Харьковская психологическая школа

1. Харьковская психологическая школа: 1930 — начало 40-х

1.1. История и состав

История психологии в Украинской ССР начинается с приглашением на работу и переездом группы московских психологов, сотрудников Выготского (А. Р. Лурия, М.С. Лебединский и А. Н. Леонтьев) в Харьков, и основанием сектора психологии в Украинском психоневрологическом институте в конце 1931 г. (в 1932 г. институт вошел в состав Украинской психоневрологической академии, УПНА). Вскорости к этим исследователям присоединились москвич А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович и местные молодые исследователи (П. Я. Гальперин, Ф. В. Бассин, А. И. Розенблюм, П. И. Зинченко, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, несколько позднее: К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская, Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, Т. И. Титаренко и ряд других). Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в 1936-37 годах Харьковская группа насчитывала 15 сотрудников.

Представители группы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (в 1931-1941 гг.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия (в прошлом Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт), Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Харьковский государственный педагогический институт им. Г.С. Ско­во­ро­ды, Харьковский педагогический институт иностранных языков. Лурия и Леонтьев принимали непосредственное участие в работе группы в период с 1931 вплоть до 1934 г., когда они оба окончательно вернулись в Москву. На протяжении некоторого времени после своего отъезда (в 1934-1936 гг.) Леонтьев продолжал занимать ряд руководящих должностей в исследовательских и образовательных организациях в Харькове. После отъезда Лурии клинические психологические исследования на базе УПНА продолжались под руководством Лебединского, в то время как руководство исследованиями по педагогической психологии и психологии развития фактически взял на себя Запорожец (официально принял заведование кафедрой психологии педагогического института в 1938 г.). Исследования этого периода легли в основание психологической теории деятельности. После перерыва, вызванного войной (1941-1945), многие исследования продолжились в Москве и Харькове.

1.2. Научный вклад

Основные направления исследований довоенного периода включали эмпирические исследования таких разнообразных психических явлений и процессов, таких психических действий как:

  • простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин);
  • сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев);
  • двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин);
  • умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);
  • формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова);
  • мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко);
  • генезис эстетического восприятия у детей (Арановская, Запорожец, Хоменко, Концевая, Титаренко);
  • осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков);
  • формирование понятийного мышления у детей (Концевая).

П.И. Зинченко и Харьковская школа возрастной психологии

В послевоенный период научная работа школы развивалась под неформальным руководством Петра Зинченко в области психологии памяти. Важнейшим достижением школы является систематический анализ феномена непроизвольной памяти с позиций деятельностного подхода в психологии. Советские исследования непроизвольной памяти, проведенные представителями харьковской школы, повлияли на психологические исследования как в стране, так и во всем мире (например, исследования памяти А. Брауна , Мерфи, Мичема, Софьяна, Хагена и др.).

Обработки информации или инженерной психологии подход к памяти и познания была разработана в исследованиях по Зинченко, Бочарова, Nevel’skii, Репкина. С другой стороны, исследование роли непроизвольной памяти в образовании и памяти в мышлении и развитии личности было проведено Середой, Ивановой и соавторами.

Еще одним важным направлением исследований является теория и практика развивающего обучения (или система Эльконина-Давыдова), связанная с такими представителями харьковской школы, как Репкин, Боданский, Дусавицкий.

Харьковская психологическая школа: 1930 — начало 40-х

История и состав

К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в М. начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из М. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).

Школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская, Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, А. И. Розенблюм, Т. И. Титаренко, И. Г. Диманштейн, Н. Н. Соломаха и Ф. В. Бассин). Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в 1936-37 годах Харьковская группа насчитывала 15 сотрудников.

Представители группы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия (в прошлом Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт), Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Харьковский государственный педагогический институт им. Г.С. Ско­во­ро­ды, Харьковский педагогический институт иностранных языков. Леонтьев принимал непосредственное участие в работе группы в период с 1931 по 1935 г.: в 1935 г. Леонтьев вернулся в Москву, в то время как заведование кафедрой психологии педагогического института, центральной организации школы, взял на себя Запорожец. Исследования этого периода легли в основание психологической теории деятельности. Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую диссертацию. На методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной (1941-1945) многие исследования продолжились в Москве и Харькове.

Научный вклад

Основные направления исследований включали эмпирические исследования таких разнообразных психических явлений и процессов, таких психических действий как:

  • простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин);
  • сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев);
  • двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин);
  • умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);
  • формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова);
  • мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко);
  • генезис эстетического восприятия у детей (Арановская, Запорожец, Хоменко, Концевая, Титаренко);
  • осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков);
  • формирование понятийного мышления у детей (Концевая).

