесь не только внимательно выслушать и понять вопрос, но и «почувствовать» его. Возможно, малышу вдруг стало одиноко или он тревожится о чем-то? В это случае его слова «Ты меня любишь?» – это попытка получить немного тепла, внимания и участия с вашей стороны, а не услышать односложное «Да» или более развернутое «Конечно, ты же мой сыночек!». Возможно, пришло время вам обнять своего кроху и спокойно поговорить с ним о том, что произошло у него сегодня, о чем он размышляет или беспокоится?
  2. Общаться с ребенком по душам, на «философские» темы лучше всего в подходящей обстановке, установив доверительный контакт. Беседуйте, глядя малышу в глаза. Не стоит «давить авторитетом» и сыпать истинами свысока. Очень полезно сесть с крохой рядом или предложить ему удобно устроиться у вас на коленях. Непременно смотрите ребенку в глаза, разговаривая, установите зрительный контакт с ним. Используйте его естественное любопытство для возможности побыть лишний раз вдвоем, поделиться чем-то важным, лучше узнать и понять своего малыша. Подростка, конечно, на колени уже не усадить, но с ним тоже полезнее беседовать с глазу на глаз, в спокойной комфортной обстановке, доверительно и открыто.
  3. Ребенку нельзя врать. Это абсолютная истина, правило без исключений. Подрастающему карапузу совершенно не обязательно знать все, что уже усвоили по тому или иному вопросу вы, но обманывать его категорически запрещено. В этом единодушно сходятся все специалисты по детскому развитию и воспитанию – педагоги, психологи, врачи. Правда слишком легко и быстро обнаруживает себя, а уличение во лжи — весомый повод остаться без родительского авторитета навсегда. 

И так, вот «три кита», на которых должна строиться любая семейная викторина-экспромт, т.е. время вопросов и ответов.

Детям всегда нужно стараться отвечать: 

  • честно, бережно сохраняя факты;
  • коротко, без длинных объяснений и разглагольствований;
  • увлеченно, делясь своим интересом к предмету обсуждения и любознательностью вообще.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector