Заряна и нина некрасовы как найти контакт с ребёнком? сказочные возможности!

Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, — крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, — «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром — в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал — их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:. Вечером пеночка нежно поет,

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты — зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи — урок бережного обращения с психикой ребенка, ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать.

Вопросы для детей по стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы».

1. Как называется стихотворение?

2. Кто автор?

3. Как зовут главного героя?

4. Где жил Мазай и чем он занимался?

5. Каким вы представляете деда Мазая? Опишите его.

6. Скажите, что случилось с зайцами?

7. Как описывает автор зайцев, попавших в беду?

8. Какой поступок совершил Мазай?

9. Почему Мазай спас зайцев?

10. Как бы вы поступили на месте Мазая?

11. Как вы думаете дед Мазай любит свой родной край?

13. Какое место в стихотворении вы бы хотели послушать еще раз?

О пользе подпольно-сказочной агитации

   Родители часто сами нарываются на неприятности по очень простой причине: они говорят с ребёнком не на том языке. Когда человек азартно гоняет в догонялки, ему, ей-богу, не до ваших шапочек, а мысль о простуде – вещь такая абстрактная, что вообще ни одного малыша не проймёт. Другой язык, другие понятия, другие интересы. Ну, вроде как если бы вы приехали в Индонезию и со всеми индонезийцами упорно объяснялись по-русски, а потом сами же изумлялись: и чего же меня не понимают? Так и тут. Когда мы хотим чего-то от ребёнка добиться (причём – мирным способом), только и надо перейти на такой язык, который ребёнку понятен. На детский язык. Нет – нет, мы не предлагаем вам вечно сюсюкать. Мы предлагаем вам в разговоре подбирать те аргументы, которые весомы для него. Это раз. А второе – вспомнить, что дети – не взрослые. И видят мир они, и чувствуют иначе, и интересы у них не те, что у нас. Детское мышление образно и эйдично, и летит оно по своей орбите, той, где мир живой и говорящий, такой, с которым легко они входят в контакт.   И нам, воспитателям – взрослым, надо в эту орбиту вписаться. Вы спросите, как?   Отвлечь, увлечь, найти подходящий образ и… сделать паузу. Не торопиться.
    Дети готовы (и способны, причём добровольно) послушаться родителей в двух случаях:   – когда понимают, какая им от этого будет польза   – когда опасаются вредных последствий для себя.   Объяснить им пользу и вред самым понятным способом – и столкновений не будет.   А иногда и объяснять не надо

Достаточно просто отвлечь малыша, переключить внимание – и всё в порядке. Переключение даже на школьников действует благодатно

Ребёнок упорно стоит на своём? Вы просто делаете паузу и даёте возможность одуматься и/или отступить красиво, не унижая своего достоинства.   Это – как сказать волшебные слова, как «откройся, Сезам»   Но, к сожалению, слишком часто в тот самый момент, когда юный человек начинает деятельно знакомиться миром, когда весь мир для него – волшебство, мы уводим детей от сказок. Точнее, не позволяем жить так, как положено в детстве: в мире сказочном и реальном – одновременно. И в результате огребаем массу проблем. Дети   – не понимают;   – не слушаются   – а мы с ними ссоримся и теряем контакт.   Сплошное взаимонепонимание!
    Как это так у нас получается, если все мы, все родители, желаем своим детям только добра и очень – преочень стараемся? Вот потому. Мы просто слишком уж серьёзно относимся к воспитанию.   Чуть проще, чуть легче, чуть несерьёзней, и всё время помня о том, что дети – не взрослые; и до нашей серьёзной взрослости, и до нашего мировоззрения, и мышления, и до понимания причинно-следственных отношений им ещё расти и расти.   Проблемы потому и случаются из-за того, что мамы/папы и прочие близкие умудряются вечно забывать: малыши не знают элементарных вещей. Это нам понятно, что лужа глубокая и что сапожки промокнут, а малышу – нет. И ваш запрет «не лезь в лужу» ребёнок воспринимает как несправедливость. Ему-то интересно, он всё хочет сам попробовать и ощутить.   Не слушаются малыши чаще всего не из вредности, а по незнанию. И по незнанию они попадают в переделки. И ведут себя не очень симпатично, потому что пока не умеют посмотреть на себя со стороны.

