Показатели самостоятельности у старших дошкольников
Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:
- Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
- Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
- Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
- Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
- Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.
Зачем это нужно?
В понятие самостоятельности входят не только навыки самообслуживания. В ней есть такое образование, как произвольность. За счет нее человек контролирует свое поведение. От этого зависит успешность ребенка в школьное время.
При хорошем развитии уровня произвольности ученику легко сидеть на уроке, сосредоточится на задании, усваивать материал. Подобное качество положительно влияет на формирование адаптации к социуму. От того как правильно и быстро ребенок перенимает нормы поведения зависит реакция социальной группы.
Произвольность служит основой дл следующих умений:
- Способности подчиняться правилам.
- Ориентировка в системе требований.
- Слышать и слушать другого, следовать устным инструкциям.
- Способность выполнять действие по зрительному образцу.
В дошкольном возрасте ребенок больше склонен к импульсивности и ситуативности. Поэтому не стоит ждать от него моментальных перемен. С четырех лет нужно помогать ему вырабатывать контроль над своими действиями.
Развитие детской самостоятельности в старшей и подготовительной группах
В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи. При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.
Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.
Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.
Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять «Я сам!». То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения. Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому. Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.
Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.
В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.
Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.
Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.
Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.
Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.
Время от времени дети повторяют свои действия, у них появляется творческая активность, желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.
Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить «спасибо», когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение. Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить. Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.
Развитие детской самостоятельности можно организовать на похожих примерах.
Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.
Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать — правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.
Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.
Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.
Насколько самостоятельным должен быть ребенок? Традиционная и современная педагогика о проблеме
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Линейка образов к самостоятельности
Воспитывая детей, многие родители также стараются лишить их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, гиперопеки в силу возраста. На самом же деле такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а следовательно и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок, родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. Вот почему развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников приобретает особый смысл.
Что такое гиперопека и ее результат
Ход игры:
1) Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.
2)Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на стул.
Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая как правильно это сделать. Кукла совсем раздета (остались трусики и маячка, ей надевают тапочки и ведут к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее на бок, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит «Спи!». Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит вести себя тихо.
3)Оценка игры: в ходе игры, выяснилось, что большая часть детей правильно и в определенной последовательности раздели куклу, но не все дети смогли аккуратно сложить одежду на стульчик. Саша, Кристина, Оля не смогли расстегнуть пуговицы на платье. Мальчики не умеют выворачивать колготки.
В будущем, чтобы улучшить результаты самостоятельности детей нужно привлечь внимание родителей к этой проблеме и рекомендовать им, чтобы они предоставляли своим детям больше самостоятельности во время одевания и раздевания. Заключение
Заключение
В нашей группе проведена большая работа по формированию у детей самостоятельности в самообслуживании. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем.В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности: двигательной, игровой, речевой, музыкальной, экспериментирование. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной.
Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы видим необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.
Таким образом,можно сделать следующий вывод:
Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить, что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении
Нами было замечено следующее:
— дети, свободные от опеки взрослых, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляют заботу о своих близких;
— труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие;
— постоянство и единство требований со стороны детского сада и семьи к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
Литература
1. Волжанина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов \\ журнал «Виноград»-2010-№37.
2. Губанова Н. Ф. Развитиеигровой деятельности: младшая группа. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».
3. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».-Изд. 8-Ростов н\Д: Феникс, 2014.-251с. —(Школа развития)
4. Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателей. Издание 3-е, испр. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. –Режим доступа: http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf
Способы формирования
Развивать произвольность не так легко
В первую очередь нужно обратить внимание на сюжетно-ролевую игру. В ней дошкольник берет на себя определенную роль и всегда ей следует
Какое-то время он держит себя в рамках.
В дальнейшем развивать произвольность можно с помощью игр с правилами. В такой ситуации правила направлены на ребенка. Они помогают осознать поведение и контролировать его.
На детской площадке взрослые демонстрируют образец правил. Например, при игре в мяч нельзя толкаться и выхватывать его друг у друга. Малыши следят за своим поведением и подмечают чужие ошибки.
Далее у ребенка развивается стремление все делать самостоятельно. В дошкольном возрасте он все еще нуждается в поддержке родителей. Через совместную деятельность с мамой или папой у малыша появляется осознанность своего поведения.
Для этого родителям нужно делать что-то вместе с малышом и всегда оречевлять свою деятельность. Таким образом, происходит формирование связи между словом и действием.
Важно не мешать ребенку проявлять самостоятельность. Да, он будет одеваться дольше, может разбить посуду, разлить ведро воды
Но пока у него есть такие порывы — их нужно поддерживать. Иначе можно напрочь лишить малыша самостоятельности и восстанавливать ее будет очень сложно.
Результатом развития произвольности должно быть наличие у ребенка самоконтроля и самостоятельности. Он сам прибирается, соблюдает гигиену, помогает родителям и т.п. Для такого итога родителям придется немало потрудиться над воспитанием.