- Учитывайте возраст ребенка
- 1. Миллион «почему», или 3-5 лет
- 2. Западня для дошколят, или 5-6 лет
- 3. Школа начинается, или 7-10 лет
- Воспитываем счастье: с чего начать?
- Проблемы, связанные с воспитанием
- Рекомендации для родителей
- Восемь важных советов родителям нерадивых учеников
- 1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи
- 2. Правильно относитесь к оценкам
- 3. Вспомните, зачем нужно учиться
- 4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу
- 5. Идите за интересами ребенка
- 6. Отложите кнут, достаньте пряник
- 7. Научите видеть позитив в заданных уроках
- 8. Научите ребенка любить себя
- Как воспитать успешного человека
- Какие условия обеспечат успешное формирование личности
- Пример родителей
- Коммуникация с окружающими
- Такие простые игры
- Как научить ребенка справляться с трудностями
- Как правильно хвалить ребенка
Учитывайте возраст ребенка
1. Миллион «почему», или 3-5 лет
Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется
Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний
Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!
2. Западня для дошколят, или 5-6 лет
В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс
Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения
В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.
Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.
3. Школа начинается, или 7-10 лет
Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.
Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.
Воспитываем счастье: с чего начать?
Воспитание ребенка начинается с семьи, а точнее с самих родителей. Именно от них зависит, каким станет их ребенок во взрослой жизни, и даже то, что он привнесет в воспитание уже своих детей.
Знать бы только наверняка, как воспитать успешного и счастливого ребенка. В этом вопросе вам помогут наши советы:
Начните с себя. Не зря фраза «Хочешь сделать мир лучше — начни с себя!» до сих пор пользуется огромной популярностью. Наши дети являются прямым отражением нас самих. Очень часто можно заметить, что, подрастая, дети привносят черты поведения своих родителей в свою повседневную жизнь. Поэтому, если вы хотите видеть своих детей счастливыми, станьте сами такими. Радуйтесь новому дню, ищите красоту во всем, следите за своим здоровьем и настроением, покажите своему ребенку, что эта жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. Стабильное эмоциональное состояние
Очень важно не срываться по любому поводу на членах семьи. Вы как мать должны держать эмоциональную планку всей семьи
С вас берет пример ваш ребенок, никогда не нужно об этом забывать. Поэтому, если вас настигли какие-либо проблемы, переживания или плохое настроение, постарайтесь не выплескивать их на окружающих, а нивелировать негативные проявления. Поведение ребенка. Всегда следите за изменениями в поведении ребенка. Дети должны быть для нас как открытая книга. И если ребенок стал плохо себя вести, то это неспроста. Все процессы в жизни детерминированы. А это значит, что ребенок вам хочет что-то показать. Стоит детально разобраться в причинах такого поведения, прежде чем принимать меры.
Проблемы, связанные с воспитанием
Родители – это основные учителя, закладывающие главные жизненные принципы и основы мировоззрения, которые ребенок потом проецирует во взрослую жизнь. Главное – не следовать мнению социума, не заинтересованного в самодостаточных и уверенных в себе личностях, а прислушиваться к своему ребенку и его потребностям.
Следует навсегда запомнить одно простое правило: успешный ребенок – это человек с нормальной самооценкой, счастливый, без комплексов и страхов, которые зарождаются в детском возрасте под влиянием мам и пап. Родители любят послушных и спокойных деток, которые не проявляют инициативу и не отстаивают свое мнение. Очень удобно, когда ребенок полностью подчиняется воле родителей. Но это до поры до времени.
Психологи считают, что проблемы и ошибки в воспитании не только отрицательно сказываются на психологическом здоровье ребенка, но и провоцируют развитие физических заболеваний. Чтобы не допустить этого, следует менять сознание родителей, которые воспитывают своих детей по принципу «будет так, как я сказал».
Родители переносят в процесс воспитания отголоски из своего детства, то есть если отец рос в семье деспота, то существует большая вероятность, что так же он будет вести себя и со своим сыном.
Конечно, ни о каком успехе и речи быть не может, если ребенок растет в среде с переизбытком агрессии, если он закомплексован и не уверен в себе.
Родителям необходимо обратить внимание на ряд проблем, которые есть в современном обществе и являются препятствием на пути развития успешности и полноценности у детей:
- Отрицательное влияние на воспитание оказывают компьютерные технологии. Родителям проще отвлечь малыша новомодными телефонами и планшетами, чем почитать ему на ночь книгу. Следствием этого является недополучение в детском возрасте внимания, что отрицательно сказывается на психике малыша.
- Компенсация недостатка внимания и заботы покупкой игрушек приведет к обесцениванию материальных вещей и повышенным запросам.
