Как сформировать у ребенка чувство уверенности в себе

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

В каком возрасте формируется самооценка у ребенка

Уже в раннем возрасте карапуз хочет признания со стороны взрослого. Всеми своими действиями он говорит взрослому: «Смотри, как я умею бросать игрушки!», «Смотри, как я ползаю!» При этом малыш ожидает одобрения и восхищения: «Как здорово у тебя получается!», «Ты молодец!» Такие похвалы — это уже фундамент успешности ребенка в будущем.

Особенно важный период в развитии ребенка — «кризис 3-х лет». В этом возрасте его любимым выражением становится «я сам!». От реакции взрослых на это стремление к самостоятельности часто зависят успехи и неудачи во взрослой жизни. К примеру, карапуз хочет помыть тарелку

И важно, чтобы его инициативу поддерживали, даже если тарелка будет разбита. Когда малыша начинают ругать за то, что он что-то разлил или сломал, у него формируется стремление к избеганию неудач

Постепенно он будет усваивать установку: «Лучше я этого делать не буду. Вдруг у меня получится плохо? Если я не справлюсь, мама будет меня ругать! Я буду плохим!» В результате у ребенка с трудом будут формироваться такие качества, как ответственность, самостоятельность, уверенность и лидерство.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается уже сознательная мотивация к достижению успеха или избеганию неудач. Малыш уже понимает, каким образом можно достичь нужного результата. Он предпочитает заниматься тем, что хорошо получается, и начинает скрывать свои провалы. Порой он готов даже соврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Такие моменты озадачивают многих родителей, но не стоит ставить кроху на место. Стремление быть хорошим (а еще лучше — самым хорошим) – совершенно естественное желание для ребенка в возрасте 5-6 лет. У большинства дошкольников завышенная самооценка. В данном возрасте это — абсолютная норма. По мере взросления самооценка начинает падать. Ребенок чаще встречается с оценкой своих действий окружающими и уже сам может понять, что результаты его труда не всегда на высоте. Уже к третьему классу школы у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка. И вот примерно к 12 годам падение самооценки достигает самой низшей точки. Если же самооценка занижена у дошкольника, стоит отнестись к этому вопросу серьезно и проверить уровень тревожности, его отношение к страхам и при необходимости обратиться к специалистам для коррекции.

Подводные камни воспитания на пути к успеху:

  • игнорирование успехов и указание на недостатки. Из лучших побуждений родители боятся перехвалить сына или дочку и словно бы не замечают того, что хорошо получается. В результате ребенку не удается почувствовать, что старшие ценят его достижения. Исправлять ошибки нужно очень аккуратно и желательно после слов одобрения;
  • излишняя опека. Это может привести к тому, что ребенок не научится справляться с трудностями и перестанет ставить перед собой какие-либо задачи; 
  • завышенные требования. Родители воспитывают своих детей через понятие «должен»: «Ты должен быть хорошим мальчиком», «Когда вырастешь, будешь доктором, как мама», «Ты не должна меня позорить своим поведением» и т. п. Вырастая, такой ребенок всю жизнь старается приблизиться к какому-то идеальному образцу. Он ставит перед собой нереальные цели и задачи, а порой не может ответить на вопросы: «какой я?», «чего же я хочу на самом деле?».

Примеры игр для взрослых

Психологи предлагают различные варианты тренингов, упражнений и игр для раскрепощения и поднятия самооценки. Чтобы выполнить некоторые из них, придется приложить внутренние усилия.

«Знакомство наугад». Нужно красиво одеться, выйти на оживленную улицу и постараться познакомиться с понравившимся человеком. Преодолев барьер застенчивости, человек освобождается от комплексов в дальнейшем.

«Другой взгляд на жизнь». Компания из 10 человек выбирает ведущего. Он задает вопросы поочередно всем, рассадив их полукругом. Темы вопросов: считаешь ли ты себя успешным, хорошим, красивым и т. д. и почему, о чем ты думаешь, что бы ты в себе изменил. После ответов ведущий каждому дает совет в присутствии других.

«Я – хрустальный сосуд». Нужно встать лицом к солнцу, закрыть глаза. Почувствовать, как солнце наполняет светом «сосуд», и он начинает сверкать.

«Лучшая презентация себя». На листе бумаги описать свои достоинства, успехи и достижения. Перечитывать несколько раз в день.

«Спасибо тебе!» Участники делятся на две подгруппы, встают лицом друг к другу, образуя два кольца – внешнее и наружное. Передвигаясь по кругу, каждый говорит человеку, стоящему напротив, – «Спасибо тебе!» Называет его по имени и смотрит в глаза. Игра снимает внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Как помогают игры при развитии самооценки

Психологами разработаны методики игр, помогающие человеку решить внутренние проблемы и развивающие самооценку:

  • В игровой форме человек ощущает единение с другими, понимает, что он не одинок. Возвращается доверие, предыдущий негативный опыт переосмысливается.
  • Игра помогает почувствовать себя успешным, гордиться своими достижениями, сформировать чувство собственного достоинства.
  • В ходе игры участники учатся преодолевать трудности, проявлять целеустремленность.
  • В игровом пространстве легче освоить правила хорошего тона, культуру общения. Понять, что уважение к себе проявляется через уважение к окружающим.
  • Игра учит заботиться о других, делать это естественно и непосредственно.
  • Раскрываются творческие способности, тренируется умение принимать решения.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

“Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение “живой гусеницы”

“Смена ритмов” (программа “Сообщество”)

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают : раз, два, три, четыре..

Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

“Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. “Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делают зайки, если видят волка?…” Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. “А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра… ” Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

“Волшебный стул” (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.