Хамство подростка: принимаем меры

Советы родителям, если ребенок их игнорирует

Если ребенок откровенно не хочет идти на контакт с родителями, то повлиять на него и наладить отношения бывает весьма трудно. Многие мамы и папы задаются вопросом что делать, когда ребенок их игнорирует? Ругать, применять физические наказания, уговаривать, обещать купить дорогую игрушку? Что делать и как быть в такой ситуации?

Можно попробовать подобрать действенный метод воздействия, перепробовав все, что придет в голову. Но навряд ли из действий «на авось» выйдет что-то хорошее. С большей вероятностью, вы только усугубите проблему и окончательно испортите отношения с любимым чадом.

Лучше не рискуйте лишний раз и прислушайтесь к рекомендациям специалистов:

  • Консультация у педиатра. Не поленитесь и сходите на прием к врачу. Редко, но все же бывает и такое, что игнор со стороны ребенка вызван физиологическими патологиями. У ребенка может обнаружиться аутизм или имеются проблемы со слухом или отклонения в неврологической области.
  • Откровенный разговор. Бывает и такое, что игнор вызван неумением ребенка начать разговор на интересующие его темы. Даже если он сделал что-то непростительное, не стоит сразу переходить к наказанию. Попробуйте поговорить с ним в спокойной обстановке и установить причин его поведения. Возможно, ему просто не хватает внимания с вашей стороны и тогда даже простой беседы будет достаточно, чтобы изменить ситуацию.
  • Маленькая хитрость. Чтобы переупрямить маленького капризулю, стоит проявить чудеса выдержки и мудрость. Будьте хитрее. У вашего ребенка обязательно есть свои слабости, воспользуйтесь ими. Задайте ему такой вопрос, не ответить на который он просто не сможет. Этим поступком вы дадите старт диалогу, который и будет направлен на окончательное решение проблемы.
  • Телесные контакты. Многие родители считают, что жесткость с их стороны – наиболее действенный метод воспитания. Ну тогда им не стоит удивляться тому, что ребенок при первой же возможности покинет родительский дом и все общение с родителями будет ограничиваться поздравлениями с праздником по телефону. Не бойтесь обнимать и дарить заботу своему ребенку. Вполне возможно, что именно сомнения в том, что он нужен и любим и толкают ваше чадо на игнор.
  • Твердость убеждений. Если вы видите, что ребенок вредничает и с помощью игнорирования просто пытается «набить себе цену». Не стоит прибегать к физическим наказаниям, так вы только усугубите ситуацию. Но можно просто сказать капризуле, что он, например, не получит десерт пока не сядет за стол и не съест свою порцию обеда. Можно перестать давать карманные деньги, поскольку его поведение далеко от хорошего.
  • Размышления вслух. Многие дети не понимают того, что своим игнором они причиняют родителям боль. В силу своего возраста дети не всегда способны анализировать и делать выводы. Сделайте вид, что говорите сами с собой, проговорите вслух свои переживания. Не стесняйтесь, ведь вы таким образом не покажете свою слабость, а дадите ребенку понять, что он делает вам больно. Не обвиняйте его прямым текстом, а иначе он просто перейдет в некий защитный режим и конфронтация только усилится.
  • Установление границ. Ребенок, стремящийся к самостоятельности, с помощью игнора пытается отвоевать себе дополнительные свободы. Пойдите ему навстречу. Но дайте ему понять, что раз уж он так хочет быть взрослым, то помимо прав получает и ряд обязанностей. Составьте список того, за что он должен нести ответственность. Он должен понимать, что за выполнение этих задач с него будет спрос как с равного.
  • Совместный досуг. Не пренебрегайте совместным отдыхом, ведь именно он помогает ребенку убедиться в родительской любви. Смотрите вместе фильмы, читайте книги, можно даже вместе сыграть в компьютерную игру. Совместное времяпрепровождение только усилит связь между вами.
  • Эффект зеркала. Он игнорирует и демонстрирует свое недовольство? Пусть. В некоторых случаях не стоит делать трагедию из детских капризов. Если вы уверены в том, что ваше чадо именно капризничает, что у игнора нет серьезных причин, то позвольте ему это. Начните игнорировать его поведение. Иногда очень полезно выдержать паузу для того, чтобы маленький строптивец понял свое неправильное поведение по отношению к близким людям.