История X. п. ш. и отношение ее исследований этого периода к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы X. п. ш. либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (главным образом, на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к традиции культурно-исторической психологии Выготского и интенсивным поиском своих оснований и направлений развития деятельностной психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.

Послевоенный период и до наших дней

Все исследования были прерваны с началом Великой Отечественной войны, эвакуацией государственных заведений и оккупацией Харькова. Таким образом, объём психологических исследований со второй половины 1940-х несколько сократился. После войны возобновились исследования и прикладная работа в области клинической психологии, психотерапии в акушерском деле, возрастной и педагогической психологии, а также теоретической и общей психологии на основе исследований процессов запоминания.

В области клинической психологии и психотерапии в послевоенный период, начиная с конца 1940-х публикуются исследования, посвящённые разработкам немедикаментозного, гипносуггестивного метода обезболивания родов, проведённые И. З. Вельвовским и его сотрудниками в Харькове. Все эти исследования были основаны на довоенных разработках К. И. Платонова и его сотрудников, проведённых в традициях петербургских-петроградских-ленинградских исследований В. М. Бехтерева. Платонов подчеркивал преемственность довоенных — и даже дореволюционных — и, с другой стороны, послевоенных разработок: «В России пионером применения в хирургии внушенной анальгезии для целей общего или местного обезболивания был П. П. Подъяпольский (1915). На Украине этот метод впервые был применен в гинекологической клинике А. П. Николаевым (1923), в хирургической и гинекологической клиниках — нами и Г. 3. Вельвовским (1923), а затем неоднократно применялся другими нашими сотрудниками». Как показывают последние исследования, «метод Вельвовского», основанный на естественнонаучной традиции биомедицинских исследований в духе Бехтерева и его последователей, имеет целый ряд черт сходства и, предположительно, основывался также и на использовании традиционных, народных обычаев родовспоможения.

Первые советские публикации в области психотерапевтического обезболивания при родах в послевоенные годы стали выходить в СССР с конца 1940-х — начала 1950-х. В 1950 г. результаты этих прикладных исследований были представлены за пределами СССР, что повлекло заимствование «метода Вельвовского» за границей и дало старт аналогичным разработкам, широко известным в наши дни как «метод Ламаза».

Об истории и истории идей Харьковской школы

Общие работы

  • Cole, M. (1980). Introduction: The Kharkov school of developmental psychology. In Soviet psychology, 18, 2
  • Yasnitsky, A. & Ferrari, M. (2008). From Vygotsky to Vygotskian Psychology: Introduction to the History of the Kharkov School. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 44(2), 119-145.

Персоналии

Запорожец

Гальперин

Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, N 1.

Зинченко

  • Мещеряков, Б. Г. (2003). П. И. Зинченко и психология памяти. Вопросы психологии, 2003, #4.

Леонтьев

  • Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., & Соколова Е. Е. (2005). Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. . М.: Смысл, 2005. С. 8-141

Отобранные публикации школы

Специальный журнал выпускает

  • Советская психология, 1979-1980, 18 (2) (ранний период, 1930 40-х: Запорожец, Asnin, Хоменко, Луков, Божович, Зинченко, Gal’perin),
  • Советская Психология, 1983–84, 22 (2) (1939: Зинченко, P. Я. Проблема ненамеренной памяти, 55-111).
  • Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 1994, 32 (2) (послевоенный период, (1950 90-х: Sereda, Иванова), и
  • Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 2003, 41 (5) (обучение развития в Харькове, 1960 1990-х: Repkin, Dusavitskii)
  • Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 2008, 46, (5) (психология П.И. Зинченко памяти: исследования 1930 1960-х)
  • Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 2008, 46, (6) (психология П.И. Зинченко памяти: современные критические оценки)
  • Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 2011, 49, (1) (наследство Г.К. Середы в психологии исследования памяти)
  • Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 2011, 49, (2) (наследство П.И. Зинченко в современном психологическом исследовании), а также —

Отобранные бумаги В английском

  • Иванова, E. F. & Nevoyennaya E.A. (1998). Историческое развитие мнемонических процессов. Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 36 (3), мочь-июнь 1998, p. 60-77.
  • Иванова, E. F. (2000). Развитие добровольного поведения в дошкольниках. Повторение экспериментов З. М. Мануиленко. Журнал российской и восточноевропейской Психологии, 38 (2), март-апрель 2000, p. 7-21.

