Детерминизм и индетерминизм в философии

Детерминация поведения

Человек оказывает влияние не только на ближайшее окружение, но и на макросреду (общество в целом). Это приводит к тому, что в определенном коллективе формируются культурные, политические, социальные нормы. Полноправными гражданами считаются те, что соответствуют общепринятым стереотипам. Нередко личность в процессе жизнедеятельности сталкивается с явлениями, которые противоречат его личным качествам: чертам характера и темпераменту.

Психологическая концепция детерминируется тем, что любое поведение человека объясняется исключительно культурными и социальными факторами. Эти критерии определяют его эмоции и манеру поведения. Ребенок узнает об общепринятых нормах из семьи и от близкого окружения (друзей, учителей). ТЕго личные (врожденные) качества всегда дополняются информацией извне.

Категории детерминизма

Впервые классифицировать принцип детерминизма стали только в прошлом веке, и одну из систем классификаций предложил аргентинский философ и физик Марио Бунге.

Он выделил следующие категории детерминизма:

  • Статистический
  • Количественный
  • Структурный
  • Механический
  • Диалектический
  • Теологический

И еще одну категорию отметил этот ученый – речь идет о детерминированности при контакте нескольких человек. Если рассмотреть еще подробнее каждую из вышеперечисленных категорий, можно выделить также такие понятия, как связь, причина и следствие, взаимодействие и вероятность, связь состояний и корреляция, условия и необходимость, предвидение и еще множество составляющих.


Причина следствие

Происхождение термина «детерминизм»

Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

Спиноза

Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают. Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она – вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм. С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение. Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода – это осознанная необходимость.

Однозначный детерминизм

Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.

Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона

Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него

Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:

  • масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
  • течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
  • мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
  • движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.

Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.

Чем отличаются детерминантные и индетерминатные помидоры?

Индетерминантные легко отличить от детерминантных помидоров еще до появления цветков и плодов.

По теме:

Готовим запеченные овощи в духовке быстро и вкусно

Сен 15, 2019

Чем интересен голландский томат Бобкат и особенности его…

Сен 10, 2019

НАЗАД ВПЕРЕД 1 из 146

Сеянцы

При появлении всходов через 3-4 суток семядольное колено расправляется и по его длине можно косвенно определить тип будущего куста. У индетерминантных сортов оно более длинное (3-5 см), чем у детерминантных (1-3 см). Однако, при недостатке света, сеянец может сильно вытянуться и тогда определить какой будет куст достаточно сложно. На фото сеянец индерминантного помидора, подсемядольное колено довольно длинное.

Рассада

При достижении рассады возраста появления первой цветочной кисти можно легко определить тип будущего куста. Индетерминантные помидоры образуют первую кисть после 8-9 настоящего листа и выше, детерминантные – после 6-7 настоящего листа и ниже. Пример индетерминнатного сорта виден на фото, уже 9 настоящих листьев, но ни одной цветочной кисти.

Взрослые растения

Когда растение давно посажено, хорошо подросло и имеет несколько завязанных кистей с плодами, то трудно определить количество листьев до первой завязи, так как рассаду могли заглубить и часть стебля осталась под землей.

Индетерминантные сорта закладывают цветочные через 3 листа. У детерминантных помидоров между кистями всегда меньше 3 настоящих листьев.

На растении детерминантных сортов всегда можно найти побег, рост которого заканчивается завязью, у индетерминантых такого случая не будет. Единственно ошибочным принятием индетерминантного томата за детерминантный может быть случай, когда во время формировки растения происходит прищипка побега сразу за цветочной кистью и кажется, что побег на ней закончил рост. Поэтому необходимо быть внимательным и в качестве проверки считать листья между завязями.

На фото можно видеть, как растут индетерминантные сорта.