Рекомендации

Взрослые не могут оставаться вне конфликта. Принимая меры, надо также четко знать, чего нельзя делать. К недопустимому поведению можно отнести:

  1. Отпущение ситуации на самотек – ребенок должен понимать, что целей надо добываться другим путем.
  2. Терзание чувством вины – не стоит расстраиваться, т. к. это необходимая часть воспитательного процесса.
  3. Крики, применение физической силы – с подростком стоит общаться на равных.
  4. Авторитаризм недопустим. Тон не должен быть указательным. Это проявление слабости.
  5. Чтение нотаций – плохой способ повлиять на подростка. Лучше донести свою четко сформулированную позицию.
  6. Требование того, что сами не выполняют – не имея примера для подражания в лице родителей, ребенку не будет делать то, что от него ждут.
  7. Навязывание своего мнения и ограничения во всем – всегда нужно обеспечить для подростка некую альтернативу. Имея выбор, он не будет чувствовать себя зажатым в определенные рамки.
  8. Бросать слова на ветер – подросток привыкает, что угрозы ничего за собой не влекут, поэтому не реагируют на них.
  9. Воспитывать по-разному – мама и отец должны выбрать единую позицию касательно воспитательного процесса. Если ребенок наказан, никто из них не должен этого отменять.
  10. Позволение игнорирования чувств и потребностей взрослых – с обеих сторон должно проявляться уважение. Если общение происходить на равных, то в семье будет царить взаимопонимание и поддержка.

Типы родительского игнорирования

Есть три типа игнорирования:

  • Игнорирование в воспитательных целях.
  • Игнорирование как следствие отсутствия привязанности к своему ребенку.
  • Игнорирование. как неспосбность матери к близости с ребенком, вследствие ее проблем психологического плана.

Игнорирование первого типа манипулятивно по сути.  Оно опаснее даже прямой агрессии, так как осуществляется «для блага ребенка». Осуществляемое под такой «приправой», оно способно обезоружить любого. Ребенок в результате таких воспитательных действий родителей получает следующий урок: Будь удобным. Такой как ты есть, ты здесь не нужен! Твои желания, чувства, мысли никому не интересны!

Наказание и игнорирование – это не одно и тоже

Наказывая ребенка, мы обращаем на него внимание, включаемся в ребенка эмоционально. Когда игнорируем – не замечаем, либо делаем вид, что не замечаем

В игнорировании скрыто послание «Меня нет для тебя, а тебя нет для меня! Я тебя не знаю! Кто ты такой вообще?». В случае игнорирования ребенок сталкивается с леденящей пустотой Ничто!

Игнорируется, не принимается, как правило, все спонтанное, непосредственное, живое – неудобное для родителей. Поддерживается же все удобное – предсказуемое, социально приличное. Так постепенно «стирается» подлинное, живое Я, замещаясь фальшивым, чуждым для Я.

Такой «педагогический прием» используется родителями, как правило, вследствие незнания, низкого уровня психологической грамотности и здесь есть еще шанс все исправить. Иногда достаточно даже психологического просвещения.

Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка фальшивого Я. Это, как правило, клиенты с нарциссической структурой личности.

Во втором случае все выглядит гораздо печальнее: родители здесь не способны к близости, безусловной любви. Они вследствие своего неблагополучного опыта взаимодействия со значимыми людьми сами имеют проблемы с привязанностью и неспособны эмоционально присутствовать в жизни ребенка. Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка пустого Я. Таких клиентов иногда называют пограничными.

В этом случае родителям показана глубокая терапия. Потенциальным родителям, которые не способны на такие «жертвы» для своего ребенка, я бы рекомендовал вообще не заводить детей, дабы не калечить их психику. Пусть это звучит и жестко.

Третий вариант игнорирования описан психоаналитиком Грином, как феномен мертвой матери. Мать, которая находится в состоянии депрессии оказывается не способной быть в близком контакте со своим ребенком. Чаще всего это результат не пережитой ею потери (смерть ребенка, абортированные дети, потеря супруга). В этом случае необходима терапия по переживанию матерью  утраты.

Можно ли есть хурму при беременности

Причины

Подростковый возраст припадает на период от 12 до 17 лет. В это время в организме происходят физические и гормональные изменения. Ребенок не всегда может принять свой внешний вид, иногда удивляется даже собственным мыслям. Это может привести к заниженной самооценке, а иногда и до возникновения депрессивного состояния, сопровождающегося неврозами, отчуждением.

