Игрушка как средство психического развития детской личности
Замечание 2
Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.
На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.
В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.
В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.
Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.
Значение игровой деятельности для общего развития ребенка
Игра выступает приоритетным видом и направлением деятельности детей. Она наполняет жизнедеятельность ребенка с самого рождения, выступая эффективным средством его воспитания и развития. Вместе с игрой, ребенок усваивает правила поведения, осваивает разнообразные виды деятельности, выполнение которых необходимо в повседневной жизни.
Игровая деятельность помогает в развитии психических функций организма ребенка. Она способствует развитию:
- Произвольной памяти;
- Произвольного внимания;
- Концентрации внимания;
- Запоминания;
- Образного представления;
- Воображения;
- Продуктивных видов деятельности;
- Мотивационной сферы деятельности ребенка;
- Рефлексивного мышления.
Замечание 1
Игровая деятельность способствует построению осознанных взаимоотношений с объектами окружающего мира, гармоничному всестороннему развитию подрастающего поколения. Именно в игре, ребенок чувствует себя уверенно и может проявить все свои способности, раскрывая природный потенциал.
Рисунок 1. Значение игры для общего развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В процессе игровой деятельности, ребенок оказывается способен к сосредоточению своего внимания на различных ситуациях и объектах. Это способствует лучшему запоминанию теоретической информации и ее закреплению в памяти. Это обусловлено тем, что структура игры требует обязательной концентрации внимания на ее правилах и игровом действии, что необходимо для понимания сюжета игры и воспроизведения игровых ролей.
Игровая деятельность, как никакая другая, обеспечивает непрерывное функционирование мыслительных процессов в организме ребенка. Она реализуется за счет того, что ребенок переносит действия объектов и предметов реального мира в воображаемый, выбирает заменитель того или иного предмета, назначает ему имя и присваивает функциональную роль, в соответствии с которой он реализует игровое действие игры. Когда игра заканчивается, то ребенок начинает осмысливать значения предметов и объектов в их реальном мире. Таким образом, реализуется развитие образного мышления. Кроме того, поиск заменителя реального объекта или предмета в игре отражает ролевую функцию игры. Ребенок берет на себя конкретные роли, выполняет ролевые действия, что помогает в развитии его фантазии и формирует воображение.
Дети, особенно на дошкольном этапе своего развития, приобретают множество полезных навыков и знаний, учатся строить коммуникативные связи, осваивают основы учебного процесса, в ходе игровой деятельности. Игра делает обучение интересным и продуктивным. Поэтому, любые учебные действия и воспитательные мероприятия проводятся в игровой форме.
26 Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства
К
концу раннего детского возраста начинают
складываться новые виды деятельности,
которые определяют психическое развитие.
Это игра и продуктивные виды деятельности
(рисование, лепка, конструирование).
На
2-ом году жизни ребенка игра носит
процессуальный характер. Действия
однократные, неэмоциональные, стереотипные,
могут быть не взаимосвязанными. Л. С.
Выготский назвал такую игру квазиигрой,
что подразумевает подражание взрослому
и отработку двигательных стереотипов.
Игра начинается с того момента, когда
ребенок овладевает игровыми замещениями.
Развивается фантазия, следовательно,
повышается уровень мышления. Этот
возраст отличается тем, что у ребенка
нет системы, по которой бы строилась
его игра. Он может либо повторять одно
действие многократно, либо производить
их хаотично, беспорядочно. Для ребенка
не имеет значения, в какой последовательности
они происходят, ибо между его действиями
не просматривается логика. В этот период
для ребенка важен сам процесс, а игра
носит название процессуальной.
К
3 годам ребенок способен действовать
не только в воспринимаемой ситуации,
но и в мысленной (воображаемой). Один
предмет замещается другим, они становятся
символами. Между предметом-заместителем
и его значением становится действие
ребенка, появляется связь между
реальностью и воображением. Игровое
замещение позволяет отрывать действие
или назначение от названия, т. е. от
слова, и видоизменять конкретный предмет.
При становлении игровых замещений
ребенку нужна поддержка и помощь
взрослого.
Этапы,
благодаря которым ребенок включается
в игру-замещение:
1) ребенок
не реагирует на те замещения, которые
производит взрослый во время игры, ему
не интересны ни слова, ни вопросы, ни
действия;
2) ребенок
начинает проявлять интерес к тому, что
делает взрослый, и повторять его движения
самостоятельно, но действия ребенка
пока автоматические;
3) ребенок
может производить замещающие действия
или их имитацию не сразу же после показа
взрослого, а по прошествии времени.
Ребенок начинает понимать разницу между
реальным предметом и замещающим его;
4) ребенок
сам начинает замещать один предмет
другим, но подражание все еще сильно.
Для него эти действия пока не носят
осознанного характера;
5) ребенок
может самостоятельно замещать один
предмет другим, при этом давая ему новое
название. Чтобы игровые замещения были
успешными нужна эмоциональная
вовлеченность взрослого в игру.
К
3 годам у ребенка должна сложиться вся
структура игры:
1) сильная
игровая мотивация;
2) игровые
действия;
3) оригинальные
игровые замещения;
4) активное
воображение.