По теме:

Что такое карвинг из овощей и фруктов — искусство…

Как приготовить помидоры на гриле — тонкости для…

Вкусная томатная паста в домашних условиях для приготовления…

Как приготовить овощи при диете, чтобы было не только…

НАЗАД ВПЕРЕД 1 из 74

Существуют томаты для теплиц, которые формируют высокорослые растения, но относятся детерминантным сортам томатов, образуя кисти, менее, чем через 3 листа. Это большинство современных тепличных гибридов. Также есть штамбовые индетерминантные помидоры, которые имеют низкорослый куст, например, широко известный позднеспелый сорт Волгоградский 5/95.

Схема различных типов куста представлена на схеме.

Штамбовый тип куста никак несвязан с ветвлением, образованием кистей и имеет гофрированные листья и утолщенный центральный стебель, удерживающий растение в прямостоячем состоянии даже с большим количеством плодов и не требующий подвязки. Пример штамбового детерминантного сорта томатов, фото которого расположено ниже, показывает насколько компактный этот куст.

Индетерминизм

Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания – то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности. В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие – это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.

Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Основы современного детерминизма

Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

  • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
  • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
  • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.

Объяснение понятия «детерминизм»

«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм в философии – это утверждение обоснованности и нормальности всех событий, поскольку в силу предшествующих событий все происходит именно так, как и должно.

Такая позиция близка науке, утверждающей, что если известны все предшествующие некоему событию факторы и причины, то можно безошибочно предсказать его наступление; и наоборот, когда нечто свершается, то оно неизбежно. Все и всегда определяется и определенно, а установить законы, по которым развивается то или иное событие возможно при помощи методологии науки.

Теперь о примерах индетерминизма. Во-первых, принцип свободной воли, который возлагает ответственность за сознательное поведение на носителя этого поведения. Индетерминизм в философии это скорее позиция ответственности за свое бытие, которая нашла выражение в религиозных направлениях. Например, христианство проповедует принцип индивидуальной ответственности, а все последующие явления (блага или наказания на том свете) проистекают из выборов человека.

Это понятие в философии и психологии

  1. внутренний мир человека;
  2. окружающую среду;
  3. некоторую первичную реальность (Бог, природа или космос).

С появлением теоретико-вероятностных методов исследования концепция причинности была признана несовершенной. Первичными оказались статистические закономерности, которые выражают «средние» состояния множества величин. Они стали первоосновой моделей вероятностного мира.

Полностью противопоставляется детерминистским взглядам индетерминизм – это философское направление, последователи которого полностью отрицают причинность явлений и их связь.

В психологии

Он представляет собой модель, состоящую из трёх факторов, которые влияют на происходящие события:

  1. окружающая действительность;
  2. личностные качества человека;
  3. поведение.

Среда влияет на проявления характера человека и его поведение, как и само поведение зависит от окружающей действительности.

Фатализм и детерминизм простыми словами

Фатум в переводе на русcкий язык, это рок, судьба. (от лат. fatalis – определенный судьбой). Идею фатализма, или существования судьбы, некой предопределенности нашей жизни можно объяснить минимум двумя путями. Первый, это слепая вера в судьбу. В том смысле, что у каждого из нас есть судьба и как бы мы не вертелись ужом, с нами произойдет только то, что должно произойти. Это мало кого устраивает, потому что большинство людей выверены в том, что они сами решают, как им поступать в том, или ином случае. Свободу волеизъявления с натяжкой можно оставить идеалистам, считающим, что сознание и разум первичны, а материальный мир, это уже производное от нашего существования, Но вот отрицание фатализма, детерминизма, как причинно — следственной связи вещей и явлений, материалистами, совершенно непонятно. Второй путь понимания. как раз и кроется в идеях материализма. В самом деле, ведь если брать за основу материалистические взгляды на устройство мира, то последний должен состоять из некоторых первокирпичиков, которые физики давно и безуспешно ищут с помощью разных коллайдеров. С точки зрения материализма, все что с нами происходит и будет происходить, абсолютно предопределено. То есть, все процессы внутри нас и вне нас, просто обязаны подчиняться фатальной неизбежности. Раз есть некие фундаментальные и незыблемые частички мира, то положение всех вещей в мире в конкретный момент времени зависят только от занимаемых ими позиций в пространстве. Или можно представить это себе как-то иначе? Собственно, это и отражено в идее вечного возвращения у Ницше.