Происходят резкие перемены настроения. Подросток то угрюмый, задумчивый, агрессивный, то очень веселый. Непонимание своего состояния способствует возникновению проблем в общении, комплексов, страхов.

Не всегда ребенок может прямо сказать о своих потребностях. Поэтому, чтобы добиться желаемого, он начинает искать другие способы. Родители, сами того не замечая, подчиняются. Потакания способствуют развитию не самых лучших черт характера.

Подросток прибегает к хитрости в действиях, иногда даже становится коварным, стараясь любым путем добиться цели. Возможно появление подлости и лицемерия.

Причинами манипуляции в таком возрасте часто служат:

попытка получить внимание и любовь взрослых – его недостаток провоцирует ребенка на разные поступки, лишь бы его заметили;
желание скрыть от остальных свои плохие поступки;
намерение получить то, что он хочет;
родительское поведение.

Манипулируя взрослыми, ребенок наблюдает, как они реагируют на его поступки.

Проблема заключается в том, что родители не всегда знают, что делать в такой ситуации. Это приводит к их неправильному поведению. Конфликт только усугубляется, непонимание растет.

Как работает мозг тинэйджеров

В ходе исследования мозга детей в возрасте от 12 до 17 ученые пришли к выводу, что у них мыслительные процессы происходят не так, как у взрослых. Обучение на негативном опыте требует более сложных мыслительных операций: соотнесения пользы, выгоды и риска, а также прогнозирования различных путей развития событий. Подростки же, в отличие от взрослых, пользуются более простыми схемами мышления.

Ученые выяснили, что отделы мозга, которые отвечают за обучение на положительном опыте, созревают раньше, чем те, которые отвечают за обучение на негативном опыте. Поэтому ребенок просто не может в полной мере осмыслить итоги наказаний.

Таким образом, детям пубертатного возраста проще обучаться на положительном подкреплении. Сделал домашнее задание, получил «отлично», а мама за это отпустила гулять с друзьями на час дольше — это хорошо, это приятно, значит, так нужно делать и впредь.

Проблемный подросток: идеальный рецепт воспитания от психолога

Ошибка №3. «Пусть тебе будет стыдно!»

Одна из самых сложных для родителей идей – в том, что дети не имеют сочувствия к их потребностям. Дети развивают свою эмпатию (склонность к сопереживанию) медленно, по мере того как взрослеют. Вот почему ожидания родителей того, что дети будут во всем сочувствовать им и помогать, далеко не всегда бывают оправданными просто в силу особенностей психологического развития подростков.

Они все еще просто дети – они не становятся на вашу сторону и не ставят себя на ваше место, а сосредоточены на получении удовольствия в данный момент. Большинство родителей подчеркивают, что их дети – эгоисты, заботятся только о себе. В принципе, так оно и есть. Это может привести к недовольству родителей, когда детине хотят им в чем-то помогать

В такие моменты важно успокоиться, глубоко подышать, а потом спокойным тоном высказать ребенку свои пожелания и просьбу, в чем именно вам сейчас надо помочь. Если вы позволите эмоциям сорваться, это сделает ваше общение с подростком неээфективным

Неэффективный пример разговора

«Я просил тебя несколько раз привести в порядок свою комнату – и что я вижу? Вещи разбросаны по всему полу. Разве ты не видишь, что весь день на ногах, я забочусь о семье, а ты ничего не делаешь. Теперь мне придется убирать твою комнату, вместо того, чтобы отдохнуть после работы. Как тебе не стыдно, ну почему ты такой эгоист?»

Этот родитель создает много отрицательной энергии. Мы все можем разочаровываться в поведении другого, но обвинять подростка неуважительно. Он слышит подсознательный вызов из-за фразы «Ты – эгоист!», и это очень вредно для психики и самооценки ребенка. Постепенно папа или мама ему внушают, что с ним что-то не так. Дети подхватывают и впитывают эти негативные ярлыки и начинают видеть себя как «недостаточно хорошего», «эгоиста». Унижать или стыдить ребенка очень вредно, поскольку это может сформировать отрицательные эмоции и плохое мнение ребенка о себе.

