Импульсивность у детей

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции

Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать Slideshow ADHD in Children мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Зачем устанавливать границы в поведении

Когда говорят, что границы надо устанавливать жестко, обычно это значит, что они должны быть и что ребенок должен уметь их соблюдать. Но это представление распадается на две части: само наличие границ как таковых и чтобы ребенок хорошо понимал, где они находятся. 

Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека, другие люди не обязаны терпеть, когда ты переходишь их личные границы. В порядке вещей эти границы устанавливать. 

Другой вопрос: та степень резкости и грубости, с которой эти границы устанавливаются. Должны ли мы каждый раз, когда ребенок нарушает границу, бить его ложкой по голове? Должны ли мы каждый раз давать ему ремня или возможны другие меры? Разумеется, ответ: другие меры возможны. 

И более того, даже необходимы, потому что от постоянной резкости, жесткости и бесконечных наказаний лучше не делается. 

Если нельзя, то нельзя. И ребенок хорошо понимает, что такое нельзя. И что даже если очень хочется, то все равно нельзя. Но если он переходит границы, мы не обязаны его слишком строго наказывать за это. 

Что делать

Импульсивность – это последствие низкого самоконтроля и низкой саморегуляции. Как научиться совладать с эмоциями:

  1. Расслабляйтесь, занимайтесь профилактикой стресса. Медитация, йога, теплые ванны, занятия спортом, аттракционы антистресс (например, битье посуды) – все это поможет вам.
  2. Повышайте стрессоустойчивость. Как это сделать: ежедневно бросайте себе вызовы, расширяйте зону комфорта.
  3. Освойте техники саморегуляции: аутотренинг, дыхательная гимнастика, танцы, спорт.
  4. Старайтесь силой воли заставить себя молчать несколько минут, только потом говорить. Можете в это время выйти из комнаты или записать мысли на бумагу.
  5. Найдите свою отдушину: дело, которое приносит положительные эмоции, снимает стресс.
  6. Избегайте перенапряжения, не берите на себя слишком много обязанностей.
  7. Найдите стрессогенные факторы, раздражители. Импульсивность – результат внутреннего напряжения, возбуждения. Устранение негативных факторов, стабилизация эмоционального фона положительно отразится на рациональности принимаемых решений.
  8. Воспитывайте здоровый эгоизм, избавляйтесь от эгоцентризма.

Причины импульсивного поведения

Специалисты выявили биологические истоки возникновения импульсивности. Рассматриваемая черта неразрывно связана с продукцией дофамина, являющегося веществом, передающим информацию в нервных структурах. Импульсивному поведению сопутствует чрезмерная продукция дофамина, следствием чего становится изменение активности лобных зон, отвечающих за контроль над деятельностью и программирование. В результате анализ события и прогнозирование плодов действий, либо отсутствуют полностью (сразу наступает стадия выполнения), либо сокращается время на процесс разбора ситуации.

Причинами приведённых биохимических трансформаций могут стать возрастные изменения нервной системы, стойкие патологические образования в нервной системе, фиксация определённых поведенческих паттернов, преходящие физиологические сбои.

Факторы, порождающие импульсивность, следует подразделить на две подгруппы: психофизиологические факторы и психические недуги.

Импульсивность обнаруживается у большинства индивидов. Большей частью она нестойкая и не характеризуется возникновением серьёзных нехороших последствий. Неосмотрительные действия совершаются из-за воздействия сильных эмоциональных треволнений, интенсивных раздражителей извне, состояния потерянности или усталости. Все перечисленные факторы временно понижают самоконтроль. Устойчивая импульсивность непатологического характера обнаруживается на определённых фазах психического созревания индивида и при отдельных типах характера.

Ниже приведены причины импульсивности лёгкой и умеренной выраженности.

Рассматриваемое явление проявляется у дошкольников и учащихся младших классов. Обусловлено оно недостаточным созреванием функции контроля над поведенческими паттернами. В дальнейшем отмечается постижение социальных ролей, принятие поведенческих установок, что вынуждает сдерживать собственные импульсы и учитывать интересы окружения.

