- Игры для детей младшего школьного возраста (6-7лет)
- Гипереактивность – что это?
- Игры для гиперактивных детей
- Разговор с телом
- Броуновское движение
- Корректор
- Молчание — Шепот — Крик
- Типы коррекционных игр
- Упражнение 1. Разговор с руками
- Упражнение 5. Маленькая птичка
- Питание
- …И правильное питание
- Домашнее задание
- Упражнения и игры с песком
- Как проводятся игры с песком?
- Психологический портрет гиперактивного ребенка
- Ритм жизни
- Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
Игры для детей младшего школьного возраста (6-7лет)
Упражнение «Волшебный клубочек». Тренирует саморегуляцию. Ребенку во время игры нужно наматывать на руку клубок яркой пряжи. Детям рассказывается о том, что клубочек обладает необыкновенной силой, и то, кто его наматывает на руку, быстро успокаивается.
Игра «Дорисуй картину». Взрослый на доске рисует любую часть картинки. После этого дети по очереди подходят к доске и дорисовывают ту часть, которой не хватает на картинке. Таким образом получится совместная картина.
«Птичка». Ребенку в руки дается любой пушистый и мягкий предмет, рассказывается сказка. Задача ребенка — согреть птичку своим теплом и дыханием.
Игра «Кричу – шепчу – молчу». Нужно вырезать 3 отпечатка ладони из разноцветного картона: красный, желтый и синий. Они будут изображать команды-сигналы. Взрослый поднимет красную ладонь — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую — можно тихо передвигаться и шептать; синюю — дети должны замереть на месте.
Вот еще несколько интересных игр и упражнений: «Слушай хлопки», «Давайте поздороваемся», «Волны», «Разговор с руками», «Игры за партами».
Гипереактивность – что это?
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не «распущенность», как думают многие. Это медицинский диагноз, который может поставить только специалист. В основе гиперактивности лежит нарушение функций головного мозга
Важно отличать ребенка неусидчивого и подвижного от гиперактивного
У гиперактивных детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Они могут встать со своего места во время занятия, постоянно крутятся и вертятся, не могут спокойно играть. Они болтливы и отвечают на вопрос, не дослушав до конца. Сначала делают, а потом думают. Импульсивные, взрывные, чрезмерно отвлекающиеся – это все о них.
Гиперактивность мешает детям делать успехи и устанавливать теплые доверительные отношения с людьми. У сверстников, а подчас и у педагогов, они вызывают раздражение. Без сомнения, эти дети нуждаются в помощи, участии и терпении со стороны взрослых. Подробнее о гиперактивности можно прочитать здесь.
Игры для гиперактивных детей
Игра помогает адаптироваться в коллективе и снять стресс, делает сложное и скучное интересным и увлекательным. Она поможет ребёнку развить необходимые для реализации интеллектуального и творческого потенциала качества.
Разговор с телом
Научит снимать мышечное напряжение, улучшит чувственное восприятие, поможет наладить контакт с телом.
Возьмите рулон бумаги или белых обоев и расстелите на полу. Положите на него ребёнка. Обведите его силуэт ярким маркером. Побеседуйте с ребёнком о теле, попросите раскрасить разные участки (голову, руки, ноги, туловище) разными фломастерами. Спросите его об ощущениях в разных частях тела. Выясните у ребёнка, бывали ли ситуации, когда тело подводило и не слушалось его? Как он поступал в такие минуты? Сколько времени он может сидеть, не двигаясь? Какие части тела быстрее «устают» и «просят» о движении первыми? Умеет ли ребёнок слушать сигналы своего тела и договариваться с ним? Теперь, когда ты научился разговаривать со своим телом, вы с ним будете лучше понимать друг друга.
Броуновское движение
Учит распределять внимание и тренирует скорость реакции. Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении
Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение
Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении. Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение.
Корректор
Развивает концентрацию, внимательность, усидчивость.
Играя в эту игру, ребёнок сможет почувствовать себя взрослым. Для неё можно взять любимую книгу или просто газету. Договоритесь о том, какая буква будет неправильной. Дайте ребёнку карандаш и пусть он вычёркивает её на протяжении всего текста. Игру можно усложнить, выбрав несколько неправильных букв и вычёркивая / подчёркивая их разными способами. То же самое можно попробовать проделать с отгаданными судоку (японскими числовыми кроссвордами).