Эффективный пример разговора

«Я вижу, твоя комната не убрана, и это очень меня расстраивает

Для нас важно, чтобы в квартире был порядок, чтобы всем нам было здесь приятно жить. Все разбросанные по комнате вещи сегодня вечером придется отправить в кладовую

Ты сможешь взять их обратно, когда уберешь в своей комнате. «

Этот родитель четко сообщает подростку о своих чувствах и потребностях – без гнева или обвинений. Он объясняет четкие, но не чрезмерно карательные последствия поведения подростка и предоставляет возможность ребенку реабилитироваться. Это не создает у подростка отрицательную мотивацию и не заставляет его думать о том, что он плохой.

Почему дети не слушают

Хороший вопрос! Почему вы должны повторять что-то снова и снова, пока не обнаружите, что кричите?

Но прежде, чем мы пойдем дальше, убедитесь, что у ребенка нет проблем со слухом и восприятием информации. Если вы уверены, что его уши полностью здоровы, то читайте дальше.

У детей всех возрастов — от малышей до подростков — есть потребность в самостоятельном принятии решений. Они не могут делать это позитивно — например, выбирать для себя одежду, решать, что будут есть на ужин и в какую играть игру. Если ребенок лишен этого права — то негативно.

Это поведение — способ показать, что они нуждаются в меньшем контроле и хотят самостоятельно принимать решения в своей жизни.

Я не предлагаю вам это терпеть. Но несколько простых приемов позитивного воспитания помогут вам дать детям больше самостоятельности. Разумеется, в разумных пределах. Это укрепит ваши отношения, и ваши просьбы не придется повторять множество раз.

Поощрение или наказание?

Ответ искала целая группа ученых — итальянские и британские нейроэкономисты и психологи. Они выдвинули гипотезу о положительном и отрицательном подкреплении обучения, и пытались выяснить, какое из них оказывает наибольший эффект на поведение подростков — поощрение или наказание?

Сама посуди, как чаще всего обучаются взрослые? Преимущественно на отрицательном прошлом опыте. Если кого-то из твоих знакомых уволили с работы из-за постоянных опозданий, ты сделаешь вывод, что не нужно опаздывать, если ты не хочешь потерять работу. Если ты узнала, что человека сбила машина, когда он переходил дорогу на переходе, то теперь ты будешь постоянно смотреть по сторонам, даже если переходишь на светофоре.

Метод негативного подкрепления наиболее прост в применении и наименее затратен. Твой начальник скорее пригрозит штрафными часами и урезанием зарплаты, чтобы добиться послушания от сотрудников, чем будет выплачивать им премии. А ты скорее накажешь ребенка за непослушание, отобрав компьютер или телефон, чем купишь ему желанную вещь за примерное поведение.

Популярные статьи сейчас

Наступает на пятки Тарабаровой: недавно родившая Alyosha кардинально изменила имидж (фото)

Показать еще

Положительное подкрепление, конечно, также используется, но гораздо реже. Однако в отношении подростков это совершенно неверно.

Что делать, если подросток наносит себе увечья — советы родителям от психологов

Физиологические и эмоциональные изменения подростка

Интенсивный рост приводит к непропорциональности тела. Подросток  вынужден постоянно приспосабливаться к изменениям тела: меняется лицо, появляются вторичные половые признаки. Подросток в этот период часто чувствует себя неуклюжим, угловатым, неловким

 Важно знать, что в этот период ребенок переживает настоящую гормональную бурю

Постоянные и резкие перепады настроения, обусловленные гормональными изменениями, приводят к тому, что в один день ребенок может часами танцевать, гулять, учиться без утомления, а в другой, более спокойный день, падать от усталости.

Радость жизни, большие планы, инициативность вдруг сменяются отчаянием, полной пассивностью и разочарованием. И это только физиология.

В этот же период половая идентификация формируется на более высоком уровне, симпатия и влюбленность переживаются очень остро.
В целом чувства подростка гораздо больше него самого. Радость, интерес, тревога, стыд и вина переживаются как очень большие, непреодолимые, всеохватывающие эмоции.

Как вы понимаете, все эти изменения не могут не вызывать раздражения, отчаяния и злости у ребенка, мир которого еще недавно был светлым, ровным, предсказуемым и безопасным.

Думаю, всего этого достаточно, чтобы периодически проявлять агрессию по отношению к родителям и близким. Почему к родным? А к кому же еще?