Пубертатный период знаменуется половым созреванием, сопровождающимся гормональным дисбалансом, который неизменно сказывается на эмоциональности: подростки делаются более возбудимыми, они легко впадают в гнев, раздражаются, отчаиваются. Одновременно с физиологическими трансформациями возникает подростковый кризис, которому сопутствует противостояние между потребностями тинэйджера и образовавшимися вокруг него социальными обстоятельствами (родительскими ожиданиями, требованиями учителей). Аффективная необузданность является базисом импульсивных поступков.

Импульсивность нередко бывает чертой характера. Она обусловлена лабильностью процессов высшей нервной деятельности. Это присуще сангвиническому и холерическому варианту темперамента. В ходе социализации и благодаря воспитательному процессу происходит фиксация импульсивных черт.

Истощение энергетических запасов организма проявляется в спаде его терпимости к психологическому неудобству: аффективными «взрывами» (криком, рыданьями), легкомысленными поступками. Поэтому вероятной причиной импульсивного поведения может стать астения, порождённая переутомлением, недосыпанием, нарушением здоровья, продолжительным ожиданием, чередой неуспехов. Импульсивность здесь выступает инструментом разрядки психоэмоционального перенапряжения.

Окружающая обстановка наполнена множеством стимулов, что способствует побуждению неконтролируемых вспышек.

Причины устойчивой патологической импульсивности обусловлены психическими отклонениями. Недостаточный контроль над поведением, эмоциональная разболтанность, спад критических способностей являются базисом для свершения поступков, препятствующих социальной адаптации, расстраивающих процесс обучения, нарушающих профессиональную деятельность.

Импульсивность сопутствует нижеприведённым недугам:

– синдрому дефицита внимания и гиперактивности;

– поведенческим расстройствам;

– аутистическим расстройствам;

– умственной отсталости – по преимуществу, пациенты, страдающие олигофренией, являются недостаточно адаптированными, они аффективно неустойчивы, ощущают алогические страхи, характеризуются низким навыком волевой регуляции;

– эпилепсии – у лиц, страдающих данной хворью, импульсивные реакции являются привычной формой реагирования на будничные трудности;

– возбудимой психопатии;

– деменции, при которой трансформации эмоционально-личностного поля представлены поведенческой пассивностью, отсутствием критики, импульсивностью, больные делаются грубыми, нецензурно выражаются, неадекватными.

Что же такое импульсивность?

Это отличительная черта поведения ребенка, характеризующаяся предрасположенностью действовать по первому позыву. Импульсивная личность даже не пытается анализировать свои поступки, сдерживать эмоции, не пытается контролировать собственное поведение, учитывая потребности людей, которые ее окружают.

«Бывают дети совершенно не импульсивные?» – часто спрашивают родители. – «Или это только мой такой?» Бывают дети, которым по силам ждать, держать свои эмоции при себе, сосредотачиваться на выполнении определенных целей?

Действительно, делать импульсивные поступки свойственно дошкольникам в связи с недостаточной зрелостью нервной системы. Проявление импульсивности может отличаться у разных детей. Некоторые малыши очень импульсивны в новых для себя условиях, при большом количестве раздражителей, у других случаются «срывы» в моменты выполнения скучной, однообразной работы, когда раздражителей не хватает. У третьих несдержанность и нетерпеливость появляется во время болезни.

Каждый дошкольник импульсивен, но уровень импульсивности отличается в любом индивидуальном случае. Импульсивность как личностная характеристика связана с врожденными качествами нервной системы и фиксируется с начала второго года жизни крохи.

Кто такой импульсивный человек

Ни в коем случае не стоит путать импульсивность и решительность. Импульсивный человек совершенно не умеет обдумывать свои поступки и заглядывать в будущее. Он живет только в настоящем, там же принимает решения. Импульсивные люди заводятся с «пол пинка», подвержены влиянию эмоций, не умеют держать себя в руках.

Что свойственно импульсивному человеку:

  • перепады настроения;
  • резкость;
  • капризность;
  • активность, гиперактивность;
  • непостоянство;
  • непредсказуемость;
  • скачки с темы на тему во время разговора;
  • болтовня впустую, даже если его никто не слушает.

