Гипертимный тип личности: психология и психоанализ характера

Сущность понятия

Гипертимный тип личности характеризуется высокой психической и физической активностью, неудержимым оптимизмом, инициативностью, жизнерадостностью, а также легкомыслием, неспособностью сдерживать свою кипучую натуру. Главная особенность — стремление к лидерству в любых условиях, предпочтительно неформальному.

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают шумные компании, в коллективе быстро становятся центром внимания. Они обладают высокой степенью коммуникабельности, контактностью, словоохотливостью. Ими владеет постоянная жажда общения, деятельности, приключений, а иногда и авантюр. Гипертимы плохо переносят одиночество и монотонный, размеренный стиль жизни. Им чужда однообразность и бездеятельность.

Типы личности

Психологические типы личности могут делиться на подтипы и виды, но все же специалисты выделяют восемь основных психотипов.

Шизоидный тип личности. Представители этой группы не склонны к совершению героических или спонтанных поступков, они больше думают, чем делают; стараются ничем не выделяться и остаются вполне довольными, если их не замечают и не беспокоят по пустякам.
Истероидный тип личности. Такие люди всегда выделяются в толпе. Это относится как к внешнему виду (яркая одежда, необычная прическа), так и к поступкам и образу жизни (склонность к творчеству и бунтарству).

Эпилептоидный тип личности. Расчетливые, скрупулезные, педантичные, эгоистичные. Всегда настаивают на своей правоте, а в случае вступления в противоборство могут резко стать агрессивными.
Гипертимный тип личности. Обладатели такого типа имеют выраженные лидерские качества, способны мыслить нестандартно, имеют склонность к необдуманным поступкам.

Астенический тип личности. Таким людям присуща излишняя скромность, граничащая с закомплексованностью. Это качество порождает неуверенность в себе и замкнутость.
Лабильный тип личности. Настроение и поведение представителей данного психотипа могут меняться каждую минуту. Они очень эмоциональны, все их переживания (как положительные, так отрицательные) имеют очень высокую амплитуду.
Сензитивный тип личности. Самое характерное качество таких людей – обидчивость. Они могут расстраиваться по мелочам, не способны защитить свою точку зрения, имеют огромное количество комплексов.
Неустойчивый тип личности. Ведомые, инфантильные люди, не желающие ничего никому доказывать, «плывущие по течению»

Под влиянием других людей могут свободно поменять свою точку зрения по любому, даже очень важному вопросу.

Детство

Дети шумные, озорные. За ними нужен глаз да глаз, так как они не ощущают стеснения и легко знакомятся со взрослыми людьми, просто желая перекинуться парой слов.

Школьники склонны прогуливать уроки, потому что ежедневно посещать учебное заведение, потому что это нужно – не в состоянии.

Хотя обучение даётся им легко, новую информацию схватывают на лету. Знаете истории о студентах, которые за ночь до экзамена начинают изучать материал? Так вот, гипертимам удаётся при этом сдать его на отлично.

Подростки кажутся совершенно беззаботными и беспечными, несмотря на то, что в своём возрасте уже должны иметь хоть малейшие обязательства, обязанности. И хоть практически всегда у них хорошее настроение, испытывать грусть они также способны, просто стараются не показывать её другим.

Попытки взрослых приучить их к дисциплине или ограничить волю заканчиваются серьёзными конфликтами. Потому что, несмотря на весёлость, они достаточно вспыльчивы.

Могут нагрубить, накричать, резко высказаться, но буквально через минуту успокаиваются. То есть, напряжение не копят, обиды не замалчивают.

Не переносят одиночество, им постоянно нужно общение, хоть какое-нибудь. Иначе энергия, которую они не выпускают наружу, начинает разрушать их здоровье и толкает на необдуманные поступки.

Например, они неразборчивы в знакомствах. Установить контакт с неизвестным на тёмной улице – совершенно не является для человека с данной акцентуацией характера проблемой. Он даже не задумается о том, что подобное знакомство может оказаться опасным для него.