Что делать, если у вашей фантазии выходной

   Придётся это полёт организовывать.   Конечно, насильственные методы типа «нахмуренный лоб» и «дай как следует подумать» вряд ли помогут. Наоборот, чем больше вы будете стараться, заставляя себя что-нибудь сочинить, тем медленнее и скучнее поползут ваши мысли.   Недаром говорят о полёте! Вам действительно надо отпустить на свободу своё воображение, позволить ему отправляться туда, куда оно захочет, а не куда вы требуете.   Есть разные способы раскабалить себя. Начинайте с пустячков. Тренируйтесь.   Например, вот так.   1. Задавайте себе неожиданные вопросы.   Вот по газону вышагивает ворона. Куда она идёт? На ветке сидит другая. Они знакомы?   Если вопросы не получаются, используйте фразы, долетевшие до ваших ушей. Но соотнесите (перенаправьте) их не к говорящему, не к себе, а к первому же предмету, попавшемуся вам на глаза. Например, на глаза вам попалась урна; а фразу вы услышали в это момент такую: «Давай, чао; созвонимся». Кому урна могла это сказать? И вообще, откуда у неё мобильник? выкинул что ли кто-то? И с кем она там болтала?   2. Найдите обычной вещи необычное применение   Тут наши малыши большие мастера. Это у них палочка превращается в скакуна, а тряпочка – в плащ для принцессы. А мы чем хуже? Вы собираетесь…достаёте флакон с духами… Предположим, что духи закончились, а выбрасывать жалко. Как его ещё можно использовать – не по прямому назначению? Если трудно поначалу представить – вспомните себя девочкой с хвостиком или мальчиком в шортиках. Как она/он им бы распорядилась?   Какая это игрушка. Посмотрите на любую вещь и скажите себе: «Если этим играть, то это будет (превращается, превращается…). А во что? Или – наоборот. Задаёте себе вопрос: «Из чего можно сделать ковёр – самолёт?» Оглядываетесь кругом. Из блокнота. Из старой варежки. Из крышки от мусорного ведра… И так весь день, как только вспомните – сразу ищите: на кого он похож…Когда заместителей штук сто наберётся – считайте, что ваше воображение распоясалось (ой, извините, раскрепостилось).   3. Посмотрите на мир вверх ногами.   И не обязательно для этого вставать на голову. Просто представьте это. И как это будет выглядеть? Птицы ползут по земле. Почему? Что-то потеряли? Дома крышами зарылись в землю. Почему? Чего-то испугались?   4. Поднимите забавный камешек.   И найдите среди трещинок, в переплетении линий какой-то рисунок. Что он означает? Можете искать хоть что-то конкретное, хоть что-то абстрактное, как вам больше понравится. А если поискать на другой стороне? Так же можно рассматривать узоры на морозном стекле, на льдинке, в изменчивых облаках, в загогулине, которую нарисовал ребёнок. Это, кстати, очень приятно делать вместе.   5. Посмотрите свежим взглядом.   В буквальном смысле слова. Как ни покажется странным, мы на всё (почти всё) смотрим по привычке, словно бы вскользь. Потому что сто раз видели, тысячу слышали – не интересно. Вы уверены? Проверим.   Первая серия вопросов:   Вспомните первый столб, который вам встречается по дороге на работу. Вспомнили? Какого он цвета? Что на нём висит? А фонарь горит или погашен? А провода в какую сторону тянутся? Кто этот столб обнимает?   После каждого вопроса постарайтесь закрыть глаза и …   Вторая «вопросная» серия: Представьте, что вы марсианин и увидели его в первый раз

Что в о нем скажете?   Представьте, что вы собачка, которая бежала мимо столба и…Что собачка увидит? Представьте, что вы – фонарщик, который должен залезть на этот столб и засветить фонарь.   Представьте, что вам у этого столба назначила свидание…симпатичная кошечка…   Обратите внимание: каждый раз вы смотрели на это самый столб по-другому. Заметили? Он стал для вас чуть – чуть интереснее, забавнее, что ли

А завтра, отправившись на работу, вам вдруг захочется внимательнее посмотреть на него, и даже если мимо проскочите – всё равно вспомните и оглянётесь. Смотрите с любопытством.   А если вы подумали: «Делать мне, что ли, нечего..!», – что ж, вы снова правы.   У нас есть масса моментов, когда мы умираем от тоски. В автобусе, в очереди, в метро, на собрании, на совещании, на… (дополните список сами).   Порадуйте своё подсознание и используйте это время с толком. Выберете, например, ухо начальника (или обложку журнала, или пейзаж за окном) и посмотрите на это с любопытствующим интересом, так, как будто видите в первый раз. С точки зрения кого-то другого.   Ещё одна польза от «столбового» занятия. Если близкие часто жалуются, что вы их «совершенно не понимаете», такая тренировка вам поможет лучше любимых понять. И только потом придёт к вам вас подходящее, правильное решение.   Когда заходим в тупик, надо делать неожиданный ход. Будите свою фантазию. Да, это риск, но это и плацдарм для взлёта. Она действительно окрыляет. И ещё – возвращает детское чувство безопасности. И готовность пойти за приключением.