Импульсивность не обязательно связана со вспыльчивостью, раздражением. Импульсивные люди испытывают весь спектр эмоций. В один раз они всех любят, стараются расцеловать. А в другом случае могут быть агрессивными. Все зависит исключительно от окружающих условий, настроения индивида.

Такие люди сначала что-то делают, а потом обдумывают свой поступок, его результат. Импульсивность свойственна детям. Если она наблюдается у взрослого, то можно говорить об инфантильности, или личностной незрелости. Если в основе проблемы не лежит какое-либо заболевание, то скорректировать поведение будет проще. Но на перевоспитание уйдет много сил и времени.

«Все точно знают, что вам делать»

В нашем случае не возникало никакой агрессии и трудностей с социализацией. Но у моего ребенка были серьезные проблемы с учебой. 

И вот родительское собрание. Это ты в другой жизни профессионал, уважаемый человек, руководитель отдела. Но сюда приходишь — и ты мама троечника. И на тебя смотрят и говорят, что ты совершенно не занимаешься своим ребенком. 

Никто не знает, сколько на самом деле я занимаюсь своим ребенком. Но всем очевидно, что он растет как придорожная трава, что я увлечена только своей карьерой, а на него ноль внимания и фунт презрения. 

Каждый точно знает, что мне ребенка надо больше любить, или наоборот, больше пороть, и строже спрашивать, и больше учить наизусть, и хотя бы изредка читать вслух. А читали вслух мы до 14 лет. Вот эти ситуации, конечно, приводили меня в глубокое отчаяние. 

Вообще люди очень любят простые решения. Одной знакомой ее мама сказала, что «нет у твоего ребенка никакой гиперактивности и СДВГ, она просто невнимательная и шило в попе». То есть сказала тоже самое, только другими словами.

У нас вообще есть особенность — объяснять любые сложные проблемы простыми моральными дефектами.

Надо сказать, что в начале изучения СДВГ одним из первых названий этого диагноза был дефект морального контроля. То есть считалось, что дети ведут себя плохо, потому что они плохие. Или  взрослые уделяют им недостаточно внимания. 

Я довольно часто слышала от взрослых, что дефицит внимания — это когда взрослые недостаточно внимания уделяют детям. То есть практически все объясняется либо моральными проблемами со стороны взрослых — недостаточно стараются, либо моральными проблемами со стороны детей — они плохие, избалованные и так далее. Все оценивается в этических категориях, но проблемы лежат не в области этики. 

Это могут быть очень добрые, положительные, любящие дети, которые искренне хотят вести себя так как надо, но это им совершенно не удается. 

Что это такое

Рассматриваемое явление заключается в неспособности человека совладать с сиюминутными порывами, тенденции производить действия, не анализируя последствия, под воздействием сформировавшейся ситуации и личных эмоций. Эмоциональная импульсивность сопутствуется невнимательностью, возбудимостью, гиперактивностью. Индивиды, имеющие такую особенность, совершают поступки, руководствуясь первым импульсом, и также стремительно ощущают муки совести, если их необдуманная активность порождает негативный результат. Например, легкомысленная дорогая покупка бесполезной, но привлекательной вещи, приводящая к раскаянию из-за лишней траты денег.

Противоположной чертой считается самоконтроль, заключающейся в стремлении тормозить простые желания, взвешивать результаты поступков, не игнорировать суждения окружения, учитывать не только персональные интересы. В этом состоит главное отличие импульсивности от решительности, которые сходны целенаправленной реакцией, однако последнее – предполагает осмысливание действий, разбор возможных итогов, сознательное предпочтение определённого поведения. Решительный индивид поступает уверенно, основываясь на заранее обдуманных выводах и твёрдом решении. Импульсивная личность совершает поступки спонтанно, не обдумывая заранее собственные действия.