Жажда приключений, общения нередко приводит к тому, что такой подросток оказывается среди людей, которые ведут асоциальный образ жизни. А это означает, что уже с раннего возраста он пробует алкоголь, сигареты, наркотики.

Правда, в зависимость такие развлечения редко перерастают. Опять-таки, потому что ему интересно познавать мир, отчего лишь в одной группе или компании долго не задерживается.

Классификация Леонгарда

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

  • гипертимический — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи;
  • дистимический — заторможенность, подчёркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи;
  • аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны;
  • аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ;
  • тревожный (боязливый) — боязливость, робость, покорность;
  • эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание.

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

  • демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон;
  • педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия собственного Я идеалам;
  • застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъёма к отчаянию;
  • возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.

К личностному уровню были отнесены типы:

  • экстравертированный;
  • интровертированный.

Стоит обратить внимание на то, что понятия экстраверсии и интроверсии, использованные Леонгардом, ближе всего к представлениям Юнга: экстраверт по Леонгарду — это человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нём, в то время как интроверт — ориентирован на свои «субъективные» представления, мало подвержен внешнему влиянию и не заинтересован в нём. Такое понимание экстраверсии и интроверсии не является единственно верным — в психологии существуют и другие описания этих характеристик, например, у Айзенка.

Отношения

Для семейной жизни личности с гипертимной акцентуацией характера не очень приспособлены. Чувства вспыхивают мгновенно, за пару дней они понимают, что влюбились и планируют свадьбу, но в один момент резко остывают и переключаются на другого человека. Также ощущая, что полюбили его всей душой.

Быт их утомляет поэтому, заскучав, они будут пытаться искать развлечений, отдушину. В общем, партнёру, чтобы удержать в семье, необходимо уметь создавать интриги, чтобы заинтересовывать остаться рядом.

Низкий уровень ответственности приводит к тому, что вполне могут забыть забрать ребёнка из школы или садика. Или, отправившись в магазин за продуктами, и встретив знакомого человека, потеряются с ним на несколько дней, не задумываясь, что домашние не понимают, что случилось.

Так что, с ними хоть и нестабильно, но весело. Отношения дарят массу положительных эмоций, каждая встреча – это праздник. Ухаживают красиво, в их голове масса идей, как сделать банальное свидание необычным, да настолько, чтобы от переизбытка чувств закружилась голова.

Являются хорошими друзьями, так как придут на помощь, не раздумывая ни секунды. Даже если позвонят им среди ночи и попросят приехать в другую точку города.

Дом обычно полон гостей, которых они готовы видеть в любое время суток. Это часто приводит к конфликтам с семейным партнёром. Не каждого устраивает тот факт, что в его дом являются совершенно незнакомые люди и порой остаются на неограниченное количество времени, живя, словно в общежитии.

Легкие на подъем, стоит просто заговорить о какой-то поездке, как уже будут собирать чемоданы и звонить знакомым, чтобы составили компанию.

Профессиональная деятельность

Несмотря на активную жизненную позицию и успех, которого гипертим достигает благодаря неуёмному желанию действовать и развиваться, он таки рискует оказаться в сложной ситуации, к примеру, доведя свой бизнес до банкротства.

А всё потому, что редко завершает дела. Обычно он на середине пути теряет интерес, и тогда уже ничто не способно его заставить работать над поставленной ранее задачей.

Поэтому карьерные достижения – это не результат его упорного и кропотливого труда, а то, что он получает из-за своей рискованности. Имеется в виду, что на карту способен поставить всё, рискуя в случае проигрыша остаться на улице. Зато, выиграв, окажется нереальным счастливчиком.

Не может всю жизнь отдать одной профессии, и, тем более, одному месту. Изучив одну сферу, он теряет к ней интерес и тут же переключается на совершенно противоположную отрасль, приняв решение попробовать себя в новом деле. И, что самое удивительное, ему удаётся получить желаемый результат.