Молчание — Шепот — Крик
Развивает волевую регуляцию, учит слушать
и управлять своей речью
Гиперактивные дети — это обычно очень шумные и громкие дети, которые не умеют вести себя тихо. Играя в эту игру ребёнок научится осознанно регулировать тембр и громкость своего голоса. Договоритесь, что будете болтать с ним на разные темы, но по-разному: большой палец вверх (жест «класс») — громко, указательный палец к губам – шёпотом, ладони перекрестно — молча. Вы можете сами придумать другие жесты или промежуточные деления «громкости».
Типы коррекционных игр
Коррекциноо-развивающие игры для гиперактивных детей делятся на несколько типов:
- Игры на развитие внимания.
- Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
- Игры, развивающие навыки управления.
- Игры, способные закреплять умение общаться.
Существует 4 типа коррекционно-развивающих игр для гиперактивных детей
Существуют несколько требований к ним, которые обязаны все соблюдать:
Все игры родители начинают вводить поэтапно, сперва начинают тренировать одну функцию
Если результат в играх виден, то подбираются дальше игры из следующей группы.
Игровая деятельность осуществляется как индивидуально с ребенком, так и всей семьей.
Старайтесь предугадывать переутомление ребенка, для этого во время переключайте внимание на другие объекты.
Гиперактивный ребенок нуждается в контроле со стороны взрослого, поэтому старайтесь своевременно вводить поощрение и наказание в играх.. Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком
В 2 — 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать
Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком. В 2 — 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать.
При проведении занятий с гиперактивным ребенком соблюдайте последовательность, сдержанность и умеренность в наказаниях
Что стоит делать родителям, чтобы правильно организовать игровую деятельность малыша:
Постарайтесь подыграть ему. Если ребенок танцует и поет, то можно включить музыку и сказать, что он — артист, выступающий для игрушек. Или если дети бегают и прыгают по всей квартире, то можно поиграть вместе с ними, представляя себя охотником, а их — зайцами. Главная задача мамы — направлять и вовремя организовывать деятельность так, чтобы она не была бесцельной. В этом возрасте полезны будут игры с пластилином, различными крупами и водой, конечно, под присмотром взрослого.
Во время самостоятельных игр следует организовывать деятельность ребенка
Упражнение 1. Разговор с руками
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?
Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами
При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином
Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Упражнение 5. Маленькая птичка
Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.
Питание
Правильная диета поможет справиться с гиперактивностью ребёнка. Лучше исключить или уменьшить потребление fast food’а; газировок; сладостей; белого хлеба; углеводов; сахара; кофеина; еды, содержащей искусственные пищевые ароматизаторы, консерванты и красители (особенно эритроцит и тетрацин), сместив акцент на натуральные свежие продукты.
Где содержатся витамины B1, B6
У детей с СДВГ часто может быть дефицит витамина D. Именно «витамин солнца» отвечает за баланс серотонина в мозге и помогает легко справляться с интеллектуальными нагрузками. В тёплое время года особенно полезны прогулки на свежем воздухе, походы, а зимой и осенью не забывайте добавлять в меню рыбу, яйца, печень, крупы, молоко и сыр.
Где содержатся витамины B2, D
Также включайте в детский рацион продукты, богатые Омегой-3, витамином В, белком, магнием и кальцием: зелёный горошек, морковь, свёклу, сою, капусту всех видов и форм, кольраби, броколли, шпинат, бобовые, огурцы, сельдерей, листья салата, бананы, груши, яблоки, каши, хлеб из муки грубого помола, семена льна, рыбий жир, растительные масла холодного отжима, кисломолочные продукты, говядину, птицу, йодированную соль.
…И правильное питание
Хорошо отдохнувший и получивший достаточное количество жидкости и полезной пищи мозг способен работать эффективнее, чем мозг уставший, обезвоженный и не набравший нужное количество калорий.