Обойдёмся без капризов

   Иные родители даже не представляют, скольких острых углов в воспитании могли бы они избежать, если бы использовали сказку как главный педагогический приём. От скольких капризов спаслись бы и спасли своего малыша.   Вот малыш сидит на стульчике и размазывает кушанье по столешнице. Можно сказать «ай – яй – яй!» – и немедленно нарваться на неприятности. Ротик закроется, милая мордочка скуксится… Инцидент неизбежен?   А что, если попробовать вот так: делаете большие глаза и говорите слегка нараспев: «А знаешь, что я видела?! Сейчас я тебе расскажу…» – глаза карапуза тут же превратятся в два блюдечка, а ротик открывается сам.   «А в самом деле…что я видела? – лихорадочно соображаете вы между тем, – а…а что мы сейчас едим?». Взгляд на тарелку («так, сегодня горошек и камбала…») – вот и сказка готова.   «Плыла-плыла рыбка-камбала и увидела горошек. Что это? Раньше такие круглые штучки здесь не росли…».   Пока ваше чудо совсем в мелком возрасте, вам не стоит даже голову ломать, чтобы придумать героев своей незамысловатой сказки. Тут принцип простой, проще некуда: «что вижу, то пою». Это может быть ложка, которая подружилась с чашкой. Или ротик, к которому ложечка в гости пришла. Или стол, который взял, да пошёл погулять, «Ванюша приходит, а столика нет на месте…»   Поскольку мир для ребенка живой, и всё-всё-всё (с его точки зрения) умеет двигаться и говорить, то и с предметами обихода запросто могут случиться всяческие истории. (Даже с такими прозаическими как горшок, с которым малыш никак не желает подружиться). Наоборот, чем привычней (обиходней) объект, тем интереснее ребенку узнавать про него: для него в мире всё новенькое, всё неизвестное.   Этим и воспользуемся.   Вот вы собираете ребёнка на прогулку. Брючки одели, курточку одели, а ботиночки он вдруг не пожелал обувать. Сил у вас, конечно, хватит, чтобы натянуть эту несчастную обувь, но какими нервами! А зачем нервы тратить?   Берёте ботиночки, ставите на пол и рассказываете своему капризному чуду сказку про «Ботиночки, которые сами пошли гулять». А если вы ещё и покажете, как они к двери самостоятельно пошли – ни одна детская вредность не выдержит. Малыши – большие собственники, и со своими штучками ни за что не расстанутся.   Вам надо без воплей усадить чадо, например, на горшок, и удержать его там, и что еще важнее, чтоб малыш был не против кое-что там сделать. Например, сколько битв разгорается, когда родители решают – пора! и начинают деятельно приучать карапуза к горшку! И сколько головной боли (себе) и проблем (ребёнку) они формируют. А единственно, в чём по-настоящему надо не промахнуться – в сроках. Если вы убедились, что малыш и физически, и психически до решения «мокрой проблемы» созрел – сочините с ним серию сказок и поиграйте.   Сказка про куклу Катю, которая стала такой большой, что подарила памперсы маленькой куколке Юле, а сама стала делать «пис – пис/ка-ка» на горшок.   Сказка про быстрого зайчика, который быстрее Мишки прискакивал и садился на горшок.   Сказка про мальчика Пупсика, который сам научился писать и сам натягивал на себя штанишки.   Главное тут – проиграть тот порядок действий, который следует совершить малышу. И те положительные эмоции, которые он будет при этом испытывать.   Возможно, вы с некоторой отопью услышите и его первые сказки, когда на ваш строгий вопрос: «Это кто намочил штанишки?», – раздастся «Ку-ка (кукла) или «ми-ся» (мишка). Только не посчитайте это за ложь

Просто ребёнок хорошо оценил важность горшка и правильность сказки. Берите это самую куклу с подмоченной репутацией и… нет, шлёпать не надо

Надо её пожалеть («ах, бедная Катя, ходит в мокрых штанишках!») и попросите малыша показать «бедной Кате», как правильно на горшок садиться и что там положено делать.