- Навязчивая помощь со стороны родителей. В итоге ребенок становится безынициативным, неприспособленным к жизни, а впоследствии — беспомощным взрослым.
- Навязывание своих взглядов обычно свойственно тем родителям, которые сами не преуспели в жизни и теперь проявляют свои способности и передают опыт маленькому человеку.
- Неготовность принять ответственность за ребенка – как следствие, ребенок недополучает любовь и страдает из-за несостоятельности и безответственности мамы или папы.
Рекомендации для родителей
Приведем еще ряд рекомендаций для тех, кто хочет знать, как воспитать детей счастливыми.
- Поступок и ребенок. Всегда необходимо оценивать или критиковать определенный поступок ребенка. Нельзя переносить оценку действий на всю личность ребенка. Вместо «Ты плохой» нужно сказать «Ты поступил плохо».
- Зрительный контакт. Общаться с ребенком нужно на его уровне, чтобы он видел ваши глаза. Ни в коем случае не обращаться «с высоты своего роста».
- Реакция родителей. Ребенок всегда наблюдает за вашей реакцией. Исходя из этого он строит свое поведение. Покажите ребенку, как правильно реагировать на ту или иную ситуацию, и это существенно облегчит ему жизнь в будущем.
- Помощь детей. Всегда принимайте оказываемую детьми помощь. Пусть в итоге выйдет не совсем так, как вы хотели, зато ребенок почувствует себя значимым в вашей жизни.
- Самооценка. Чтобы сформировать у ребенка правильную самооценку, всегда показывайте, что у него все получится, он со всем справится. Создавайте ситуации успеха для него, чтобы вселить уверенность в своих силах.
- Ответственность. По мере взросления необходимо перекладывать ответственность на ребенка. Например, если школьник не сделает уроки, не нужно делать их за него. Дайте понять, что любой поступок имеет результат, хоть и не всегда приятный.
- Модель поведения. Будьте для своего ребенка образцом. Покажите ему, как правильно выстраивать отношения с окружающими. Кроме того, дети очень часто перенимают модель построения семьи и воспитания от своих родителей.
Восемь важных советов родителям нерадивых учеников
1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи
Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.
2. Правильно относитесь к оценкам
Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера
Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим
3. Вспомните, зачем нужно учиться
Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.
4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу
Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.
5. Идите за интересами ребенка
Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.
6. Отложите кнут, достаньте пряник
Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.
7. Научите видеть позитив в заданных уроках
Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.
8. Научите ребенка любить себя
Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!
Как воспитать успешного человека
Воспитывая у ребенка такие качества, как человечность, целеустремленность, самостоятельность, родители формируют успешную, уверенную в себе личность. Кроме того, всегда следует помнить, что дети подражают взрослым, поэтому воспитывать нужно и себя.
Если мама всегда сдерживает обещание, папа – поддерживает в трудной ситуации, то в будущем ребенок будет вести себя так же.
На что нужно обратить особое внимание, а чего не допускать, чтобы воспитание успешного ребенка дало положительный результат?
- Родителям нужно научиться воспринимать ребенка как отдельную личность, для которой характерны – свой взгляд на вещи, свое мнение, чувство собственного достоинства.
- Нужно научиться соблюдать моральную дистанцию, не навязывать свое мнение и вкусы, особенно если ребенку это не по душе. Даже малыш 2 лет может точно сказать, какие игрушки ему нравятся, а какие нет.
- Родители должны поддерживать инициативу, это первые шаги в воспитании самостоятельности у ребенка. Успешная социализация пройдет быстрее и безболезненнее, если ребенок будет более самостоятельным и уверенным в себе. Пусть он кушает очень медленно или полчаса завязывает шнурки, но это важные этапы в развитии независимости и силы воли.
Нужно поощрять любые проявления активности, где он пытается сделать что-то самостоятельно
Особенно важно выражать поддержку в первые годы жизни малыша, именно в этот период поведение взрослых определяет его характер. Нужно помогать ребенку ставить цели и разрабатывать вместе с ним план действий
С 6-7 лет необходимо начинать воспитывать трудолюбие и силу воли, он уже способен контролировать свои эмоции. Требуется обязательно приучать малыша к занятиям спортом. Физические нагрузки развивают самодисциплину и контроль над собой. На своем собственном примере показывать, как достигать поставленных целей. Главное — проявлять последовательность, всегда сдерживать обещания, трудиться и наслаждаться результатом своей работы.
Какие условия обеспечат успешное формирование личности
Важные условия для формирования личности ребенка.
Пример родителей
Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив
Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.
Коммуникация с окружающими
Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.
Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.
Забота и внимание
Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние
Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.
Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.