Харьковская группа: начало школы

Школа была основана ее руководителем Александром Луриа , который вместе с Марком Лебединским и Алексеем Леонтьевым переехал из Москвы в Харьков , тогдашнюю столицу Советской Украины . Ядро группы составили Лурия, Лебединский и Леонтьев и их московские коллеги Запорожец и Божович, а также группа местных исследователей, таких как Гальперин, Аснин , П. Зинченко , Луков, Хоменко, Концевая, Розенблюм и др. Группа провела широкий спектр психологических исследований по формированию понятий у детей, произвольной и непроизвольной памяти, развитию визуально-оперативного мышления, произвольному поведению и рассуждению, роли ориентации в мышлении и деятельности и т. Д., Которые заложили основы для психологическая теория деятельности .

Где учиться на психолога

Получить профессию психолога лучше всего в высшем учебном заведении. Курсы предназначены для повышения квалификации и наработке новых современных навыков. Работать психологом, проводить прием и регистрировать собственную практику могут только дипломированные специалисты.

Немного по-другому обстоят дела с теми, кто решил сделать эту науку своим хобби. Курсы для психологов радушно распахивают свои двери перед студентами и помогают на всех этапах становления. После того как обучающая программа или тренинг будет окончен каждый студент сможет:

  • защитить свои знания и получить сертификат;
  • лучше понимать себя;
  • налаживать хорошие отношения на работе и дома;
  • помочь справиться своим близким с различными личностными проблемами;
  • лучше понимать детей и стать для них настоящим другом.

Пойти учиться на психолога – это важный шаг в жизни каждого человека. Предложенные обучающие программы помогут каждому желающему стать целостной гармоничной личностью.

Полная картина курсов по психологии в школах Харькова

Портала в непрерывное образование СуХаРи взял на себя ответственность мониторить все образовательные программы города. Сейчас на сайте можно найти не только курсы, но и полную картину. Это чрезвычайно удобно для студентов, ведь в формате таблиц и графиков тут собрана самая актуальная информация о школах психологии. В этом разделе можно увидеть:

  • информацию о стоимости курса;
  • продолжительность занятий;
  • график занятий;
  • выдается ли по окончанию программы сертификат;
  • предлагается ли выпускнику трудоустройство;
  • какие школы подписали манифест хорошей школы и прошли ревизию.

Также полная картина курсов дает возможность сравнить курсы психологии в харькове и понять, какая из программ является наиболее подходящей.

Влияние на исследования памяти на Западе

  • Мичем, Дж. А. (1972). Развитие способностей памяти у человека и общества. Человеческое развитие, 15, 205–228. Перепечатано в JG Seamon (Ed.), Последние достижения в области памяти и познания. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1980. С. 415–430.
  • Мичем, Дж. А. (1977). Советские исследования развития памяти. В RV Kail & JW Hagen (Eds.), Perspective on the Development of Memory and Cognition (Vol. 9, pp. 273–295). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Мерфи, доктор медицины, и Браун, А.Л. (1975). Случайное обучение у дошкольников в зависимости от уровня когнитивного анализа. Журнал экспериментальной детской психологии, 19 (3), 509–523.
  • Софиан К. и Хаген Дж. У. (1978). Непроизвольная память и развитие навыков извлечения у маленьких детей. Журнал экспериментальной детской психологии, 26, 458–471.
  • Браун, А.Л. (1979). Теории памяти и проблемы развития: активность, рост, знания. В LS Cermak & FIM Craik (Eds.), Уровни обработки в человеческой памяти. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

Как стать психологом

Психолог по праву считается врачевателем человеческих душ. Этот специалист помогает разобраться в себе и преодолеть жизненные трудности. Было бы опрометчиво полагать психологу, решившему практиковать свои знания и принимать клиентов хватит только неформального образования, которое дают курсы. Для того чтобы по-настоящему помогать людям необходимо закончить соответствующий ВУЗ, а курсы на психолога харьков помогут приобрести дополнительные навыки и повысить квалификацию. Предложенные курсы и тренинги подойдут:

  • практикующим психологам для повышения квалификации;
  • студентам факультетов психологии;
  • тем, кто хочет вернуться в профессию и задался целью восстановить свои знания;
  • всем, кто хочет разобраться в себе и жить в гармонии с окружающим миром.

Обучение на психолога посредствам предложенных курсов поможет учащимся стать востребованными специалистами и существенно расширить круг своих клиентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.