Рекомендации

Обеспечьте своему ребенку возможность сбрасывать энергию. Если различные кружки утомляют других детей, то такому наоборот, придадут сил и мотивации развиваться. Да и меньше бед он наделает, если будет увлечен спортом, творчеством.
Поручайте ему организационные дела, например, пусть снимет видео-поздравление кого-то из членов семьи, когда каждый, кто его знает, произносит тёплые пожелания в честь дня рождения. В общем, не стоит заставлять его делать то, что он не любит, а именно заниматься кропотливой работой. Создавайте ему условия, в которых он наоборот, сможет реализовать свой потенциал.
Если же данный характер у вас – обязательно занимайтесь спортом, медитируйте, плавайте, бегайте

Важно не только реализовывать накопленную энергию, но и учиться расслабляться.
Заведите блокнот, в который будете выписывать свои идеи, планы и накопленные чувства. Необходимо постепенно приучать себя рефлексировать, то есть заниматься самопознанием

Это позволит повысить уровень самоконтроля, дисциплинарность.

Как оптимизировать жизнь гипертимного человека

Один очень простой психологический прием может помочь человеку с гипертимныи типом личности увидеть свое поведение со стороны и сделать работу над ошибками. Суть приема заключается в том, что нужно завести тетрадь, куда следует записывать близкие и далекие планы, а потом, прочитав написанное, вычеркивать ровно половину. То есть намечать меньше, но выполнять «железно», чем задумывать многое, заведомо зная , что исполнение всего сразу просто невозможно. Гипертим может сам придумать для себя «наказание» за невыполнение обещания или недоведение до конца начатого дела. Таким образом человек сам приучает себя к фиксации и контролю собственной недисциплинированности.

Гипертиму нужно чаще напоминать о наведении порядка в окружающем его пространстве. Если вокруг него будет все структурировано находиться на своих местах, тогда порядок в его душе наступит скорее.

Развитие гипертимного характера

К 18-19 годам гипертимность развивается как устойчивая акцентуация, что формирует специфический тип характера. В то же время такой тип возбудимости нередко приводит к различным психопатиям. Выделяются следующие основные виды:

  1. Гипертимно-неустойчивый тип: наиболее распространенный вариант аномального развития, когда поиск развлечений и приключений преобладает в ущерб работе, что нередко приводит к нездоровому образу жизни — алкоголизм, наркомания, сексуальные авантюры.
  2. Гипертимно-истероидный тип: развивается на почве неудач, стрессов, а заключается в попытке любым путем доказать свою исключительность и незаурядность, потребность получения внимания — нередко следуют попытки любым способом добиться своего, вплоть до угроз и намерений суицида.
  3. Гипертимно-аффективный тип: характеризуется вспышками раздражения и агрессивности в ответ на любое противодействие — часто при агрессии не учитываются возможности противоборствующей стороны, что вызывает буйное безумство.
  4. Гипертимно-циклоидный вариант: обусловлен эндогенными закономерностями.

В целом, гипертимным личностям свойственны как положительные, так и отрицательные черты. К несомненным плюсам можно отнести энергичность, инициативность, коммуникабельность, оптимизм, способность вести за собой.

Среди минусов надо отметить легкомыслие, склонность к авантюрам и аморальному поведению, несерьезное отношение к обязанностям, недисциплинированность.

Среди ситуаций, в которых возможны конфликты с гипертимами, выделяются однообразная, монотонная работа; попытки нравоучений, опеки и воспитания; навязывание жесткой дисциплины. С учетом особенностей характера рассматриваемых личностей можно рекомендовать такие специфические условия деятельности, как организаторская работа и деятельность, связанная с частым изменением условий работы, возможно, с переездами.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендуем ознакомиться со всеми существующими типами акцентуаций характера, чтобы точно определить, к какому именно вы относитесь.

Да и подобная информация поможет налаживать контакты с другими людьми, которые отличаются от вас, что является порой причиной непонимания и конфликтов.

Начать можете, к примеру, с полностью противоположной гипертиму дистимной акцентуации. Такие личности наоборот, всегда подавленны и мрачны, отчего нередко «выпадают» в депрессивное состояние.

Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Читайте далее:

Что такое сенситивный тип характера и основные черты этой акцентуации

Основные особенности лабильного типа акцентуации личности

Астено-невротический тип акцентуации личности: особенности характера

Особенности эпилептоидного типа акцентуации характера

Особенности циклоидного типа личности (характера)

7

Психологические черты обладателей гипертимного типа личности

Гипертимный характер накладывает отпечаток не только на поведение человека, но и во многом определяет выбор профессии и образ жизни. Отечественные психологи П. Б. Ганнушкин и Г. Е. Сухарева детально изучали людей данного типа, которому они дали более уточненное название «конституционально-возбужденный». Они пришли к выводу, что люди с таким характером весьма общительны, ведут активный образ жизни. Порой бывают чрезмерно самостоятельны, переоценивая свои возможности. Уже в юношеском возрасте гипертимы стремятся везде проявлять свои лидерские качества, как в компании ровесников, так и более старших людей. Это часто приводит к нарушению ими субординации, например, в общении с родителями или учителями.

Особенности подросткового периода

Отличительная черта подростка-гипертима — практически постоянно приподнятое, веселое настроение, но при серьезном противодействии оно может смениться кратковременными вспышками гнева, агрессии. Агрессивная реакция чаще всего становится ответом на попытку поубавить их активность.

Очень плохо дела обстоят со строгими правилами дисциплины. Казарменное положение и строгий порядок для гипертимов не подходит. Хорошее настроение обычно совмещается и с повышенным жизненным тонусом, сияющим видом. В нормальном состоянии они имеют отменный аппетит и крепкий сон, хотя и не очень продолжительный, по сравнению со сверстниками. Физическое и половое созревание подростков проходит в ускоренном режиме, и к 14-15 годам они, как правило, имеют уже сформировавшийся облик.

Гипертимных подростков можно отнести к эмансипированным личностям. Они часто конфликтуют с родителями, учителями, другими взрослыми людьми. Конфликты возникают при попытках нравоучений, контроля, опеки. Это своеобразное отстаивание своей независимости, которая очень важна для гипертимов. Со сверстниками конфликты возникают гораздо реже из-за неформального лидерства, обычно признающегося всеми.

Самое сложное — это отношение к закону. С одной стороны, гипертимные личности знают ту границу, где начинается преступление, и редко ее переходят. С другой — их реакция к небольшим правонарушениям. Здесь срабатывает романтика авантюры, легкомыслие, потребность раздвинуть рамки дозволенного. Небольшие правонарушения такие подростки совершают достаточно часто, не заботясь о последствиях.

Особенности детского возраста

В детском возрасте гипертимные натуры выделяются непоседливостью, большой подвижностью, болтливостью и общительностью. С раннего возраста стремятся к самостоятельности (но без чувства ответственности), плохо ощущают дистанцию со взрослыми, поэтому склонны к непослушанию. Очень опасна тенденция к неудержимому озорству, порой переходящему рамки дозволенного.

Чуть ли не с первых лет жизни малыши-гипертимы тянутся к шумной ватаге и склонны верховодить ребятишками. Воспитатели в дошкольных учреждениях часто жалуются на неугомонность и непослушание. Сложности начинаются со школьной скамьи: при нормальных, часто выше средних способностях, быстром мышлении и усвояемости материала неусидчивость и недисциплинированность ведут к неравномерной успеваемости — «пятерки» чередуются с «двойками». В пубертатном периоде чрезмерная возбудимость несколько снижается, но основные черты характера проявляются еще более явно.

Вы здесь

ГИПЕРТИМНЫЙ РЕБЁНОК

Рубрика: 