От присказки до сказки лёгкие шаги

   Новорождённый малыш сказок, конечно, не понимает; но это не важно. Важно, что наша любовь к нему – безусловная, волшебная любовь

Мы принимаем его – любого, и любим просто так, ничего не прося взамен. Только за то, что родился, что пришёл в этот мир через нас. Мы готовы ему служить бескорыстно, как царевичу – Серый Волк, Заре Зарянице – Солнце и Месяц, и Ветер, служить бескорыстно.   Мир младенца размыт и неясен, он состоит из пятен и звуков, из разных кусочков, которые ещё ему предстоит собирать. И будет ли удачной «сборка», по сути зависит от нас, от того, как ухаживаем за малышом и как общаемся с ним. Когда родитель любит безусловно (то есть всегда и таким, какой ребенок есть, а не таким, каким его хотел бы видеть), он как будто дарит все волшебство мира своему малышу.   Странно разговаривают мамы в младенцами… повторяют и повторяют такие глупости, такие чудесные глупости. Это первые сказки Дитя и Мамы – сказки для адаптации и мамы и малыша. Они незатейливы и наивны, и рассчитаны на двоих; но «пустячками» они только кажутся. На самом деле это самые важные «пустяки», потому что они открывают дорогу в новую большую жизнь. Здесь важно всё: мимика, жесты, и то, каким голосом, и с какой интонацией обращаются к малышу. А он и дремлет, и одновременно всеми своими органами чувств как бы ощупывает мир… Малыш, как губка, впитывает информацию о мире и о себе.   Оставим новорождённого за этим полезным делом – «ощупывать» мир и к нему привыкать, поговорим о маме. А точнее, о тех сказках, которые она сочиняет сейчас. (Она ведь тоже, по сути, новорождённая: новый статус, новые обязанности и новые права).   От них, этих сказок, которые она создаёт сейчас, во многом зависит, как они вместе – она и ребёнок – будут жить потом. Сейчас все эти «агушки», сюсюкания и припевочки определяют, быть может, всю будущую жизнь.

Иду на контактКак сочинять, рассказывать и обучать

   Как сочиняются сказки?   Просто возьмите то, что у вас под рукою. Погремушка? Хорошо, пусть это будет «Сказка про погремушку». Чем не сказочный герой?!   Повернитесь так, чтоб малыш увидел лицо ваше в фас (а не в профиль): так ему удобнее; и скажите что-нибудь ласковым голосом. Он оживился? Значит, участвовать в сказке готов.   Теперь покажите погремушку (расстояние от его глаз до «объекта» – сантиметров двадцать – тридцать). Потрясите её слегка, подождите немного, чтоб взгляд малыша за неё «зацепился». И медленно ведите её горизонтально справа налево (или наоборот), приговаривая: «Вот какая у Машеньки погремушка! Динь – динь – динь…Погремушка пошла гулять…динь – динь – динь…».   Вот и вся сказка. Такой крошке и крохотной сказки вполне хватит, минуты на полторы

(Сосредотачивать своё внимание младенцы дольше пока не могут).   Малыш проследил глазам за погремушкой? Прекрасно. Сказка ему понравилась.   Через какое-то время сказку свою вы можете повторить.   Для двухмесячного младенца вы можете уже усложнить сенсорную информацию, и это поможет ему наблюдать мир вокруг

Возьмите две игрушки и перемещайте их (медленно-медленно) в разных направлениях. Это будет сказка про то, как встретились две погремушки и снова разъехались – разошлись; перемещайте их по очереди.   А в три месяца «героев» можно запустить по разным траекториям, а со временем у сказки появится продолжение.   Пятимесячный малыш с удовольствием послушает сказку про то, «как убежала погремушка»:«Куда же она от нас спряталась? Куда же убежала наша погремушка?.. Поищем, поищем…Да вот она, к Коле под бочок забежала…».   Детка живо выразит вам своё мнение. Собственно, на эту реакцию малыша стоит и ориентироваться. Дети всегда показывают, что им нравится, а чем недовольны.

Роль Н.А.Некрасова в развитии поэзии для детей

Николай Алексеевич Некрасов как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она являлась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.

Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. И.И.Панаев вспоминал, что Белинский полюбил молодого поэта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни». По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову — именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с 1847 года, — это был основанный еще Пушкиным «Современник».

Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.

Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь.

Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(«Железная дорога».)

«Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.

Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания.

В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них.

С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи революционных демократов о воспитании подрастающего поколения. В его поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать явления окружающей жизни. «Пособерись-ка ты с силой, зорче кругом погляди», — советует дедушка внуку.

Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме «Железная дорога». Пытливый и «умный Ваня» задает отцу генералу вопрос: «кто строил эту дорогу?» Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля.

Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, — о народе, который в муках и страданиях, своим «страшно громадным трудом» воззвал к жизни «эти дебри бесплодные». И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него «эту привычку к труду благородную». Картины «бедствий народных» в «Железной дороге» порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.

Дети — герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда («Плач детей»). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянуться к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» — в лохмотьях, с «едва прикрытой грудью», но с книжкой в котомке. Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел «разумный и великий» «архангельский мужик» Ломоносов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.