В школе ребенок должен стараться вести себя в рамках правил, насколько это возможно. С друзьями – такими же подростками, как и он — постоянно проявляя агрессию можно очень быстро остаться в одиночестве. Тем не менее, подростки довольно агрессивно общаются между собой. Просто этого раздражения так много, что хватает на всех.
А родители – это те, редкие в окружении подростка люди, которые помня их хорошими, не отвергнут, смогут поддержать, успокоить, покормить вкусным, как в детстве — единственное стабильное, что есть сейчас в жизни ребенка. Поэтому нам и достается.

3. Чаще говорите «да»

Задумайтесь: как вы обычно отвечаете на 1000 просьб вашего ребенка в течение дня? «Нет», верно?

Когда вас засыпают вопросами, рассуждать некогда. У вас есть готовые ответы: «Нет, не сегодня», «У меня нет на это времени» или просто «Нет». Но когда вы постоянно отвечаете «нет», неудивительно, что и дети перестают прислушиваться к вам.

Чаще говорите «да». Пусть ваши слова удивляют и восхищают вашего ребенка. Тогда и он будет уделять вам больше внимания, когда вы о чем-то попросите. Вместо «Нет, мы не можем пойти в парк» попробуйте сказать: «Парк звучит потрясающе! Пойдем туда в пятницу после школы или в субботу утром?»

Вместо «Нет, сегодня ты не будешь есть мороженое» попробуйте «Мороженое — это вкусно! Хочешь его на десерт в субботу или в воскресенье вечером?»

Конечно, будут возникать ситуации, которые потребуют от вас жесткого «нет». Но чаще отвечая «да», вы поможете ребенку понять, что и его желания важны для вас.

Фото: unsplash

Пропасть растет

Когда в семье появляется ребенок, мы, родители, уверены, что уж своего малыша мы знаем лучше всех. Вкладывая все сердце и душу в воспитание подрастающей личности, мы отдаем ребенку то, чего никогда не имели сами. Стараясь идти в ногу со временем, мы изучаем новейшие методики воспитания, не жалеем денег на развивающие игрушки, обучающие материалы, именитых педагогов и платные школы. Иногда балуем ребенка подарками и развлечениями, особенно когда хочется отметить первые успехи малыша.

Все вроде бы идеально: взаимопонимание, доверие, общение.

Но чем старше становится ребенок, тем больше он начинает отдаляться. Чем ближе пресловутый период пубертата, тем он все чаще молчит, погруженный в свои мысли, все меньше делится своими успехами или огорчениями. Совместное времяпрепровождение его не радует, он больше хочет побыть один, начинает ощущаться проблема в общении, растет стена между подростком и его родителями.

Ребенок слушает, но не слышит, понимает, но игнорирует, находится рядом, но не раскрывается. Любые просьбы его раздражают, предложения отвергает, вопросы пропускает мимо ушей. Он витает в облаках где-то далеко, в своем мире, впуская в него отдельных людей, но только не родителей.

Как вернуть былой уровень доверия? Что вообще происходит и когда был потерян тот тесный контакт с ребенком? С чем связано подобное отдаление от родителей?

А может ли это быть чье-то дурное влияние? Как узнать, не попал ли ребенок в секту или банду, не принимает ли наркотики? Или это, может быть, депрессия, гормональный сдвиг, неразделенная любовь или травля в школе?

Обычные родительские опасения «через себя»: вот я таким не был, чего ему не хватает, это все телевизор/приставка/телефон/Интернет/улица — практически никогда не отвечают действительности. К тому же принудительные разговоры «по душам» и с пристрастием тоже не приводят к ожидаемым результатам.

Звуковой ребенок всегда загадка, даже для него самого! Чаще всего он сам не знает, что с ним происходит. Ему просто плохо, просто негативное состояние души, постоянно чего-то не хватает или ничего не хочется. Он ищет ответы и подсознательно понимает, что у родителей без звука он этих ответов не найдет. Не потому, что они глупые или он их не любит, а потому, что просто они другие и этих ответов у них нет. Поэтому и тянется к таким же звуковикам. Хорошо, когда попадется здоровый и развитый звуковик, учитель физики или астрономии, а что, если попадется фанатик?.. Все бывает. Или же депрессирующий социопат, который предложит поискать ответ в наркотиках?..