Статьи-обзоры
Психология

 Это один из типов характеров очень известной классификации А.Е. Личко.
ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА
У таких детей много сил, энергии, оптимистичное настроение, они всегда торопятся, всегда готовы к действию, уверены в себе, своих возможностях. Они обладают даром общения, легко знакомятся, быстро идут на контакт, завоевывают доверие. Любопытны и участливы, не стесняются рассказывать о себе.
Гипертимные дети с готовностью участвуют во всех интересных проектах, играх (и прежде всего в подвижных). Веселье и любопытство всегда светятся на их лицах, они часто смеются. Ребенок-гипертим всегда готов поделиться своим хорошим настроением, какой-то новостью, у него много друзей. Во всём, хорошем и плохом, он неформальный лидер.
Дети такого типа инициативны, они всё время что-нибудь придумывают. В то же время, они переменчивы в намерениях и увлечениях. У них нет устойчивой цели, они быстро переключается с одного дела на другое, более интересное или новое.
Гипертимные дети ориентированы на одежду свободного стиля, чтобы она не мешала им двигаться, бегать. Во внешнем виде ребёнка чувствуется некоторая торопливая небрежность, незавершенность. Он не особенно следит за своей внешностью, поскольку всегда что-то новое или интересное отвлекает его. Карманы такого ребенка наполнены множеством «нужных» предметов.
Часто дети-гипертимы не очень внимательны к тому, что им говорят родители, к их опасениям, просьбам и требованиям. Они излишне стремятся к самостоятельности и ненавидят ограничения.
Гипертимные дети спешат и всё делают наспех. Они заканчивают рисунок, не успев начать, моментально раскрашивают картинку, быстро делают уроки, однако качество труда оставляет желать лучшего.
Научить писать такого ребенка – это испытание, как для него самого, так и для его родителей и учителей. Гипертимным детям не нравится заниматься теми видами деятельности, где требуется терпение, аккуратность, точность. Они неаккуратны с игрушками и книгами

В результате у игрушек отваливаются детали (и неважно, пластмассовые ли это машины или оловянные солдатики), книги зачитаны (а точнее затасканы), как говорят, «до дыр».
В ЧЕМ ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ГИПЕРТИМНОГО ХАРАКТЕРА?
О небрежности мы уже упоминали. Но, кроме этого, гипертимные дети неисполнительны, так как не могут оценить свои возможности, распределить время, которое надо затратить на выполнение задания

Им хочется поиграть, и они думают, что ничего не случиться, если еще немножечко полепят, посмотрят, … «Сейчас, это быстро!» – звучит, как правило, в ответ на призыв родителей или воспитателей.
Необязательность и безответственность такого ребенка тоже является распространенным явлением. Он может пообещать очень многое, но не выполнит, так как его отвлекло что-то более интересное

И вообще, он делает только то, что ему интересно.
Следует помнить, что гипертимный ребенок может проявлять неосторожность, он не чувствует опасности, всегда надеется на лучшее. Ребенок лезет на книжные полки, спускается с лестницы по перилам или по ступенькам, но на животе

Периодически слышится крик: «Помоги мне!» Это значит, что он залез высоко, а слезть не может, как маленький котёнок. Часто из подобных ситуаций его спасает изобретательность. Он всегда что-нибудь придумывает.
Общителен, но общается поверхностно. Сегодня он общается с одним, тут же может переключиться на другого, кто покажется ему более интересным или увлечёт его новой игрушкой, предложением.
Он легко проглядывает границу между дозволенным и недозволенным, и нередко переступает эту границу. В быту это бывают мелкие нарушения в обход принятых правил.
Типичный пример — разговор гипертимного подростка в машине:
Сын:
— Давай обгоним эту машину!
Отец:
— Нельзя.
Сын:
— Ну почему нельзя?!
Отец:
— Потому что знак висит.
Сын:
— Ну и что? Гаишника все равно нет, никто не заметит!
ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА-ГИПЕРТИМА
Такому ребёнку нужно помогать организовывать себя, но делать это следует очень осторожно, чтобы не ущемлять его потребность в самостоятельности. Поскольку он разбрасывается в своих интересах, увлечениях и делах, то хорошо делить с ним эти интересы (впрочем, это важно с каждым ребенком), чтобы через совместные занятия его дисциплинировать и направлять активность в нужное русло.
Особенно счастливым такой ребенок чувствует себя в обществе взрослого с тем же типом характера – воспитателя или родителя. Реальный ребенок и живой «внутренний ребенок» взрослого-гипертима быстро устанавливают контакт и взаимопонимание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.