Ко мне на прием приходили люди с серьезными проблемами, связанными с вниманием, которые добивались невероятных результатов, просто сократив количество потребляемого сахара и увеличив количество часов для сна. Исследование, проведенное Корнельским университетом в 1993 году, показало, что исключение из рациона молочных продуктов, пшеницы, кукурузы, дрожжей, цитрусовых, яиц, шоколада, арахиса и искусственных красителей и консервантов сокращало проявление симптомов СДВГ
Предшествующее этому исследование выявило, что гипоаллергенная диета, дополненная приемом витаминов и таких микроэлементов, как кальций, магний, цинк, способствовала достижению благоприятных результатов. Уровень содержания омега-3 кислот в плазме и красных кровяных тельцах у детей с СДВГ всегда гораздо ниже, чем у детей, не страдающих подобным синдромом, посему включение в рацион питания ребенка дневной дозы омега-3 будет способствовать положительной динамике лечения.
Домашнее задание
Давайте немного поговорим о том, что представляет наибольшую проблему для детей с СДВГ (и без него): домашняя работа
Важно еще раз подчеркнуть, что родители должны поддерживать ребенка, проявляя заботу и дружелюбие, объясняя, что они на его стороне, а не выступать с позиции противоборствующей силы или угрозы
Осознавая, с чем ребенку приходится сражаться, когда он старается изо всех сил сконцентрироваться на выполнении совершенно непривлекательного и скучного для него задания — например, когда он решает несколько страниц задач по математике или переписывает слова, дабы выучить их правописание, — родитель может сказать: «Я понимаю, дорогой, это совсем тебе не интересно, не так ли?» и тем самым помочь ему больше раскрыться для участия и советов.
Я учу детей, как помочь их мозгу проснуться перед выполнением домашней работы при помощи легких постукиваний пальцами по всей голове или мягкого массажа ушных раковин (при этом происходит стимулирование важных акупунктурных точек). Перед выполнением домашнего задания дети могут также разбрызгать немного освежителя воздуха в комнате, где они будут заниматься. Ненавязчивый запах поможет быстрее запустить мозг в работу.
Десятиминутное правило может оказать огромную помощь при выполнении домашней работы, к которой дети так не хотят приступать. Этот метод сводится к тому, что вы говорите ребенку, что домашнее задание, которое ему больше всего не нравится, он может выполнять в течение всего десяти минут, даже если по факту на это нужно намного больше времени. Через десять минут ребенок уже решает сам, будет ли он продолжать заниматься или остановится на достигнутом. Это один из самых моих любимых трюков, при помощи которого я заставляю себя выполнять повседневные дела, такие как заполнение бумаг или мытье посуды!
Еще одна идея заключается в том, чтобы попросить ребенка выполнить небольшую часть задания, а потом подпрыгнуть десять раз или походить туда-сюда по дому и лишь после этого продолжить занятия. Подобный перерыв в постылом домашнем задании поможет пробудить префронтальную кору и активизировать работу центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок начнет проявлять больше внимания к тому, что он делает, и уже не будет воспринимать свою работу как пожизненную каторгу.
Мы хотим, чтобы ребенок обязательно увидел свет в конце туннеля, и добиться этого можно, разбивая большие задания на меленькие и посильные кусочки.
Упражнения и игры с песком
Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику.
На песке можно дети по младше могут рисовать рисунки и фигуры, а постарше — писать буквы слова палочкой или пальцем.
Рисование на песке развивает усидчивость и моторику
Как проводятся игры с песком?
На первом этапе детей знакомят с возможностями песка, то, что он бывает сухой, а если добавить воду — мокрый. Его можно перетирать между ладонями, сжимать, просеивать, делать змейки и отпечатки ладоней, изображать следы животных.
Очень дети любят игру «Секрет»; «Найди сокровища».
Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его.
Игровые столы с песком или водой будут очень увлекательны для гиперактивных детей
Психологический портрет гиперактивного ребенка
СДВГ проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении.
Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.
Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребенку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля.
Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В школе и в любой учебной деятельности у таких детей наблюдается “импульсивный тип работы”: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадает в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Эта склонность к риску часто становится причиной травм и несчастных случаев.
В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом; она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго. Импульсивность, часто сочетаясь с агрессивным и оппозиционным поведением, приводит к трудностям в контактах и социальной изоляции.
Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, сибсами, учителями и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.
Проявления СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти особенности в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе СДВГ.
Таким образом, выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
Провести комплексную диагностику ребенка, проявляющего симптомы дефицита внимания и гиперактивности.
Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими взрослыми
Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками
Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
Ритм жизни
Детскую гиперактивность часто путают с излишками энергии. На самом деле, для ребёнка физическая активность является своего рода разрядкой, которая позволяет сбросить сильное психическое напряжение. Для этой цели хорошо подойдут плавание, футбол, хоккей, теннис, бадминтон, лёгкая атлетика, бокс. Помогите ребёнку справиться с постоянно возникающим стрессом — правильно подобранный вид спорта и частые прогулки на свежем воздухе подойдут как нельзя лучше.
Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания очень важно
соблюдать режим дня: просыпаться и ложиться спать в одно и то же время.
Качественный сон способствует нормальному усвоению и переработке полученной во
время бодрствования информации, препятствует её фрагментации и улучшает память.
Компьютерные игры, просмотр телевизора и яркий свет поздним вечером
мешают естественной выработке гормона сна мелатонина. А его недостаток
усиливает раздражительность и тревожность, подрывает иммунитет, снижает
работоспособность, негативно сказывается на работе головного мозга. Поэтому не
забывайте плотно задёргивать шторы перед отходом ко сну.
Дети с СДВГ обладают высокой степенью чувствительности к различным раздражителям (таким как свет и шум). Создайте вечером дома спокойную, расслабляющую атмосферу, включите лёгкую погружающую музыку (для этой цели отлично подойдут lounge, chillout, ноктюрны Шопена или Белый шум Вселенной). Ребёнку можно дать выпить стакан тёплого молока или травяного чая (ромашка / лаванда). Помните, что в прохладном помещении уснуть намного легче, поэтому не забудьте проветрить спальню перед отходом ко сну.
Если у ребёнка всё равно присутствуют сложности с засыпанием, попробуйте диафрагмальное дыхание. Оно насытит кровь кислородом, подарит чувство спокойствия и поможет обрести контроль над импульсами.
Дыхание диафрагмой
Правила дыхания: сделайте медленный, глубокий вдох носом (при этом живот должен надуться, как воздушный шарик) и плавный, ровный выдох слегка приоткрытым ртом (шарик в животе сдувается). Равномерно распределяйте весь объем воздуха, помните, что выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Посмотреть видео.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
Не все дети с СДВГ гиперактивны, но для многих, у кого диагностировали этот синдром, сидеть спокойно практически представляется невозможным. Постоянная физическая активность может доставлять неприятность окружающим и быть настоящим кошмаром для учителей, ведь гиперактивные дети часто проявляют плохое поведение в классе. Но для детей с гиперактивностью, физическая активность не единственный аспект — их мозговая деятельность зачастую так же страдает. Мысли идут огромным потоком, в самых разных направлениях. Чтобы помочь ребенку научиться управлять собой и уменьшить гиперактивность, следует применять некоторые стратегии, помогать снижать физические уровни активности и успокаивать мысли.
Ребенок, у которого есть родственники с СДВГ, более подвержен развитию этого синдрома. Достоверно не известны причины появления СДВГ, хотя ученые и врачи считают, что это, связано с различной мозговой активностью, способностью и быстротой обработки информации.
Никто не заражается СДВГ нарочно, это не чья-то вина. И СДВГ не является инфекционным заболеванием, его нельзя подхватить от кого-то, как грипп.
В то время как гиперактивность может вызвать неадекватное поведение в некоторых ситуациях, следует помнить, что можно рассматривать ее и как позитивный признак. Многие взрослые с СДВГ ценят свою бесконечную энергию и считают, что они в состоянии достичь гораздо больше других. Нужно помочь детям научиться использовать чрезмерную энергию и направить е в нужное русло.
Дети с СДВГ невнимательны, гиперактивны и импульсивны. Они:
- находятся в постоянном движении;
- извиваются и ерзают;
- кажется, что никого не слышат;
- часто чрезмерно говорят;
- перерывают других;
- очень легко отвлекаются;
- не могут закончить начатое.