Частицы через огромное количество времени снова обязаны занять то же положение. которое они занимают сейчас, и вы опять будете сидеть и читать эти же строки. Может, кого-то такая идея и захватывает, а по мне, это глупость. В одной из статей объясню, почему. Можно вспомнить принцип домино. Ведь какой бы длинной и закрученной ни была цепь стоящих на торце костяшек, как только вы толкнули первую, судьба следующих фатально предрешена. Весь мир можно представить себе в виде подобных хитросплетений, взаимодействующих друг с другом.

Детерминизм

Тогда как фатализм больше связан именно с понятием судьбы, данной каждому человеку свыше, не особо вникая в подробности, детерминизм, это уже целое учение, разделенное множество разных детерминизмов. Мы не будем рыхлить землю носом, а коснемся только общих принципов. Говоря простым языком, речь идет о том, что все процессы и явления в мире связаны между собой причинно-следственными связями. Причем каждое следствие становится причиной для следующего следствия. Тот же принцип домино.

Индетерминизм

Индетерминизм противопоставляется детерминизму, основываясь на малоубедительных доводах. Одними людьми используется понятие свободной воли человека, честно говоря, непонятно откуда взявшейся. Другие отстаивают индетерминизм, взяв на вооружение квантовую механику, в которой уже сто лет безуспешно пытаются хоть как-то свести концы с концами. Но, всех случаях, принимая индетерминизм, нужно безоговорочно признать, что некоторые вещи происходят безо всякой причины, случайно. Ребята, очевидно путают случайность с непредсказуемостью. Но это же совершенно разные вещи. Непредсказуемость субъективна. Она возникает только для того, кто не обладает достаточным объемом информации для правильного вычисления результата. А вот случайность. следуя логике приверженцев индетерминизма, просто обязана быть абсолютной. Согласно детерминизму, камень, триллион раз подброшенный вверх, столько же раз упадет назад. Индетерминизм, надо полагать, допускает, что у подброшенного камня есть шанс зависнуть в воздухе. Только не нужно придумывать ситуаций, когда камень можно бросить с первой космической скоростью и он не вернется и т.п. Речь идет об обычном подбрасывании. Я просто кратко обозначил разницу между двумя противоположными понятиями, к которым часто примешивают божью волю и свободу волеизъявления человека. Но, об этом в другой публикации.

Суть детерминизма, понятие детерминизма

Определение слова «Индетерминизм» по БСЭ:

Индетерминизм (от лат. in — приставка, означающая отрицание, и Детерминизм) философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический И.). В истории философии, начиная с древнегреческой философии (Сократ) вплоть до настоящего времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм исходит из того, что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 440), «…нимало не уничтожает ни разума, ни совести…, ни оценки… действий» человека (там же, с. 159) (см. ст. Свобода воли). В современной буржуазной философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Неопозитивизм, Прагматизм и Персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой. Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе И. и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механистический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в современной буржуазной философии. Так, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности, аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр. Диалектический материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних механистических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формирует новое обобщённое представление о детерминизме. Лит. см. при ст. Причинность. А. П. Огурцов.

Что такое индетерминизм?

  • Индетерминизм, как следует из названия, учение, отрицающее причинность. Подобные идеи встречаются в богословских трактатах, в учениях Кантах, говорил об этом и Юм. В противоположность детерминизму речь идет о субъективном характере причины и следствия.
  • Проще говоря, подразумевается, что, делая тот или иной вывод, человеку в действительности совершенно неясна степень его соответствия истинному положению вещей.


Разница Термин индетерминизм появился как научное течение вместе с развитием статистической отрасли и считается противоположностью детерминизму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.