Такие простые игры
Именно через проигрыш или выигрыш ребенок познает первую победу или неудачу. Задача родителей на этом этапе – справедливо судить участников игры, соблюдать правила и иногда немного поддаваться, особенно если у малыша сильно развита неуверенность в себе и своих возможностях. Не забывайте, что в любой игре взрослый имеет преимущество – знания и многолетний опыт.
Но переборщить с «поддавками» тоже нельзя, ведь тогда ребенок не будет прилагать стараний для своей победы, и такая победа ничему его не научит. И уж тем более не стоит намеренно ошибаться там, где карапуз это заметит. Игра, в которой нет духа соревнования, быстро становится скучной. Кроме того, так вы воспитаете в ребенке чувство, что ему все что-то должны, в том числе уступать первое место.
В некомандных играх, когда малыш что-то мастерит самостоятельно, тоже стоит помогать, и тоже незаметно. Если к примеру, у ребенка не получается собрать конструктор, отвлеките его ненадолго, а сами поправьте там, где он допустил ошибку. Победы, которые были заработаны самим ребенком, ценятся выше, чем те, с которыми помогли родители.
Как научить ребенка справляться с трудностями
Каждый разговор взрослых рано или поздно сводится к обсуждению чужих успехов – сослуживцев, бывших одноклассников, соседей… Спросите себя, что именно выносят ваши дети из этих разговоров? Когда вы говорите о достижениях другого человека, делаете ли вы упор на то, что ему просто «подфартило», или акцентируете внимание на его усердном труде?
Если постоянно говорить о том, что Петров получил должность, потому что его бабушка была первой учительницей начальника, а Иванова купила квартиру, потому что ей повезло с работой, у ребенка сформируется стереотип «легких достижений».
То есть успех приходит не к тому, кто усердно трудился и добился цели, преодолев множество препятствий, а к тому, кто был ловчее и удачливее. Посмотрите, что показывают в детских фильмах и телепередачах, – победителем всегда выходит не самый умный и трудолюбивый, а самый наглый и хитрый. Детям просто неоткуда взять правильную установку на достижение успеха.
Как исправить ситуацию? Прежде всего, обратите внимание на то, что вы говорите при детях, ведь вы для них пока единственный авторитет. За каждое достижение хвалите ребенка, но похвала не должна быть искусственной
Даже если работа выполнена из рук вон плохо, найдите в ней плюсы, и лишь потом укажите на ошибки.
И помните, даже за самое большое достижение нужно хвалить правильно – делать упор не на природный талант ребенка, а на то, что ради этого успеха он хорошо потрудился. Так вы мотивируете ребенка на еще большее стремление к труду, а не к безделью («Я же талант! Я и без труда рыбку достану!»)
Как правильно хвалить ребенка
За победу на школьной олимпиаде – вместо «Ты такой умный, я так тобой горжусь!» скажите «Ты усердно занимался в течение долгого времени и теперь можешь гордиться собой!» Ребенок должен хотеть быть успешным ради себя, а не ради похвалы бабушки или незнакомой тети.
Не забывайте про похвалу. Если высказать одобрение через неделю после события, ребенок не сможет его сопоставить со своими ощущениями от победы.
Никогда не мотивируйте детей материально. За красивый дневник или выполнение домашних обязанностей нельзя давать дополнительные карманные расходы, иначе у ребенка сформируется неверное представление о реальном мире. Он не будет пытаться чего-то достичь до тех пор, пока не получит свой пряник.
Хвалите за трудолюбие, даже если результат неутешительный. Если команда ребенка проиграла в соревнованиях по баскетболу, найдите что-нибудь хорошее в его игре: «Ты отлично забрасываешь трехочковые, должно быть ты долго отрабатывал их?»
Не забывайте указывать на личностный рост ребенка. Если дочь заняла призовое место в конкурсе кулинаров, доверяйте ей приготовление ужина. Только вместо «Ну наконец-то ты научилась готовить!
Теперь будешь заниматься ужином каждый день» скажите «Я вижу, ты отлично научилась готовить. Думаю, теперь я могу доверить тебе приготовление ужина пару дней в неделю». В первом случае дочь воспримет свой успех как увеличение количества ее обязанностей, а во втором – как расширение своих прав.
При правильном отношении к достижениям своих детей вы получаете не будущего члена общества потребления, а здравомыслящего успешного во всех отношениях человека. Видя, сколько усилий нужно приложить, чтобы достичь своих целей, ребенок будет быстрее справляться с трудностями на своем пути.
И однажды он поймет, что его будущее зависит только от него: упорно занимался математикой – выиграл школьную олимпиаду – победил в региональной – получил стипендию в престижном университете. Ни родители, ни друзья, ни мифические «связи» никогда не дадут ребенку того будущего, которое он сможет сам для себя выстроить.