Зачастую импульсивность личности сравнивают со вспыльчивостью, ибо эта реакция тоже отличается бесконтрольностью, стремительностью, необдуманностью. Различие между приведёнными качествами состоит в том, что несдержанные, вспыльчивые личности эмоционально резки, нередко открыто выражают раздражительность, злость, гнев. Однако никаких действий может за подобным поведением не последовать, если такие лица не импульсивны. Иным отличием является ассоциирование вспыльчивости с отрицательными эмоциями, тогда как импульсивность может также подзаряжаться радостью, счастьем, подъёмом.

Ураган в детской

Физиолог Александр Крейтон еще в XVIII веке писал о неспособности некоторых детей достаточно долго сосредоточиться на одном предмете. В 40-х годах XX века невнимательность уже лечили стимуляторами. Сейчас это называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ (Attention Defi cit Hyperactivity Disorder, ADHD). Второй вариант названия, более редкий, — ГРДВ (гиперактивное расстройство с дефицитом внимания), как его называют в соответствии с принятой в России Международной классификацией болезней (МКБ-10).

Считается, что некоторые дети, а именно 20-30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. При этом множество специалистов (и неспециалистов) сомневается в существовании СДВГ. Так есть он или нет? Обратимся к экспертам. 

Признаки

Выраженность импульсивности обусловлена спецификой функционирования мозга. Как правило, она генетически определена. Зачастую избыточную импульсивность причисляют к негативным чертам. Однако в отдельных ситуациях умение принимать мгновенные решения считаются особенностями креативного мышления.

Импульсивность поведения представлена четырьмя основными признаками. Прежде всего, рассматриваемое явление предопределяется неспособностью прогнозировать и планировать. Люди совершают действия, находясь под контролем эмоций, поэтому они предвидеть ожидаемые последствия не могут. Для них любой итог является неожиданностью. Они предпочитают достигнуть незначительного, но стремительного результата, нежели потратить чуть больше времени, дабы дождаться более существенного итога.

Слабый уровень контроля также свойственен импульсивным лицам. Они подчинены собственным сиюминутным желаниям.

Такие лица ищут лишь ярко-острые эмоции. Поэтому им присуще недостаточное упорство, выражаемое в откладывании неинтересных дел, в прокрастинации.

Импульсивные личности неизменно «рыщут» в поиске свежих впечатлений, они подчинены потребности срочно получить порцию новых эмоций. Таким образом, людям свойственно совершать поступки вследствие воздействия интенсивных положительных либо отрицательных переживаний, искривляющих способность принимать обдуманные решения и многовариантные ходы. Тем самым они утрачивают возможность избежать бесконечных раскаяний и мук совести, характерных для импульсивных лиц.

Помимо того, описываемая категория людей, характеризуется бесконечной спешкой. Они «носятся» с сумасшедшей скоростью по вехам жизни, порывисты, им безмерно сложно заставить себя усидеть длительное время на одном месте. При этом они сами не ведают, какую реакцию выдадут на очередной внешний импульс.

Как сохранить ресурс и успокоиться

Для того, чтобы грамотно реагировать на поступки ребенка, у нас должен быть ресурс. 

Ребенок совершает поступок, который вызывает у вас негативную реакцию, а сил уже нет? Хорошо бы на это отреагировать не немедленным воплем, а спокойными домашними договоренностями: «Матери сейчас плохо, не приставай с вопросами, принеси чашку чая». Иногда это работает, когда взаимодействие уже налажено, и в семье есть навык понимания друг друга, учета состояния друг друга. Это не всегда получается сразу, приходится тренировать. 

Кому-то помогает перевести ситуацию из трагической в смешную. Вместе посмеялись, эмоции сбросили, приступ прошел. Мне в одном случае помогла драка на подушках. Вот когда все настолько перегрелись и сил нет, хочется как-то спустить это все. 

Кому-то помогает орать во весь голос, но не орать «ах ты, такой-сякой», а — «как я устала, как мне плохо, как я ужасно себя чувствую, какая я бедная». Можно очень громко орать, но зато никого не ранить, не оскорбить, не задеть ничьи чувства. При этом замечательно проораться. Во весь голос петь песни, в какой-то момент можно просто физически убежать из этой ситуации. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.