Что происходит с ребенком в подростковом возрасте

К подростковому возрасту относится период с 12 до 17 лет. Именно в это время поведение ребенка резко становится противоречивым, непредсказуемым и протестным. Меняются физическое и психическое состояние ребенка, его отношение к самому себе, к окружающему миру.

Наиболее сильные перемены претерпевают следующие стороны.

  1. Тело. В подростковом возрасте в организме мальчиков и девочек начинают активно вырабатываться половые гормоны. Из-за этого рост и развитие детского организма существенно усиливается. Происходит резкий скачок роста, меняются пропорции тела, наступает период полового созревания. Подросток уже не ребенок, но еще пока не взрослый.
  2. Настроение. Гормональные всплески делают настроение подростка крайне неустойчивым. Оно резко меняется без видимых причин. Радость моментально превращается в обиду, эйфория сменяется яростью. Не каждый взрослый сможет справиться с такими скачками.
  3. Отношения с родителями. Взрослых пугают перемены, происходящие с их сыном или дочерью. Многие не понимают, как правильно себя вести, и начинают сами себе противоречить. С одной стороны, они продолжают в приказном тоне указывать подростку, что ему делать (“садись делай уроки”, “чтобы в 9 была дома”, “уберись в комнате” и т. д.). А с другой – начинают требовать от него взрослой ответственности и самостоятельности (“вот я в твои годы уже кандидатом в мастера спорта была”, “сам думай о своем будущем” и т. д.).

Происходящие с ребенком изменения пугают родителей. Они не знают, как реагировать на вызывающие выходки своего подростка, на его нарочитую грубость, нежелание общаться. А ведь подобным поведением ребенок пытается скрыть свои слабости, справиться с неловкостью и стеснительностью. Он всеми силами стремится стать взрослым и самостоятельным.

Поэтому, дорогие родители, для подростка нормально, если он:

  • отказывается рассказывать, как прошел день в школе;
  • стал больше времени проводить в компании друзей;
  • просит не входить в его комнату без стука в дверь;
  • запрещает лазить в его личных вещах (шкаф, портфель);
  • стал хуже учиться;
  • отлынивает от домашних обязанностей;
  • часто меняет интересы (пробует то рисовать, то фотографировать, то играть на гитаре, то писать стихи и песни и т. д.);
  • чересчур эмоционально реагирует на ваши замечания;
  • начинает вести дневник (в основном девочки 13 лет и старше).

Подросток делает это все не из вредности и не назло вам. Просто он пытается познать себя, сформировать свою личность, понять, что вообще с ним происходит. Его уже не волнуют оценки в школе или одобрение родителей. Гораздо важнее становится то, как он выглядит, какой у него статус в коллективе и как на него реагирует противоположный пол.

Так что, уважаемые родители, запаситесь терпением и проявите чудеса мудрости, чтобы легко пережить этот непростой период вместе с вашим уязвимым, ранимым и беззащитным ребенком-подростком.

Вспомните себя в его возрасте: чем вы увлекались, о чем мечтали, с кем дружили и общались, как проводили свободное от учебы время, как учились в школе. Постарайтесь хоть немного снова прочувствовать то состояние, пережить те эмоции. Вы ведь были таким же, как и ваш подросток. Вы понимаете свою дочь или сына.

Это самое главное, что надо уяснить, чтобы сохранить доверительные отношения со своим взрослеющим ребенком. Не надо вступать на тропу войны с ним, заключите мирный договор и учитесь правильно общаться.

7. Критикуйте без ссор

Если ребенок не выполнил вашу просьбу, не ругайте его. Сделайте замечание — «Я вижу, что твоя куртка лежит на полу» или задайте вопрос — «Каков твой план по уборке мусора дома?»

«Каков твой план?» — одна из моих любимых стратегий. Это расширяет возможности, потому что вы предполагаете, что он есть — это дает ребенку возможность сохранить лицо и быстро придумать, что он собирается делать.

«Да! Я планировал вынести мусор сразу после того, как я закончу свой обед», — услышите вы в ответ.

И скажете: «Это потрясающе! Я очень ценю твою помощь».

Чувствуете, как весь разговор получил позитивный импульс?

То, что ребенок не слушает — это не всегда тревожный знак. Хотя такое поведение и может показаться неуважительным по отношению к родителям

Но прежде всего это способ привлечь наше внимание и выразить потребность в самостоятельности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.